Усадьба Абрамцево

8 янв 2024, обновлено 29 авг 2024
Усадьба Абрамцево
Писатели и художники приезжали в Абрамцево, чтобы найти вдохновение. Аксаков написал здесь сказку «Аленький цветочек», Серов — «Девочку с персиками», Васнецов — «Алёнушку» и «Трёх богатырей». Рассказываем, что нужно посмотреть в усадьбе в Московской области.

История

Впервые местность Абрамцево упоминается в источниках с XVII столетия. За несколько веков имение неоднократно перепродавали. С каждым новым владельцем менялся и архитектурный облик усадьбы Абрамцево.

При Головине и Аксакове

Одним из первых хозяев поместья был Фёдор Головин, видный дипломат Петровской эпохи. При нём на высоком берегу реки Вори в 1750 году построили деревянный особняк, который с небольшими перестройками сохранился до нашего времени и является главным зданием усадьбы.

1895-1900 года. Усадьба Абрамцево • 1870-1880 года. Людская • 1890-1900 года. Баня‑теремок

В 1843 году участок выкупил знаменитый писатель Сергей Аксаков. С этого момента Абрамцево стало важным местом для культурной жизни страны. Сюда часто приезжали погостить писатели и актёры.

Подолгу у семейства Аксаковых гостил Николай Гоголь. Он любил бродить по тенистым липовым аллеям, собирать грибы и любоваться местными пейзажами. Жизнь в усадьбе он ценил за тишину и спокойствие. Гостеприимные хозяева в своём доме отводили почтенному автору большую и уютную комнату. Гоголь был знатным мерзляком и зяб даже летом, поэтому для его комфорта в особняке постоянно топили печи.

Ещё одним желанным гостем имения был Иван Тургенев. Он часто ходил рыбачить на местную реку. Однажды автор «Отцов и детей» безумно огорчил Аксакова тем, что выловил громадную щуку, в то время как гостеприимному хозяину достался лишь мелкий ёршик.

Подмосковная усадьба Амбрамцево
1860-1870 года. Вид на главный дом со стороны Нижнего пруда

Сам владелец усадьбы написал здесь «Аленький цветочек» — знаменитую русскую адаптацию европейской сказки «Спящая красавица», а также два книжных хита своего времени — «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника». Фанаты бестселлеров присылали автору в знак почтения в Абрамцево рыбацкие снасти. Одна благодарная почитательница даже сделала леску из своих волос. Писатель дико гордился этим подарком: дал удочке с этой леской имя Леди и хвалился ею перед друзьями.

При Мамонтовых

В 1870 году семья Аксаковых продала владение железнодорожному магнату Савве Мамонтову. При нём усадьба преобразилась: был отремонтирован господский дом (при этом полностью сохранён архитектурный облик), разбит живописный сад, построены оранжереи для экзотических фруктов. Вблизи особняка возвели несколько флигелей и небольшую церковь.

Жизнь подмосковной усадьбы перешла из литературной стези в художественную. Сюда съезжались предприниматели, актёры и музыканты, но в основном художники — от начинающих до признанных мастеров. В имении подолгу отдыхали Илья Репин, Василий Суриков, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров и Валентин Серов — живописцы, чьи работы сегодня составляют основу коллекций главных картинных галерей страны.

Усадьба Абрамцево
1892 год. Чаепитие на веранде. Слева направо: Н. Я. Давыдова, Е. Г. Мамонтова, Вера Мамонтова, Шура Мамонтова, Митя Арцыбушев, С. С. Мамонтов, М. Ф. Якунчикова

Сохранилось много воспоминаний о том, как семья Мамонтовых и их гости отдыхали в Абрамцеве. В летнее время днём они гуляли по лесу, плавали по реке на лодках, играли в горелки, лапту и в модный в те времена крокет. Вечером устраивали пикники, небольшие выступления и разгадывали головоломки. Зимой чаще проводили время в усадебном доме. Современники говорили, что в холодный сезон здесь было особенно уютно: в каждой комнате растапливали печи и камины, пахло поленьями, потрескивали дрова.

На террасе Абрамцева родился один из главных шедевров русской живописи: Валентин Серов создал здесь свою знаменитую «Девочку с персиками». Для картины позировала 11‑летняя Вера Мамонтова, дочь владельца усадьбы. Она же позднее стала прообразом «Алёнушки», которую написал Васнецов.

1887 год, «Девочка с персиками», В. Серов • 1885-1889 года. Вера Мамонтова, позировавшая для картины, на балконе мастерской. Фото: архив музея‑заповедника «Абрамцево» • 1881-1898 года. «Три богатыря»

Не только Вера Мамонтова была источником вдохновения для художников. Её брат Андрей был увековечен Виктором Васнецовым в образе Алёши Поповича в «Трёх богатырях». Он же стал главным героем полотна «Иван‑царевич на Сером Волке».

Ещё по теме
 

 XX век

В 1918 году подмосковную усадьбу национализировали. В бывшем господском особняке решили создать музей.

В 1932 году Абрамцево сделали домом отдыха для актёров, режиссёров, певцов и композиторов. Вблизи главного здания построили новый корпус.

В годы войны здесь оборудовали госпиталь. В 1947‑м Абрамцево стало музеем‑заповедником и с тех пор уже не меняло своего статуса.

1950 год. Верхний пруд • 1963-1966 года. Главный дом • 1979 год. Усадьба Абрамцево • Фото: С. К. Иванов‑Аллилуев, архив Ю. Л. Бурова, Е. Савалов

В наши дни в состав музея входит главное здание усадьбы, где воссоздан интерьер прошлых столетий, и несколько деревянных и каменных памятников архитектуры XVIII-XIX веков. Чтобы посетить до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти, прогуляться по тропинкам парка и полюбоваться пейзажами, которые вдохновляли знаменитых русских художников, в Абрамцево ежегодно приезжают тысячи путешественников.

Что посмотреть в усадьбе Абрамцево

В имении находится несколько исторических построек с собственными художественными коллекциями.

Белый дом

Самая поздняя постройка на территории музея‑заповедника. Здание возвели в 1938-1939 годах. Изначально это был лечебный корпус санатория. Из‑за цвета фасада его прозвали Белым домом. Сегодня внутри располагается художественный музей «Искусство ХХ века».

Основу коллекции музея составляют работы общества художников «Бубновый валет». Самые ценные работы принадлежат кисти Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Аристарха Лентулова и Роберта Фалька.

Музей‑заповедник Абрамцево
Фото: Мария Григоренко

Абрамцевский дуб

Самое старое дерево на территории усадьбы: ему больше 250 лет. Высота дерева составляет почти 30 метров, а диаметр — полтора метра. Настоящий гигант!

Искусствоведы говорят, что именно этот дуб запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» художник Михаил Нестеров. А ещё дерево вдохновило Виктора Васнецова на «Богатырей». «А уже как дубы превратились в „Богатырей“, объяснить не могу, должно быть, приснилось!» — вспоминал живописец.

Ещё по теме
 
Абрамцевский дуб • «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

Усадебный дом

История не сохранила имени главного архитектора Абрамцева. Деревянный одноэтажный дом построили в конце XVIII века и при каждом новом владельце перестраивали. При этом его первоначальный силуэт легко угадывается и сегодня.

Абрамцевская усадьба — редкий образец деревянного провинциального классицизма. О принадлежности к этому стилю свидетельствуют симметричные пропорции, колонны и полукруглые итальянские окна.

Внутри воссозданы интерьеры прошлых эпох. В некоторых комнатах представлены предметы — фотографии, картины, мебель, книги — времён Аксаковых. Эти экспонаты в начале XX века собирались в московских антикварных магазинах и лавках старьёвщиков. Одно из помещений посвящено Гоголю: тут представлены его письма, прижизненные издания с автографами и дорожная шкаф‑шкатулка.

Музей‑заповедник «Абрамцево»
Фото: сайт музея‑заповедника «Абрамцево»

Большая часть экспозиции посвящена Мамонтовым и их гостям‑художникам. Это подлинники и репродукции натюрмортов, пейзажей и портретов, антикварная мебель и, конечно, личные вещи, принадлежавшие обитателям усадьбы.

В одной из комнат сохранилась обстановка, при которой создавалась «Девочка с персиками», — знаменитый стол с белой скатертью и даже оригинальные детали с заднего плана картины — синяя тарелка на стене и деревянная фигурка гренадёра на подоконнике.

В гостиной можно посмотреть на необычный экспонат — скатерть с автографами звёздных гостей Мамонтовых. Существовала традиция, по которой каждый визитёр расписывался на полотне мелком. Потом хозяйка поместья, Елизавета Мамонтова, вышивала надписи разноцветным шёлком. На полотне оставили «следы» 119 человек, в том числе художники Репин, Поленов, Врубель, Васнецов и Серов. Один таинственный автограф — «Федя» — долго не могли идентифицировать, пока в Абрамцево не приехал потомок Фёдора Шаляпина и не узнал почерк прославленного артиста.

Фото: сайт музея‑заповедника «Абрамцево»

Баня‑теремок

Слева от главного дома расположено одноэтажное деревянное здание с высокой крышей, которое напоминает сказочный терем.

В первой половине XIX века на этом месте стояла баня, в которой парилось многочисленное семейство Аксаковых. При Мамонтовых в 1877-1878 годах здание перестроили по проекту архитектора Ивана Ропета. За сказочный облик строение стали называть теремком.

Баня была слишком красивой, чтобы использовать её по прямому назначению, поэтому стала гостевым домом. В наше время здесь открыт музей произведений участников Абрамцевской столярной мастерской. Внутри можно увидеть изразцовые печи с майоликой (обожжённая глина с разноцветной глазурью) по эскизам Врубеля, мебель и предметы быта с искусной резьбой.

Фото: Мария Григоренко

Сотрудники музея часто просят гостей посчитать деревянных сов на фасаде этой до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти. Это непростая задача, так как птицы там повсюду: на светильниках, балкончиках, на вершине терема. Даже массивная верхняя часть крыльца, если всмотреться, сделана в форме огромной совы!

Ещё по теме
 

Мастерская

Деревянный флигель построили в 1873 году по проекту архитектора Виктора Гартмана — одного из основоположников неорусского стиля. Крыльцо, наличники и карнизы декорированы тонким резным орнаментом, который напоминает вышивку с русских народных костюмов.

При Мамонтовых в здании располагалась гончарная мастерская. Часто гостивший здесь художник Михаил Врубель увлёкся керамикой и вскоре стал руководить этой студией. Также здесь работали Виктор Васнецов, Илья Репин и владелец усадьбы Савва Мамонтов.

Сегодня в мастерской можно посмотреть работы Врубеля — изразцовые панно, портреты, скульптуры и живописные произведения.

Фото: Николай Εфремов, Мария Григоренко

Обзорная площадка и скамья Врубеля

Вблизи мастерской расположен холм, с которого открывается красивая панорама. Этот ландшафт Михаил Нестеров взял за основу для своего полотна «Видение отроку Варфоломею». Летом вид на долину реки Вори закрыт деревьями, а открывается он лишь поздней осенью, когда на деревьях уже нет листьев.

Фото: сайт музея‑заповедника «Абрамцево», Мария Григоренко

На этой возвышенности установлена большая скамья, украшенная керамической плиткой с причудливыми узорами, сказочными созданиями и невероятными цветами. Изразцы создавались в 1915 году в местной мастерской по эскизам Михаила Врубеля, поэтому лавочку назвали в его честь.

Церковь Святого Спаса Нерукотворного

Небольшой абрамцевский храм считается одним первых в стране архитектурных памятников в неорусском стиле. За основу был взят собор Спаса на Нередице XII века из Великого Новгорода, но в то же время в нём можно найти и черты древних псковских и владимирских соборов.

Абрамцевская церковь знаменита не только необычным обликом, но и своими авторами. Великие художники Василий Поленов и Виктор Васнецов разработали проект и возводили эту до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть буквально своими руками. Автор «Трёх богатырей» выкладывал речными камнями на цементном полу огромный фантастический цветок, а создатель «Московского дворика» расписывал Царские врата.

Главную икону церкви создал Илья Репин. Образ Спаса Нерукотворного удивляет реалистической манерой, не характерной для иконописи. У зрителя возникает ощущение, что с иконы устремлён взгляд живого человека.

Церковь Святого Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Фото: Мария Григоренко

Избушка на курьих ножках

В один из летних вечеров Мамонтовы задумали построить беседку недалеко от церкви. Виктор Васнецов тут же набросал эскиз в виде избушки Бабы‑яги и вызвался командовать постройкой.

Избушка сложена из крупных брёвен, опирается на пни. Крыша декорирована резной летучей мышью. Это животное в славянской мифологии было тесно связано с нечистой силой.

Избушка на курьих ножках в Абрамцево
Фото: группа ВК музея‑заповедника «Абрамцево»

Каменные истуканы

Савва Мамонтов с 1875 года занимался постройкой Донецкой каменноугольной железной дороги в Харьковской губернии. Оттуда он привёз в свои владения трёх каменных истуканов, которые датируются XI-XIII веками и принадлежат к культуре кочевых половцев.

Эти скульптуры, как считают историки, изображали умерших аристократов — князей, военачальников и их жён. Статуи устанавливались на курганах и в святилищах, которые были местами вознесения молитв предкам.

Каменные истуканы в Абрамцево
Фото: Siverec, CC BY-SA 4.0

Режим работы

График работы музея‑заповедника зависит от времени года.

Зимой по понедельникам и вторникам в музее выходной. В другие дни экспозиции открыты с 10:00 до 18:00 (билеты продаются до 17:30). По усадебному парку можно прогуляться в любой день с 10:00 до 17:45.

Летом музей закрыт только по понедельникам. В будние дни и в воскресенье работает с 10:00 до 18:00, по субботам дольше обычного — до 20:00.

Нижний пруд. Фото: Мария Григоренко

Как добраться

Усадьба Абрамцево находится в 60 километрах от Москвы по направлению к городу Сергиеву Посаду.

Можно сесть на электричку на Ярославском вокзале и доехать до станции Абрамцево. Далее прогуляться по лесной тропе до музея. Путь займёт примерно полчаса. Второй вариант — сесть на ту же электричку, но выйти на станции Хотьково. Потом на автобусе или маршрутке №55 доехать до главного входа в музейный парк.

На своём авто из Москвы надо ехать по Ярославскому шоссе до поворота к деревням Лешково и Радонеж, далее следовать до Хотьково. Важно не пропустить поворот на Абрамцево и затем ехать по главной дороге до музея‑заповедника. В навигаторе можно выставить адрес: городское поселение Хотьково, cело Абрамцево, Музейная улица, 1.

Усадьба Абрамцево недалеко от Сергиевого Посада
Фото: Мария Григоренко

Заключение

Путешественникам стоит отправиться в Абрамцево, чтобы узнать историю создания музея, посетить старинный усадебный дом, где творили великие художники и писатели, а также увидеть церковь и деревянные мастерские в неорусском стиле, похожие на сказочные терема. Чтобы прогулка по музею‑заповеднику прошла максимально познавательно, стоит приехать сюда в компании опытного гида, который поделится интересными фактами из истории этого места.

Автор: Антон Бурлаков

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Фонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХФонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХ Почему в нём 16 фигур и при чём здесь сервиз

Еще экскурсии по теме