Он считается одним из самых высоких и красивых храмов в Липецкой области и всей России. Проект здания в русско-византийском стиле создал знаменитый архитектор Константин Тон (автор московского храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца), а одобрил лично Николай I. Строительство началось в 1845 году и закончилось лишь спустя 44 года. Возводили собор на месте, где в конце XVIII века стоял Вознесенский храм, куда уже не вмещались все прихожане. Готовый собор поражал величием. Пятикупольный храм высотой 74 метра, длиной 94 и шириной 34 было видно уже на подъезде к городу. Не меньше поражало и убранство: стены собора стали настоящей художественной экспозицией. Рисунки на них и иконы создавали живописцы Клавдий Лебедев и Алексей Корзухин. Всего в Вознесенском соборе больше 220 настенных росписей и полотен. После революции храм разграбили и закрыли, а затем отдали под склад. Вернули его церкви уже в 1947 году. Сейчас это действующий храм, куда можно сходить, чтобы полюбоваться старинными росписями и трёхъярусным иконостасом.
Официально она называется храмом Святых Александра Невского и Михаила Тверского. Великолепное здание в стиле модерн возвели в 1911-м. Но история храма началась ещё раньше. В 1882 году в Ельце построили часовню и посвятили её Александру II, убитому террористами. В XX веке её посетил внук императора — великий князь Михаил Романов. После этого решено было возвести церковь, а часовню сделать её приделом. Храм получился необычным — в нём причудливо переплелись черты модерна, византийского и русского зодчества. Считается, что часть росписей в храме сделал Виктор Васнецов. Церковь отличалась роскошным убранством: снаружи и внутри она была декорирована майоликой. Украшал Великокняжескую церковь хрустальный крест, который подсвечивался электричеством в темноте. Храм закрыли в 1927 году, в помещении расположился антирелигиозный музей, а потом склад. Верующим церковь вернули в 1991-м и начали восстанавливать. Сейчас в храме можно полюбоваться майоликовыми панно, которые частично сохранились на сводах и стенах.
Деревянный храм построили на этом месте в конце XVII столетия — он заменил древнюю Пятницкую церковь. Однако к середине XVIII века Преображенский храм обветшал, и в 1771-м его перестроили в камне в стиле барокко. За образец был взят московский храм Иоанна Воина. В начале XIX столетия храм снова перестроили, но уже в стиле классицизм: у него появился новый придел, а с фасадов сбили часть барочного декора. В 1871 году рядом с собором возвели трёхъярусную колокольню, а через 20 лет здание ещё раз капитально отремонтировали, заменили иконостасы и расписали стены. В 1930 году старинный храм закрыли, а через семь лет превратили его в склад зерна. В 1946-м снесли часть алтарной стены Преображенской церкви — власти посчитали, что она мешала уличному движению. В 1971 году здание признали памятником архитектуры и в 80-х годах начали реставрировать. В 1997-м Преображенскую церковь вернули верующим, с 2011 года она открыта для прихожан и посетителей.
Обитель основали в конце XVII века на высоком каменном берегу реки Ельчик. На этом месте в 1629 году уже были скиты и деревянная Знаменская церковь — они были частью мужского Троицкого монастыря. В 1683-м епископ Митрофан повелел создать там женскую обитель. В первые годы на территории возвели ещё две церкви, но в 1764-м обитель закрыли по распоряжению Екатерины II. Через пять лет монастырь был полностью уничтожен пожаром. В 1770 году на месте сгоревшего монастыря горожане возвели деревянный храм. К 1795 году в общине жили порядка 40 монахинь, но официально статуса монастыря не было. Он появился лишь в 1822-м. После революции из монастыря забрали все ценности, а в 1929 году закрыли и отдали под жилые квартиры. Знаменский храм разрушили в 1937 году, в следующие годы ветшали и рассыпались остальные постройки. В 2004-м началось восстановление обители по архивным документам и фото. Сейчас это действующая обитель, в ней можно прогуляться по уютной территории, зайти в церкви и набрать воды в святом источнике.
Одна из самых интересных достопримечательностей Ельца находится в старинном здании, которое построил в 1912 году купец и промышленник Александр Заусайлов. Строение в стиле модерн задумывалось как детский сад для сотрудников табачной фабрики предпринимателя. Об этом напоминает майоликовое панно на фасаде — на нём изображён пеликан, который считается символом материнства. Все экспонаты, размещённые на двух этажах, рассказывают о ремёслах и промыслах Елецкого края. Здесь можно посмотреть как изделия, выполненные в XIX или XX веках, так и современные образцы народного промысла. В четырёх залах представлены интересные творения кожевников, гончаров, кружевниц, кузнецов, резчиков по дереву, валяльщиков и мастеров гармонного дела. В городе с XIX века вручную делали елецкие рояльные гармоники — инструмент, который стал прототипом аккордеона. В коллекции музея хранятся гармоники, которые прошли вместе с музыкантами войну 1941–1945 годов, а также изготовленные во второй половине XX века.
Это участок речной долины в 10 километрах от Ельца и одна из самых известных природных локаций Липецкой области. Скалы высотой около 50 метров тянутся на несколько километров по берегам реки Воргол, образуя узкое ущелье. Живописный природный уголок относится к заповеднику «Галичья гора». Пейзажи здесь больше похожи на виды Алтая или Кавказа. На известняковых скалах можно увидеть горный папоротник и яркие лишайники. В ущелье можно посмотреть интересный архитектурный памятник — старинную водяную мельницу, которую построили в 1867 году. Пятиэтажное здание с метровыми стенами похоже на краснокирпичный замок. По преданию, при его строительстве использовали раствор на основе яичного белка. Ещё одна особенность Воргольских скал — пещеры. Несколько гротов доступны для посещения. Самая большая называется Копчёный камень. По легенде, в ней спрятал сокровища Тамерлан после разграбления Ельца. Кроме того, достопримечательность привлекает альпинистов с разным уровнем подготовки. На двух скальных массивах проложено 46 скалолазных маршрутов.
Один из старинных елецких храмов, переживших разрушение и восстановление. Его возвели вместо деревянной Архангельской церкви XVI–XVII веков (она находилась в другом месте). Храм не раз перестраивали, поэтому его части относятся к разным периодам. Самая старая — колокольня, которую построили в 1788-м. Пятиглавая церковь соединила в себе черты русско-византийского и классического стилей. Внутреннее убранство Архангельской церкви было богатым: в храме было пять иконостасов в позолоченных ризах, а пол выложен чугунными плитами с травным орнаментом. В 1922 году из церкви забрали всю серебряную утварь, но закрыли её только в 1930-м. После этого на храме разобрали кровлю, четыре маленькие главки и основание центральной, снесли часовню и чугунную ограду. Старинную церковь превратили в склад. Реставрировать Архангельскую церковь начали в 1993 году, когда её передали Вознесенскому собору. Уже во время ремонта в храме начались богослужения. Сейчас они проходят в воскресенье и по праздникам. Но попасть внутрь можно и в другие дни с 8:00 до 13:00.
Это единственный в стране мемориальный музей писателя. Его открыли в 1988 году в деревянном доме XIX столетия. В нём с 1881 по 1886 годы жил Иван Бунин — в это время он учился в городской гимназии. Экспозиция музея занимает восемь комнат. В одной из них, где жил будущий писатель, полностью воссоздан интерьер XIX столетия: в скромном помещении деревянные стены, железная кровать с кружевным покрывалом, письменный стол, тетради и учебники, форма гимназистов того времени. Ещё один зал посвящён Елецкому краю в творчестве Бунина. Среди экспонатов — личные вещи классика литературы: его очки, бритвенные принадлежности, письма и конверты, визитки и фотографии. В музее увидите охотничье ружьё, которое писатель подарил внуку Фёдора Дёмкина (он стал прототипом главного героя в рассказе «Сто восемь»). Семья Дёмкиных передавала двустволку из поколения в поколение, а затем подарила её музею. Также в музее хранится чемодан, с которым литератор отправился за Нобелевской премией — на нём даже остались наклейки заграничных отелей.
Это одновременно зелёная зона в районе железнодорожного вокзала, мемориальная площадка и музей военной техники под открытым небом. История мемориальной зоны началась в 1992 году, когда в небольшом сквере установили памятник в честь ельчан, воевавших в Афганистане. В 2007 году рядом с монументом в форме двух белоснежных столбов появились мраморные таблички с именами жителей города, погибших в горячих точках, и настоящий бронетранспортёр. Позже к нему добавили самоходную артиллерийскую установку, две пушки и вертолёт. В сквере проходят различные военно-патриотические мероприятия, в остальное время в нём приятно прогуляться, посмотреть на боевую технику и отдохнуть от городского шума.
Это самый высокий в городе памятник, посвящённый ельчанам-участникам войны 1941–1945 годов. Мемориал находится на месте бывшей Каракумской площади, где в декабре 1941-го советские войска переправлялись через реку Большую Сосну. На каждой стороне пятиугольного постамента высотой 1,5 метра написаны годы войны, а в его центре высятся три 12-метровые стелы, которые символически изображают воинские штыки. Наверху этой композиции находится кольцо, на котором размещены ордена Славы, Победы и Отечественной войны. Напротив обелиска стоит памятная доска со словами «Мы из Ельца» — такую надпись в мае 1945-го оставил на стене берлинского Рейхстага ельчанин Борис Сидельников. Ещё одна часть мемориального комплекса — аллея Героев, которая ведёт к стеле. На ней находятся 20 барельефов с именами жителей города, удостоенных звания Героя Советского Союза, и полных кавалеров ордена Славы.
Величественный белокаменный храм возвели в 1869 году на месте старой церкви (сначала деревянной, потом каменной), которая упоминалась в документах 1628–1629 годов. Деньги на строительство храма жертвовали жители города и богатые купцы. Главный престол освятили во имя Спаса Нерукотворного, поэтому официально готовый храм назывался Спасским. Однако горожане по-прежнему называли его Христорождественским. Интересный факт: композиция церкви Рождества Христова во многом повторяет черты елецкого Вознесенского собора — творения зодчего Константина Тона. Как и в главном храме города, в Христорождественской церкви тоже прослеживаются черты русско-византийского стиля. Храм закрыли в 1930-х годах, предварительно забрав из него все ценности. Реставрировать здание начали в начале 90-х годов прошлого столетия, а в 2004-м его вернули православной церкви (он стал подворьем женского монастыря). Большая часть убранства церкви была утрачена, но местами на стенах сохранились фрагменты старинных росписей.
Старинный храм, который реставрируется после долгих лет забвения. Первый Покровский храм возвели в начале XVII века, но тогда он был деревянным. Каменной церковь стала в 1759 году. Почти через 100 лет храм обветшал, и его было решено перестроить. Проект нового храма создал архитектор Андрей Тон. За образец он взял Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Однако для елецкого храма проект немного изменили — к классическому стилю добавили элементы русско-византийского. Возведение храма закончили в 1867 году. Он стал одним из самых больших в Ельце, а его пятиярусная колокольня — высочайшей точкой в городе. В начале XX века с Покровской церковью были связаны имена двух известных жителей Ельца: её прихожанином был композитор Тихон Хренников, а Иван Бунин описал храм в своём рассказе «Над городом». После революции церковь закрыли и превратили в склад. В 1960-х снесли колокольню, разрушили крышу и купола. Церкви строение вернули в 1997-м, с тех пор храм находится на реставрации, но богослужения уже проходят в небольшом нижнем храме.
Он находится в окрестностях города возле деревни Екатериновка в Елецком районе. Посетить памятник можно во время путешествия по трассе М-4 «Дон» — он расположен на 397-м километре, между Ельцом и Воронежем. Монумент установили в 1981 году там, где в 1941-м солдаты 13-й армии разгромили немецкие войска во время Елецкой наступательной операции. Первоначально на месте боёв поставили памятник высотой семь метров. В 2010-м монумент реконструировали — появилась стела в форме меча высотой 15 метров, с двух сторон от неё — элементы, символизирующие столкнувшиеся кулаки, а также крупные цифры «1941» и памятная надпись о подвиге 13-й армии.
Последняя церковь в городе, построенная до революции. Храм в псевдорусском стиле возвели в 1915 году в честь памятного события. В 1395 году возле Ельца остановилось войско завоевателя Тамерлана, которое двигалось на Москву. По преданию, во сне полководцу явилась Божья Матерь и повелела уходить с русских земель. Тамерлан развернул свою армию и отправился громить Золотую Орду, что стало причиной избавления Руси от её ига. Строительство храма доверили архитектору Александру Каминскому — ученику Константина Тона. За образец он выбрал древнерусское зодчество. Вместо куполов елецкую церковь увенчали шатры. Также при строительстве архитектор использовал новые технологии:, железобетонные перекрытия, систему парового отопления, гидроизолирующий пол и облицовку шатров плиткой. В 1929 году церковь закрыли и стали использовать как склад. В 1989 году здание вернули верующим, его реставрация продолжалась шесть лет. Рядом с храмом можно полюбоваться изысканной архитектурой, а внутри — рассмотреть историческую кирпичную кладку.
Он открылся ещё при жизни прославленного музыканта. Музей находится в деревянном доме, где родился и вырос композитор. После смерти его родителей здание почти полвека принадлежало другой семье, но они сохранили мебель и личные вещи бывших владельцев. Благодаря этому в музее можно увидеть множество подлинных предметов, которыми пользовался в детстве и юности мэтр советской музыки. Среди экспонатов — рукописи, партитуры, фотографии, грампластинки, книги с автографами композитора и его личные вещи. Например, в экспозиции можно увидеть концертный костюм и старинный рояль, принадлежавшие музыканту. А ещё — целую коллекцию чемоданов, включая тот, с которым молодой Тихон Хренников уехал учиться в Москву. Здесь же, во дворе дома-музея, похоронен сам Тихон Хренников — упокоиться в родном городе было его желанием. Городское кладбище, где находились могилы его родителей, в 2007-м было закрыто, поэтому местные власти и дочь музыканта решили похоронить его в семейной усадьбе. Рядом с могилой установлен бюст композитора и стела в виде рояля.
Зелёная зона в центре Ельца, где любят проводить время жители и гости города. До революции городской парк назывался Дворянским или садом Благородного собрания, в нём часто устраивались цирковые представления и концерты духового оркестра, отдыхали местные жители всех сословий. Во время учёбы в гимназии по парковым аллеям гулял Иван Бунин, впоследствии он описывал Дворянский сад в своих произведениях. Рядом находился Ботанический сад купца Заусайлова с растениями из разных уголков страны и мира, стеклянной оранжереей и прудиком в форме Чёрного моря. В советское время эти две территории объединили в один городской парк. Сейчас в небольшом старинном парке можно прогуляться по тенистым аллеям с вековыми деревьями, посмотреть на чугунный фонтан XIX века, памятник Бунину-гимназисту и каменный грот XX века с беседкой на берегу водоёма.
Активные развлечения здесь тоже есть: работает колесо обозрения и несколько аттракционов, а на небольшой сцене по праздникам проходят представления и концерты.
В него стоит сходить, даже если в Ельце вы всего на один день. Елецкий краеведческий музей был создан ещё в 1901 году, но полностью уничтожен во время революции. Однако уже в 1918 году по инициативе писателя Михаила Пришвина он возродился как подразделение отдела народного образования и стал называться Музеем наглядных пособий. В Великую Отечественную войну экспозиции эвакуировали, а с 1946-го они переехали в особняк XIX века купца Заусайлова. В музее представлено более 40 тысяч экспонатов. Экспозиция разделена на несколько частей, которые рассказывают о природе края, купеческом быте, войнах в истории города. Здесь можно посмотреть на старинные книги и оружие, монеты и украшения, коллекцию елецких кружев и находки археологов. Среди экспонатов можно увидеть предметы разных эпох. Например, икону XIII века, вырезанную из камня, изящный медный перстень XVIII столетия и даже монету Порфянского царства (II век до н. э.). На втором этаже здания можно полюбоваться и купеческими интерьерами — для их воссоздания использовали подлинную мебель.
Достопримечательность находится в действующей тюрьме, которую называют «Елецкая крытка» — она появилась в городе ещё в XIX веке и сегодня считается одним из самых строгих мест заключения в стране. Однако первые упоминания о Елецком остроге встречаются в 1592 году. Тогда тюрьма находилась в центре поселения. Музей открыли в 2011 году в старейшем корпусе тюрьмы — здание, похожее на неприступный замок, возвели в 1860 году. Экспозиция разместилась в восьми камерах. В четырёх из них воссоздана обстановка тюремных камер XIX–XX веков, а в одной из камер обустроен кабинет начальника тюрьмы XIX века. В остальных — выставка, посвящённая истории мест заключения. Среди экспонатов представлены макеты тюрьмы, железные цепи и кандалы, архивные документы и фото, образцы изделий, которые делали заключённые. На отдельном стенде находятся предметы, которые были изъяты у арестантов: заточки, ножи и железные штыри. Чтобы сходить в тюремный музей, понадобится разрешение администрации исправительного учреждения.
Это частный музей, в котором хранятся изделия мастериц, созданные столетия назад и в последние годы. Его открыл в 2001 году коллекционер Евгений Крикунов, на двух этажах небольшого деревянного дома разместилась богатая коллекция елецкого плетения. Создавать тончайшее кружево в Ельце начали ещё в XVII—XVIII веках, к концу XIX столетия город стал крупнейшим в стране центром производства и торговли кружевом, а самые изысканные орнаменты создавали в Знаменском женском монастыре. На двух этажах музея можно полюбоваться десятками произведений мастериц: скатертями, салфетками, платьями и панно, сплетёнными в разные годы. В каждой вещи легко заметить елецкий стиль — в изделиях есть какой-то растительный орнамент или природный мотив. Здесь же можно приобрести изделия с красивыми елецкими кружевами — сейчас их делают на местной фабрике.
В небольшом бревенчатом доме находятся экспозиции, посвящённые жизни и творчеству знаменитого уроженца города. Николай Жуков — известный художник-график, который в 1946 году сделал порядка 200 зарисовок во время Нюрнбергского военного трибунала. Большую часть жизни он провёл в Москве, но вырос в Ельце, где и мечтал видеть свой музей. Мемориальная экспозиция разделена на четыре части. В первом зале рассказывается о детстве и юношестве будущего художника. Здесь воссоздан интерьер начала XX века и представлены личные вещи семьи Жуковых: фотографии, книги, краски, граммофон и платок матери Николая Жукова. В музее также можно увидеть работы Николая Жукова на тему войны — это плакаты, зарисовки и карикатуры, его записи в дневниках и иллюстрации к произведениям. Много художник рисовал и на детскую тему — это не только зарисовки его детей, но и иллюстрации для журнала «Мурзилка», детских книг и открыток.
Эту достопримечательность в Ельце часто называют просто «Танк Т-72». Его установили в память о подвиге бригады танкистов — в конце 1941-го она прорвала оборону врага и помогла освободить город от гитлеровских войск. Находится памятник на берегу реки Быстрой Сосны неподалёку от Каракумского моста — в 1941 году в этом месте была переправа. В 2005 году здесь на трёхметровый постамент в форме звезды водрузили танк Т-72. Эта модель не принимала участия в войне, в советской армии она появилась только в 1973 году. Однако на момент создания мемориального комплекса эта была единственная техника, которую удалось найти (танк привезли из Краснодарского края). Перед постаментом установлены два подлинных противотанковых ежа 1941 года — так называли конструкции из старых рельсов для сдерживания передвижения вражеской техники. На сооружениях, которые раньше хранились в краеведческом музее, можно увидеть клеймо 1907 года. Также рядом с памятником находятся мемориальные доски с именами 22 танкистов, погибших в боях за город.
Он состоит из памятника советскому солдату, Вечного огня и воинских захоронений горожан, которые погибли во время революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Мемориальный комплекс открыли в мае 1965 года, а через два года в нём был зажжён Вечный огонь. Композиционный центр памятника — изваяние воина, склонившего знамя. Изначально его сделали из бетона, но в 1995 году заменили на бронзовую статую солдата. На постаменте памятника находится макет Ордена Великой Отечественной войны. Возле памятника 9 мая традиционно проходят мероприятия, а в остальное время здесь можно прогуляться в тишине по небольшому благоустроенному скверу.
Он был открыт в 2015 году в окрестностях Ельца на Казиной горе. В 1941 году в этом районе защитники города разгромили немецкие войска и сорвали их наступление на Москву с юга. Мемориальный комплекс, самый большой в Елецком районе, посвятили двум событиям — 74-й годовщине освобождения Ельца и 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В его центре находится памятник «Знамя Победы» высотой 11 метров — это скульптурная композиция, которая изображает пятерых воинов на высоком белокаменном постаменте. Рядом с изваяниями находится стела с изображением ордена Отечественной войны и основными датами Елецкой наступательной операции, названиями фронтовых соединений и именами военнокомандующих. Кроме того, в комплекс входят большая парковка и часовня. С высокой горы открывается красивый вид на Елец.