Самые красивые станции московского метро
От советского ампира до современного хай-текаМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Дмитрий
Лицензированный гид Московского метрополитена, много лет занимается историей столичного подземного транспорта и может рассказывать об этом бесконечно.
«Арбатская». Русское зодчество и утерянный храм
Линия: Арбатско‑Покровская
Эта нарядная станция появилась в 1935 году при открытии первой очереди столичного метро. При строительстве не обошлось без жертв: церковь святителя Тихона Амафунтского 1756 года на Арбатской площади разобрали на камни для бетона, который пошёл на возведение вестибюля «Арбатской».
Кстати, важно знать, что станций с таким названием в Москве две. Первая была построена в 1935 году на Филёвской линии и в годы Великой Отечественной войны из‑за небольшой глубины серьёзно пострадала от бомбёжек. Поэтому было принято решение построить вторую «Арбатскую», и в 1953 году открылась новая станция — на этот раз на глубине 41 метр. А её «двойника» на Филёвской линии восстановили только к 1958 году.
Сегодня «Арбатская» на Арбатско‑Покровской входит в число самых красивых станций метро в Москве. В её оформлении использован стиль московского барокко и элементы русского зодчества XVII века. Белые своды украшены крупной лепниной со сложными цветочными и фруктовыми композициями, нижняя часть колонн отделана красным гранитом из Крыма, а пол выложен плитками грузинского мрамора салиэти. Освещают пространство станции роскошные позолоченные люстры, дополняющие изящный интерьер.
Достопримечательности рядом: улица Арбат, мемориальный музей и научная библиотека «Дом Н. В. Гоголя», Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева.
«Площадь Революции». Выставка скульптуры
Линия: Арбатско‑Покровская
Она считается одной из центральных, так как находится ближе всех к Красной площади. А ещё это, пожалуй, наиболее «суеверная» станция московского метрополитена, с которой связано множество популярных примет.
У всех скульптур на «Площади Революции» есть реальные прототипы. Имена почти всех известны историкам, за исключением нескольких фигур. И у собаки, которой трут нос на удачу, тоже есть прообраз — это немецкая овчарка по кличке Индус. Здесь он изображён вместе с хозяином, известным советским пограничником Н. Ф. Карацупой.
2. Скульптура «Мать с ребёнком». Фото: официальный аккаунт Московского метрополитена
3. Говорят, если потереть петуха в скульптурной группе «Птичница», прибавят зарплату. Фото с экскурсии «Под семью холмами: самые красивые станции московского метро»
4. Проект станции метро «Площадь революции», А. Н. Душкин, 1935 год
Главная достопримечательность «Площади Революции» — её необычные «жители». Здесь установлено 76 скульптур, каждая из которых посвящена определённому этапу становления Советского Союза. Среди представителей той эпохи на станции можно встретить революционера, солдата, девушку-парашютистку, матроса, пограничника с собакой и даже тракториста-хлебороба.
Интересно, что во время Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию. Перед отправкой их распилили на части, а после возвращения в Москву — собрали по кусочкам.
Кстати, с некоторыми скульптурами, которые и сейчас стоят на станции, связаны любопытные приметы. Например, есть мнение, что перед сессией надо потереть нос бронзовой овчарке, а для успеха в новом деле — флажок матроса. Сориентироваться просто — все «приметные» участки натёрты до блеска.
Достопримечательности рядом: Красная площадь, Московский Кремль, ГУМ, Государственный исторический музей, храм Василия Блаженного.
«Электрозаводская». Аммониты и наутилусы
Линия: Арбатско‑Покровская
При постройке станции в 1944 году архитекторы применили необычное освещение — 318 светильников в нишах на потолке. Такой приём был использован как дань Московскому электрозаводу имени Куйбышева, находящемуся поблизости, в честь которого она и получила своё название.
По первоначальному замыслу архитекторов, в оформлении станции планировалось использовать заводские мотивы, но с началом Великой Отечественной войны было решено декорировать внутреннее пространство барельефами на тему «Фронт и тыл». Различные композиции, украшающие интерьер, изображают труд советских людей в то непростое для страны время.
Кроме барельефов, интересно посмотреть и на облицовку стен. Для отделки станции выбрали мраморные плиты. Их особенность — в сохранившихся следах окаменелостей. Если присмотреться, в материале и сейчас можно отыскать древних моллюсков — наутилусов и аммонитов.
Достопримечательности рядом: театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», Музей истории Лефортово, Электрозавод.
«Славянский бульвар». Парк под землёй
Линия: Арбатско‑Покровская
Относительно новая станция, которая открылась в 2008 году. По словам архитектора И. Л. Лубенникова, при разработке проекта он «создавал пейзаж под землёй» и хотел, чтобы здесь всё напоминало настоящий бульвар под открытым небом. Станцию построили в тематике парковой зоны, а для оформления и отделки использовали элементы стиля ар‑нуво, например кованые украшения в виде растений.
Усиливают сходство с бульваром изящные фонари в виде деревьев, скамьи для пассажиров, а также зелёный мрамор в облицовке стен.
Достопримечательности рядом: природный заказник «Долина реки Сетунь», парк Победы.
«Кропоткинская». Египетский дворец
Линия: Сокольническая
Первоначально называлась «Дворец Советов». В 1957 году её переименовали в «Кропоткинскую». Новое название выбрали по бывшей площади Кропоткинские Ворота и одноимённой улице (сегодня — площадь Пречистенские Ворота и Пречистенка).
При разработке проекта архитекторы взяли за основу храм Амона Ра в Карнаке. На платформе установлены два ряда десятигранных колонн, которые расширяются к потолку и принимают форму пятиконечной звезды. В верхней части вмонтированы скрытые светильники, которые создают иллюзию приподнятого свода: пространство благодаря этому становится визуально больше. Сами колонны со звёздами облицованы мрамором, а пол выложен плитками гранита. Для усиления древнеегипетской атмосферы в первые годы после открытия здесь также стояли горшки с цветами, но позже их убрали.
Лаконичный дизайн станции был отмечен престижными наградами — получил Гран‑при на Международных выставках в Брюсселе в 1937 году и в Париже в 1957 году. А изображение вестибюля «Кропоткинской» можно даже встретить на сувенирных серебряных монетах Центробанка.
Достопримечательности рядом: храм Христа Спасителя, Белые палаты на Пречистенке XVII века, Красные палаты XVII века, ГМИИ имени А. С. Пушкина.
«Маяковская». Спрятанная мозаика и ар‑деко
Линия: Замоскворецкая
Одна из самых красивых станций московского метро, которую полюбили даже в Нью‑Йорке. В 1939–1940 годах там проходила Всемирная выставка, где был представлен участок «Маяковской». Проект станции так понравился жюри, что одержал безоговорочную победу и получил Гран‑при.
«Маяковская» оформлена в стиле сталинской неоклассики с элементами авангарда. Колонны и арки отделаны стальными лентами, а в каждой из 34 ниш потолка установлены 16 светильников. Изюминка станции — «секретные» мозаики по эскизам художника А. А. Дейнеки. Увидеть их можно, только встав под нишей и подняв голову вверх, поэтому многие пассажиры их просто не замечают. Панно объединяет общая тема — «Сутки советского неба». Картины выложены из смальты, и каждая имеет свой сюжет (спорт, пейзажи, отдых, труд и т. д.), а на нескольких можно отыскать Спасскую башню Кремля с часами и красной звездой.
Интересная история связана и с прошлым станции. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как место для торжественных выступлений: в ноябре 1941 года здесь на специально собранной трибуне выступил с докладом Сталин по случаю 24‑й годовщины Октябрьской революции.
Достопримечательности рядом: Московская государственная филармония, Театр Эстрады, памятник В. В. Маяковскому, Музей Михаила Булгакова, Патриаршие пруды.
«Театральная». Фарфоровое чудо столичной подземки
Линия: Замоскворецкая
Проект этой станции стал последней работой архитектора И. А. Фомина, который планировал оформить её пространство в спортивной тематике, но задействовать в декоре детали театральных интерьеров. По замыслу автора, колонны должны были походить на кулисы, сама платформа — на занавес, а вестибюль — на сцену.
Фарфоровые скульптуры, которые украшают потолочные кессоны станции «Театральная», выполнены по эскизам талантливой художницы Н. Я. Данько — она была главным скульптором-керамистом всего Советского Союза в довоенный период.
Но после смерти архитектора проект был изменён. Вместо спортивной атрибутики в кессонах (специальные ромбовидные углубления в потолке) на станции были установлены фигуры музыкантов и танцоров из семи республик СССР. Метровые скульптуры отливали из глазурованного фарфора на Ленинградском заводе по уникальной технологии: сначала изготавливали гипсовую форму, в неё помещали фарфоровую массу, оставляли до застывания материала, а сверху вручную наносили слой жидкого фарфора.
Достопримечательности рядом: Большой театр, Театральная площадь, МХТ имени Чехова, ЦУМ, отель «Метрополь»
«Новокузнецкая». Мозаика с трагической историей
Линия: Замоскворецкая
Открылась в 1943 году во время Великой Отечественной войны с соответствующим оформлением. Под потолком расположены барельефы с идущими в бой солдатами и офицерами, а над каждой мраморной скамейкой также висит мемориальная табличка в честь защитников русских городов. А в боковых залах установлены металлические щиты с портретами знаменитых военачальников разных эпох: Александра Невского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова.
Потолок украшают яркие мозаики, на которых изображены сцены из жизни тружеников тыла. С панно «Новокузнецкой» связана трагическая история. Они предназначались для станции «Павелецкая», а создавал их в блокадном Ленинграде художник В. А. Фролов, который после завершения работы умер от голода. Его творения вывезли в Москву, но здесь они оказались уже не нужны — проект был изменён. Тогда И. Г. Таранов, архитектор «Новокузнецкой», решил разместить мозаики на своей станции. Правда, первоначально было 14 панно, но установить удалось только восемь, а шести не хватило места. До сих пор нет информации, куда же делись оставшиеся мозаики.
Достопримечательности рядом: Государственная Третьяковская галерея, музей «Стрелецкие палаты», Кадашевская слобода, церковь Климента Папы Римского, Марфо‑Мариинская обитель милосердия.
«Новослободская». Сталин и голуби
Линия: Кольцевая
Одна из самых ярких станций столичного метрополитена, особенность оформления которой заключается в 32 цветных витражах. Каждое панно декорировано рамкой из позолоченной латуни, такие же латунные «пояса» украшают арки проходов на перроны. Для создания мозаичных панно невероятной красоты цветное стекло привезли из Домского собора Риги.
На большинстве витражей изображены сложные геометрические орнаменты, а на шести из них — представители разных профессий, среди которых архитектор, агроном, музыкант и даже географ.
Мозаичное панно с матерью и младенцем заказали известному живописцу П. Д. Корину, другу архитектора станции А. Н. Душкина. Корин решил пошутить и изобразил супругу Душкина в виде мадонны, а его самого — в виде младенца. Если посмотреть на голову ребёнка, то можно увидеть залысины и черты взрослого человека.
Ещё одна достопримечательность станции — популярное мозаичное панно «Мир во всём мире». В современном варианте на нём изображена женщина с младенцем, который протягивает руки к белым голубям на фоне пшеничных колосьев. Первоначально вместо птиц ребёнок тянулся к портрету Сталина, но с приходом к власти Хрущёва (и развенчанием культа личности) медальон с изображением вождя убрали.
Достопримечательности рядом: Еврейский музей и центр толерантности, Российский национальный музей музыки.
«Белорусская». Памятник трудовому народу
Линия: Кольцевая
В московском метро две «Белорусские» — на Замоскворецкой и на Кольцевой линиях. Они соединены между собой переходом, в котором установлена скульптура «Белорусские партизаны».
Станцию Кольцевой линии открыли в 1952 году. Акцент был сделан на освещение и цветовую гамму — оригинальные настенные бра и светлые тона в декоре создают ощущение лёгкости и воздушности.
Украшением потолка «Белорусской» является лепной орнамент, который представляет собой рельефные, выпуклые и вдавленные, геометрические фигуры. При создании станции архитекторы вдохновлялись сводами вилл Древнего Рима.
Цоколи пилонов станции облицованы мрамором, потолок украшен лепниной с цветочными и геометрическими орнаментами. Под сводом расположены 12 мраморных панно, изображающих моменты бытовой и культурной жизни белорусов: детей с цветами, танцующих девушек, строителей, солдат, которые принимают присягу, и т. д. Отдельного внимания заслуживает сюжет с девушками, которые вышивают орден Трудового Красного Знамени. Раньше на его месте был портрет Сталина, но после развенчания культа личности его убрали.
Достопримечательности рядом: Белорусский вокзал, храм Николы Чудотворца у Тверской заставы, памятник Максиму Горькому.
«Киевская». Картинная галерея дружбы народов
Линия: Кольцевая
Одна из наиболее богато декорированных станций столичного метрополитена была открыта в 1954 году. Её залы украшают мраморные скамейки и роскошные люстры, а основные цвета отделки — белый и золотой.
Оформление внутреннего пространства посвящено истории и культуры Украины, поэтому в большинстве орнаментов использованы популярные этнические мотивы (колосья, листья, цветочные бутоны) и лепные жгуты — элементы национальной архитектуры XVII века. Пилоны украшены 18 мозаичными картинами из смальты. Сюжеты посвящены истории Украины и дружбе народов, а под каждым панно установлена табличка с описанием.
Интересно, что «Киевская», которая открылась уже после смерти Сталина, стала рекордсменом по числу его изображений в декоре — они были на семи мозаиках. Но после развенчания культа личности уцелел только портрет на панно «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве» — остальные заменили.
Достопримечательности рядом: Киевский вокзал, площадь Европы, мост Хмельницкого.
«Комсомольская». Подвиг русского народа
Линия: Кольцевая
Находится между тремя вокзалами (Ленинградским, Ярославским и Казанским) и, по проекту архитектора А. В. Щусева, должна была выступать своеобразными воротами Москвы.
В оформлении станции сочетается лучшее из трёх совершенно разных стилей: помпезность сталинского ампира, изящество и красота московского барокко и лаконичность классицизма. Потолок «Комсомольской» отделан лепниной с богатым растительным орнаментом, а в освещении использованы роскошные рожковые люстры.
Главное украшение станции — её свод. Здесь расположены восемь мозаичных картин, которые посвящены военным подвигам и победам России. На них изображены известные полководцы А. В. Суворов, М. И. Кутузов, советские солдаты, которые стоят на фоне Рейхстага, и другие герои прошлого. Дополняют композицию мозаичные панно с различными видами русского оружия — от бердышей до винтовок, которые размещены в боковых частях свода.
Достопримечательности рядом: памятник основателям Российских железных дорог, площадь трёх вокзалов.
«Достоевская». Депрессивный долгострой
Линия: Люблинско-Дмитровская
Её строительство началось в 1980‑е, но из‑за нехватки средств было остановлено, а открыли эту станцию метро только в 2007 году.
Её оформление полностью соответствует названию. Станцию украшают многочисленные сюжеты и изображения персонажей из произведений Ф. М. Достоевского: убийство старухи-процентщицы в Петербурге из «Преступления и наказания», Кириллов с пистолетом из «Бесов» и т. д. На стене напротив эскалаторов также выложен огромный портрет самого писателя.
Достопримечательности рядом: Центральный академический театр Российской Армии, Екатерининский парк, музейный центр «Московский дом Достоевского».
«Фонвизинская». Космический хай‑тек и русская литература
Линия: Люблинско-Дмитровская
Относительно новая станция московской подземки, оформление которой кардинально отличается от типичного советского. «Фонвизинская» была открыта в 2016 году и объединила в себе хай‑тек и современные мультимедийные технологии.
Полукруглые колонны с белой подсветкой и минималистичный декор создают ощущение космического корабля. В 2018 году здесь появились 28 3D-панно высотой по четыре метра. Каждое изображает сцену из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», причём некоторые герои внешне напоминают создателей проекта станции. Например, Кутейкин списан с главного архитектора, а для Митрофанушки был использован образ разработчика 3D-панно.
Достопримечательности рядом: Музей криптографии.
«Савёловская». «Скелет» метрополитена
Линия: Большая кольцевая
Одна из наиболее глубоких станций метро (после «Парка Победы»), которая расположена на глубине 65 метров. Оформление минималистичное — всё выполнено в серых, белых и чёрных тонах, а декоративных элементов практически нет.
Основное украшение «Савёловской» — тюбинги. Это — элементы сложной конструкции, которая поддерживает свод. В некоторых колоннах нет декоративных панелей, а вместо них — прозрачное стекло, за которым видна начинка станции. Каждый такой элемент весит около тонны, под землю его спускали по частям, а собирали уже на месте. Посмотреть на чёрные чугунные тюбинги, которые довольно необычно смотрятся на фоне гранитной и мраморной облицовки пилонов, можно только на трёх станциях БКЛ: «Савёловской», «Рижской» и «Марьиной роще». На всех остальных они закрыты декоративными панелями.
По замыслу архитекторов, такое интересное оформление позволит пассажирам увидеть «скелет» московского метро.
Достопримечательности рядом: Савёловский вокзал, городская усадьба Маркина, храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе.
2. Городская усадьба Маркина. Фото:
3. Колокольня Храма Рождества Богородицы, между храмом и колокольней «вырос» завод «Знамя» (сегодня - БЦ «Стрелецкая слобода»)
4. Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе
5. Несмотря ни на что, кое‑где в храме сохранились фрески
Фото 3-5: газета
Заключение
Прогулки по столичной подземке — это не только повод сделать много крутых фото, но и отличная возможность совершить экскурсию в мир архитектурных стилей. А ещё — раскрыть тайны метрополитена в компании гидов‑москвичей, которые не только покажут много красивого, но и расскажут самые интересные местные легенды. Мы сделали специальную подборку экскурсий, которые помогут больше узнать о главных станциях и погрузиться в мир «подземных дворцов».
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Узнать историю знаменитого делового района и посетить подземный город