Реальные места с картин русских художников

7 авг 2024, обновлено 8 дек 2024
Реальные места с картин русских художников

Найти экскурсию

Показать
Восхищаясь тем или иным живописным шедевром, нам часто хочется перенестись внутрь картины и увидеть изображённый на ней пейзаж — не только природный, но и урбанистический. Расскажем лишь о некоторых реальных местах, запечатлённых на полотнах русских мастеров. Можно полюбоваться ими и сравнить с авторским видением живописцев.

«Кронштадт. Форт „Император Александр I“» Айвазовского

Год создания: 1844
Место на карте: Кронштадт, Санкт‑Петербург

Город‑порт на острове Котлин тесно связан с судьбой одного из самых известных маринистов мира. Отсюда в 1836‑м 19‑летний Айвазовский отправился в двухмесячное плавание с кораблями Балтийского флота. Это путешествие обогатило молодого художника яркими впечатлениями. Ещё через пять лет он стал живописцем Главного морского штаба.

Иван Айвазовский
1874 год. Автопортрет. Художник: И. К. Айвазовский

В Кронштадте Айвазовский написал несколько пейзажей. Один из самых атмосферных из них изображает знаменитый форт «Император Александр I» на закате. Небесное светило раскрасило Финский залив в золотистый цвет. По водной глади неспешно плывут величественные парусники, а по небу, меняя очертания, облака.

Изображённый на картине «Император Александр I» находится на искусственном острове в сотнях метрах от Котлина. Свою оборонительную функцию эта постройка исправно выполняла вплоть до 1897‑го, пока её не передали Императорскому институту экспериментальной медицины. Целых два десятилетия в мощных стенах овальной крепости на воде работала лаборатория по созданию вакцины против чумы. В советское время «Император Александр I» использовали как военный склад, а в начале 2000‑х на этом фактурном объекте проводили музыкальные фестивали.

1844 год. «Кронштадт. Форт „Император Александр I“» • Вид на современный форт • Фото: Shutterstock

Сегодня «Император Александр I» находится на реконструкции в рамках развития проекта «Остров фортов» в Кронштадте. В ближайшие годы на его территории должны заработать музей и гостиница. Но оценить всю грандиозность форта можно и на расстоянии — местные гиды предлагают полюбоваться им с катера.

«Парад при Павле I» Бенуа

Год создания: 1907
Место: Михайловский замок, Санкт‑Петербург

Эта работа из коллекции Русского музея изначально была создана в качестве иллюстрации для книги «Русская история в картинках». Рисунок одного из ведущих мастеров Серебряного века переносит нас в Петербург эпохи Павла I. А точнее — на плац (сейчас — Инженерный сквер) перед главным фасадом ещё недостроенного Михайловского замка. Здесь император, восседая на белом коне, принимает парад петербургского гарнизона.

Александр Бенуа
1898 год. Портрет А. Н. Бенуа. Художник: Л. С. Бакст

Павел I задумал Михайловский замок как неприступную крепость, чтобы обезопасить себя. На преследуемого страхами императора не раз покушались, и Зимний дворец не внушал ему доверия. Проект здания разработал итальянец Винченцо Бренна, а на его строительство ушло четыре года — с 1797‑го по 1801‑й. Одно из самых запоминающихся зданий Северной столицы получило форму квадрата с внутренним восьмиугольным двором. Его главный вход украсили мраморные обелиски и треугольный фронтон с аллегорическим барельефом.

Но жизнью в своей новой и, как казалось, безопасной резиденции (постройку окружали глубокий ров и пушки) Павел I наслаждался всего 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года его убили в результате дворцового переворота.

1907 год. «Парад при Павле I» • Вид на Михайловский замок • Фото: Shutterstock

В 1820‑х в Михайловский замок переехало инженерное училище, а в советское время тут располагались самые разные организации. С 1995‑го бывшая резиденция Павла I — один из филиалов Русского музея. В его парадных залах можно полюбоваться историческими интерьерами, а в некоторых из них проводят временные выставки.

«Московский дворик» Поленова

Год создания: 1878
Место на карте: Арбат, Москва

Появление этого шедевра было скорее случайностью. Переехав на время в Москву, Поленов снял жильё в тихом уголке Арбата — на углу Трубниковского и Дурновского переулков. Вид из окна новой квартиры поразил художника своей «почти сельской» идиллией, поэтому он незамедлительно перенёс его на холст. Позже этот шедевр станет одной из самых узнаваемых картин Поленова.

«Московский дворик» завораживает своей безмятежностью. Утопающий в зелени особняк, играющие на траве дети, несущая воду женщина, запряжённая в телегу лошадь, красующаяся на заднем плане церковь с шатровой колокольней — всё погружает в атмосферу старой Москвы.

1880 год. В. Д. Поленов • 1878 год. «Московский дворик» • Храм Спаса Преображения на Песках • Фото: Shutterstock

Сегодня сложно поверить, что картина была написана в окрестностях Старого Арбата. Сохранившийся до наших дней храм Спаса Преображения на Песках — единственное напоминание о Москве с полотна Поленова. Храм возвели в начале XVIII века. Хотя эта пятиглавая кирпичная церковь с шатровой колокольней сильно пострадала во время пожара 1812‑го, ей удалось выстоять. Во второй половине XIX века благоустройством храма занимался Сергей Тургенев — староста и двоюродный брат великого писателя. В начале 1930‑х церковь закрыли, а в 1956‑м в неё почти на 40 лет переехало отделение «Союзмультфильма». В начале 1990‑х храм вернули РПЦ. Восстановление архитектурного памятника продолжалось до начала 2000‑х.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

Год создания: 1881
Место на карте: Красная площадь, Москва

Одна из ключевых работ мастера исторического жанра посвящена событиям 1698 года, когда в Москве восстали четыре стрелецких полка. Бунт жестоко подавили войска Петра I, а сам царь лично участвовал в казнях мятежников.

Идея создания этой картины возникла у Сурикова во время прогулки по Красной площади. Остановившись возле Лобного места, он задумался и ясно представил себе сцену расправы над мятежниками. При этом трёхлетняя работа над этим полотном стала для живописца серьёзным психологическим испытанием: каждую ночь ему снились кровавые кошмары.

Василий Суриков
1877 год. Портрет художника В. И. Сурикова. Художник: И. Е. Репин.

«Утро стрелецкой казни» впечатляет сложной многофигурной композицией и драматизмом. Ключевая фигура на картине — восседающий на коне Пётр I. Его глаза наполнены яростью. Другой знаковый герой полотна — ожидающий казни рыжебородый стрелец со свечой. Он с ненавистью смотрит на молодого царя — создаётся ощущение, что их взгляды пересекаются.

Фоном для этой сцены служит храм Василия Блаженного, который построен рядом с Лобным местом. Здесь, вопреки распространённому мнению, не казнили, а озвучивали царские указы. Собор Покрова на Рву (официальное название храма) возвели по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства. Строительство этого грандиозного сооружения продолжалось с 1555‑го по 1561‑й. И хотя храм выглядит единым зданием, на самом деле это 11 церквей с общим основанием. Поражают своим великолепием и внутренние помещения архитектурного памятника. Здесь можно полюбоваться настенными росписями XVI–XIX веков, нарядными иконостасами, экспозиционными залами с иконами и хоругвями — полотнищами, на которых изображены святые.

Ещё один повод зайти в этот музеефицированный храм — службы в приделе Василия Блаженного. Они проходят по воскресеньям и православным праздникам.

1881 год. «Утро стрелецкой казни» • Храм Василия Блаженного • Фото: Shutterstock

«Алёнушка» Васнецова

Год создания: 1881
Место на карте: село Абрамцево, Московская область

Это проникнутое грустью полотно по сюжету русской сказки — одна из вершин творчества мастера фольклорной живописи. Прототип героини полотна Васнецов встретил в деревне Ахтырка — рядом с абрамцевской усадьбой предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Крестьянская девушка с печальными глазами не просто поразила художника, от неё веяло русским духом, как вспоминал сам Васнецов.

Виктор Васнецов
1873 год. Автопортрет. Художник: В. М. Васнецов

«Алёнушка» поражает своей атмосферой. Склонив голову к коленям, героиня сидит на камне и с непреодолимой тоской смотрит в омут лесной реки. Вместе с ней печалится и осенняя природа — небо затянуто унылыми облаками, а по воде плывут жёлтые листья — символ увядания.

Васнецов писал «Алёнушку» на берегу реки Вори, протекающей по Абрамцево, где сегодня находится известный музей‑заповедник. Выкупив в 1870‑м усадьбу у писателя Сергея Аксакова, Савва Иванович сразу превратил её в «дом творчества» художников. Кроме Васнецова, тут жили и творили Илья Репин, Исаак Левитан, Валентин Серов.

Ещё по теме
 
1881 год. «Алёнушка» • Природа Абрамцево • Фото: Shutterstock

Сегодня, постояв на берегу Вори и налюбовавшись природными красотами Абрамцева, можно оценить и другие до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти заповедника:

  • Усадебный дом — экспозиция, рассказывающая о семье Мамонтова и гостях Абрамцева. Особенно интересна столовая: здесь сохранилась обстановка, в которой создавалась другая знаменитая картина — «Девочка с персиками» Валентина Серова (моделью Серова была Вера — старшая дочь хозяина усадьбы).
  • Избушка на курьих ножках — деревянная беседка, построенная по эскизу Васнецова. Её крышу украшает изображение совы. Считается, что благодаря художнику оно стало популярным элементом декора архитектуры русского модерна.
  • Мастерская — живописная изба, где когда‑то располагалосьгончарное предприятие под руководством Михаила Врубеля. Здесь можно полюбоваться его творениями — скульптурами, печными изразцами, декоративной посудой.

«Вечер. Золотой Плёс» Левитана

Год создания: 1889
Место на карте: город Плёс, Ивановская область

Крупнейший русский пейзажист провёл в старинном городке на берегу Волги три лета. Очарованный его красотами, он создал здесь более 20 картин. И одна из них — погружающая в атмосферу умиротворения и тишины работа «Вечер. Золотой Плёс».

Исаак Левитан
1893 год. Порттрет Левитана. Художник: В. А. Серов

Художник писал этот пейзаж, находясь на вершине 50‑метровой Петропавловской горы (сейчас — гора Левитана). На картине изображён утопающий в зелени Плёс в предзакатный час. Белый особняк с красной крышей у самого берега Волги — дом купца Грошева, а чуть поодаль — Варваринская церковь. Горизонт затянут туманной дымкой, и кажется, что всё здесь замерло до самого утра.

С момента создания картины прошло более сотни лет, но Плёсу удалось сохранить исторический облик. С горы Левитана и сегодня открывается завораживающая городская панорама. Интересно, что в 2012‑м знаменитую смотровую площадку украсила посвящённая пейзажисту скульптурная композиция. Задумчивый Левитан изображён возле мольберта: в одной руке — кисть, в другой — палитра.

Места с известных картин художников
1889 год. «Вечер. Золотой Плёс»

А в бывшем купеческом доме не берегу Волги с 1997‑го работает единственный в нашей стране Музей пейзажа. В его экспозиции представлены как работы художников-передвижников — друзей Левитана, так и советские картины Кузьмы Петрова‑Водкина и Николая Крымова. Пейзажи самого Левитана в Плёсе тоже можно увидеть, они выставлены в доме‑музее художника неподалёку.

Ещё по теме
 
Вид с горы Левитана • Варваринская церковь • Фото: Shutterstock

Сохранилась и величественная Варваринская церковь, построенная, предположительно, в 1821 году. Она интересна своей архитектурной конструкцией — «кораблём»: соединённые между собой храм, трапезная и колокольня выстроены в одну линию. Хотя в советское время в церкви располагался заводской цех, её стены и сегодня украшают чудом сохранившиеся клеевые росписи XIX века на евангельские темы.

«Псковский погост» Рериха

Год создания: 1903
Место на карте: Печорский район, Псковская область

В самом начале ХХ века художник посетил десятки российских городов, известных своими историко-архитектурными памятниками. Результатом этих путешествий стала серия работ, посвящённая шедеврам русских зодчих.

1940 год. Н. К. Рерих • 1947 год. Семья Рериха в Индии

Среди городов, куда заезжал Рерих, был и Псков. Памятники его самобытной школы зодчества, которая сформировалась ещё в XII веке под влиянием новгородского и византийского стилей, дошли и до наших дней. Одна из самых известных картин, написанных Рерихом в этом уголке России, — «Псковский погост». На её создание художника вдохновили две до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти в окрестностях города. Рерих композиционно объединил ворота в селе Сенно и ризницу Псково‑Печерского монастыря.

За свой волнообразный силуэт ворота в Сенно называются «крылатыми». Построенные в XVIII веке из каменных пластин и покрытые известковой обмазкой, они имеют два арочных проёма. Широкий — для конного проезда и узкий — для пешеходов. Сегодня этот архитектурный памятник украшен иконами.

1903 год. «Псковский погост» • Ворота в селе Сенно • Ризница Псково‑Печерского монастыря • Фото: Kirill Moiseev, Shutterstock

Псково‑Печерский монастырь находится в 25 километрах от Сенно. Датой его основания считается 1473 год. В 1560‑х монастырь окружила мощная каменная стена. Всё дело в том, что он находился на границе между Россией и Ливонией, поэтому Московское княжество решило укрепить его. Монастырь был местом паломничества русских царей. Сюда приезжали Иван Грозный, Пётр I, Николай II. Сегодня на территории 10 храмов, а среди святынь — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление».

Места с картин художников на карте

Заключение

Оказаться в месте, где создавалась знаменитая картина, а заодно выяснить, как оно выглядит столетие спустя, под силу любому путешественнику. Естественно, отправиться к реке, возле которой грустит Алёнушка, или на любимую гору Левитана можно и самостоятельно. Но лучше — с местными гидами, которые расскажут немало интересного как о самих локациях, так и о расположенных тут до­сто­при­ме­ча­тель­но­стях.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Самые живописные ботанические сады РоссииСамые живописные ботанические сады России Где насладиться красотой природы в любое время года

Еще экскурсии по теме