13 самых известных мостов Санкт‑Петербурга

2 июня 2024, обновлено 21 ноя 2024
13 самых известных мостов Санкт‑Петербурга

Найти экскурсию

Показать
Разводные и подвесные, с башенками и со скульптурами, окутанные легендами и хранящие память о великих петербуржцах — всё это о мостах Северной столицы. Здесь их много, и у каждого своя история. В статье расскажем о самых красивых мостах Санкт‑Петербурга, происхождении их названий и лучших ракурсах для фото.

Мосты через Неву

Через главную водную артерию Северной столицы перекинуто семь мостов. Шесть из них — разводные. Расскажем о трёх самых красивых.

Дворцовый мост

Он окружён городскими «визитками» — Зимним дворцом (отсюда и название моста), Петропавловской крепостью, Ростральными колоннами. Поэтому этот разводной мост — один из самых фотографируемых в Петербурге и всей России.

Ещё по теме
 
Парк «Красноярские Столбы»
Середина XIX века. Литография Дворцового моста по рисунку И. Шарлеманя

Первая переправа на этом месте появилась ещё в 1727 году, а строительство моста, который мы видим сегодня, продолжалось с 1911‑го по 1916‑й. В день сдачи проекта конструкцию проверили на прочность: на мост одновременно въехало 34 грузовика. В кузове каждой машины был нешуточный груз в 9,6 тонны. Мост с достоинством выдержал испытание, и через несколько дней его открыли.

Первые десятилетия конструкция выглядела довольно скромно: из‑за Первой мировой войны от архитектурной отделки пришлось отказаться. Узнаваемые чугунные перила со звёздами установили на мосту только в конце 1930‑х.

Дворцовый мост
По ночам колокольня и мост красиво подсвечены, а самые эффектные снимки получаются при длинной выдержке. Фото: Shutterstock

Путешественники стремятся увидеть мост во время разводки. В сезон навигации она происходит дважды за ночь, а лучшая точка для наблюдения за ней — Университетская набережная. Здесь можно запечатлеть открыточный вид: колокольню Петропавловского собора, гордо высящуюся между крыльями моста.

Троицкий мост

В отличие от Дворцового, у Троицкого моста при разведении поднимается только одно крыло — у левого берега. А славится эта городская до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть своим пышным декором и размерами. Это один из самых протяжённых мостов в Северной столице — 582 метра.

1897 год. Церемония закладки Троицкого моста • 1903 год. Николай II на дне открытия моста

Любопытно, что возводить мост должен был сам Гюстав Эйфель. Разработки его бюро взяли первый приз в конкурсе на строительство в 1890 году. Однако в последний момент утвердили представленный вне конкурса проект другой французской компании — «Батиньоль». Притом по самой что ни на есть прозаической причине: новый вариант требовал значительно меньшего расхода металла.

Строительство началось в 1897‑м и завершилось в 1903‑м. Своё название 10-пролётная конструкция получила от располагавшегося поблизости Троицко-Покровского собора (в 1933‑м храм снесли).

Троицкий мост впечатляет великолепием отделки: изящными канделябрами, решётками в стиле модерн и ростральными обелисками, увенчанными двуглавыми орлами. Оценить красоту до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти получится не только в сезон белых ночей, но и зимой: мост выглядит очень эффектно на фоне скованной льдом Невы.

Троицкий мост летом и зимой. Фото: Shutterstock

Большеохтинский мост

Один из главных шедевров отечественного мостостроения — ажурный разводной мост с грандиозной подсветкой, которую обеспечивают 1300 светильников!

В конкурсе на возведение конструкции участвовали опытные мостостроители из разных стран, но городские власти отвергли все проекты и остановились на внеконкурсной работе инженера Григория Кривошеина и архитектора Владимира Апышкова. В 1911 году мост был готов.

Конструкция с тремя пролётами получилась не только удобной для судоходства, но и красивой. Её центральную (разводную) часть украсили гранитные башни‑маяки в средневековом стиле. А две статичные половинки моста украшают изящные металлические арки. Их части соединены между собой с помощью клёпок — эта же технология использовалась при строительстве Эйфелевой башни.

1909–1911 годы. Строительство Большеохтинского моста • Современный вид • Фото: Shutterstock

По легенде, одну из заклёпок моста изготовили из чистого золота, но потом покрыли краской стального цвета. Где именно она находится и существует ли на самом деле — тайна, не раскрытая по сей день.

Мосты через канал Грибоедова

Протяжённость водоёма — пять километров, и по всей его длине перекинуты мосты — всего их 21. Среди них два цепных и один «литературный». О них и расскажем далее.

Банковский мост

Один из символов Санкт‑Петербурга, расположенный в трёх минутах ходьбы от Невского проспекта. Своим названием он обязан когда‑то находившемуся рядом Ассигнационному банку (сегодня здание занимает Санкт-Петербургский экономический университет).

Фото: Shutterstock

Банковский мост украсил город на Неве в 1826‑м. Это один из трёх сохранившихся до наших дней цепных мостов Северной столицы. Его удерживают цепи, которые крепятся к металлическим каркасам, спрятанным внутри скульптур крылатых львов. Последние — работа скульптора Павла Соколова. По примете, мифические стражи приносят богатство, нужно только насыпать в карманы мелочи и, позванивая ей, неспешно пройтись по мосту.

Кокушкин мост

Самый «литературный» в Северной столице. Кокушкин мост упоминается и в «Преступлении и наказании» Достоевского — уже в первом предложении романа, и в одной из эпиграмм Пушкина, и в «Записках сумасшедшего» Гоголя, и в неоконченной повести Лермонтова «Штосс».

1926 год. Канал Грибоедова • 1946–1947 годы. Реконструкция Кокушкина моста

Мост был проложен через Фонтанку во второй половине XVIII века. А название получил от находившегося поблизости кабака — его хозяином был купец Кокушкин.

Увы, оригинальный облик конструкция не сохранила. Мост перестроили в советское время — вскоре после окончания Великой Отечественной войны. А вот его «литературное» окружение с течением времени мало изменилось.

Кокушкин мост
Фото: Shutterstock

Например, на правом берегу канала по‑прежнему стоит дом купца Зверкова, где в 1829 году жил Н. В. Гоголь. Именно здесь он работал над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». А в пяти минутах ходьбы — в доме № 5 в Столярном переулке — находится прототип дома Родиона Раскольникова, откуда по Кокушкину мосту в первой главе «Преступления и наказания» он идёт к старухе-процентщице.

Львиный мост

Ещё один шедевр мостостроительной архитектуры на цепях — он также украшен чугунными львами, правда, бескрылыми. Львиный мост, как и Банковский, был перекинут через канал Грибоедова в 1826‑м.

С этим мостом Петербурга связано два интересных факта. Во‑первых, у него есть брат‑близнец в Германии. В 1838‑м уменьшенная копия конструкции украсила парк «Тиргартен» в Берлине. Во‑вторых, в ХХ веке мост был необыкновенно популярен среди будущих мамочек. По поверью, беременная женщина должна была прийти на него рано утром и задать про себя вопрос: «Кто родится — мальчик или девочка?» «Ответом» становился первый появившийся на мосту пешеход. Какого он пола, такого пола будет и малыш.

Фото: Shutterstock

Мосты через Мойку

Берега этой реки соединяют 14 мостов. Вот по каким из них обязательно стоит пройтись.

Зелёный мост

Первый чугунный мост в Санкт‑Петербурге. Название объясняется просто: он зелёного цвета. Кстати, кроме Зелёного, через Мойку переброшены ещё два цветных моста — Красный и Синий.

1868 год. Зелёный мост и Строгановский дворец • Современный вид • Фото: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0

Автор проекта — шотландский инженер Вильям Гесте. Он предложил проект моста в виде пологой арки из чугунных блоков, соединённых болтами. В 1808‑м строительство было завершено. Результат настолько впечатлил городские власти, что по его образцу стали строить и другие мосты через Мойку. В начале ХХ века мост расширили и украсили канделябрами с фонарями.

Зелёный мост стал свидетелем трагедии, случившейся 9 января 1905 года. С него в этот день, вошедший в историю как «кровавое воскресенье», военные стреляли по мирным демонстрантам.

Поцелуев мост

Был перекинут через Мойку ещё в 1738‑м. Гранитные обелиски с фонарями установили на нём в начале XIX века. А свой сегодняшний вид конструкция приобрела уже в 1900‑х после прокладки тут трамвайных путей (трамваи ходили здесь вплоть до 2006‑го).

1860‑е годы. Чугунный Поцелуев мост • Современный вид • Фото: Shutterstock

По одной из версий, имя мост получил благодаря находившемуся поблизости трактиру «Поцелуй». Но есть и более романтичные гипотезы. Так, некоторые объясняют название питерским суеверием: если возлюбленные оказываются на мосту, они обязательно должны поцеловаться, иначе их отношения не будут крепкими. По ещё одной версии, здесь назначали тайные свидания те, кому приходилось скрывать свою вторую половинку от родственников.

Сегодня своих чувств тут никто не скрывает: здесь целуются молодожёны, приезжающие прямо из загса, и пары, которым предстоит временное расставание. Поверье гласит: если поцеловаться в самом центре моста, разлука будет недолгой. Словом, этот мост можно назвать самым романтичным в Петербурге.

Почтамтский мост

Это третий из сохранившихся цепных мостов Северной столицы. Он был открыт в 1824‑м, а назван по имени соседней улицы Почтамтской. В отличие от двух мостов со львами, здесь каркасы, к которым крепятся цепи, спрятаны не в скульптуры. Они замаскированы под изящные обелиски, увенчанные позолоченными сферами.

Фото: Shutterstock

В начале ХХ века конструкция начала провисать, и в целях безопасности власти установили под ней опоры. Изящный мост таким образом перестал быть подвесным, а цепи и пилоны превратились в элементы декора. Однако после восстановительных работ в 1980‑х Почтамтскому мосту вернули его первоначальный облик.

Мосты через Фонтанку

Этот проток Невы может похвастаться 15 мостами, включая знаменитый Аничков — популярную питерскую до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть.

Прачечный мост

Трехпролётный арочный мост рядом с Летним садом строился с 1766‑го по 1769‑й — в то время, когда городские набережные «одевались» в камень. Кто автор этой элегантной конструкции — загадка. Но точно известно, что строительными работами руководил сам Карл Росси. А название мост получил, так как неподалёку от него располагались дворцовые прачечные.

Прачечный мост
Фото: Shutterstock

Хотя мост достаточно строгий и почти лишён декоративности, обратить на него внимание всё‑таки стоит, ведь за два с половиной века он практически не изменился. Проверить это легко: просто взгляните на акварель Карла Гефтлера 1890 года «Река Фонтанка. Прачечный мост» и сравните её с современным мостом. Различия минимальные!

Мост Ломоносова

Этот мост, названный в честь великого учёного, был открыт в 1787 году. Его строили по проекту Жан‑Родольфа Перроне — одного из ведущих инженеров Франции XVIII столетия (среди других его творений — мост Согласия в Париже).

Мост Ломоносова
Фото: Shutterstock

Визитная карточка моста — эффектные башни‑павильоны. Однако установили их вовсе не для красоты. Когда‑то конструкция была разводной, а башни защищали от дождя и снега подъёмные механизмы.

Кроме башен впечатляют и гранитные обелиски. На них красуются кронштейны в форме гиппокампов (полулошади-полурыбы из греческих мифов) и гранёные фонари.

Аничков мост

Аничков мост был проложен через Фонтанку одним из первых — в 1716‑м. Строительными работами руководил военный инженер Михаил Аничков — отсюда и название. Мост неоднократно перестраивался, а нынешний облик приобрёл к 1851‑му. Облицованная гранитом постройка восхищает своей чугунной оградой с гиппокампами и русалками и великолепными конными статуями работы знаменитого мастера Петра Клодта.

XVIII век. Вид на Аничков Дворец и мост от Фонтанки • Современный вид • Фото: Shutterstock

Четыре скульптурные группы изображают вставших на дыбы коней и укрощающих их молодых людей. Со статуями связано немало городских легенд. По одной из них, Николай I, увидев работы Клодта, завил, что тот делает лошадей лучше, чем жеребец. По другой — под хвостом одного из коней изображено лицо обидчика скульптора (существует предположение, что это может быть и портрет Наполеона). А ещё жители Северной столицы шутят, что в городе не пьют алкоголь только четыре человека — они стоят на Аничковом мосту и у них заняты руки.

Египетский мост

Посвящённый культурному наследию древней цивилизации, он был построен в 1826‑м. Но сегодняшний облик этой питерской до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти сильно отличается от оригинального.

Изначально мост был цепным, а его декор — куда богаче. Кроме сфинксов на постаментах (это единственные украшения, дошедшие до наших дней) здесь высились покрытые иероглифами порталы с колоннами.

Египетский мост
Фото: Shutterstock

Диковинный мост радовал горожан и гостей столицы вплоть до 2 февраля 1905 года. В этот день он рухнул — под кавалерийским эскадроном, навстречу которому двигалось сразу несколько саней. В холодной воде оказались и люди, и лошади. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Точные причины этого ЧП так и остались невыясненными, а мост был восстановлен лишь полвека спустя. Но созданная в 1950‑х советскими инженерами однопролётная конструкция на этот раз держалась не на цепях, а на устойчивых железобетонных «ногах».

Заключение

Поразительно, но точное количество мостов в Санкт‑Петербурге до сих пор неизвестно, настолько их много. Предположительное число — 800, включая пригородные. Так что на изучение даже десятой части из них уйдёт целый отпуск. Задаться такой целью, конечно, можно, но лучше обратиться к местным гидам — они покажут только самые интересные мосты и расскажут все их секреты.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Морские ворота Санкт‑Петербурга: всё о КронштадтеМорские ворота Санкт‑Петербурга: всё о Кронштадте Форты, военно‑морские музеи и парки старинного города

Еще экскурсии по теме