Крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин» и другие плавучие музеи России

Анастасия Рыбина
Анастасия Рыбина
Обновлено 25 ноя 2024
Крейсер «Аврора», атомный ледокол «Ленин» и другие плавучие музеи России

Найти экскурсию

Показать
Более 24 000 экскурсий и туров по всему миру
Сегодня в России насчитывается более 25 кораблей‑музеев на воде. Почти у всех из них непростая история, а некоторые чудом избежали сдачи в металлолом. Сегодня эти судна располагают интересными экспозициями, а на одном таком можно даже переночевать в номере‑каюте. Рассказываем о плавучих музеях, на палубу которых совершенно точно надо ступить поклонникам мореплавания.

Суда Центрального военно‑морского музея

Список плавучих филиалов у музея небольшой — их всего два: один в Санкт‑Петербурге, а второй в Новороссийске.

Крейсер «Аврора»

Санкт‑Петербург

Имя для знаменитого корабля выбрал Николай II — в честь древнеримской богини зари. Он же и лично присутствовал при спуске «Авроры» на воду в 1900 году. С тех пор корабль успел поучаствовать в трёх войнах (Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной) и стать символом Октябрьской революции 1917 года: крейсер дал залп, сигнализирующий начало осады Зимнего дворца. Правда, холостой — штурм произошёл спустя несколько часов, но легендарный выстрел остался в истории судна навсегда.

Ещё «Аврора» послужила миру кинематографа до того, как стать частью музея. Известный корабль получил серьёзные повреждения во время Великой Отечественной войны, после которых больше не смог вернуться в строй. Зато пригодился на съёмочной площадке фильма «Крейсер „Варяг“» о судне, участвовавшем в русско-японской войне.


А в 1961 году «Аврора» превратилась в плавучий военно-морской музей в Петербурге. Выставки находятся в шести залах, а в седьмом расположен восстановленный корабельный храм. Воссоздали его по чертежам первоначальной церкви, которая была на судне до 1917 года.

Ещё по теме
 

Каждая экспозиция посвящена определённому периоду в жизни «Авроры». Например, во втором зале вы познакомитесь с бытом матросов XIX–XX веков, в четвёртом — с историей участия судна в революции 1917 года, а в шестом — посмотрите на модели кораблей: например, на миниатюрную копию яхты «Гранма», которую музею подарила кубинская делегация, посетившая «Аврору» в 1965 году. Дело в том, что именно на этом судне группа молодых революционеров‑героев, возглавляемая Фиделем Кастро, приплыла на Кубу для борьбы с диктатором Батиста. Поэтому кубинцы часто называют «Гранму» младшей сестрой «Авроры» в память о революционном прошлом крейсера и сделали музею вот такой символичный подарок.

Крейсер «Михаил Кутузов»

Новороссийск

Последний артиллерийский корабль российского военно-морского флота, который удалось сохранить благодаря усилиям моряков-ветеранов (остальные отправились на металлолом ещё в начале 1990-х). А также ЮНЕСКО — международная организация поддержала инициативу и добавила образец советского кораблестроения в свой каталог.

Формально «Кутузов» — не совсем судно. В 2012 году крейсер стал частью Центрального военно‑морского музея и в документах он числится как здание! А ещё крейсер не раз становился съёмочной площадкой: например, здесь снимался молодой Владимир Высоцкий — в фильме «Увольнительная на берег». Причём жил он прямо на корабле и подчинялся общему распорядку, а в перерывах между работой устраивал концерты для матросов.

1957 год. Вид с кормы крейсера «Михаил Кутузов» • Современный вид

Поднявшись на борт, невольно начинаешь восхищаться мощью этого судна. Например, орудия Б-38 на верхней палубе, которые могли поражать морские цели на расстоянии до 165 кабельтовых (до 30 километров). А якорные цепи весят по 30 тонн каждая!

Во внутренних помещениях корабля — небольшая экспозиция об истории судна и крейсеров 1960-х. Путешественникам покажут кубрики — каюты для матросов (условия в них, кстати, были далеко не первый класс), прачечную и даже медицинскую часть с операционным блоком.

Атомный ледокол «Ленин»

Мурманск

Первое в мире судно, на борту которого использовалась ядерная энергетическая установка. На воду его спустили в 1957 году. Для того времени это было настолько новым и необычным открытием, что вызвало панику среди глав зарубежных стран — всем казалось, что в любой момент ядерная установка может взорваться. Опасения оказались напрасными: за годы эксплуатации на судне от радиации никто не пострадал. Чтобы обезопасить экипаж и окружающую среду, корабль оснастили конструкциями из необходимых материалов — стали и бетона.

Более того, корабль, созданный по новым технологиям, также помогал сохранять экологию благодаря экономному использованию ядерного топлива — несколько граммов такого горючего заменяет десятки тонн нефти. При этом увеличивался и его запас хода — за одно путешествие «Ленин» мог проплыть от полюса до полюса.

Атомный ледокол «Ленин» • Рубка капитана

Среди историков даже есть мнение, что именно из-за «Ленина» и появилось выражение «мирный атом». Ведь строили его в самый разгар холодной войны, но с мирными целями — для развития северного судоходства. В течение 30 лет, с 1959 по 1989 год, корабль обеспечивал навигацию по Северному морскому пути и помог тысячам советских судов пройти через льды Арктики. Сам за это время ледокол наверстал больше одного миллиона километров! А по мощности превзошёл даже первую в мире атомную электростанцию, построенную в СССР в Калужской области.

В наши дни реакторов на корабле уже нет. Зато сохранилась первоначальная отделка жилых и части служебных помещений, которая выполнена из дерева. Такая роскошь во времена СССР была только на «Ленине» — на других судах в основном всё делалось из металла. А вместо реактора на борту — его макет и полностью сохранившееся машинное отделение, где стояла установка.

Ледокол «Ангара»

Иркутск

Его история неразрывно связана со знаменитой Транссибирской магистралью. Во время строительства железной дороги от Москвы до Владивостока инженеры столкнулись с трудностями: нужно было возвести виадуки вдоль берега Байкала и прорыть четыре десятка тоннелей разной длины. Чтобы ускорить строительство, специально для этих целей в Англии заказали паромы-ледоколы — «Байкал» и «Ангару», которые перевозили пассажиров и грузы между причалами Байкал и Мысовая.

Их доставили по частям из города Ньюкасл сначала в Петербург, потом в Красноярск, а затем на побережье озера, где собрали снова. После открытия магистрали два судна выполняли регулярные рейсы в течение десяти лет, а в 1918 году были переоборудованы в боевые корабли и принимали участие в Гражданской войне, во время которой «Байкал» был уничтожен.

Ледокол «Ангара»

«Ангару» удалось сохранить, и сегодня это — самый старый ледокол в мире, возраст которого насчитывает более 120 лет. К сожалению, от первоначальной планировки внутри практически ничего не сохранилось: «Ангара» несколько раз тонула и неоднократно подвергалась перестройке.

Но, оказавшись в Иркутске, сюда всё-таки стоит прийти. Во-первых, побывать на судне, которому больше века. А во-вторых, посмотреть на сохранившее машинное отделение (в рабочем состоянии) и увидеть макеты кораблей, которые бороздили просторы Байкала с XVII века. Также на борту открыта новая интерактивная экспозиция. Девять необычных мультимедийных инсталляций рассказывают о судьбе паромов. В создании выставки даже использовали реальные портреты капитанов и членов экипажа, которые голосами актёров повествуют об истории «Ангары» и «Байкала».

Ещё по теме
 

Пароход «Святитель Николай»

Красноярск

Судно, которое помнит молодого Николая Александровича (будущего императора Николая II) и В. И. Ленина.

Построили пароход на верфи в Тюмени в 1886 году, а позже он оказался в Красноярске. В своё время это было самое быстроходное судно на Енисее, но после 1960 года его механизмы устарели и корабль оказался на свалке.

Спасло «Святителя» его историческое прошлое: энтузиаст Лев Арутюнов доказал, что именно на этом пароходе в 1897‑м Ленин плыл в Минусинск, к месту ссылки. Кроме вождя революции, на корабле „отметился“ и император Николай II, который в 1891 году совершил на нём путешествие по Енисею.

Фото: Максим Вольхен-Михалевский

Это и стало поводом к восстановлению судна и превращению его в музей. Перед установкой парохода на набережной, в течение месяца в реке при помощи плотины Красноярской ГЭС поднимали уровень воды — для буксировки «Святителя» к месту стоянки. А потом ждали его понижения — чтобы закрепить судно на специальном постаменте.

Сегодня на пароходе восстановлены обе каюты: императора и Ленина. А ещё тут можно постоять за штурвалом в капитанской рубке, почитать старинное меню на камбузе и ударить в корабельный колокол, рынду.

Парусник «Гото Предестинация»

Воронеж

Именно с этого парусного корабля и началась история русского военно-морского флота. «Гото Предестинацию», что в переводе с латинского означает «Божье предвидение», заложили по приказу Петра в 1698 году на воронежской верфи. Сегодня на историческом месте на Адмиралтейской набережной находится копия первого российского линейного корабля. Строили его по гравюрам, так как чертежи «Предестинации» не сохранились, а вместо дубовой обшивки, которая использовалась в петровские времена, деревянные детали выполнили из карельской сосны. Ко всему, фрегат является действующим: на нём стоит дизельный двигатель, а доставили корабль в Воронеж своим ходом из Павловска, где его и строили.

Внутри — музей, рассказывающий об истории морского дела. Здесь буквально ныряешь в атмосферу корабельного быта XVIII века: посуда, которой пользовались матросы, каюты, где жил высший командный состав, и даже трюм с пушками и гамаками для матросов — всё это в расположении любознательных гостей. В одном из таких гамаков для наглядности положили манекена. Но, глядя на него, вряд ли захочется становиться матросом: места для взрослого человека здесь откровенно мало. Вообще, манекены на судне повсюду: например, в каюте Петра I путешественников встречает восковая фигура первого русского императора за столом.

Фото: сайт парусника

На корабле есть и своё привидение — матрос Петрушка, а иначе Пётр Иванович. Это манекен, который живёт в носовой части судна. Матросы говорят, что по ночам он может таинственным образом включать свет и даже напевать песенки. А чтобы Петрушка не буянил, надо вечером зайти к нему и пожелать спокойной ночи.

Корабль — популярная городская до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть и визитная карточка города. Благодаря «Гото Предестинации» Воронеж считается «колыбелью русского флота» — именно практика строительства на местных верфях помогла впоследствии в работе над Балтийским и Черноморским флотами.

Ещё по теме
 

Суда Музея Мирового океана

В коллекции этого музейного объединения целая флотилия — шесть судов: от подводной лодки до рыболовного траулера. Практически все они (за исключением ледокола «Красин», который пришвартован в Санкт-Петербурге) находятся в одном месте — на набережной Музея Мирового океана в Калининграде. И только здесь можно заночевать в каюте и узнать, как корабль обеспечивает связь с космосом. Рассказываем о самых интересных.

Суда Музея Мирового океана
Музей Мирового океана

Подводная лодка Б-413

Калининград

Один из немногих кораблей в России, который сохранился в аутентичном виде. Рубка управления, механизмы и приборы — всё так, как было в 2000 году, когда подводную лодку вывели из состава Военно-морского флота и передали музею в Калининграде. Перед тем как пришвартоваться на набережной, подлодка прошла тысячи миль и побывала почти во всех морях и океанах. И даже сегодня она полностью исправна и может выйти в рейс в любой момент.

Здесь семь отсеков, в которых жили и работали подводники. Развлечение не для слабонервных — достаточно просто представить, что вокруг многокилометровая толща воды и сразу становится жутковато. Но интересно — увидеть, где жили моряки, как они проводили досуг и каким образом управлялось судно.

Подводная лодка Б-413

Научно‑исследовательское судно «Витязь»

Калининград

Внёс огромный вклад в изучение океанских глубин. С него впервые была измерена глубина Марианской впадины (11 022 метра), а в экспедициях участвовали учёные из 20 стран мира.

В 1994 году «Витязь» пришвартовался у набережной Музея Мирового океана в Калининграде и стал первым его экспонатом и плавучим филиалом одновременно. На борту несколько выставок, которые подробно рассказывают об истории морских экспедиций и жизни на корабле. Не удивляйтесь, когда во время прогулки по палубе наткнётесь на полуразобранное помещение — это тоже экспонат. Дело в том, что в советское время судно чуть было не пустили на металлолом, а почти все «внутренности» вывезли. В память об этом и сохранили одно помещение.

Ещё по теме
 
Научно‑исследовательское судно «Витязь»

Отдельная фишка «Витязя» — возможность переночевать или даже пожить на корабле. Можно арендовать каюту, хоть на день, хоть на неделю, и почувствовать себя морским волком. Здесь всё по‑настоящему: круглые окна‑иллюминаторы, минимум мебели и двухъярусные кровати — не хватает только морской качки. Бонусом — возможность гулять по судну в ночное время, любуясь соседними кораблями в свете фонарей (фотографии получаются просто огненные!), и бесплатное посещение всех выставок на «Витязе».

Научно‑исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев»

Калининград

Единственный в России и мире музейный корабль с космической станцией на борту. «Виктор Пацаев» был построен в 1968 году. Он стал частью «Звёздной флотилии» из 11 судов, которые выполняли космическую программу. Сегодня он единственный сохранившийся из них (остальные после распада СССР были отправлены в металлолом).

«Виктор Пацаев» до 2017 года обеспечивал связь с экипажами орбитальной станции «Мир», передавал данные на космические аппараты «Союз» и «Прогресс». Несмотря на важную роль в науке, судно чуть было не отправили на свалку: с 1994-го по 2001-й, до момента швартовки в Калининграде , он постепенно разрушался и не ремонтировался. А в 2021 году в нём заработала экспозиция.

Судно «Космонавт Виктор Пацаев». Фото: блог «Voldema»

Сегодня это уникальный плавучий музей, в котором космическая аппаратура мирно соседствует с экспозицией в одной из бывших лабораторий. Среди экспонатов есть не только приборы управления и разнообразные макеты, но и предметы, побывавшие в космосе. Например, страница из бортового журнала и небольшой флаг, который космонавт станции «Мир» привёз на Землю с орбиты. А ещё здесь есть самый настоящий «ключ от космоса», при помощи которого запустили программу аппарата «Союз-19». На нём отправился в полёт космонавт А. А. Леонов, а после завершения экспедиции передал ключ музею.

Ледокол «Красин»

Санкт‑Петербург

Начал службу в 1917 году, а уже в 1928 году принял участие в масштабной операции по помощи экспедиции Умберто Нобиле, разбившейся на дирижабле в районе Шпицбергена. Но список подвигов «Красина» на этом не заканчивается. Например, он первым из кораблей прошёл по Северному морскому пути, а в 1934 году участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», затонувшего в Беринговом проливе.

Возраст ледокола — более 100 лет. Он несколько раз менял страну: построен был в Англии, потом был передан российскому флоту, а затем снова оказался заграницей в результате трагических событий. Это произошло в 1918 году, когда корабли англо‑французских захватчиков подошли к Архангельску, где находилось судно. Чтобы предотвратить вторжение, «Красина» решили затопить у входа в бухту и таким образом перегородить её. В итоге англичане легко обошли преграду, а потом и вовсе подняли со дна «утопленника» и забрали его в Англию. В Россию корабль вернулся только в 1921 году.


Сегодня на «Красине», ошвартованном в Петербурге у Васильевского острова, работает несколько выставок. Посетители заглянут в каюту капитана, побывают в штурманской с массой хитроумных приборов управления и в других помещениях корабля. А на выставке «Рождение ледокола» можно прочитать телеграмму на имя помощника морского министра с просьбой выбрать, какую из моделей ледоколов строить. Считается, что именно с неё и началась история «Красина».

Заключение

Плавучие музеи — живые свидетели истории. Здесь не только гуляешь по старинным палубам, некоторые из которых помнят ещё императора Николая II, но и знакомишься с корабельным бытом и узнаёшь о необычных открытиях в океанологии. Но главное — правильно спланировать визит, потому что суда иногда закрывают на ремонт, а на некоторые (например, на «Виктора Пацаева») могут не пустить из‑за погодных условий. Поэтому перед посещением лучше уточнить время работы на официальных сайтах музеев, чтобы не испортить себе досуг.

Заметили ошибку?
Узнать больше помогут гиды
Влюблены в место — и влюбляют других
Аделина Гид в Санкт-Петербурге
Аделина
Гид в Санкт-Петербурге
4,98
862 отзыва
Всем добрый день! Я Аделина. Параллельно с учёбой в педагогическом вузе окончила курсы гидов-переводчиков, но по этой специальности никогда не работала. Когда стала мамой, как и многие, озадачилась вопросом — куда пойти с ребёнком... Да так, чтобы весело, интересно, в хорошей компании. Музеи Петербурга предлагают огромное количество программ для детей, а вот найти удачного гида по городу, чтобы рассказал задорно, но вместе с тем познавательно, оказалось не так-то просто. И я взялась за дело сама :). На первые экскурсии приглашала друзей, одноклассников, коллег с детьми. И неожиданно стала получать массу благодарностей и просьб: ещё! И дело пошло... У меня есть основная работа, и экскурсиями я занимаюсь для души, просто потому что люблю этот город и готова рассказывать о нём снова и снова. Наверное, поэтому и получается! И я по-прежнему все свои экскурсии тестирую на своих детях :)
Денис Дарю незабываемые эмоции и впечатления :)
Денис
Дарю незабываемые эмоции и впечатления :)
4,98
621 отзыв
Меня зовут Денис, я профессиональный штатный гид-экскурсовод в фортах № 1 «Штайн» и № 11 «Дёнхофф». Создатель проекта «ночных экскурсий по фортам», в который я вложил всю любовь и внимание к деталям. Практически всю жизнь живу в Калининграде и интересуюсь историей этого уникального города, но особенно сильно я люблю форты, которые для меня живые организмы. Я хочу с вами делиться своими знаниями о них, ведь форты, это настоящее чудо военной и инженерной мысли конца 19 века. Мои коллеги, Алексей — профессиональный штатный гид-экскурсовод в форте № 1 «Штайн». Калининградец в третьем поколении, историк и культуролог. Любит родной край, но с особым пристрастием относится к фортификациям Калининграда, исследует их прошлое и настоящее. Акимхан также, штатный гид-экскурсовод форта № 1 «Штайн». Калининградец, гид-экскурсовод с многолетним стажем по Калининграду и области, Италии и другим странам Европы. Особым увлечением для него всегда было изучение фортификации разных стран и эпох.

Ещё на тему путешествий

Куда поехать в июне: Санкт‑Петербург, Владивосток и ЛиссабонКуда поехать в июне: Санкт‑Петербург, Владивосток и Лиссабон Яркие идеи для первого месяца лета

Ещё экскурсии по теме