Советский модернизм в России и ближнем зарубежье
От «дома‑флейты» в Зеленограде до «театра‑парусника» в НовосибирскеЧто это за стиль
Модернизм (не путать с модерном!) — это архитектурное движение, которое охватило почти весь ХХ век (до 90-х годов) и включило в себя сразу несколько направлений. Архитекторы-модернисты пытались «забыть» о классических стилях и придумать нечто совершенно новое: максимально функциональное, но при этом оригинальное по форме. Для реализации этих идей в их распоряжении были новаторские строительные материалы, прежде всего железобетон.
Одним из главных представителей модернизма считают французского архитектора Ле Корбюзье. Именно он ввёл в практику асимметрию, свободную планировку и сплошное остекление фасада. В Москве, кстати, есть построенное по его проекту здание Центросоюза на Мясницкой улице.
Советские архитекторы идеи модернизма подхватили с энтузиазмом: в 1920-х и первой половине 1930-х они активно создавали лаконичные и максимально функциональные сооружения в конструктивистском стиле (одно из направлений модернизма). Эти строения отличались строгими геометрическими формами, ленточным остеклением, полным отсутствием декоративных элементов, аскетичными, но практичными интерьерами. Один из самых ярких образцов конструктивистской архитектуры — дом Наркомфина в Москве.
В начале 1930-х Сталин фактически вводит запрет на конструктивизм, провозгласив новый главенствующий стиль, опирающийся на традиции Античности и Возрождения — это направление получило название «сталинский ампир». Возвращение к идеям простоты и функциональности произошло уже после смерти вождя, когда в 1954 году новый генсек Никита Хрущёв объявил борьбу с «архитектурными излишествами». Отечественным зодчим было вновь позволено вдохновляться и советским конструктивизмом, и проектами иностранных коллег‑модернистов (того же Корбюзье). Именно так и зародился новый архитектурный стиль, который сейчас принято называть советским модернизмом.
Здания в стиле советского модернизма
Этому стилю, с одной стороны, присуща лаконичность и функциональность, а с другой — декоративность. Архитекторы-модернисты активно украшали здания мозаиками и барельефами и часто прибегали к панорамному остеклению. Ниже несколько самых интересных образцов архитектуры советского модернизма.
Автовокзал Сочи
Его построили в 1967 году по проекту архитектора Вячеслава Морозова. Конструкция поражала своей лёгкостью и изяществом: прозрачный фасад украшала необычная для того времени крыша в форме волны. Сооружение, что интересно, органично вписалось в архитектурный ансамбль улицы Горького, где также расположено здание железнодорожного вокзала Сочи — яркий образец сталинского ампира: с арками, колоннами и лепниной.
Во время реконструкции к XXII Зимним Олимпийским играм прозрачные стёкла автовокзала заменили на тонированные и, таким образом, лишили его самобытности. Однако этот образец архитектуры советского модернизма и сегодня остаётся одним из самых эффектных сооружений города‑курорта.
Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского (Великий Новгород)
В 1987 году один из старейших театров страны переехал в новое здание. Проект сооружения, похожего на причудливый космический корабль, был разработан ещё в начале 1970-х архитектором Владимиром Сомовым. Кстати, считается, что помогал ему Андрей Макаревич, который в то время учился в Московском архитектурном институте: говорят, основатель «Машины времени» проектировал окна строения.
По изначальному замыслу Сомова, театр должны были выкрасить в красный и декорировать витражами. Две эти задумки не удалось реализовать из‑за производственных сложностей и недостатка финансирования. И всё же здание получилось по‑настоящему впечатляющим, притом не только снаружи, но и внутри: бетонные «кружева» на потолке в фойе не оставят равнодушными даже людей, которые не интересуются архитектурой.
Здание Президиума РАН (Москва)
Комплекс административных зданий Российской академии наук — один из знаменитых московских долгостроев. Офисное крыло возводили с 1974-по по 1990-й, а часть с большим концертным залом сдали ещё спустя семь лет.
Две квадратные башни, в которых находятся административные помещения, стоят на стилобате (общем цокольном этаже), где, кроме зала, расположен зимний сад и оригинальный внутренний двор со скульптурами учёных. Однако знаменитым этот комплекс стал благодаря необычному ажурному украшению на башнях: москвичи называют верхушку высотки (а вслед за ней и весь комплекс) «золотыми мозгами».
У здания Президиума РАН всегда многолюдно — здесь находится одна из лучших смотровых площадок города, с которой открывается прекрасный вид на Москву‑реку, стадион «Лужники» и небоскрёбы делового центра «Москва‑Сити».
Дом «Флейта» (Зеленоград)
Жилой девятиэтажный дом на ножках, построенный в конце 1960-х, долгие годы оставался самым вытянутым зданием столицы (Зеленоград — один из административных округов Москвы). Длина восьмиподъездной многоэтажки — 516 метров. А «Флейтой» этот дом назвали из‑за лестничных стволов‑башен, которые выступают из здания — они похожи на клапаны музыкального инструмента.
Интересна здесь и планировка квартир: окна кухонь выходят в общий коридор — стометровую галерею. К счастью, стёкла непрозрачные, так что рассмотреть любопытные соседи смогут разве что расплывчатые силуэты.
Несмотря на то что зданию уже более полувека, оно продолжает привлекать к себе внимание — притом не только путешественников, но и киношников. Например, в 2022-м здесь проходили съёмки некоторых сцен для фильма «Чувства Анны» режиссёра Анны Меликян.
ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (Санкт‑Петербург)
Этот научный комплекс в Северной столице строили долгих 16 лет. Здание в плане имеет крестообразную форму, а его доминанта — 77-метровая башня, получившая из‑за своего оригинального вида название «бетонный тюльпан».
Высота башни — 105 метров (вместе с антенной, установленной здесь в 1990-м), внутри расположена лаборатория для испытания космической техники: здесь, например, тестировали манипулятор «Бурана» — первого и последнего советского шаттла.
Попасть внутрь «тюльпана» не получится, но можно полюбоваться им снаружи, гуляя, например, по уютному саду Бенуа — этот небольшой парк находится в пяти минутах ходьбы от НИИ.
Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»
Одна из главных достопримечательностей столицы Сибири. Здание, в котором находится молодёжный театр, напоминает плывущий корабль с окнами-иллюминаторами и крышей‑парусом. Хотя проект этого сооружения был разработан ещё во второй половине 1960-х, из‑за сложности его реализации театральная труппа переехала сюда только в 1984-м.
После фотосессии на фоне здания‑парусника можно изучить небольшой сквер, расположенный перед ним. Здесь есть музыкальный фонтан (полюбоваться им можно с мая по октябрь) и памятник Владимиру Высоцкому — ещё одна городская достопримечательность.
Железнодорожный вокзал (Тверь)
Это здание — один из последних знаковых образцов архитектуры советского модернизма: вокзал строили целых семь лет и открыли 29 июня 1991 года.
Плоский стеклянный фасад декорирован пластинами в форме перевёрнутых арок из металла и натурального ракушечника. А доминанта архитектурной композиции — высокая часовая башня. После выхода кинотрилогии «Властелин колец» местные жители прозвали её «оком Саурона».
Вопреки зловещей ассоциации, внутри вокзал очень уютный. Во многом благодаря залу ожидания, напоминающему оранжерею: здесь в кадках растут маньчжурский клён и грецкий орех, хлопковое дерево и барбарис. А главное украшение интерьера — мозаичное панно во всю стену. Эта монументальная работа местного художника Анатолия Голубцова посвящена истории Тверского края.
Пансионат «Дружба» (Ялта)
Здание пансионата для советских и чехословацких трудящихся появилось в городе в 1985 году. Локация для его строительства была выбрана неудачная: в сейсмическом районе, прямо на месте тектонического разлома. Именно поэтому архитектор Игорь Василевский разработал проект устойчивого «табурета» на трёх опорах, нагрузка между которыми распределялась равномерно.
Фасад пансионата напоминает два зубчатых колеса, наложенных одно на другое, а венчающая его конструкция до комичного похожа на современную игрушку — спиннер. Сооружение выглядело (да и сейчас выглядит) настолько сюрреалистично, что его сразу же прозвали «летающей тарелкой». Это необычное здание, кстати, можно увидеть в голливудском блокбастере «Обитель зла: Возмездие»: по сюжету это бывшая советская военная база на Камчатке.
Историко-этнографический музей на горе Сулайман‑Тоо (Ош, Кыргызстан)
На склонах горы, которую местные называют священной, находятся пещеры с наскальными изображениями и мечети XVI века. Но многие путешественники приезжают сюда ради Историко-этнографического музея, расположенного прямо в скале!
Вход в пещеру оформлен в виде металлической арки с панорамным остеклением, напоминающей ракушку. Экспозиция расположена на двух этажах, причём во время строительства нижнюю часть расширили, а верхнюю оставили в «естественном» виде.
Внутри музея почти нет декора: путешественники изучают экспонаты, гуляя прямо под каменными сводами пещеры. В собрании музея — намогильные камни, скульптуры Будды, чучела животных. А жемчужина коллекции — петроглифы. В отличие от других музеев, где фрагменты древних наскальных изображений выставлены за стеклом, здесь первобытное искусство — часть интерьера.
Дворец торжественных обрядов (Тбилиси, Грузия)
В столице бывшей союзной республики можно найти немало ярких образцов советской модернистской архитектуры, среди которых и это удивительное здание. Дворец торжественных обрядов был построен в первой половине 1980-х по проекту архитекторов Виктора Джорбенадзе и Важи Орбеладзе. Многие исследователи отмечают сходство сооружения с работами Ле Корбюзье и сравнивают его с церковью Нотр‑Дам-дю‑О во французском Роншане (1950). Ассоциация с храмом здесь и правда уместна, ведь центральный архитектурный элемент Дворца — башня с колоколами, похожая на православную звонницу.
Одной из первых торжественных церемоний, проведённых здесь, стала свадьба певицы Тамары Гвердцители и режиссёра Георгия Кахабришвили. Интересно, что среди гостей была сама Маргарет Тэтчер: глава правительства Великобритании в этот день как раз приехала в Тбилиси с официальным визитом, а заодно заглянула и на праздник.
После распада СССР строение какое‑то время оставалось в запущенном состоянии, но в начале 2000-х его выкупил бизнесмен Бадри Патаркацишвили и превратил бывший Дворец бракосочетаний в собственную резиденцию. В 2008-м предприниматель умер (его могила находится во дворе здания), а дворец перешёл по наследству его родственникам. Хотя внутрь попасть нельзя, делать селфи на его фоне не воспрещается.
Заключение
В каждой стране бывшего СССР есть свои уникальные образцы архитектуры советского модернизма. Интерес к ним в последние годы настолько возрос, что во многих городах постсоветского пространства появляется всё больше экскурсий, посвящённых этому архитектурному направлению. На одной из них точно стоит побывать: местные гиды выстроят логичный маршрут, расскажут много интересного и научат видеть эстетику даже в самых противоречивых памятниках советского модернизма.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Проехать по Военно-Грузинской дороге и увидеть воспетую в легендах гору Казбек
Гастрономические, духовные и исторические открытия в благословенном крае
Групповая поездка в красивейшее природное место с водопадами
Прогуляться в мини-группе по историческим местам и узнать, как зарождался город