Российская государственная библиотека — одно из самых крупных книгохранилищ мира
История, где находится и как сюда попастьРанняя история
Формирование фонда одного из самых известных книгохранилищ мира началось в XIX веке — с библиотеки графа Николая Румянцева. Он передал государству свою обширную книжную коллекцию (более 28 тысяч томов, включая старопечатные книги и рукописи), на основе которой в Петербурге появилась экспозиция Румянцевского музея. В 1845-м музейная коллекция стала частью Императорской публичной библиотеки (помощником её директора был Владимир Одоевский — автор знаменитого «Городка в табакерке»). А в 1861-м книги перевезли из Петербурга в Москву. Их разместили в доме Пашковых (улица Воздвиженка, 3/5, стр. 1) — шедевре русского классицизма. Предположительно этот большой белоснежный дворец был построен по чертежам Василия Баженова (автора проекта Царицынского ансамбля). В том же здании располагался Московский публичный музей.
Библиотека в XX веке
Вскоре после Октябрьской революции библиотечный фонд пополнился полумиллионом книг из десятков бывших частных собраний (включая уникальные издания из библиотек Шереметевых, Барятинских, Воронцовых-Дашковых). В 1924-м Государственный Румянцевский музей получил новое имя и стал Российской библиотекой имени В. И. Ленина, а ещё через год — Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина.
В 1940-х главное книгохранилище страны переехало в новое здание — грандиозный шедевр постконструктивизма (фактически советская разновидность ар-деко), который появился на карте Москвы благодаря проекту Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко. Комплектование его фондов не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. В 1947-м здесь заработал конвейер по перевозке книг, а также появился кабинет для чтения микрофильмов. К середине 1960-х в стенах Ленинской библиотеки насчитывалось 22 зала (включая нотно-музыкальный отдел с оборудованием для прослушивания звукозаписи), которые могли принять 2330 читателей. А в 1983-м здесь заработал и Музей книги с интересными экспонатами. В его коллекции можно найти книги в форме свитка и на пальмовых листьях, прижизненные издания произведений Сервантеса и Вольтера или, например, школьный пенал конца XIX века с изображением книжных корешков.
С 1992-го всемирно известное книгохранилище стало называться Российской государственной библиотекой. Ежедневно в неё записывается до 200 новых читателей, а фондами пользуются около 4000 человек. На сегодняшний день здесь размещаются более 48 миллионов единиц хранения, а общая протяжённость всех книжных полок составляет 275 километров. В фондах книгохранилища есть по-настоящему уникальные объекты: Архангельское Евангелие XI века, «Апостол» — первая печатная книга в нашей стране — и даже манускрипты Джордано Бруно.
Добавим, что в 2009-м три библиотечных отдела были переведены в дом Пашкова (его реставрировали целых 20 лет), где книгохранилище располагалось в начале своей истории.
Архитектура
Конкурс на проект нового здания Ленинской библиотеки рядом с Кремлём был объявлен в 1927-м. Но победу одержала внеконкурсная работа, которую представили известные архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх (именно они спроектировали монумент Ленину у Финляндского вокзала в Петербурге). Возведение одного из самых интересных архитектурных памятников советской эпохи растянулось на три десятилетия — с 1928-го по 1958-й (основное книгохранилище было готово к 1941 году).
Щуко и Гельфрейх разработали крупный комплекс из пяти строений, образующих систему дворов. Проект сочетает элементы как античной архитектуры, так и советского конструктивизма. Облицованный гранитом и известняком фасад главного здания украшают бронзовые барельефы с портретами выдающихся учёных — Архимеда, Ломоносова, Дарвина и других. На фронтоне — 22 трёхметровые скульптуры, объединённые темой «Социалистический труд и знание» (среди их создателей была и Вера Мухина).
Поражают и библиотечные интерьеры, для оформления которых использовали мрамор, дубовые панели, бронзу. Особенно грандиозно выглядит лестница, ведущая из вестибюля в читальные залы и символизирующая восхождение к свету знаний. Она выводит на галерею с балконами, украшенными декоративными решётками и торшерами на мраморных столбах. Дополнительную элегантность этому холлу придают изящные колонны с золочёными капителями.
Самый известный читальный зал РГБ — третий (именно здесь снималась знаменитая сцена из оскароносного фильма «Москва слезам не верит»): 464 посадочных места, высокие потолки, украшенные лепниной, дубовые галереи и лестницы. Архитекторы хотели, чтобы зал напоминал торжественные помещения в итальянских палаццо.
В 1997‑м перед зданием библиотеки был установлен памятник Фёдору Достоевскому (автор монумента — известный скульптор Александр Рукавишников) — к 175-летию писателя, а также в честь 850-летия столицы.
Как добраться до РГБ и режим её работы
Главное здание книгохранилища находится по адресу: улица Воздвиженка, 3/5. Ближайшая станция метро — «Библиотека имени Ленина». РГБ работает с понедельника по субботу с 09:00 до 20:00. Музей книги работает шесть дней в неделю: в понедельник, среду и пятницу с 12:00 до 20:00, а во вторник, четверг и субботу — с 10:00 до 18:00. Добавим, что на данный момент читателем РГБ может стать любой россиянин в возрасте от 14 лет.
Заключение
Оценить всю грандиозность здания главного книгохранилища страны и полюбоваться его потрясающими скульптурными композициями можно, просто выйдя из станции метро «Библиотека имени Ленина». Если есть свободное время, отправляйтесь в Музей книги — посетить одну из лучших экспозиций столицы получится совершенно бесплатно. Ну а если вы не являетесь читателем РГБ, но мечтаете увидеть знаменитые залы, можно воспользоваться услугами местных гидов, которые помогут организовать сюда визит и поделятся самой интересной информацией о библиотеке.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Погрузиться в андеграунд Москвы и перевернуть представление о столичной барной культуре