Путешествие в столицу Тосканы невозможно представить без экскурсии по историческому району города. В маршрут такой прогулки входит и площадь Пьяцца-дель-Дуомо (её также называют Соборной), которую украшает сразу несколько известных памятников флорентийского зодчества: собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерий Сан-Джованни, Колокольня Джотто и музей Опера-дель-Дуомо, где хранится впечатляющая коллекция произведений искусства, созданных знаменитыми итальянскими художниками и скульпторами эпохи Возрождения. Впервые площадь была обозначена на карте Флоренции в XIII веке — после начала строительства собора. Спустя время Пьяцца-дель-Дуомо стала сердцем города. Сегодня она входит в число наиболее посещаемых мест в Европе.
Путешествие по столице Тосканы обычно начинается с главной площади, расположенной вокруг Дворца Веккьо. Больше всего на площади Синьории взгляды путешественников приковывают статуи, за каждой из которых — богатая история и имена известных на весь мир итальянских мастеров. Фонтан Нептуна был открыт в честь брака Франческо I Медичи с дочерью императора. Бартоломео Амманати и его ученик Джамболонья трудились над Нептуном 10 лет. Давид, созданный Микеланджело, символизирует силу и независимость Флоренции. Пятиметровая статуя Геркулеса, победившего великана Какуса, вышла из-под руки Баччо Бандинелли. Создавая конную статую Козимо I, скульптор Джамболонья стремился подчеркнуть могущество представителя влиятельной семьи Медичи. Ещё одна скульптура, посвящённая Медичи, — «Персей», созданный Челлини. Статуя «Похищение сабинянок», посвящённая событиям сабинской войны, была создана Джамболоньей. Ещё один миф увековечил Пио Феди в композиции скульптуры «Похищение Поликсены».
Это самый известный из памятников архитектуры эпохи флорентийского кватроченто — Раннего Возрождения. Строительство собора началось в XII веке на месте, где стояло старое здание церкви. Работы по возведению грандиозной базилики завершились лишь спустя шесть веков. Только создание купола заняло почти 15 лет. Его делали по проекту знаменитого итальянского архитектора Филиппо Брунеллески, который предложил новую технологию строительства без использования лесов. Сегодня Санта-Мария-дель-Фьоре — это главный кафедральный собор Флоренции (поэтому его ещё называют Дуомо), одна из самых знаменитых достопримечательностей Италии и значимое произведение искусства. Его архитектура и внутреннее убранство впечатляет и в наши дни. Вход в собор свободный, но для посещения смотровой площадки и всех частей храма нужно купить билет. Также в Санта-Мария-дель-Фьоре проводятся экскурсии.
Одна из самых известных достопримечательностей Флоренции была построена в XII-XIV веках францисканцами. В состав базилики Санта-Кроче входят 16 капелл. Каждая из них стоит того, чтобы посетить этот объект. Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко — известные итальянцы, принимавшие участие в росписи базилики. Ещё одна особенность этого комплекса — его кладбище. Здесь хоронили самых известных и выдающихся жителей Флоренции. Среди них можно найти имена таких известных деятелей, как Галилей, Макиавелли, Микеланджело, Россини. Интересно, что есть здесь и гроб с именем автора «Божественной комедии» Данте, однако он пуст. Всё дело в том, что писатель был изгнан из родного города за оппозиционные взгляды. Он поселился в Равенне, где написал своё знаменитое произведение, а позже скончался. Пересмотрев отношение к знаменитому земляку, флорентийские власти хотели забрать прах писателя во Флоренцию, но Равенна на это не согласилась. Поэтому гроб Данте в базилике Святого Креста так до сих пор и стоит пустым.
Одно из самых узнаваемых зданий города было построено на главной площади Флоренции в XIII веке по проекту Арнольфо ди Камбио — известного архитектора Италии того времени. Палаццо Веккьо (его также называют Старым Дворцом) получился строгим и лаконичным. Его стены венчает зубчатая корона, в качестве украшений выступают гербы девяти гильдий, правивших когда-то Флорентийской республикой. Отдельного внимания достойна башня Арнольфо — она поднимается вверх на 94 метра, а её фасад украшают часы XVII века. Несмотря на внешнюю скромность, интерьеры и внутренний двор Палаццо впечатляют своей роскошью и красотой. В его залах размещается уникальная коллекция произведений искусств, созданных известными итальянскими художниками: в музее Старого Дворца хранятся работы Верроккьо, Вазари, Микеланджело и Донателло. На экскурсии можно увидеть и другие редкости, например, старинные карты мира или музыкальные инструменты эпохи Средневековья. Посетить можно только некоторые залы Палаццо Веккьо — часть здания занимает ратуша.
В 393 году во Флоренции, на месте, где сегодня стоит базилика Сан-Лоренцо, появилась небольшая, но красивая церковь. В XI веке случилась её первая масштабная реконструкция, а в XV веке храм решили расширить. Деньги на строительные работы давали состоятельные горожане. Самым весомым был финансовый вклад Джованни Медичи — члена известной и влиятельной итальянской семьи. С этой базилики начался новый архитектурный период, основоположником которого стал знаменитый Филиппо Брунеллески — создатель купола Санта-Мария-дель-Фьоре. Мастер занимался возведением капеллы, принадлежащей династии Медичи, поэтому решил выделить её из всех существующих тогда построек. Пространство отличается просторностью и гармоничностью. Чтобы достичь этого, помимо архитектурных приёмов мастер прибегал к особым секретам в оформлении интерьеров: он положил тени на выступающие части помещения и в то же время покрыл белой штукатуркой всё остальное пространство. Так помещение приобрело прозрачность и равновесие. А художественная роспись, колонны, великолепный напольный рисунок добавляют акцентов.
В эпоху Возрождения Флоренция, потеряв статус республики, пережила период упадка, который выразился в том числе в отсутствии интереса к культурным ценностям со стороны горожан. Мастера начали уезжать из города, стремясь найти новые площадки для реализации своих идей и заработка. В это непростое время и появилась флорентийская Академия изящных искусств. Произошло это в 1562 году. В Италию стали приезжать студенты из всех уголков Европы. В Академии, помимо традиционных видов искусства, изучали травление металла для изготовления литографий и учились петь, играть на музыкальных инструментах и изготавливать их. В XIX веке музыкальное отделение превратилось в Консерваторию. При Академии была создана галерея произведений учителей и учеников заведения. Сегодня в коллекции галереи можно увидеть картины таких знаменитых мастеров, как Боттичелли, Микеланджело, Скеджи, Пьетро Перуджино и многих других, чьи произведения известны не только во Флоренции.
Один из самых старых и известных художественных музеев в мире появился во Флоренции благодаря богатому и влиятельному роду Медичи, славившемуся своей любовью к изобразительному искусству. Здание, которое сегодня могут посетить гости Италии, было построено по приказу Козимо Старшего Медичи. Над проектом работал известный архитектор Вазари, любивший искусство не меньше заказчиков. В XVI веке музей открыл свои двери для посетителей. Старинное здание занимает 13 000 м². Тысячи картин, скульптур, миниатюр, гобеленов и других произведений изобразительного искусства собраны в коллекции Уффици. Здесь можно увидеть картины художников, чьи имена знает каждый: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Рафаэль, Боттичелли, Рембрандт. На то, чтобы осмотреть все экспонаты галереи, придётся потратить не один день. Среди тысяч произведений искусства в Уффици во Флоренции можно увидеть такие знаменитые вещи, как «Рождение Венеры» авторства Сандро Боттичелли, «Голову медузы» Караваджо, «Мадонну с щеглёнком» Рафаэля и другие шедевры.
Самой большой дворец в городе и значимый памятник архитектуры флорентийского зодчества эпохи Раннего Возрождения. Здание стоит на левом берегу реки Арно, а с одной из сторон к нему примыкают Сады Боболи — удивительной красоты парк, созданный во второй половине XVI века. Удивительно, но поводом для создания этого дворца стала зависть. Лука Питти, известный банкир, был другом и сторонником влиятельного рода Медичи. Но при этом завидовал богатству своих покровителей. Чтобы превзойти их, банкир задумал построить огромный замок. Но при жизни Луки Питти проект так и не был завершён. Спустя время род Питти разорился, а недостроенный дворец выкупили Медичи. Здание достроили, а за ним разбили Сады Боболи — один из лучших образцов садово-паркового искусства в мире. После дворец сменил ещё нескольких хозяев, среди которых был и король Италии Виктор-Эммануил II. Его внук сделал широкий жест и презентовал палаццо Питти стране в 1919 году. Сегодня, помимо замка и сада, во дворце можно полюбоваться коллекцией произведений искусства.
После того как недостроенное палаццо Питти во Флоренции перешло во владение семьи тосканского герцога Козимо I Медичи, новые хозяева решили использовать и большой холм за пределами поместья, с которого открывается прекрасный вид на окрестности. Жена Козимо I Элеонора Толедская предложила разбить на холме сад, который подчеркнёт величие рода Медичи. В создании парка принимали участие известные скульпторы и архитекторы. В результате был создан полноценный музей под открытым небом на территории в 4,5 гектара. Большую территорию холма засадили редкими и дикорастущими деревьями, придав посадкам чёткую геометрическую и симметричную форму. А в качестве делителей зон использовали дорожки, посыпанные гравием. В парке установили прекрасные достопримечательности: античные и средневековые скульптуры, фонтаны, гроты и амфитеатр. Впоследствии сады Боболи во Флоренции стали не только прекрасным местом для отдыха, но и образцом для создания лучших парков по всему миру.
Покровителем Флоренции считается святой Иоанн Креститель. С его именем связано одно из знаменитых зданий Флоренции, которое стоит на площади Дуомо — Баптистерий. Памятник флорентийской архитектуры имеет статус малой базилики и входит в список наследия ЮНЕСКО. Тот вид, в котором его видят жители и гости Италии сегодня, крестильня приобрела в XI-XII веках. Больший интерес также вызывают ворота, больше похожие на произведение искусства, чем на вход. Южные ворота девять лет создавал итальянский мастер Андреа Пизано. Он с помощью ювелиров оформил бронзовые створки, на которых в 28 картинах изображена жизнь Иоанна Крестителя. Над Северными и Восточными воротами работал Лоренцо Гиберти. Северные создавались более 20 лет и украшены рисунками с сюжетами из Ветхого Завета и Евангелие. Но настоящим шедевром являются Восточные ворота, которые называют «Вратами рая». За 27 лет Гиберти создал 10 бронзовых картин и соединил их, создав, пожалуй, самые известные двери в Италии. Оригинальные створки, простоявшие 500 лет, были отправлены в музей и заменены на копию в 1990 году.
Заметную издалека 85-метровую колокольню — или, по-итальянски, кампанилу — строили на площади Пьяцца-дель-Дуомо достаточно долго. Предназначалась она для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Четыре мастера приложили руку к возведению башни. Строительство началось при Арнольфо ди Камбио, в конце XIII века. После смерти архитектора проект остановили, а вернулись к нему только спустя 30 лет. Дело ди Камбио продолжил известный художник Джотто ди Бондоне. Спустя три года пожилой мастер умер, успев возвести только первый ярус башни. Именно его имя дали колокольне. Следующий этап работы курировал Андреа Пизано. Под его руководством башня выросла ещё на два яруса, но потом в судьбу здания вмешалась чума, которая разразилась во Флоренции, забрав жизнь Пизано. Закончилось строительство кампанилы Джотто под началом Франческо Таленти. В противовес более приземистым нижним ярусам, верхние, имеющие окна, выглядят более воздушно. Колокольня отделана цветным мрамором, в качестве украшений на ней — барельефы, на которых разными итальянскими мастерами были изображены религиозные и мирские сюжеты.
В 1255 году во Флоренции был построен дворец для семьи командира городского войска. Через несколько лет здесь также разместили магистрат. На протяжении XVIII века здание использовали в качестве тюрьмы, в подвалах которой пытали пленников, а во дворе приводили в исполнение смертные приговоры. Это здание с башней является одной из самых старых построек города. С него «лепили» палаццо Веккьо — здание ратуши в центре города. Несмотря на такую мрачную историю в 1865 году с подачи итальянского короля в замке открыли Национальный музей искусства Средневековья и Возрождения. В нём представлены скульптуры, барельефы, медали, картины и статуэтки великих итальянских мастеров. Среди авторов работ можно найти фамилии Донателло, Бартоломео Амманати, Джамболоньи, Челлини, Тино ди Камаино. Сюда были свезены многие художественные ценности из разрушенных зданий и храмов Флоренции. Располагается музей недалеко от галереи Уффици. И хотя его популярность меньше, посмотреть здесь точно есть на что.