Конструктивизм: где смотреть памятники архитектуры эпохи авангарда
Гид по знаковым постройкам в Москве и Санкт‑ПетербургеТак получилось, что новаторские идеи конструктивизма в начале формирования Советского Союза оказались созвучны с грандиозными планами власти по созданию нового государства. На десятилетие — с 20‑х по 30‑е годы XX века — этот стиль стал главенствующим в СССР.
Объясняем, почему конструктивизм, несмотря на свою короткую эпоху, на долгие годы определил вектор развития советской архитектуры и что его отличает от других направлений. А также рассказываем, где искать примеры конструктивистских памятников в Москве и Петербурге.
История возникновения советского конструктивизма в архитектуре
Направление развивалось в рамках авангардного течения в изобразительном искусстве. В архитектуре его стали применять после Октябрьской революции на фоне масштабного градостроительства в Советском Союзе.
Главная цель, которая стояла перед архитекторами 1920-30‑х, — создание такого типа зданий, которые решали бы две основные задачи.
Во‑первых, постройки не должны были быть похожи на то, что уже существовало в стране и мире. Советская архитектура того времени ещё находилась в поиске собственного характера и выражения. Конструктивистские идеи, позаимствованные из изобразительного искусства, решили эту проблему, так как были новаторскими — ничего подобного ранее не практиковали ни художники, ни архитекторы.
Во‑вторых, новые здания должны были в полной мере удовлетворять потребности нового общества — пролетариата, — а также полностью изменить прежний быт и досуг граждан.
Так на смену дворянской усадьбе и крестьянской избе приходят экспериментальные дома‑коммуны, православным церквям — Дома культуры и клубы, трактирам и ресторанам — общедоступные фабрики‑кухни.
Основные черты советского конструктивизма в архитектуре
Для того чтобы понять, что перед вами конструктивистское здание, нужно знать его особенности. Этот стиль отличает прежде всего простота формы и функциональность. Вот основные черты конструктивизма:
- составная композиция из простых форм;
- обильное остекление (например, так называемые ленточные окна);
- использование столбов‑опор;
- полное или почти полное отсутствие любого декора на фасаде;
- технологическая инфраструктура: например, механизированная прачечная в бытовом блоке или солярий для принятия солнечных ванн на крыше (реализация идеи дома как машины, дома как универсального механизма);
- функциональная целесообразность, указывающая на рациональный подход в строительстве.
Знаковые нереализованные проекты
Разные исследователи по‑разному определяют периоды развития этого архитектурного направления в Советском Союзе. Но большинство из них сходится в том, что с 1920‑х по 1930‑е годы были придуманы (но не во всех случаях построены) наиболее яркие примеры этого стиля.
Башня Татлина
Самым ранним примером советского конструктивизма, который также называют первым конструктивистским проектом, является башня Татлина.
Проект административного здания был подготовлен выдающимся художником В. Е. Татлиным. Башня планировалась как 400-метровая спирально-наклонная конструкция из трёх стеклянных помещений:
- нижнее — в форме куба, для законодательной власти,
- центральное — в форме пирамиды, для исполнительной власти,
- верхнее — в форме цилиндра, для средств массовой информации.
По замыслу автора, каждое из этих помещений должно было двигаться вокруг своей оси с разной скоростью: нижнее — один оборот в год, центральное — один оборот в месяц, верхнее — один оборот в день.
Здание планировали построить в Петрограде-Ленинграде, посвятив его III Интернационалу, но этого не произошло. Сегодня макет башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее.
Дворец труда в Москве
Период становления советского конструктивизма (начало 1920‑х годов) связан с фамилиями нескольких архитекторов, которых называют родоначальниками стиля: братья Веснины, а также М. Я. Гинзбург. Их работы стали яркими примерами нового для тех лет направления. Например, творческий проект Дворца труда в Москве (1922–1923 годы.. Он не был осуществлён, но поразил современников своими масштабами (здание должно было стать самым большим сооружением подобного типа в мире) и новаторскими строительными решениями.
В 1925 году Гинзбург и Веснины создали Объединение современных архитекторов (ОСА), которое в дальнейшем стало основой для появления профессионального сообщества советских конструктивистов с собственным журналом.
Институт библиотековедения имени В. И. Ленина
К периоду зрелого конструктивизма (конец 1920‑х — 1930‑е годы) относят творческие проекты И. А. Голосова и И. И. Леонидова. Для первого были характерны чётко проявленныи? каркас и обширное застекление, в чём можно убедиться, например, увидев одну из наиболее известных построек архитектора — клуб Союза коммунальников имени С. М. Зуева.
Леонидов, которого некоторые исследователи называют провидцем современной архитектуры, заявил о себе дипломным проектом Института библиотековедения имени В. И. Ленина. После этого молодой специалист стал лидером авангардного направления в архитектуре Советского Союза.
Примеры конструктивистской архитектуры в Москве
В конце 1920‑х — начале 1930‑х годов советская архитектура закончила эстетический поиск и обрела более чёткие черты. Окрепшее после революции государство требовало перенаправить творческую энергию специалистов на решение общественных проблем, связанных с организацией быта и досуга людей. Так появляются новые типы зданий, в основе которых лежит функциональная целесообразность: дома‑коммуны, Дома культуры (клубы), фабрики‑кухни и общественные бани.
Подобные постройки появились в разных уголках страны. В Поволжье (Нижний Новгород, Казань, Самара и Саратов), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск и Кемерово). Однако больше всего примеров конструктивистской архитектуры можно найти в Москве.
Жилой дом Наркомфина
Адрес: Новинский бульвар, 25, корпус 1
Одна из главных проблем в СССР после Октябрьской революции связана с жилищным строительством. Пытаясь её решить, архитекторы придумали новый тип жилья — дома‑коммуны.
Основная идея подобных построек заключалась в отказе от личного быта в пользу коллективного. Так, чаще всего в квартирах не было индивидуальных туалета, ванной и кухни. Жильцы пользовались коммунальным блоком или удовлетворяли потребности в пище и чистоте, посещая фабрики‑кухни и общественные бани.
Один из наиболее ярких примеров этого явления — жилой дом Наркомфина в Москве, построенный в 1930 году. Как следует из его названия, он предназначался для работников Народного комиссариата финансов СССР. Это важнейший проект в карьере М. Я. Гинзбурга.
Архитектор разработал несколько видов квартир или так называемых типовых ячеек с уникальной планировкой. В доме также находились детский сад, библиотека, столовая и прачечная, а на крыше — солярий.
В 2020‑м в жилом доме Наркомфина завершилась реставрация, работами руководил внук архитектора Алексей Гинзбург. Сегодня это жилой комплекс бизнес‑класса, но у его подъездов можно устроить эффектную фотосессию.
Дом культуры имени И. В. Русакова
Адрес: улица Стромынка, 6
Ещё один новый тип зданий, который появляется в 1920–1930 годы — Дом культуры или клуб, который мыслился как «второй дом».
Подобные постройки создавались при промышленных предприятиях, руководство ими брали на себя профсоюзы. У Домов культуры и клубов было две важные функции: с одной стороны — организации досуга, с другой — просветительская и политико-воспитательная работа.
Столичный пример этого типа — Дом культуры имени И. В. Русакова. Его построили в 1927–1929 годах. Автор проекта — К. С. Мельников, а заказчиком выступил Союз коммунальников.
Здание напоминает часть гигантской шестерёнки. Такие ассоциации вызывают три консольных выступа на главном фасаде, каждый из которых весит 400 тонн. Внутри них архитектор разместил балконы амфитеатра. Благодаря этому решению удалось увеличить количество мест в зрительном зале. С помощью специального механизма балконы амфитеатра также трансформировались в отдельные помещения для проведения собраний и совещаний.
В 2012–2015 годах в Доме культуры имени И. В. Русакова провели реставрацию. Внутрь этого здания может попасть любой желающий: с 1996 года здесь базируется Театр Романа Виктюка, так что осмотр шедевра конструктивизма можно совместить с культурным отдыхом.
Дом культуры имени С. М. Зуева
Адрес: Лесная улица, 18
Клуб Союза коммунальников имени С. М. Зуева был построен в 1927–1929 годах по проекту И. А. Голосова. Это ещё один пример реализации идеи «второго дома» для столичных жителей.
В центре здания находится остеклённый цилиндр с винтовой лестницей, ведущей в фойе главного зала. Помимо этого, внутри есть помещения для кружков.
Зуевский клуб работает до сих пор — уже больше 90 лет. На его сцене проходят антрепризные спектакли, включая проекты знаменитой команды «Квартет И».
Мосторг на Красной Пресне
Адрес: улица Красная Пресня, 48/2, строение 2
В 1920‑е годы по всей стране появляются универсальные магазины, которые должны были закрыть главные потребности советских граждан в товарах. Примером такого места в Москве можно назвать здание Мосторга на Красной Пресне, построенное в 1927–1928 годах по проекту братьев Весниных.
Краснопресненский универмаг был центральным. Его главный фасад представляет собой огромную витрину, которая никогда не запотевает: архитекторы придумали новаторскую систему циркуляции холодного воздуха, разместив на крыше вентиляционные шахты.
Здание газеты «Известия»
Адрес: Пушкинская площадь, 5
Перед автором итогового проекта архитектором Г. Б. Бархиным стояла непростая задача: ему нужно было разместить два корпуса на небольшом участке около Страстной площади.
В качестве одного из решений было предложено строительство 12-этажной башни, но от этой идеи отказались из‑за вышедшего вскоре запрета на высотные постройки (выше семи этажей) внутри Садового кольца.
В итоге Бархину удалось компактно расположить редакцию и типографию так, что между ними даже осталось пространство для небольшого внутреннего двора. За ходом строительства архитектор имел возможность наблюдать из дома, так как жил на противоположной стороне Страстной площади.
Примеры конструктивистской архитектуры в Санкт‑Петербурге
Многие проекты зданий в конструктивистском стиле впервые были реализованы в Петрограде-Ленинграде. Например, Выборгская фабрика‑кухня, которая стала воплощением идеи освобождения женщин от кухонного рабства. Вот другие примеры подобных памятников, сохранившихся в Северной столице.
Дворец культуры имени А. М. Горького
Адрес: площадь Стачек, 4
Это первый Дворец культуры, построенный в СССР. Его возводили в 1925–1927 годах, работы были приурочены к 10-летию Октябрьской революции. Этот новаторский проект подготовили архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский.
Здание состоит из симметричных и функциональных форм. В центре расположен главный зал с огромным витражом, в соседних помещениях — малый зал, кинотеатр, библиотека, физкультурный зал и клубы.
Дворец культуры имени А. М. Горького не прекращал работу в блокаду и работает по сей день: на этой площадке выступают артисты, здесь открыты творческие и спортивные секции, в которых занимаются тысячи петербуржцев.
Дом рабочих на Тракторной улице
Адрес: проспект Стачек, 8-10, улица Тракторная, 1-3, 2-4
К типовому жилью того времени также относятся конструктивистские комплексы для рабочего класса, которые начали строить в Петербурге в 1920–1930 годы. Одним из таких является жилмассив на Тракторной улице.
Микрорайон состоит из 16 отдельных корпусов в три‑четыре этажа, расположенных вдоль улицы. Тракторная замыкается домом, на торце которого, согласно проекту, размещался барельефный портрет В. И. Ленина.
Квартиры были рассчитаны на одну‑две семьи и не предусматривали ванные комнаты. Предполагалось, что жильцы будут пользоваться расположенными неподалеку общественными банями.
Школа имени 10-летия Октября
Адрес: проспект Стачек, 5
Была построена рядом с пролетарским жилмассивом и завершала перспективу Тракторной улицы. Она должна была стать первым учебным заведением нового типа.
В плане постройка имела форму серпа и молота. Внутри были предусмотрены кабинеты для занятий, лаборатории и гимнастический зал. Доминантой здания стал вращающийся купол обсерватории.
Школа была рассчитана на тысячу учеников, обучение которых велось по экспериментальным программам новой советской педагогики. Сейчас это лицей №384.
Дом Советов
Адрес: Московский проспект, 212
Проект самого большого административного здания в СССР выбирали в рамках конкурса. Победителем стал архитектор Н. А. Троцкий.
В плане постройка имеет форму прямоугольника с тремя большими дворами. Главным украшением фасада является стометровый фриз, повествующий о трудовой жизни советских граждан, а также огромный картуш с гербом РСФСР. Внутри были предусмотрены помещения для проведения встреч партийных лидеров.
В послевоенное время в Доме Советов находились научные объединения, а сегодня в нём обосновался бизнес‑центр.
Закат советского конструктивизма в архитектуре
Просуществовав примерно десятилетие, конструктивизм успел изменить облик некоторых советских городов или даже районов, а также увековечил в мировой истории имена авторов новаторских проектов.
Ему на смену пришёл сталинский ампир, который определял вектор архитектурного развития в стране на следующие 20 лет — с 1930‑х по 1950‑е. Конструктивизм из‑за слишком новаторского подхода и идеологического расхождения с политикой партии оказался под запретом. Правда, к идеям его вернулось уже новое поколение архитекторов эпохи оттепели. В 1960-1980‑х в городах Советского Союза строили здания, в которых считывается отсылка к конструктивистским формам.
Заключение
Сегодня конструктивистские памятники реставрируют преимущественно в Москве и Петербурге. Познакомиться с ними подробнее можно на одной из тематических экскурсий с местными гидами. Например, к собственному дому того самого Мельникова в Москве. Здание полукруглой формы с шестигранными окнами‑сотами считается одним из символов архитектуры эпохи конструктивизма.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Без очередей познакомиться с блистательной резиденцией и открыть тайны Янтарной комнаты
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!