Самые красивые соборы Парижа

Дарья Савина
Дарья Савина
 27 ноя 2025
Самые красивые соборы Парижа

Найти экскурсию

Показать
Более 26 000 экскурсий и туров по всему миру
Париж называют одним из самых живописных и романтичных городов планеты. Его архитектурные памятники знакомы даже тем, кто никогда здесь не бывал. А многие из них появлялись на страницах популярных книг: например, Нотр‑Дам увековечен в романе Виктора Гюго, а Сен‑Сюльпис — в книге «Код да Винчи». Собрали топ‑10 самых красивых соборов и церквей в Париже.

Собор Парижской Богоматери

Адрес: остров Сите, площадь Парвис Нотр‑Дам

Готический храм, ставший символом Парижа, ведёт свою историю с середины XII века. Здание возводили поэтапно и завершили все работы только в 1345 году, спустя почти два столетия после начала строительства. На протяжении своей многовековой истории собор был свидетелем разных исторических событий. В стенах Нотр‑Дам‑де‑Пари причислили к лику святых Жанну д’Арк, здесь венчались королевские особы и состоялась коронация Наполеона Бонапарта.

Собор Парижской Богоматери: 1700–1800 годы • 1905–1908 годы • Современный вид. Фото: Shutterstock

За восемь с лишним веков существования собор претерпел немало трудностей. В годы Великой французской революции здание настолько сильно пострадало, что в начале XIX века его даже хотели снести. От этой участи храм спас вышедший в 1831 году роман Виктора Гюго. А в 2019 году собор пережил 15‑часовой пожар, который повредил шпиль, крышу и уничтожил элементы внутреннего убранства. Сегодня Нотр‑Дам восстановлен и снова открыт для посетителей.

соборы в париже
2019 год. Пожар. Фото: Shutterstock

Собор Парижской Богоматери представляет собой выдающийся пример готической архитектуры. Его фасад украшают многочисленные стрельчатые арки, пинакли и множество статуй и символичных украшений, как, например, гаргульи и химеры, олицетворяющие демонические силы и человеческие пороки. Главный западный фасад, обращённый к площади Парвис Нотр‑Дам, украшен галереей со статуями королей из Ветхого Завета и тремя эффектными порталами с барельефами, изображающими сцены Страшного суда, коронации и рождению Богоматери.

Посетить Собор Парижской Богоматери

Главный фасад также украшают две 69‑метровые башни — архитектурная доминанта собора. В прошлом они служили ориентиром для путешественников, направляющихся во французскую столицу. Сегодня их превратили в смотровые площадки, откуда открывается красивый вид на исторический центр Парижа.

Фасад собора • Интерьер • Фото: Shutterstock

Экскурсии, отзывы и чат с гидом —
в приложении

Святая капелла (Сент‑Шапель)

Адрес: остров Сите, бульвар Пале, 10

В 10 минутах ходьбы от собора Парижской Богоматери находится ещё один памятник готической архитектуры — Святая капелла. Её построили по указу Людовика IX в конце XIII века на территории королевского замка Консьержери. Здание строили как реликварий для хранения ценных святынь. В частности, для тернового венца, обагрённого кровью Христа, копья Лонгина и частицы Креста Господня.

Здание возвели за рекордный для своего времени срок — всего за шесть лет. Архитектурный облик часовни отличается вертикальной устремлённостью: высота сооружения превышает длину почти на 30%. Изящный силуэт дополняют декоративные башенки, высокие стрельчатые окна и ажурный шпиль.

Святая капелла: 1876–1880 годы • 1916 год • Современный вид. Фото: Shutterstock

Внутри Сент‑Шапель состоит из двух пространств. В нижней часовне, предназначенной для придворных слуг, царит полумрак. Своды украшены яркой росписью, изображающей звёздное небо. Верхняя часовня, предназначенная для королевской семьи, встречает посетителей тонкой игрой света. Её своды, тоже расписанные под ночное небо, словно парят над головой, а вместо стен — больше тысячи красочных витражей, иллюстрирующих библейские сюжеты. Солнечные лучи, проходя сквозь них, создают в помещении калейдоскоп красивых бликов.

Интерьер часовни. Фото: Shutterstock

Сен‑Сюльпис

Адрес: улица Палантин, 2

Считается одним из самых крупных храмов Парижа, уступая по размерам лишь Нотр‑Даму. Строительство современного здания началось в 1646 году, однако из‑за недостатка в финансировании работы сильно затянулись. В итоге храм освятили спустя почти столетие — в 1745 году, но он так и остался незавершённым.

В строительстве Сен‑Сюльпис участвовало шесть архитекторов, а проекты постоянно менялись. Главный фасад с башнями и двухъярусной колоннадой в духе Античности спроектировал Джованни Сервандони. Правда, его замысел так и не был полностью реализован. Треугольный фронтон, размещённый в центре фасада, обрушился после удара молнии, а южная башня осталась недостроенной: без декора и на пять метров ниже северной.

Ещё по теме
 
1851–1870 годы. Сен‑Сюльпис • Современный вид. Фото: Shutterstock

Всё великолепие Сен‑Сюльпис раскрывается в его интерьерах. Арки центрального нефа поддерживают каменные колонны и коринфские пилястры, а своды украшены резными медальонами. Алтарная часть поражает роскошной отделкой из зелёного мрамора и позолоты, а также красочными росписями с изображением библейских сюжетов. Также в храме можно увидеть мраморные статуи святых и три полотна Эжена Делакруа середины XIX века — «Борьба Иакова с ангелом», «Святой Михаил, убивающий дьявола» и «Изгнание Гелиодора из храма».

Выбрать экскурсии по церквям и храмам Парижа

Ещё одна до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть Сен‑Сюльпис — медная полоса, пересекающая пол и ведущая к мраморному обелиску. Это часть гномона — древних солнечных часов, помогающих вычислить время наступления Пасхи. Мировую известность этот инструмент приобрёл после выхода романа «Код да Винчи», где Дэн Браун представил его как ключ к поискам Святого Грааля.

Интерьер храма • Медная полоса • Фото: Shutterstock

Сент‑Этьен‑дю‑Мон

Адрес: площадь Сент‑Женевьевы

Великолепный храм, сочетающий черты готики, ренессанса и барокко, начали строить в конце XV века. Строительство растянулось на сто с лишним лет, так что работы завершились лишь в 1626 году. Несмотря на сочетание разных стилей, Сент‑Этьен‑дю‑Мон выглядит очень изящно. Основная часть здания оформлена в готическом стиле: боковые фасады дополнены массивными контрфорсами и высокими стрельчатыми окнами. А вот главный фасад, выходящий на площадь Сент‑Женевьевы, отличается пышным убранством.

Сент‑Этьен‑дю‑Мон: 1850–1860 годы • 1935 год • Современный вид. Фото: Shutterstock

Центральный вход оформлен пилястрами, а классический фронтон дополнен гирляндами и медальонами, изображающими античные сюжеты. Над ним помещён ещё один фронтон, овальный, с круглым окном‑розой и статуями ангелов. Завершает композицию заострённый готический аттик, увенчанный крестом. Чтобы визуально вытянуть здание и придать ему лёгкости, свойственной готике, храм дополнили квадратной колокольней и круглой узкой башенкой.

Гармоничное сочетание стилей отразилось и в интерьерах храма. От готики храм унаследовал крестовые своды и стрельчатые окна с красочными витражами XVI–XIX веков. А от эпохи Возрождения — эффектный балкон с винтовыми каменными лестницами. Вся конструкция сплошь покрыта резными элементами и барельефами, разглядывать которые можно часами.

Фасад храма • Интерьер • Фото: Shutterstock

Сент‑Эсташ

Адрес: улица Жур, 2

Её строительство начали в 1532 году по подобию собора Парижской Богоматери. Но из‑за нехватки средств закончили только через сто с лишним лет, когда в моду вошёл ренессанс. И это отразилось на архитектурном облике церкви. На фасаде, украшенном башенками и готическими окнами‑розами, появились элементы, свойственные эпохе Возрождения: полуциркульные окна и арки, а также классический портик с треугольным фронтоном. Такое смешение стилей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Один из французских архитекторов сравнивал Сент‑Эсташ с «готическим скелетом, покрытым римскими тряпками, сшитыми вместе, как кусочки платья арлекина».

Ещё по теме
 
Сент‑Эсташ: 1852–1866 годы • 1918 год • Современный вид. Фото: Shutterstock

Во внутреннем убранстве церкви также сочетаются элементы разных стилей. Своды с многочисленными перекрещивающимися рёбрами и перемычками поддерживают колонны с капителями. Боковые нефы украшены яркими росписями с растительными и геометрическими орнаментами, позолотой и живописными полотнами. Здесь можно увидеть фрески французских художников Томаса Кутюра и Симона Вуэ, а также работы Рубенса, Санти ди Тито и Рутилио Манетти. Также в Сент‑Эсташ можно послушать один из крупнейших органов Парижа, который насчитывает около 8 тысяч труб. Расписание органных концертов лучше уточнить заранее на официальном сайте храма.

Интерьер церкви • Орган • Фото: Shutterstock

Церковь Мадлен

Адрес: площадь Мадлен

Её облик больше напоминает музей или античный храм, чем католическую церковь. Её заложили в 1763 году при короле Людовике XV. Предполагалось построить храм в духе собора Дома инвалидов в стиле классицизм, но завершить строительство помешала Французская революция. Затем пришедший к власти Наполеон Бонапарт решил превратить церковь в храм воинской славы в античном стиле. Работы по перестройке начались в 1806 году и завершились только спустя почти 40 лет. В 1842 году здание передали католической церкви, где проводят богослужения и поныне.

Ещё по теме
 
Церковь Мадлен: 1850–1860 годы • 1940 год • Современный вид. Фото: Shutterstock

В результате получился величественный храм, со всех сторон окружённый колоннадой. Всего по периметру здания разместилось 52 колонн, каждая в 20 метров высотой. Фасад над главным входом увенчан треугольным фронтоном с барельефом, изображающим сцену Страшного суда. Главная особенность церкви — отсутствие окон. За колоннадой спрятаны глухие стены, украшенные статуями святых и архангелов в нишах. А внутреннее пространство освещается за счёт окулусов — круглых отверстий в крыше.

Выбрать авторский тур по Франции

Пройдя через массивные бронзовые двери с рельефными изображениями 10 заповедей, посетители попадают в просторный зал. Он украшен мраморными колоннами, карнизами с золотыми орнаментами, росписями и мозаиками. В алтарной части можно увидеть скульптурную композицию «Вознесение Святой Марии Магдалины» работы Карло Марокетти и фреску, изображающую основные события в истории христианства во Франции. Также в церкви сохранился орган XIX века, на котором играл знаменитый французский композитор Камиль Сен‑Санс.

Интерьер • «Вознесение Святой Марии Магдалины» • Орган • Фото: Shutterstock

Собор Сен‑Поль‑Сен‑Луи

Адрес: улица Сент‑Антуан, 99

Этот великолепный католический храм, расположенный в историческом квартале Маре, тесно связан с Виктором Гюго. Здесь крестили дочь писателя Леопольдину, здесь же она обвенчалась, а ещё в храме состоялась свадьба Мариуса и Козетты — героев романа «Отверженные». Впрочем, посетить собор интересно не только поклонникам писателя, ведь храм считается одним из самых нарядных во всём Париже.

1940–1944 годы. Собор Сен‑Поль‑Сен‑Луи • Современный вид. Фото: Shutterstock

Сен‑Поль‑Сен‑Луи построили в 1641 году члены католического ордена иезуитов при финансовой поддержке короля Людовика XIII. Храм стал первой барочной церковью в городе. Правда, современный облик собор приобрёл после реставрации в середине XIX века. Именно тогда появился великолепный северный фасад в стиле фламандского барокко. Визуально он расчленён на три яруса и богато украшен колоннами, лепными гирляндами и статуями святых, размещёнными в арочных нишах.

В интерьере сохранились оригинальные элементы убранства: широкий карниз с растительным орнаментом, пилястры и лепные украшения на сводах и в куполе. В алтарной части можно увидеть три картины XVII века со сценами из жизни Людовика Святого, а также работу Эжена Делакруа «Христос в Гефсиманском саду». Также в соборе можно увидеть две купели для омовения рук, подаренные храму в середине XIX века Виктором Гюго в честь венчания дочери.

Интерьер собора. Фото: Shutterstock

Собор Александра Невского

Адрес: улица Дарю, 12

Париж часто называют центром русской эмиграции. Сюда бежали от пожара революции представители интеллигенции. И одним из главных мест, объединивших эмигрантов, стал собор Александра Невского.

Православный храм во французской столице построили в 1861 году. Он изначально задумывался как церковь не только для русских, но и для всех православных жителей Парижа. Поэтому средства на строительство жертвовали французы, сербы и, конечно, подданные Российской империи, в том числе император Александр II.

Собор Александра Невского: 1861 год • 1941 год • Современный вид. Фото: Shutterstock

Разработку проекта доверили архитектору Р. И. Кузьмину, который занимался перестройкой Большого дворца в Гатчине. Перед зодчим стояла сложная задача: создать собор, соответствующий канонам русской православной церкви, но при этом органично вписывающийся в окружающую застройку. В результате храм получился в русско‑византийском стиле с элементами древнерусского зодчества.

Собор Александра Невского украшен пятью шатрами, увенчанными золотыми главками. Самый высокий — центральный — поднимается на 48 метров. По сторонам от него возвышаются башенки с колоколами. Фасады скромно украшены карнизом и лучковым фронтоном с фреской, изображающей благословляющего Христа. Вход обрамляет архивольт с византийскими орнаментами.

Внутри стены и своды собора покрыты красочной мозаикой и росписями с изображениями православных святых. Сохранился оригинальный иконостас с иконами, написанными русскими художниками. Правда, оценить внутреннее убранство храма можно только по вторникам, пятницам и воскресеньям с 15 до 17 часов. Зато полюбоваться зданием можно в любое время. Самый красивый вид на собор открывается с улицы Пьера ле Гран, названной в честь Петра Великого.

Интерьер собора. Фото: Shutterstock, Guilhem Vellut, CC BY 2.0

Базилика Сакре‑Кёр

Адрес: улица Шевалье де ла Бар, 35

Собор Святого Сердца (так с французского переводится его название) открыл свои двери в 1919 году после долгого строительства, растянувшегося на целых 34 года. Столь продолжительный срок потребовался для укрепления фундамента. Дело в том, что базилику решили строить на вершине Монмартра. Но в процессе выяснилось, что грунт на холме неустойчивый. Чтобы избежать оползней, строители зарыли в землю около 80 каменных опор, на которых и держится фундамент.

В облике Сакре‑Кёр гармонично сочетаются элементы романо-византийского стиля, готики и ренессанса. Он имеет традиционную для византийских храмов форму креста и увенчан ​пятью куполами. Самый массивный — центральный. Он достигает 16 метров в диаметре и возвышается на 83 метра. Кстати, в куполе устроена смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Париж.

1921 год. Базилика Сакре‑Кёр • Современный вид. Фото: Shutterstock

Базилика облицована редким известняком, который белеет от контакта с водой. Благодаря этой особенности храм спустя десятилетия выглядит белоснежным. Фасад украшен резными орнаментами, скульптурами святых и портиком с тремя арками и конными статуями Жанны д’Арк и короля Людовика Святого. К подножию базилики ведёт каскад лестниц. Интерьер собора богато украшен яркими витражами с библейскими сюжетами и лазурно‑золотой мозаикой, изображающей преклонение Святому Сердцу Иисуса.

Интерьер базилики. Фото: Shutterstock

Собор Дома инвалидов

Адрес: улица Гренель, 129

Строительство этого храма было инициировано Людовиком XIV, озабоченным тяжёлой судьбой военных ветеранов. После многочисленных войн XVII века Париж заполонили искалеченные солдаты, вынужденные влачить нищенское существование. Это побудило монарха основать для них специальный приют.

Посетить церкви и храмы Парижа

В 1670‑х в центре города появился грандиозный комплекс, включающий жилые корпуса, ремесленные мастерские, где трудились ветераны, а также госпиталь, аптеку и парк. Архитектурной доминантой этого архитектурного ансамбля стал величественный собор Дома инвалидов, строительство которого завершилось к 1706 году. Храм представляет собой великолепный образец французского классицизма, отличающийся симметрией и строгостью форм.

Собор Дома инвалидов: 1890–1900 годы • 1940–1945 годы • Современный вид. Фото: Shutterstock

Фасад собора украшен двухъярусным портиком с треугольным фронтоном. По сторонам от главного входа установлены статуи короля Людовика Святого и императора Карла Великого. На массивный барабан с колоннадой и двумя рядами окон установлен большой купол с золочёными украшениями в виде гирлянд и военных трофеев.

Внутреннее убранство собора впечатляет не меньше. Центральный круглый зал украшен белоснежными колоннами и барельефами. Купол расписан фресками с изображениями святых, в центре — работа Шарля Форса, изображающая Святого Людовика, передающего меч Иисусу Христу. В крипте собора, находящегося прямо под куполом, находится гробница Наполеона Бонапарта. В 1840 году его прах доставили с острова Святой Елены в Париж и торжественно захоронили в соборе. Саркофаг окружают 12 женских фигур, символизирующих выигранные сражения.

Интерьер собора • Гробница Наполеона Бонапарта • Фото: Shutterstock

Заключение

Парижские соборы поражают своей красотой и богатой историей, наполненный громкими историческими именами и неожиданными фактами. Рассказать много интересного о храмах Парижа, на протяжении веков вдохновлявших поэтов, художников и миллионы путешественников со всего мира, помогут местные гиды.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Елена Свой человек в Париже
Елена
Свой человек в Париже
4,98
773 отзыва
Меня зовут Елена, с 2005 года я живу и работаю в Париже. Этот город стал для меня не просто домом, а пространством бесконечного вдохновения. У каждого свой Париж. Мой — связан с историей, искусством и желанием делиться открытиями. Я приглашаю вас на встречу с этим городом-праздником, который раскрывается постепенно — в архитектуре, деталях, историях, спрятанных за знакомыми улицами. Много лет я серьёзно изучаю историю Франции: курс по истории искусств в Школе Лувра, участие в исторических конференциях, чтение трудов французских исследователей и работа с архивными источниками легли в основу моих экскурсий. Мои прогулки — это не просто маршруты, а встречи с Парижем, который удивляет, трогает и остаётся с вами навсегда. Потому что настоящий Париж — это праздник, который живёт внутри и никогда не заканчивается.
Надежда Гид в Париже
Надежда
Гид в Париже
4,99
335 отзывов
Я работаю гидом в Париже с 2010 года. Люблю этот город и его жителей — за смелость, свободу и изобретательность. Знаю и принимаю его несовершенства, но именно это делает Париж живым и настоящим. По первой профессии я учёный и исследователь с педагогической жилкой. Постоянно раскапываю новые темы и особенно люблю Средние века за принципиальность, а 18–19 века — за силу разума и перекличку с нашим временем. Училась у лучших преподавателей Франции истории, искусства и туризма, имею государственную лицензию гида. Считаю свою работу призванием и отношусь к ней с большой любовью и ответственностью. У меня есть способность вовлекать в переживание рассказа, поэтому и дети, и чувствительные взрослые меня любят. Я не делаю заключительных выводов, не предсказываю будущее, не склоняю к своим убеждениям, даю разные точки зрения, не спорю — и стараюсь, чтобы даже грустная история оставляла позитивную и обнадёживающую ноту.
Дарья Журналист, иллюстратор, писатель
Дарья
Журналист, иллюстратор, писатель
4,98
304 отзыва
Я журналист, живу и работаю в Париже с 2010 года. Как положено людям моей профессии, тенденциозно отбираю факты и превратно их толкую. Жадно собираю квартальные сплетни, подпаиваю агентов по недвижимости, дружу с бомжами и послами и втираюсь в доверие работникам муниципалитета ради инсайдерской информации. Копаюсь во внебрачных связях королей и ищу улики громких преступлений прошлого. Злословлю, привираю, домысливаю. И главное — всю добытую информацию структурирую в роман-спектакль, который сама же разыгрываю. Переезд заставил меня вспомнить забытый навык рисования, и теперь в свободное от письма время я подрабатываю иллюстрациями для журналов и книг, делаю открытки и веду скетчинги. В России у меня вышли две книжки — «Как жить с французом?» и «Делать детей с французом». Они многих повеселили, для меня же их писать было лучшей адаптационной терапией. Ведь кто бы что ни говорил, жить в чужой стране — испытание. Я скучаю по соотечественникам и всегда искренне рада встрече с ними. Нам всегда есть о чем вместе посмеяться:)

Ещё на тему путешествий

Самые необычные катки в миреСамые необычные катки в мире Под землёй, на замёрзшем канале, в архитектурном памятнике

Ещё экскурсии по теме