Запретный город в Пекине: как попасть и что посмотреть

17 июля 2024, обновлено 31 авг 2024
Запретный город — это один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей мира, насчитывающий сотни роскошных строений. Больше 500 лет он служил закрытой резиденцией китайских правителей, а теперь здесь работает музей, в котором выставляется около 70 тысяч экспонатов. Рассказываем, как устроен Запретный город и что там можно увидеть.
СодержаниеИстория Запретного городаКак попасть в Запретный городАрхитектура комплексаПлан городаСимволикаСтроительствоУкрашенияСтатуиМузейные экспозицииКоллекция керамики Коллекция мебели Коллекция часовКоллекция сокровищЗаключение

История Запретного города

По легенде, огромный роскошный дворец в центре Пекина приснился китайскому императору Чжу Ди. И он решил во что бы то ни стало воплотить этот чудесный сон в жизнь. Строительство Запретного города началось в 1406 году и продолжалось около 15 лет. Чжу Ди хотел возвести не просто роскошную резиденцию, а создать копию небесного дворца.

Запретный город в Пекине • Скульптура льва • Фото: Shutterstock

Запретный город — это более 900 деревянных зданий, окружённых площадями и садами, выстроенными по строгим канонам учения фэншуй. Его масштаб поражает и сегодня: комплекс занимает 72 гектара (примерно 145 футбольных полей). Это настоящий город в городе, где жили, сменяя друг друга, 24 правителя Поднебесной вместе с членами семьи и многочисленными слугами и наложницами.

В 1924 году в связи с отречением китайского императора Пу И от престола Запретный город вместе со старинными артефактами и императорскими сокровищами сделали музеем. Его назвали Гугун, что в переводе с китайского означает «бывший дворец». В 1980‑х комплекс включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2005‑м полностью отреставрировали.

Ещё по теме
Начало XV века. Император Юнлэ династии Мин, приказавший построить Запретный город • Вторая половина XVIII века. «Китай: Три императора» • 1932‑1945 годы. Правитель Маньчжоу — Го Пу И

Сегодня Запретный город — это уникальный памятник традиционной китайской архитектуры, а также главное хранилище сокровищ королевских династий Мин и Цин. Здесь можно увидеть обширные коллекции китайского фарфора и мебели, а также ювелирные украшения и императорские реликвии.

Как попасть в Запретный город

Комплекс работает с 8:30 до 17:00 в летнее время, с ноября по конец марта — до 16:30. В понедельник — выходной. Билет лучше всего купить заранее в кассах музея или онлайн на официальном сайте.

Пускают на территорию через главные южные ворота «Умэнь», а вот выход осуществляется только через северные или восточные ворота. На территории есть туалеты, сувенирные магазины и кафе, поэтому планировать посещение Запретного города можно смело на весь день.

Не заблудиться среди дворцов поможет карта, которую можно скачать в русскоязычной версии на сайте музея. Там же есть возможность составить маршрут по главным до­сто­при­ме­ча­тель­но­стям и экспозициям, рассчитанный на два часа, полдня или на целый день.

Ворота Умэнь • Летнее кафе в императорском дворце • Сувенирная лавка • Фото: Shutterstock

Архитектура комплекса

В Древнем Китае города строили не только по фэншую, но ещё и согласно философской концепции инь и ян. Здесь нет случайных деталей, так что всё, начиная от планировки и заканчивая украшениями фасадов, определено восточными верованиями и подчинено определённой логике. Рассказываем, как устроен Запретный город в Пекине.

План города

В древности Пекин был разделён на внешнюю часть, где жили простолюдины, и внутреннюю — с храмами, особняками аристократов и дворцами правителей. Гугун построили во внутренней части столицы. От остальных построек императорскую резиденцию отделили широким рвом с водой и 10‑метровыми стенами. По углам расставили сторожевые башни, где круглосуточно несли службу солдаты. Попасть на территорию можно было через ворота, расположенные по сторонам света.

Запретный город, в свою очередь, тоже был разделён на внешнюю и внутреннюю части, в каждой — свои дворцы, предназначавшиеся для приёмов и проживания, а также сады для отдыха и прогулок.

Город отделён стенами толщиной 10 метров • Сторожевые башни • Внутренняя Река Золотой Воды • Фото: Shutterstock

Южная часть

Войдя через парадные южные ворота, вы оказываетесь во Внешнем дворце, предназначенном для торжественных церемоний. Кстати, он представляет собой не одно, а целых три роскошных сооружения, которые называют залами. Причём у каждого из них было своё назначение. Например, главным считался Зал верховной гармонии, где проходили коронации и свадьбы; в миниатюрном Зале центральной гармонии император отдыхал перед церемониями. Зал сохранения гармонии использовали для банкетов. Большую часть времени помещения открыты, в них можно посмотреть на роскошные золочёные троны и росписи на стенах.

Зал верховной гармонии • Императорский трон • Декоры дверей • Фото: Shutterstock

Северная часть

Во Внутреннем дворце располагались жилые покои императора, отдельно — императрицы, а между ними — миниатюрный Зал объединения и мира, где хранили церемониальные принадлежности. Дворец, отделённый от остальных построек стеной, окружает множество других строений, где жили приближённые ко двору, евнухи, наложницы и слуги. Побродить по жилым покоям нельзя, зато можно заглянуть внутрь: у зданий открывают смотровые окошки, через которые видно роскошные интерьеры с искусной резьбой и росписью.

Сразу за Внутренним дворцом расположен Императорский сад, планировка которого с XV века практически не изменилась. Здесь гуляли и отдыхали члены императорской семьи. В саду сохранилось несколько изящных беседок и павильонов, где проходили занятия детей императора, смотры наложниц и в древности работала библиотека.

Зал Небесной чистоты • Экран Девяти драконов перед Дворцом Безмятежного долголетия • Императорский сад • Фото: Shutterstock

Символика

В Древнем Китае верили, что на небе есть Пурпурный дворец, где живёт Небесный император, а правителя на земле считали Сыном Неба. Поэтому Запретный город создавали как символ порядка и гармонии всего Китая. Кстати, резиденцию часто называют Пурпурный Запретный город, подчёркивая божественное происхождение. А вот запретным его называли потому, что простому человеку не разрешали даже приближаться к нему.

Резиденция представляет собой ровный прямоугольник, через который с юга на север проходит главная дорога. На ней стоят Внешний и Внутренний дворцы, а также Императорский сад. Эта прямая символизирует ось Вселенной, на которой возвели самые важные здания. Считалось, что чем ближе дворец к центру оси, тем ближе он к Небу. А ещё все здания в Запретном городе парадными фасадами обращены на юг — самую почитаемую в Китае сторону света, которая несёт благодать и достаток.

Врата Небесного Спокойствия • Карта для посетителей комплекса • 9 мифических животных, охраняющих здания от злых духов • Фото: Shutterstock

Ещё один символ резиденции — это число девять, которое часто повторяется в архитектуре комплекса. Согласно легенде, здесь устроено 9999 комнат — на одну меньше, чем у Небесного императора. Такое количество символично, поскольку в Китае число девять считается счастливым, оно созвучно со словом «долговечный». Например, на дворцовых крышах сидят по 9 мифических животных, охраняющих здания от злых духов, а на стене между внешним и внутренним дворцами изображено девять драконов.

Строительство

Запретный город возвели достаточно быстро для своего времени — всего за 15 лет. Во многом это объясняется множеством людей, задействованных в стройке: миллион рабочих и около ста тысяч мастеров‑каменщиков, художников и краснодеревщиков.

Сам способ строительства был прост: на каменный фундамент устанавливали деревянные колонны, а на них — специальные стропила, дугуны, которые связывали колонны с каркасом крыши. И всё это возводили без единого гвоздя!

Особенности строительсва дворцов с каменными фундаментами и деревянными колоннами • Результаты работы тысяч мастеров‑каменщиков, художников и краснодеревщиков • Фото: Shutterstock

Самым сложным этапом была доставка материала, который привозили со всей страны. Например, кедры и сосны для колонн сплавляли по реке, а вот с мрамором и гранитом было сложнее. Зимой дороги заливали водой, чтобы облегчить каменным плитам скольжение.

Сегодня не все строения в Запретном городе датированы XV веком, большая часть зданий пострадала в пожарах, и их заново отстроили в XVII–XVIII веках. Некоторые восстановили по архивным документам уже в наше время.

Ещё по теме
Площадь Запретного города • Традиционный желто‑красный орнамент крыши • Фото: Shutterstock

Украшения

Изящные и в то же время монументальные конструкции, фигурные черепичные крыши, яркие цвета — всё это обязательные атрибуты китайской традиционной архитектуры Запретного города. На первый взгляд обилие росписей, украшений и статуй кажется хаотичным, однако в оформлении зданий нет ни одного случайного элемента. Даже цвета выбраны не просто так. Например, все крыши покрашены в жёлтый — цвет власти, а стены — в красный — символ торжественности, достатка и счастья.

Главные дворцы стоят на мраморных резных платформах, парапет которых украшен оригинальными водосливами в виде драконьих голов. Лестницы к ним часто дополнены мраморными плитами с вырезанными фантастическими животными. Самая впечатляющая украшает лестницу к Залу верховной гармонии. Это 17‑метровая каменная картина, изображающая девять драконов с шариком жемчужины в пасти — символом мудрости.

Все крыши покрашены в жёлтый — цвет власти • Красный — символ торжественности, достатка и счастья • Каменная картина‑лестиница Зала верховной гармонии • Фото: Shutterstock

Статуи

Ещё в Запретном городе можно увидеть шесть пар бронзовых львов и львиц, некоторые из них украшены позолотой. Это знаки высокого положения, они, как правило, выставляются перед воротами. В Китае такие статуи могли устанавливать только высокопоставленные чиновники. Самые большие фигуры можно увидеть у ворот в Зал верховной гармонии. Львица изображена со львёнком, который пьёт молоко, а лев — с шаром, символизирующим власть императора над миром.

Гуляя по Запретному городу, вы наверняка заметите статуи журавлей и черепах — они воплощают долголетие и гармонию. У многих зданий установлены ещё и железные чаны. Они призваны защищать от пожаров. В чанах круглый год находилась вода, а зимой, чтобы она не замерзала, ёмкости подогревали на углях.

Бронзовый лев с шаром, символизирующий власть императора над миром • Статуя черепахи воплощает долголетие и гармонию • Железные чаны призваны защищать от пожаров • Фото: Shutterstock

Ещё несколько статуй украшают углы дворцовых крыш. Это мифические животные‑защитники, каждый из которых несёт определённый смысл. Например, небесный конь и морской конёк символизируют мораль и достоинство, рыба яюй защищает от пожара, а сечжи (небесный баран) — символ безупречности и справедливости.

Музейные экспозиции

На территории функционирует несколько выставочных пространств с богатыми коллекциями фарфора, украшений и предметов декоративно‑прикладного искусства, а также собрание мебели из императорских покоев. Увидеть всё за одно посещение невозможно, поэтому рекомендуем заранее ознакомиться с экспозициями и составить маршрут на сайте музея Гугун.

Коллекция керамики

Где находится: Зал воинской доблести

Китай был одним из первых мест в мире, где стали производить изделия из керамики, а затем и фарфора. Первые сосуды из глины здесь начали делать уже в эпоху неолита. Хранилище музея Гугун насчитывает больше 300 тысяч единиц. Около тысячи предметов с древнейших времён до XVIII века выставлено в Зале воинской доблести в юго‑западной части Запретного города.

Коллекция керамики • От 2200 до 1900 года до н.э. Сосуд для воды, культура Ци Цзя • 1368–1644 годы. Сине‑белый фарфор династии Мин • Фото: Shutterstock, сайт музея Гугун

Здесь можно увидеть пузатые глиняные сосуды, забавные кувшины на трёх ножках и необычные чайники эпохи неолита с вытянутым носиком, напоминающим гусиную шею. А также средневековые цветные фарфоровые вазы, статуэтки и посуду. В том числе знаменитый в Европе сине‑белый фарфор династии Мин с растительными орнаментами и многофигурными сюжетными композициями.

Коллекция мебели

Где находится: Южные склады

Осмотреть жилые покои Запретного города нельзя, но погрузиться в прошлое и посмотреть, как выглядела обстановка роскошных комнат, можно в музейной экспозиции императорской мебели. Здесь собрано около 300 предметов и комплектов мебели XVII–XX веков. Все экспонаты представлены в частично воссозданных интерьерах, поэтому, осматривая коллекцию, будто попадаешь в императорский кабинет, музыкальный или читальный зал.

Внимание привлекают кресло из красного сандалового дерева с нефритовой мозаикой и кресло, созданное из оленьих рогов для императора Цяньлуна — большого любителя охоты. А ещё причудливый комплект мебели из столика, лавки и стула, спинки и ножки которых напоминают извилистые корни деревьев.

Коллекции мебели. Экспонаты представлены в частично воссозданных интерьерах • Фото: Depositphotos

Коллекция часов

Где находится: Зал поклонения предкам

В музейной экспозиции Гугуна представлено около 80 роскошных механизмов XVIII–XX веков, произведённых не только китайскими, но и швейцарскими, английскими и французскими мастерами. Многие из них китайские императоры приобрели сами, другие стали дипломатическими подарками от европейских послов.

Часы из императорской коллекции Запретного города впечатляют изобилием форм и декоративных деталей. Здесь можно увидеть полутораметровые напольные часы с деревянным корпусом в виде пагоды и даже целую композицию из слона, тянущего повозку с часами и фигурами людей.

Экспозиция коллекции часов • Фото: Shutterstock

Все часы в коллекции — не просто искусно украшенные механизмы. Многие из них проигрывают сложные мелодии, а в некоторых даже есть движущиеся фигурки. Например, часы в виде горшка с механическими раскрывающимися и закрывающимися цветами лотоса и стайкой плавающих птиц. Более сложная работа — английские позолоченные часы XVIII века. Они выполнены в форме башни, на нижнем ярусе которой установлена фигурка человека, пишущего китайские иероглифы с пожеланиями долгих лет жизни.

Коллекция сокровищ

Где находится: Дворец спокойного долголетия

Это одна из самых впечатляющих экспозиций Гугуна. Коллекция насчитывает 400 предметов из драгоценных металлов и камней. Она расположена во флигелях Зала императорского превосходства на северо‑востоке Запретного города. Здесь можно увидеть изящные ювелирные украшения, ритуальные предметы, большие нефритовые скульптуры и оружие XVII — начала ХХ века.

Ювелирные украшения • Корона с фигурками драконов • Традиционные шпильки для украшения волос кандзаси • Фото: Shutterstock

В экспозиции представлены две золотые причудливо украшенные короны: зимняя — с мехом норки, летняя — с голубой эмалью, фигурками драконов и цветами из жемчуга и сапфиров. Не менее красивы изящные кандзаси (традиционные шпильки для украшения волос) с эффектными навершиями из разноцветных драгоценных камней.

Заключение

Запретный город считается одним из самых грандиозных и загадочных архитектурных комплексов в мире. В течение 500 лет вход на его территорию простому человеку был закрыт, зато теперь увидеть блеск императорских дворцов может любой желающий. Проникнуться атмосферой древнего Китая, узнать секреты строительства и интересные факты о комплексе помогут местные гиды, в компании которых визит сюда станет настоящим путешествием в прошлое.

Автор: Дарья Савина

Ещё на тему путешествий

Почему стоить увидеть Великую Китайскую стенуПочему стоить увидеть Великую Китайскую стену Прошлое и настоящее самой масштабной стройки в мировой истории