Гранд-опера: всё о главном театре Парижа

14 июля 2024, обновлено 5 авг 2024
Опера Гарнье — один из тех театров, куда идут не столько ради постановок, сколько ради роскошных интерьеров. Недаром Гранд-опера входит в топы до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей города наравне с Лувром, музеем Орсе, собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней. Рассказываем, почему в Гранд-опера стоит побывать даже тем, кто не интересуется театром.
СодержаниеИстория создания Гранд-операКак создавалась парижская операСтроительство Гранд-операАрхитектураИнтерьеры Гранд-операБольшое фойеЗрительный залПлафон Гранд-операБиблиотека-музей в Гранд-операИнтересные факты о Гранд-опера в ПарижеКак добратьсяЗаключение

История создания Гранд-опера

Основание самого известного театра Парижа тесно связано с именем Людовика XIV. В 1669 году король Франции загорелся идеей открыть в Париже оперу. В Италии и других странах Европы в то время оперное искусство процветало, и Людовик не желал оставаться в стороне.

Работу по созданию Королевской академии оперы король поручил Пьеру Перрену — поэту и драматургу, который к тому моменту уже написал несколько оперных либретто на французском языке.

Опера Гарнье. Северный и южный фасады • Павильон императора • Фото: Shutterstock, Depositphotos

Как создавалась парижская опера

Первоначально у академии не было постоянного здания. В 1671 году под её нужды арендовали спортивный зал на улице Вожирар (зал Бель-Эр). Там разместили сцену и зрительские кресла, однако площадка так и не была открыта: оказалось, что для работы требовалось получить разрешение от полиции. За это время академия оперы разрослась, в том числе за счёт объединения с Королевской академией танцев. Теперь музыканты и артисты были задействованы не только в оперных, но и в балетных постановках.

В 1672 году Пьер Перрен погряз в долгах и попал в тюрьму. На посту руководителя объединения его сменил знаменитый композитор Жан-Батист Люлли. Главной задачей Люлли стал поиск постоянного зала для постановок. Композитор даже подал прошение об оборудовании площадки в Лувре, но Людовик его не удовлетворил. В итоге артистам разрешили пользоваться залом Бель-Эр, а затем театром Мольера во дворце Пале-Рояль.

Ещё по теме
1672 год. Аллегория Людовика XIV как покровителя искусств и наук. Художник: Жан Гарнье • Бюст Пьера Перрена. Скульптор: Жюль Рено • Жан-Батист Люлли

Первое собственное здание академия получила в 1821 году. В Опере на улице Ле Пелетье труппа давала спектакли на протяжении следующего полувека. В 1873-м театр пострадал от пожара. К счастью, в это время уже шло строительство нового здания, которое сегодня известно под названием Гранд-опера.

Строительство Гранд-опера

Проект разрабатывал Шарль Гарнье — на тот момент никому не известный и не очень опытный архитектор. Его чертежи победили в международном конкурсе, объявленном в 1861 году.

В поисках вдохновения Гарнье отправился в путешествие и посетил лучшие оперные театры Европы. Вернувшись, он внёс в первоначальный план коррективы и приступил к созданию шедевра, который впоследствии принёс ему мировую славу.

Около 1870 года. В чертёжной комнате во время проектирования • Около 1880 года. Шарль Гарнье • Процесс строительства • Фото: Shutterstock

Работа над грандиозным проектом — от создания чертежей до открытия театра — длилась долгих 15 лет. Затормозила строительство франко-прусская война, начавшаяся в 1870 году: финансирование проекта на время боевых действий приостановили. Завершить работы удалось лишь в 1875 году. 8 января в новом зале дали первый спектакль — оперу Фроманталя Галеви «Жизнь».

Архитектура

Помпезное, обильно украшенное здание — образчик стиля Второго ампира. Это направление сочетает черты барокко, палладианства и французского искусства конца XVII — середины XIX века.

Театр стоит на массивном трёхступенчатом основании. Первый этаж парадного (южного) фасада украшен арками и статуями, олицетворяющими разные виды искусств. В средней части здания над скульптурами красуются четыре круглых барельефа с портретами Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттисты Перголези, Йозефа Гайдна, Доменико Чимарозы.

1874 год. Архитектурный план Оперы Гарнье • 1880 год. Гравюра западного фасада с Павильоном императора. Художник: Жан-Жозеф Сюльпис • Модель в разрезе. Фото: Sailko, CC BY 3.0

Второй этаж декорирован колоннадой, над ней можно разглядеть лепные театральные маски, выполненные по античным образцам, а также круглые сквозные проёмы с бюстами. Это скульптурные изображения именитых композиторов: Людвига ван Бетховена, Эдварда Россини; Даниэля-Франсуа Обера, Вольфганга Амадея Моцарта, Гаспаре Спонтини, Джакомо Мейербера и Фроманталя Галеви.

Венчает здание треугольный фронтон со скульптурной группой «Аполлон между Танцем и Музыкой». Фронтон перекрыт необычным куполообразным элементом, напоминающим корону. Слева и справа от него возвышаются крылатые фигуры Поэзии и Гармонии.

Вход в театр есть с каждой стороны здания. Известно, что западная часть проектировалась с учётом потребностей императора Наполеона III, поскольку его экипаж должен был пребывать именно с этой стороны. Специально для правителя была разработана система пандусов, позволяющая подвозить экипаж прямо к входной двери — так Наполеон избегал нежелательного внимания.

Фронтон со скульптурной группой «Аполлон между Танцем и Музыкой» • Лепные театральные маски • Бюсты композиторов • Depositphotos, Shutterstock

Восточный вход предназначался для зрителей с местами в ложах. В XIX веке такие билеты могли себе позволить только аристократы. Большая же часть зрителей попадала в театр с парадного южного входа, а с тыльной, северной, стороны находилась служебная дверь.

Интерьеры Гранд-опера

Над внутренней отделкой театра Шарль Гарнье постарался не меньше, чем над декором фасадов. Рассказываем, чем примечательны интерьеры Гранд-опера.

Большое фойе

Это помещение вдохновлено галереями средневековых замков. Оно тоже протяжённое и узкое: 154 метра в длину и 13 — в ширину. А декор фойе настолько богат и разнообразен, что детали можно разглядывать часами.

Помещение буквально утопает в золоте, которое блестит под лучами солнца, струящимися в помещение из больших окон. А массивные люстры, свисающие с 18-метрового потолка, усиливают игру света.

Большое фойе • Детали декора • Фото: Shutterstock

Вдоль стен тянутся ряды сдвоенных полуколонн, дверные и оконные проёмы задрапированы тяжёлыми тканями с вышитыми орнаментами, а в конце галереи, у окна, стоит небольшой бюст. Это сам Шарль Гарнье наблюдает за тем, как в театре кипит жизнь.

Главная гордость Большого фойе — потолочные росписи. Они выполнены французским живописцем Полем Бодри в духе картин эпохи Возрождения. Сюжеты отсылают к истории музыки. Вглядитесь в изображения повнимательнее и заметите в руках некоторых персонажей арфы — атрибут древнегреческой богини песни и танца Терпсихоры. Этот символ встречается здесь повсюду. Например, на капителях колонн и в декоре дверных наличников.

Ещё по теме
Потолочные росписи • Аполлон с арфой • Зодиак • Фото: Shutterstock, Depositphotos

Зрительный зал

Сердце и гордость театра. Планировку Гарнье подсмотрел в Италии, где зрительные залы строили в форме полукруга. Так высокопоставленным гостям, занимающим ложи, было хорошо видно и сцену, и друг друга.

Зал вмещает до 2000 зрителей. Сцена тоже поражает масштабом: её ширина 30 метров, а глубина — 37. Но и это ещё не предел — пространство увеличивается. За сценой есть ещё одно помещение — Танцевальное фойе для разминки артистов перед выходом. За счёт этой комнаты сцену можно сделать глубже на 13 метров, убрав перегородку.

Зрительный зал • Вид со сцены • Фото: Philippe Theriault, сайт Парижской оперы

Декор зрительного зала по красоте не уступает оформлению фойе. Он выполнен в благородном красном оттенке с добавлением золота. Партер с креслами, обитыми ярким бархатом, окружён четырьмя ярусами лож. Визуально они отделены друг от друга бортиками с геометрическими и растительными орнаментами, покрытыми сусальным золотом. Ложи поделены на сектора колоннами, высящимися до самого потолка.

Плафон Гранд-опера

Главное украшение зрительного зала — его потолок. Известно, что в XIX веке он выглядел иначе: в центр была выведена дымовая труба, а вокруг неё красовалась фреска, изображающая Аполлона в окружении муз, работы Жана-Эжена Леневё. Со временем краска начала обваливаться, и плафон решили обновить.

Оформить потолок Гранд-опера в 1963 году предложили художнику-авангардисту Марку Шагалу. Причём из всех кандидатов его выбрал сам министр культуры Франции Андре Мальро.

Модель потолка Жана-Эжена Леневё • Потолок работы Шагала • Бронзовая люстра • Фото: Shutterstock, Agustin Raluy

Работать под потолком не пришлось: Шагал творил на огромных холстах, которые потом совместили в одну большую картину и закрепили поверх старых росписей. Художник написал сцены из известных оперных и балетных постановок, которые в разное время входили в репертуар театра: «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов» и других. Мастер дополнил композицию схематичными изображениями главных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Парижа, а ещё вписал в работу автопортрет и фигуру министра Мальро, который его облагодетельствовал.

В центр обновлённого плафона поместили восьмитонную бронзовую люстру с хрустальными подвесами. Её 340 лампочек по сей день освещают зал и работу Шагала.

Библиотека-музей в Гранд-опера

В западной части театра есть незавершённое помещение. Изначально оно задумывалось как Императорский салон с роскошной отделкой, но в итоге в помещении разместили стеллажи с книгами и музейную экспозицию. Сегодня это филиал Национальной библиотеки Франции.

Здесь хранятся книги об истории парижской оперы. Ознакомиться с ними не получится, зато можно осмотреть выставку архивных фотографий, макетов декораций и произведений искусства, связанных с театром.

Музейная экспозиция • Библиотечный зал и полки • Фото: Vincent Desjardins, CC BY 2.0, сайт Парижской оперы

Интересные факты о Гранд-опера в Париже

Вот что ещё стоит знать о знаменитом театре:

Решение о строительстве здания принимал Наполеон III, проект утверждён тоже при нём, а вот открылась Гранд-опера уже при Парижской коммуне. Облик театра в стиле Второй империи не был изменён новым правительством и продолжал ассоциироваться со свергнутым монархом.

Первоначально здание называли Пале-Гарнье (дворец Гарнье). В наше время Гранд-опера парижане именуют Оперой Гарнье. А официальное название театра — Национальная парижская опера.

Над богатым декором здания работало 90 живописцев и скульпторов, в том числе именитые мастера. Например, скульптуру Аполлона создал Эме Милле. Кстати, золочёная арфа, которую держит в руках покровитель искусств, служит громоотводом для всего дворца.

Пещера Пифии • Фронтон со скульптурной группой «Аполлон между Танцем и Музыкой» • Противопожарный резервуар • Фото: сайт Парижской оперы, Shutterstock, Christophe Pelé

Гранд-опера — место действия романа Гастона Леру «Призрак оперы» и одноимённого мюзикла. На страницах книги упоминается подземное озеро, расположенное прямо под театром. Небольшой водоём в подвале здания действительно существует, вернее, это резервуар для воды на случай пожара, в котором плещутся рыбы.

На сцене театра неоднократно выступали выдающиеся русские артисты. Здесь пели Ф. И. Шаляпин и Г. П. Вишневская, давала оперу «Борис Годунов» труппа С. П. Дягилева, исполняла балетные партии А. П. Павлова.

Как добраться

Парижская Гранд-опера находится в центре Парижа на площади Оперы (Pl. de l'Opéra), в пешей доступности от Лувра, площади Согласия, музея Орсе и других до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей. Добраться до театра можно следующими способами:

На метро, доехав до станции Opéra, которая находится через дорогу от театра, или до станции Chaussée d'Antin — La Fayette. От последней до театра нужно будет пройти около 300 метров.

На автобусе до остановок Opéra — Scribe, Gluck — Haussmann или Opéra. Все они находятся вокруг театра.

Заключение

Гранд-опера в Париже удивляет своей историей. Сложно поверить, что у истоков одного из лучших музыкальных театров мира стоял поэт, а здание для труппы возводил на тот момент неопытный и никому не известный архитектор. Особое очарование этому месту придают мистические истории. Одна из них — о призраке оперы — широко известна, а вот узнать другие, менее популярные, получится только от посвящённых. Например, от парижских гидов, которые водят по театру экскурсии.

Автор: Мария Фёдорова

Ещё на тему путешествий

Олимпийский парк в Сочи: памятник спортивной истории РоссииОлимпийский парк в Сочи: памятник спортивной истории России Современная архитектура, гоночная трасса и шоу поющих фонтанов

Еще экскурсии по теме