Больше всего на площади Синьории во Флоренции взгляды туристов приковывают статуи, за каждой из которых — история или символ. Фонтан Нептуна был открыт в честь брака Франческо I Медичи с дочерью императора. Бартоломео Амманати и его ученик Джамболонья трудились над Нептуном и его мифическим окружением 10 лет. Давид, созданный Микеланджело, символизирует силу и независимость Флоренции. Пятиметровая статуя Геркулеса, победившего великана Какуса, вышла из-под руки Баччо Бандинелли. Схватка, запечатлённная в камне, передаётся через напряжённые линии и изгибы. Создавая статую Козимо I, скульптор Джамболонья стремился подчеркнуть могущество представителя влиятельной семьи Медичи. Ещё одна скульптура, основанная на мифе и посвящённая власти Медичи, — «Персей», созданный Челлини. Статуя «Похищение сабинянок», посвящённая драматическим событиям сабинской войны, была создана Джамболоньей и вызвала восторг у горожан. Ещё один грустный миф о Поликсене увековечил Пио Феди в сложной композиции скульптуры «Похищение Поликсены».
В 1296 году на месте старой церкви был заложен новый храм. Только спустя шесть веков строительные работы были завершены. Сегодня Флоренция гордится кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьоре — одной из самых заметных своих достопримечательностей, известной далеко за пределами Италии. Собор строили не только для увеличения вместимости, но и чтобы город не терялся в тени своих соперников — Пизы и Сиены. Впечатляет его архитектура в стиле итальянской готики. Стены и пол выполнены из мраморных плит, а венчает собор огромный восьмигранный купол, расписанный фресками. Арки нефов и трансептов украшены красивыми, производящими неизгладимое впечатление витражами. Каждая из цветных стеклянных картин изображает святых и мучеников, увековечивая их деяния. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре не только известная достопримечательность Флоренции и Италии, она входит в пятёрку самых грандиозных храмов мира.
Грандиозный музей, один из самых старых художественных музеев в мире, появился во Флоренции благодаря богатому и влиятельному роду Медичи, славившемуся своей любовью к изобразительному искусству. Здание, которое сегодня могут посетить гости Италии, было построено по приказу Козимо Старшего Медичи. Над проектом работал известный архитектор Вазари, любивший искусство не меньше заказчиков. В XVI веке музей открыл свои двери для посетителей. Старинное здание занимает 13 000 м². Тысячи картин, скульптур, миниатюр и гобеленов собраны в одном музее. Здесь можно увидеть творения мастеров, чьи имена знает каждый: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Рафаэль, Боттичелли, Рембрандт. На то, чтобы осмотреть все экспонаты галереи, придётся потратить не один день. Среди тысяч произведений искусства в Уффици во Флоренции можно увидеть такие знаменитые вещи, как «Рождение Венеры» авторства Сандро Боттичелли, «Голову медузы» Караваджо, «Мадонну с щеглёнком» Рафаэля и другие шедевры.
Мощный и надёжный, хоть и не очень большой замок появился во Флоренции в XIII веке на площади Синьории. Его построили на месте, где раньше располагались владения некогда могущественного, но поверженного рода Уберти. Проект для нового здания подготовил один из самых известных и плодовитых архитекторов Италии того времени Арнольфо ди Камбио. Замок получился строгим, лаконичным. Отдельного внимания достойна стройная и высокая башня Арнольфо. Стены замка венчает зубчатая корона, а также в качестве украшений выступают гербы девяти гильдий, правивших когда-то Флорентийской республикой. Несмотря на внешнюю скромность, внутреннее убранство замка Флоренции впечатляет своей роскошью и красотой. Скульптуры, лепнина, росписи и картины — здесь точно есть на что посмотреть. За несколько веков своего существования замок стал свидетелем множества исторических событий. Сегодня же в одной его части расположился музей, посетить который можно в составе группы. В другой части находится кабинет мэра и правительственный совет.
Покровителем Флоренции считается святой Иоанн Креститель. С его именем связано одно из знаменитых зданий Флоренции — Баптистерий. Тот вид, в котором его видят жители и гости Италии сегодня, крестильня приобрела в XI-XII веках. Здание правильной восьмигранной формы, обшитое полихромным мрамором, привлекает своей древностью и историей. Но больший интерес у туристов вызывает не сам Баптистерий, а ворота в него, больше похожие на произведение искусства, чем на вход. Южные ворота девять лет создавал итальянский мастер Андреа Пизано. Он с помощью ювелиров оформил бронзовые створки, на которых в 28 картинах изображена жизнь Иоанна Крестителя. Над Северными и Восточными воротами работал другой мастер — Лоренцо Гиберти. Северные ворота создавались более 20 лет и украшены рисунками, отражавшими написанное в Ветхом Завете и Евангелии. Но настоящим шедевром являются Восточные ворота, которые называют «Вратами рая». За 27 лет Гиберти создал 10 бронзовых картин и соединил их, создав, пожалуй, самые известные двери в Италии. Оригинальные створки, простоявшие 500 лет, были отправлены в музей и заменены на копию в 1990 году.
Маленький рай в центре Италии, способный удовлетворить желания любого типа туристов: любителей достопримечательностей, природы или ленивого пляжного отдыха. Тоскана — край, полный древностей. Замки и галереи Средневековья и эпохи Возрождения можно найти во Флоренции. А если отъехать от неё на несколько километров в северо-восточном направлении, то можно увидеть постройки I века нашей эры в городе Фьезоле. На юге от Флоренции лежит ещё один очень древний город, часть которого сохранилась в неизменном виде с XIII-XV веков — Чертальдо. Ещё один пункт, который стоит посетить, — Сиена. Этот город известен не только древностью, но и вином и знаменитыми скачками Палио. Также для наслаждения историей и архитектурой подойдут такие города края, как Пиза, Вольтерра и известный своими церквями Лукка. Для любителей прекрасных ландшафтов и вина интересным будет посещение долины Валь-д’Орча. Для тех, кто предпочитает пляж и море, Тоскана приготовила остров Эльба.
Заметную издалека 85-метровую колокольню — или, по-итальянски, кампанилу — во Флоренции строили достаточно долго. Предназначалась она для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Четыре мастера приложили руку к возведению башни. Строительство началось при Арнольфо ди Камбио, в конце XIII века. После смерти архитектора строительство остановилось, а вернулись к нему только спустя 30 лет. Дело ди Камбио продолжил известный художник Джотто ди Бондоне. Спустя три года пожилой мастер умер, успев возвести первый ярус башни. Именно его имя дали колокольне. Следующий этап работы курировал Андреа Пизано. Под его руководством башня выросла ещё на два яруса, но потом в судьбу здания вмешалась чума, которая разразилась во Флоренции, забрав жизнь Пизано. Закончилось строительство кампанилы Джотто под началом Франческо Таленти. В противовес более приземистым нижним ярусам, верхние, имеющие окна, выглядят более воздушно. Колокольня отделана цветным мрамором, в качестве украшений на ней — барельефы, на которых разными итальянскими мастерами были изображены религиозные и мирские сюжеты.
Удивительно, но поводом для создания этого дворца во Флоренции стала зависть. Лука Питти, известный банкир, был другом и сторонником влиятельного рода Медичи. Но при этом завидовал богатству своих покровителей. Чтобы превзойти их, банкир задумал построить огромный замок. Для осуществления стройки к работам привлекались в том числе преступники и изгнанники. Но при жизни Луки Питти проект так и не был завершён из-за нехватки финансирования. Спустя время род Питти разорился, а недостроенный замок с территорией выкупили Медичи: герцог Тосканский Козимо I и его супруга Элеонора Толедская. Дворец достроили, а за ним разбили парк, который до сих пор считается одним из лучших образцов садово-паркового искусства. После Медичи дворец во Флоренции сменил ещё нескольких хозяев, среди которых был и король Италии Виктор-Эммануил II. Его внук сделал широкий жест и презентовал палаццо Питти стране в 1919 году. Сегодня, помимо замка и сада, во дворце можно полюбоваться произведениями искусства, которые выставлены в действующих в этих стенах музеях и галереях.
Одна из самых известных достопримечательностей Флоренции была построена в XII-XIV веках францисканцами. В состав базилики Санта-Кроче входят 16 капелл. Каждая из них стоит того, чтобы посетить этот объект. Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко — известные итальянцы, принимавшие участие в росписи базилики. Ещё одна особенность этого объекта — его кладбище. Здесь хоронили самых известных и выдающихся жителей Флоренции. Среди них можно найти имена таких известных деятелей, как Галилей, Макиавелли, Микеланджело, Россини. Интересно, что есть здесь и гроб с именем автора «Божественной комедии» Данте, однако он пуст. Всё дело в том, что писатель был изгнан из родного города за оппозиционные взгляды. Он поселился в Равенне, где написал своё знаменитое произведение, а позже скончался. Пересмотрев отношение к знаменитому земляку, флорентийские власти хотели забрать прах писателя во Флоренцию, но Равенна на это не согласилась. Поэтому гроб Данте в базилике Святого Креста так до сих пор и стоит пустым.
В 393 году во Флоренции, на месте, где сегодня стоит базилика Сан-Лоренцо, появилась небольшая, но красивая церковь. Она была построена в честь святых Лаврентия, Амвросия и Зиновия. Вплоть до XI века церковь сохраняла свой первоначальный вид. В XI веке случилась её первая масштабная реконструкция. В XV веке церковь решили расширить. Деньги на строительные работы давали состоятельные горожане. Самым весомым был финансовый вклад Джованни Медичи — члена известной и влиятельной итальянской семьи. С этого храма начался новый архитектурный период, основоположником которого стал знаменитый Филиппо Брунеллески. Мастер занимался возведением капеллы, принадлежащей династии Медичи, поэтому решил выделить её из всех существующих тогда построек. Пространство отличается просторностью и гармоничностью. Чтобы достичь этого, помимо архитектурных приёмов мастер использовал оформительские: положил тени на выступающие части помещения и в то же время покрыл белой штукатуркой всё остальное пространство. Так помещение приобрело прозрачность и равновесие. А художественная роспись, колонны, великолепный напольный рисунок добавляют акцентов.
После того как недостроенное палаццо Питти во Флоренции перешло во владение семьи тосканского герцога Козимо I Медичи, новые хозяева решили использовать и большой холм за пределами поместья, с которого открывается прекрасный вид на окрестности. Жена Козимо I Элеонора Толедская предложила разбить на холме сад, который подчеркнёт величие рода Медичи. В создании парка принимали участие известные скульпторы и архитекторы. В результате получился музей под открытым небом на территории в 4,5 гектара. Большую территорию холма засадили редкими и дикорастущими деревьями, придав посадкам чёткую геометрическую и симметричную форму. А в качестве делителей зон использовали дорожки, посыпанные гравием. В парке установили прекрасные достопримечательности: античные и средневековые скульптуры, фонтаны, гроты и амфитеатр. Впоследствии парк во Флоренции стал не только прекрасным местом для отдыха, но и образцом для создания лучших парков по всему миру. В своём смартфоне непременно нужно иметь фото с этой красотой, посмотреть на которую можно за 11 евро.
В эпоху Возрождения Флоренция, потеряв статус республики, пережила период упадка, который выразился в том числе в отсутствии интереса к культурным ценностям со стороны горожан. Мастера начали уезжать из города, стремясь найти новые площадки для реализации своих идей и заработка. В это непростое время и появилась Академия изящных искусств. Произошло это в 1562 году. В Италию потекли студенты из всех уголков Европы. В Академии, помимо традиционных видов искусства, изучали травление металла для изготовления литографий и учились петь, играть на музыкальных инструментах и изготавливать их. В XIX веке музыкальное отделение превратилось в Консерваторию. При Академии была создана галерея произведений учителей и учеников заведения. Часть экспонатов галерее подарила Римская церковь. Сегодня среди множества экспонатов можно увидеть творения таких знаменитых мастеров, как Боттичелли, Микеланджело, Скеджи, Пьетро Перуджино и многих других, чьи произведения представлены не только во Флоренции.
В 1255 году во Флоренции был построен замок для семьи командира городского войска. Через несколько лет здесь также разместили магистрат. На протяжении XVIII века здание использовали в качестве тюрьмы, в подвалах которой пытали пленников, а во дворе приводили в исполнение смертные приговоры. Это здание с башней является одной из самых старых построек города. С него «лепили» палаццо Веккьо — здание ратуши в центре города. Несмотря на такую мрачную историю в 1865 году с подачи итальянского короля в замке открыли Национальный музей искусства Средневековья и Возрождения. В нём представлены скульптуры, барельефы, медали, картины и статуэтки великих итальянских мастеров. Среди авторов работ можно найти фамилии Донателло, Бартоломео Амманати, Джамболоньи, Челлини, Тино ди Камаино. Сюда были свезены многие художественные ценности из разрушенных зданий и храмов Флоренции. Располагается музей недалеко от галереи Уффици. И хотя его популярность меньше, посмотреть здесь точно есть на что.