Главные архитектурные памятники Барселоны
От готических храмов до причудливых шедевров ГаудиМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Нина
За годы жизни в Каталонии досконально изучила этот край и влюбит в него путешественников через рассказы о местной культуре, истории и быте.
- Дарья
Точно знает, как увлечь собеседника интересным рассказом и удержать внимание, ведь она не просто гид и знаток истории, но в прошлом ещё и профессиональный телевизионщик.
Кафедральный собор
Адрес: Pla de la Seu
Главный храм Барселоны притягивает взгляд потрясающей неоготической архитектурой. Фасад собора был создан в XIX-XX веках, однако само здание гораздо старше: его построили ещё в середине XV столетия. Работы длились целых 150 лет! С тех времён многое сохранилось: хор с колоннадой и деревянной кафедрой, разноцветные стеклянные витражи, а также камни и колонны, на которых высечены сцены из Старого и Нового Завета.
Если обойти кафедральный собор, в задней его части можно увидеть врата под названием «Сострадание». Название они получили благодаря барельефу над входом с изображением Богоматери, горестно склонившейся над сыном, снятым с креста. Трудно поверить, но то, что мы видим, — это не искусно вырезанное из дуба изображение, а его прекрасно исполненная копия из полиэфирной смолы. Однажды воры пытались украсть оригинальный тимпан, но им помешали. Тогда древнее изображение и решили заменить на копию.
Если, войдя в собор, повернуть направо, можно попасть в капеллу Лепанто, где хранится необычное распятие, давшее имя собору. Тело Иисуса на нём неестественным образом выгнуто вправо. Говорят, что в битве с турками при Лепанто в 1571 году крест стоял на флагманской галере Испанского королевского флота. Когда турки выпустили по галере ядро, Иисус вильнул бёдрами, галера качнулась в ту же сторону, что и он, и ядро пролетело мимо. Испанцы ту битву выиграли, распятье сочли чудотворным и поместили в собор.
При Кафедральном соборе также работает музей. Среди его экспонатов: старинная купель XI века или, например, украшенная драгоценностями монстранция конца XIV столетия — сосуд, в котором переносят святые мощи во время служб. Здесь же хранится «Пьета» Бартоломе Бермехо — картина 1490 года, изображающая распятого Христа на руках Богоматери. Особое место в экспозиции занимает терракотовая скульптура святой Евлалии, которую в возрасте 13 лет до смерти замучили римские солдаты за отказ отречься от христианства. В честь неё и был построен Кафедральный собор.
Базилика Санта‑Мария‑дель‑Пи
Адрес: Plaça del Pi, 7
Церковь была построена в XIV веке и за свою историю не раз могла быть разрушена — во время войны за испанское наследство (1701-1714) и гражданской войны (1930‑е). Санта‑Мария‑дель‑Пи пережила несколько реставраций и выдержала испытание временем. Сегодня это — один из главных храмов Барселоны с уникальными особенностями. Например, фасад готической базилики украшает самое большое в Каталонии окно‑роза. А внутри можно увидеть древнюю статую Богоматери с Христом на руках, которую в XVI веке случайно нашли в… стволе растущей рядом сосны! Обнаружил памятник обычный рыбак, который решил срубить дерево для постройки лодки.
На площади дель Пи напротив храма каждые две недели проводится ярмарка выходного дня. Можно полюбоваться готической архитектурой базилики и заодно купить ремесленные продукты.
Дом Бальо
Адрес: Passeig de Gràcia, 43
Один из шедевров Антонио Гауди. Знаменитый архитектор создал этот дом в начале XX века для текстильного магната Жозепа Бальо‑и-Касановаса. Снаружи и внутри здания нет ни одной прямой линии! Это традиционный для Гауди приём — в работе испанец всегда вдохновлялся естественными формами природы.
Дом Бальо также нередко называют «Домом костей», потому что колонны на его фасаде напоминают кости, а балконы — черепа. А волнообразная керамическая крыша похожа на драконью чешую. Отсюда и предположение, что Гауди при помощи архитектуры изобразил легенду о святом Георгии — покровителе Барселоны, который сразил в бою дракона. Согласно этой теории башня с крестом на крыше — это рукоятка меча, пронзающего огнедышащее чудовище, а колонны‑кости и балконы‑черепа — останки съеденных монстром жертв.
Дворец каталонской музыки
Адрес: Palau de la Música, 4-6
Эта концертная площадка считается жемчужиной каталонского модерна. Архитектор Луис Доменек‑и-Монтанер превратил Дворец каталонской музыки в подобие роскошной оранжереи в самом центре Барселоны: в оформлении здания использовано множество цветочных узоров и растительных мотивов. Необычный архитектурный памятник с обилием мозаики, лепнины и витражей строили всего три года: с 1905‑го по 1908‑й.
Главный концертный зал, утопающий в рукотворных цветах и пальмах, имеет довольно необычную деталь — его со всех сторон окружают большие окна. Благодаря им естественный свет как бы становится частью «природного» интерьера Дворца. Окно есть даже в потолке: с вогнутым центром в виде солнца.
Кроме того, главный зал украшен скульптурами, которые символизируют музыку. Среди них есть, например, бюсты известных композиторов — Людвига ван Бетховена и Ансельмо Клаве. А также фигуры валькирий, отсылающие к одноимённой опере Рихарда Вагнера.
Саграда Фамилия (собор Святого Семейства)
Адрес: Carrer Mallorca, 401
Это самая главная работа Антонио Гауди, известная далеко за пределами Барселоны. Над собором Святого Семейства каталонец трудился на протяжении 42 лет до самой смерти, но так и не закончил. Саграда Фамилия, первый камень которой был заложен в 1882 году, возводится до сих пор! Причина не только в сложности проекта: стройка с первого дня велась исключительно на народные пожертвования. Когда Гауди был ещё жив, бывало, ему приходилось самостоятельно просить у жителей Барселоны средства на продолжение работ. Достроить уникальное здание планируют к 2026 году, однако полюбоваться его архитектурой и интерьерами можно уже сегодня.
Чтобы достроить собор Саграда Фамилия, нужно снести целый квартал жилых домов и переселить 450 семей. Виноват в этом прежде всего Гауди, который, трижды меняя проект, залез на чужую территорию.
Внешне собор похож на причудливый песчаный замок. Из его 18 башен ещё не достроены три, включая центральный шпиль высотой более 170 метров. Снаружи здание украшено множеством скульптур. Моделями для них выступали горожане: так, прообразом Иуды стал церковный сторож‑алкоголик, а Понтием Пилатом Гауди сделал местного козопаса. Внутри же Саграда Фамилия похожа на причудливый лес. Своды собора в виде крон деревьев поддерживают разветвлённые колонны‑стволы. Всё внутреннее пространство также залито светом и яркими красками благодаря разноцветным витражным окнам.
Лучшее творение Гауди одновременно стало его последним пристанищем. Останки архитектора покоятся прямо здесь, в капелле Девы Кармен.
Госпиталь Сан‑Пау
Адрес: C. Sant Antoni Maria Claret, 167
Больница существовала на этом месте с середины XV века. Это был не просто стационар, а инновационный научный центр, в стенах которого проводили исследования и развивали медицину. По этой причине испанские короли нередко наделяли госпиталь интересными полномочиями. Вплоть до того, что его сотрудники могли наследовать имущество умерших пациентов, которые не оставили завещания!
Архитектор больницы Святого Павла Луис Доменек‑и-Монтанер сразу возненавидел шахматную сетку района Эшампле. Поэтому намеренно развернул госпиталь, выстроив его под углом 45 градусов к жилым кварталам. и убил этим, как оказалось, сразу двух зайцев. Не только потешил собственное самолюбие, но и обеспечил вентиляцию больницы свежим воздухом с моря.
К XX веку старые больничные корпуса в готическом стиле обветшали. В 1930 году по проекту Луиса Доменека‑и-Монтанера (автора Дворца каталонской музыки) был построен новый госпиталь Сан‑Пау. В итоге он стал одним из центральных памятников Барселоны в стиле модерн — с изящными куполами, скульптурами и яркими витражами. Архитектор разбил на территории госпиталя красивые сады, а все корпуса соединил подземными переходами.
В 2009‑м больница переехала в современное здание, а отреставрированный комплекс Сан‑Пау занял научно‑культурный центр. Есть здесь и несколько музейных пространств. Например, в павильоне Сан‑Сальвадор посетителей знакомят с историей медицины в Барселоне, а павильон Сан‑Рафаэль — это сохранившаяся частичка госпиталя с историческим интерьером начала XX столетия.
«Испанская деревня»
Адрес: Avinguda de Francesc Ferrer i Guàrdia, 13
Это уникальное место появилось на горе Монжуик тоже благодаря Всемирной выставке. Прогулку по комплексу можно сравнить с путешествием по всей Испании, ведь здесь собраны точные копии 117 зданий из разных регионов страны — от средневековых готических памятников Ла‑Манчи до уютных выбеленных домиков из деревушек Андалусии. Встречаются даже постройки, оригиналы которых давно утрачены. Например, старинный жилой дом XVI века из города Мурсия, снесённый в 1933‑м.
Многие эпизоды фильма «Парфюмер» снимались в Барселоне. Так, например, «Испанская деревня» превратилась в место несостоявшейся казни главного героя Жана‑Батиста Гренуя. На её центральной площади поставили эшафот. Здесь же снимали сцену оргии с участием почти пяти тысяч статистов!
В «Испанской деревне» также реконструируют народные праздники. Вплоть до помидорной битвы Ла‑Томатина, которая ежегодно проходит на главной площади посёлка Буньоль в провинции Валенсия — в этот день (последнюю среду августа) все действительно бросаются друг в друга помидорами!
А ещё сюда стоит сходить на мастер‑классы от ремесленников, которые учат расписывать стеклянные витражи, работать с натуральной кожей и даже создавать украшения из серебра.
Заключение
Любоваться архитектурными изысками Барселоны можно днями напролёт. А если отправиться на авторскую экскурсию, получится ещё и узнать о главных домах каталонской столицы много интересного. Местные гиды поделятся малоизвестными фактами и помогут прочувствовать дух города.
Автор: Никита Показанников
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Обзорная прогулка от Готического квартала до Саграды Фамилии и других творений Гауди
Совершить путешествие во времени в самом сердце каталонской столицы
Познакомиться с легендами духовного символа Каталонии и открыть неповторимые горные пейзажи
Обзорная экскурсия по основным достопримечательностям города