Гранд-опера: всё о главном театре Парижа
Подземное озеро, плафон кисти Марка Шагала и сцена-трансформер/https://cdn.tripster.ru/photos/9684c8b3-a432-4862-9af1-7c6f491c522b.jpg)
История создания Гранд-опера
Основание самого известного театра Парижа тесно связано с именем Людовика XIV. В 1669 году король Франции загорелся идеей открыть в Париже оперу. В Италии и других странах Европы в то время оперное искусство процветало, и Людовик не желал оставаться в стороне.
Работу по созданию Королевской академии оперы король поручил Пьеру Перрену — поэту и драматургу, который к тому моменту уже написал несколько оперных либретто на французском языке.
/https://cdn.tripster.ru/photos/fc3694fc-5197-4310-8c77-825740b0c88b.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ce427c67-8863-4688-8b9a-801bba297ca3.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c51cdb43-cb89-43e6-9a98-b320ecae54bd.jpg)
Как создавалась парижская опера
Первоначально у академии не было постоянного здания. В 1671 году под её нужды арендовали спортивный зал на улице Вожирар (зал Бель-Эр). Там разместили сцену и зрительские кресла, однако площадка так и не была открыта: оказалось, что для работы требовалось получить разрешение от полиции. За это время академия оперы разрослась, в том числе за счёт объединения с Королевской академией танцев. Теперь музыканты и артисты были задействованы не только в оперных, но и в балетных постановках.
В 1672 году Пьер Перрен погряз в долгах и попал в тюрьму. На посту руководителя объединения его сменил знаменитый композитор Жан-Батист Люлли. Главной задачей Люлли стал поиск постоянного зала для постановок. Композитор даже подал прошение об оборудовании площадки в Лувре, но Людовик его не удовлетворил. В итоге артистам разрешили пользоваться залом Бель-Эр, а затем театром Мольера во дворце Пале-Рояль.
/https://cdn.tripster.ru/photos/02cd0504-e98c-401d-8d16-4209bd23dc95.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/21be4782-1832-4c24-a90b-1c34ae321e54.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/7077793d-a1f3-4ab7-9e59-d44ef7abf50c.jpg)
Первое собственное здание академия получила в 1821 году. В Опере на улице Ле Пелетье труппа давала спектакли на протяжении следующего полувека. В 1873-м театр пострадал от пожара. К счастью, в это время уже шло строительство нового здания, которое сегодня известно под названием Гранд-опера.
в приложении
Строительство Гранд-опера
Проект разрабатывал Шарль Гарнье — на тот момент никому не известный и не очень опытный архитектор. Его чертежи победили в международном конкурсе, объявленном в 1861 году.
В поисках вдохновения Гарнье отправился в путешествие и посетил лучшие оперные театры Европы. Вернувшись, он внёс в первоначальный план коррективы и приступил к созданию шедевра, который впоследствии принёс ему мировую славу.
/https://cdn.tripster.ru/photos/0ac67710-09b8-40ba-8344-0048458d2d79.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/4075fd51-732b-442a-bd47-5bd5d4776f57.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/21bac60a-17fd-48db-9597-4897fb894245.jpg)
Работа над грандиозным проектом — от создания чертежей до открытия театра — длилась долгих 15 лет. Затормозила строительство франко-прусская война, начавшаяся в 1870 году: финансирование проекта на время боевых действий приостановили. Завершить работы удалось лишь в 1875 году. 8 января в новом зале дали первый спектакль — оперу Фроманталя Галеви «Жизнь».
Архитектура
Помпезное, обильно украшенное здание — образчик стиля Второго ампира. Это направление сочетает черты барокко, палладианства и французского искусства конца XVII — середины XIX века.
Театр стоит на массивном трёхступенчатом основании. Первый этаж парадного (южного) фасада украшен арками и статуями, олицетворяющими разные виды искусств. В средней части здания над скульптурами красуются четыре круглых барельефа с портретами Иоганна Себастьяна Баха, Джованни Баттисты Перголези, Йозефа Гайдна, Доменико Чимарозы.
/https://cdn.tripster.ru/photos/bf98dcef-cdde-43dd-bc82-59958340c411.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0c0f4e29-4e74-4859-aceb-9f19f4428de5.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/94efcbd7-673b-4686-9b1d-5544fba2d236.jpg)
Второй этаж декорирован колоннадой, над ней можно разглядеть лепные театральные маски, выполненные по античным образцам, а также круглые сквозные проёмы с бюстами. Это скульптурные изображения именитых композиторов: Людвига ван Бетховена, Эдварда Россини; Даниэля-Франсуа Обера, Вольфганга Амадея Моцарта, Гаспаре Спонтини, Джакомо Мейербера и Фроманталя Галеви.
Венчает здание треугольный фронтон со скульптурной группой «Аполлон между Танцем и Музыкой». Фронтон перекрыт необычным куполообразным элементом, напоминающим корону. Слева и справа от него возвышаются крылатые фигуры Поэзии и Гармонии.
Вход в театр есть с каждой стороны здания. Известно, что западная часть проектировалась с учётом потребностей императора Наполеона III, поскольку его экипаж должен был пребывать именно с этой стороны. Специально для правителя была разработана система пандусов, позволяющая подвозить экипаж прямо к входной двери — так Наполеон избегал нежелательного внимания.
/https://cdn.tripster.ru/photos/7efff17e-98cb-4277-afcc-1a866f823c54.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/e5de88d5-0e73-4d78-8c0c-524093b17a98.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/9af89b27-6d8c-480e-9420-e2413c9cb46c.jpg)
Восточный вход предназначался для зрителей с местами в ложах. В XIX веке такие билеты могли себе позволить только аристократы. Большая же часть зрителей попадала в театр с парадного южного входа, а с тыльной, северной, стороны находилась служебная дверь.
Интерьеры Гранд-опера
Над внутренней отделкой театра Шарль Гарнье постарался не меньше, чем над декором фасадов. Рассказываем, чем примечательны интерьеры Гранд-опера.
Большое фойе
Это помещение вдохновлено галереями средневековых замков. Оно тоже протяжённое и узкое: 154 метра в длину и 13 — в ширину. А декор фойе настолько богат и разнообразен, что детали можно разглядывать часами.
Помещение буквально утопает в золоте, которое блестит под лучами солнца, струящимися в помещение из больших окон. А массивные люстры, свисающие с 18-метрового потолка, усиливают игру света.
/https://cdn.tripster.ru/photos/dce584cf-52e6-44ab-97e0-68e8eb04672d.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/d56bec17-6860-4b78-915e-23f9845b02ad.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/143c2bd2-0252-47a3-9228-8afb9a9f27ff.jpg)
Вдоль стен тянутся ряды сдвоенных полуколонн, дверные и оконные проёмы задрапированы тяжёлыми тканями с вышитыми орнаментами, а в конце галереи, у окна, стоит небольшой бюст. Это сам Шарль Гарнье наблюдает за тем, как в театре кипит жизнь.
Главная гордость Большого фойе — потолочные росписи. Они выполнены французским живописцем Полем Бодри в духе картин эпохи Возрождения. Сюжеты отсылают к истории музыки. Вглядитесь в изображения повнимательнее и заметите в руках некоторых персонажей арфы — атрибут древнегреческой богини песни и танца Терпсихоры. Этот символ встречается здесь повсюду. Например, на капителях колонн и в декоре дверных наличников.
/https://cdn.tripster.ru/photos/fd084744-d745-455c-8d44-e8aabf84ceef.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/967c15be-aa8b-4016-b780-ca46ac107e9e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/58538c1f-f861-449e-9d3d-6910c0235f00.jpg)
Зрительный зал
Сердце и гордость театра. Планировку Гарнье подсмотрел в Италии, где зрительные залы строили в форме полукруга. Так высокопоставленным гостям, занимающим ложи, было хорошо видно и сцену, и друг друга.
Зал вмещает до 2000 зрителей. Сцена тоже поражает масштабом: её ширина 30 метров, а глубина — 37. Но и это ещё не предел — пространство увеличивается. За сценой есть ещё одно помещение — Танцевальное фойе для разминки артистов перед выходом. За счёт этой комнаты сцену можно сделать глубже на 13 метров, убрав перегородку.
/https://cdn.tripster.ru/photos/d239029d-6c4d-4132-9d15-f0a37f5e4027.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/37c56f6b-2553-44e4-a555-8de6248d6eae.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1741504b-15f5-4ee3-a564-5968d5ed9da3.jpg)
Декор зрительного зала по красоте не уступает оформлению фойе. Он выполнен в благородном красном оттенке с добавлением золота. Партер с креслами, обитыми ярким бархатом, окружён четырьмя ярусами лож. Визуально они отделены друг от друга бортиками с геометрическими и растительными орнаментами, покрытыми сусальным золотом. Ложи поделены на сектора колоннами, высящимися до самого потолка.
Плафон Гранд-опера
Главное украшение зрительного зала — его потолок. Известно, что в XIX веке он выглядел иначе: в центр была выведена дымовая труба, а вокруг неё красовалась фреска, изображающая Аполлона в окружении муз, работы Жана-Эжена Леневё. Со временем краска начала обваливаться, и плафон решили обновить.
Оформить потолок Гранд-опера в 1963 году предложили художнику-авангардисту Марку Шагалу. Причём из всех кандидатов его выбрал сам министр культуры Франции Андре Мальро.
/https://cdn.tripster.ru/photos/f449dd82-7934-4e4d-8d5b-6de474ab833f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1fddb5e8-cb9c-449e-94a3-16af8f01f540.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/1d8c04bd-ff82-420a-acb1-a3fa03f1f38f.jpg)
Работать под потолком не пришлось: Шагал творил на огромных холстах, которые потом совместили в одну большую картину и закрепили поверх старых росписей. Художник написал сцены из известных оперных и балетных постановок, которые в разное время входили в репертуар театра: «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов» и других. Мастер дополнил композицию схематичными изображениями главных достопримечательностей Парижа, а ещё вписал в работу автопортрет и фигуру министра Мальро, который его облагодетельствовал.
В центр обновлённого плафона поместили восьмитонную бронзовую люстру с хрустальными подвесами. Её 340 лампочек по сей день освещают зал и работу Шагала.
Библиотека-музей в Гранд-опера
В западной части театра есть незавершённое помещение. Изначально оно задумывалось как Императорский салон с роскошной отделкой, но в итоге в помещении разместили стеллажи с книгами и музейную экспозицию. Сегодня это филиал Национальной библиотеки Франции.
Здесь хранятся книги об истории парижской оперы. Ознакомиться с ними не получится, зато можно осмотреть выставку архивных фотографий, макетов декораций и произведений искусства, связанных с театром.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a403a41c-51d1-430d-b13d-8ec026c6dd64.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/eca29dea-77d2-4fed-bdab-2331305d0a5e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/82e86cdd-4d00-4eec-90fd-94d11b25573a.jpg)
Интересные факты о Гранд-опера в Париже
Вот что ещё стоит знать о знаменитом театре:
Решение о строительстве здания принимал Наполеон III, проект утверждён тоже при нём, а вот открылась Гранд-опера уже при Парижской коммуне. Облик театра в стиле Второй империи не был изменён новым правительством и продолжал ассоциироваться со свергнутым монархом.
Первоначально здание называли Пале-Гарнье (дворец Гарнье). В наше время Гранд-опера парижане именуют Оперой Гарнье. А официальное название театра — Национальная парижская опера.
Над богатым декором здания работало 90 живописцев и скульпторов, в том числе именитые мастера. Например, скульптуру Аполлона создал Эме Милле. Кстати, золочёная арфа, которую держит в руках покровитель искусств, служит громоотводом для всего дворца.
/https://cdn.tripster.ru/photos/8627c9e0-aed0-453b-9977-fd22aa4fac2e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/445e39be-ac06-4df0-86dd-9d689ea9cc0f.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/161a695c-962a-4ae6-92d6-4a6b45c64473.jpg)
Гранд-опера — место действия романа Гастона Леру «Призрак оперы» и одноимённого мюзикла. На страницах книги упоминается подземное озеро, расположенное прямо под театром. Небольшой водоём в подвале здания действительно существует, вернее, это резервуар для воды на случай пожара, в котором плещутся рыбы.
На сцене театра неоднократно выступали выдающиеся русские артисты. Здесь пели Ф. И. Шаляпин и Г. П. Вишневская, давала оперу «Борис Годунов» труппа С. П. Дягилева, исполняла балетные партии А. П. Павлова.
Как добраться
Парижская Гранд-опера находится в центре Парижа на площади Оперы (Pl. de l'Opéra), в пешей доступности от Лувра, площади Согласия, музея Орсе и других достопримечательностей. Добраться до театра можно следующими способами:
На метро, доехав до станции Opéra, которая находится через дорогу от театра, или до станции Chaussée d'Antin — La Fayette. От последней до театра нужно будет пройти около 300 метров.
На автобусе до остановок Opéra — Scribe, Gluck — Haussmann или Opéra. Все они находятся вокруг театра.
Заключение
Гранд-опера в Париже удивляет своей историей. Сложно поверить, что у истоков одного из лучших музыкальных театров мира стоял поэт, а здание для труппы возводил на тот момент неопытный и никому не известный архитектор. Особое очарование этому месту придают мистические истории. Одна из них — о призраке оперы — широко известна, а вот узнать другие, менее популярные, получится только от посвящённых. Например, от парижских гидов, которые водят по театру экскурсии.
Ещё на тему путешествий
Нотр-Дам-де-Пари: шедевр готической архитектуры Интересные факты об одном из известнейших памятников Парижа
Диснейленд в Париже Всё о самом знаменитом парке развлечений Европы
Кладбище Пер‑Лашез: чем интересно и кто там похоронен Скромные надгробия и роскошные усыпальницы парижского некрополя
«Красноярские Столбы» — один из самых посещаемых нацпарков России Всё о заповеднике, породившем движение скалолазов-любителей/https://cdn.tripster.ru/photos/0c5fde29-d274-4049-ba83-f1b28b928cf3.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b69e3436-7f05-42e9-9e89-eae1fdb4230a.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/87b97bd2-3b48-4521-aa60-0a2673b94aa9.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ef1714a5-1138-465d-b322-1e97c09fb7c5.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/9a8993c2-187f-4ace-996e-fec43a7135bf.png)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ecf79ee8-ec94-4f4f-bc8d-6cfef615b932.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0e9a04ef-9bdc-4c6e-b5e8-d65eba611cee.jpg)