Аничков мост

4 июня 2024
Аничков мост
В Петербурге немногие мосты могут похвастаться историей, берущей начало от петровского времени. Аничков — один из них. За время своего существования на карте города он был коротким и длинным, деревянным и каменным и даже разводным. Однако не переставал восхищать жителей и гостей города своей красотой.

Аничков мост на карте

Описание Аничкова моста

Это старинное инженерное сооружение, состоящее из каменных опор и кирпичных сводов, облицованное гранитом и украшенное четырьмя статуями укротителей коней работы скульптора Петра Клодта. Вот ещё несколько фактов об Аничковом мосте:

  • Его длина составляет 50 метров, а ширина — около 40;
  • Он перекинут через реку Фонтанку и соединяет Спасский и Безымянный острова;
  • Он одновременно и пешеходный, и автомобильный;
  • С петровских времён он являлся частью старинной дороги, которая ныне называется Невским проспектом;
  • С него открывается красивый вид на расположенные рядом до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти: ансамбль Аничкова дворца, дворец Белосельских-Белозерских и Шереметевский дворец (Фонтанный дом), поэтому это отличное место, чтобы сделать в Питере знаковые фото и видео.
Аничков мост • Вид на реку Фонтанку • Фото: Potekhin, CC BY-SA 3.0, Ninara, CC BY 2.0, Oleg Bkhambri, CC BY-SA 3.0

История создания

Первый мост появился на этом месте ещё в начале XVIII века. Деревянный настил длиной около 150 метров уложили на свайные опоры. Как тогда, так и сейчас мост носит имя своего строителя — военного инженера М. О. Аничкова, чей полк базировался в расположенной неподалёку финской деревне (впоследствии — Аничкова слобода).

Спустя десять лет после окончания строительства мост модернизировали, сделав один из его пролётов подъёмным для пропуска судов. Можно сказать, что разводным он стал ещё при Петре I. А ещё через 20 лет, уже при Елизавете Петровне, его усилили для прогона по нему стада слонов — экзотического подарка русскому престолу от персидского шаха.

XVIII век. Вид от Фонтанки к Адмиралтейству. Неизвестный художник • 1850-е годы. Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. Художник: И. И. Шарлемань

Однако дерево есть дерево. Последующие годы конструкция неоднократно требовала ремонта. Это продолжалось до тех пор, пока мост не перестроили в камне при Екатерине II. Этот вариант простоял более 50 лет. Как он выглядел в тот период, можно представить, взглянув на Старо-Калинкин мост, также перекинутый через реку Фонтанку: он был построен по тому же проекту и почти не менялся с конца XVIII века.

Современный вид Аничков мост приобрёл при Николае II. Тогда его вновь перестроили и придали ему парадный вид. Для внешней отделки использовали гранит, чугунные решётки перил украсили мифическими существами: дельфинами, русалками и гиппокампами (морскими коньками с рыбьим хвостом) — точно такими же, как на ограждении Дворцового моста в Берлине.

Старо-Калинкин мост. Фото: Alex Fedorov, CC BY-SA 4.0 • 1907 год. Процесс реконструкции • 1908 год. Чертежи

Кроме того, уникальной эту переправу сделала скульптурная группа, которая называется «Укротители коней». Благодаря ленинградцам, в годы Великой Отечественной войны закопавшим четыре статуи во дворе Аничкова дворца, полюбоваться творением скульптора Клодта можно и сейчас.

Скульптурная группа «Укротители коней»

Ансамбль Аничкова моста олицетворяет идею победы над природой: она воплощена в виде четырёх скульптур, символизирующих четыре стадии укрощения коня. Так, на первом постаменте можно увидеть, как крепкая рука человека сдерживает очередную попытку животного вырваться на свободу, на втором и третьем — схватку между человеком и животным, а на четвёртом — как животное поддаётся воле укротителя.

Оригинальное оформление моста принесло его автору огромную известность как в России, так и за её пределами. В чём же секрет успешности скульптора? Во-первых, в его любви к лошадям. Он посвятил их изучению огромное количество времени, работая над зарисовками до тех пор, пока они не стали максимально реалистичными. Во-вторых, главенствующим направлением в искусстве в ту пору был классицизм, который использует благородный образ коня в живописи, скульптуре и архитектуре.

Первая группа. «Юноша, берущий коня под уздцы» • Вторая группа. «Юноша, поверженный конём» • Фото: Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0

Всё это обеспечило Петра Клодта первым крупным заказом на создание скульптурной группы для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Шестёрку вставших на дыбы коней можно наблюдать на крыше сооружения и сегодня. Успех этой работы не мог не отразиться на карьере её автора, ставшего очень востребованным.

О Клодте как о признанном профессионале также говорит тот факт, что две из четырёх статуй, изготовленных для Аничкова моста, отправлялись то в Берлин, то в Неаполь в качестве подарка европейским монархам от русского царя. После этого вместо бронзовых оригиналов в столице несколько лет стояли их гипсовые копии.

За эту работу скульптор также получил, как говорили, «Анну на шею» — учреждённый ещё в начале XVIII века орден Святой Анны, которым ранее были удостоены многие выдающиеся соотечественники, например Суворов и Кутузов.

Третья группа. «Юноша, осаживающий коня» • Четвёртая группа. «Конь с идущим юношей» • Фото: Tsyganov Sergey, CC BY-SA 4.0

Где ещё можно увидеть коней Клодта

В середине XIX века они украсили территорию королевского дворца Фридриха Вильгельма IV. Это был подарок прусскому королю от Николая I. В наши дни эти кони стоят в одном из парков столицы Германии.

Две скульптуры, предназначенные для Аничкова моста, при Николае II также отправились в Неаполь. Это был знак благодарности королю Фердинанду II за гостеприимство, с которым он принял путешествующую по Италии русскую императрицу Александру Фёдоровну. Две фигуры лошадей и их укротителей стоят на воротах у входа в дворцовый сад и сегодня.

После того как кони появились на Аничковом мосту, их бронзовые копии установили у павильона «Бельведер» в Луговом парке в Петергофе, а также в Орловском парке в Стрельне. К сожалению, мы можем увидеть их лишь на фото, так как статуи исчезли во время Великой Отечественной войны. Однако есть легенда, что они закопаны в окрестностях Петербурга.

Скульптуры Клодта в Неаполе • У входа в Кляйстпарк, Берлин • Перед павильоном «Бельведер» в Петергофе • Фото: L. Versaggi, CC BY-SA 2.5, Shutterstock

Помимо этого, уменьшенные копии коней пользовались популярностью у современников скульптора. В прежние времена они встречались как элемент интерьера во многих светских домах: как представителей аристократии, так и буржуазии. В наши дни их можно увидеть в качестве экспоната частной коллекции или государственного музея. Так, например, две миниатюры с лепных этюдов хранятся в Калуге, они были отлиты из бронзы на одном из петербургских заводов в конце XIX века.

Где находится

Аничков мост расположен на участке, где Невский проспект пересекает река Фонтанка. Ближайшие станции метро — «Маяковская» и «Гостиный Двор», но сюда можно доехать и на наземном транспорте — до остановок «Литейный проспект», «Метро „Гостиный двор“» и «Дворец творчества юных». Это самый центр города, поэтому поблизости также находится множество знаковых мест Северной столицы.

Вид на Аничков мост и реку Фонтанку • Вход станции метро «Маяковская» • Большой Гостиный двор • Фото: Shutterstock

Заключение

Петербургские мосты — это такой же бренд, как и Дворцовая площадь с Эрмитажем или Петропавловская крепость с усыпальницей Романовых. Поэтому их осмотр — обязательная часть программы путешествия в город на Неве. Лучшие виды на городские мосты открываются с воды, а если взять с собой гида, который сопроводит поездку подробным рассказом, получится не только красивая, но и познавательная прогулка.

Автор: Инна Метелькова

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии ФёдоровныПавловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса

Еще экскурсии по теме