Фантазия в камне: архитектурное наследие Антонио Гауди
«Дом костей», «Каменоломня» и самый знаменитый долгострой мираКто такой Гауди
Антони Пласид Гильем Гауди‑и-Корнет (именно так звучит полное имя архитектора) — коренной каталонец. Он родился в 1852 году в маленьком испанском городке Реусе. Когда ему исполнилось шестнадцать, он вместе с семьёй перебрался в Барселону и начал подготовку к поступлению в Высшую архитектурную школу. И только в 1873 году, спустя пять лет, он наконец стал её студентом.
Во время учёбы молодой зодчий подрабатывал чертёжником в мастерских известных испанских архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра. А также выполнял мелкие заказы: от проектирования витрин магазинов до создания эскизов газовых фонарей на нескольких городских площадях и улицах. Кстати, парочку причудливых светильников Гауди, украшенных змеями и крылатыми шлемами, можно увидеть на Королевской площади Барселоны и поныне.
Первый успех
Судьбоносным, как ни странно, оказался как раз совсем небольшой проект — оформление витрины для магазина аксессуаров в Барселоне. С помощью обыкновенной проволоки Гауди создал из перчаток фигуры людей, экипажи с лошадьми и даже котиков. Всё это настолько впечатлило известного каталонского предпринимателя Эусеби Гуэля, что он заказал у него проект усадьбы, а впоследствии ещё целого ряда зданий, которые стали знаковыми памятниками Барселоны. Многочисленные коллаборации с Гуэлем сделали Антонио самым модным архитектором в Испании и открыли путь к более масштабным заказам, которые прославили его на весь мир.
Оценка современников и потомков
При жизни к Гауди относились по‑разному. Одни называли его гением и восхваляли его работы за красоту и сложность исполнения. Другие считали зодчего чудаковатым и даже сумасшедшим, а его творения — слишком экстравагантными и непрактичными. К 1910‑м на смену модерну, к которому тяготел Гауди, пришёл модернизм, ставивший во главу угла функциональность, лаконичность и отказ от использования приёмов старых стилей. Популярность архитектора на этом фоне начала угасать.
К концу жизни из блестящего франта Гауди превратился в отшельника. Жил он предельно скромно и уединённо, а всё время и силы посвящал последнему проекту и делу всей жизни — строительству собора Саграда‑Фамилия. На 73‑м году жизни Гауди погиб из‑за нелепой случайности: его сбил первый пущенный по новой ветке трамвай. Говорят, очевидцы не узнали в скромном старике, похожем на бедняка, гениального архитектора и отвезли его в больницу для нищих, где тот и скончался.
Настоящее признание к зодчему пришло после смерти. С угасанием популярности модернизма творчество Гауди начали переосмыслять. Оказалось, что за экстравагантным декором скрываются нестандартные и инновационные инженерные решения. Например, архитектор использовал наклонные колонны и опоры, которые более равномерно распределяли нагрузку и при этом создавали эффектный вид.
Сегодня работы Гауди признаны национальным достоянием Испании. Барселона прочно ассоциируется с его витиеватыми причудливыми зданиями, а его главная работа — собор Саграда‑Фамилия — по праву признана одним из главных символов столицы Каталонии.
Архитектурный стиль
Произведения Антонио Гауди традиционно причисляют к каталонскому модерну — художественному и архитектурному направлению, которое сочетает элементы европейских (например, готики) и восточных стилей, облекая их в причудливую форму. Для каталонского модерна характерны яркие цвета, обилие деталей и плавные формы.
Правда, манеру и творческое видение Гауди невозможно целиком вписать в конкретное направление, поскольку он не следовал канонам и правилам. Он был одновременно архитектором, скульптором и художником. Гауди творчески перерабатывал разные стили, создавая свой индивидуальный фантастический и даже сюрреалистический мир. Недаром его шедеврами восхищался Сальвадор Дали.
Исследователи творений архитектора считают, что источником вдохновения для него служила природа. Гауди с детства страдал ревматизмом и, не имея возможности проводить время за подвижными играми со сверстниками, много времени посвятил наблюдению за растениями и животными. Плавные линии, любовь к окружностям и эффект непрерывной текучести архитектурных форм — всё это зодчий почерпнул из мира природы.
Немалую роль в становлении творчества Гауди сыграла его удивительная способность проектировать свои здания в уме, не составляя математических расчётов и грузных чертежей. Всё это заменяли необычные перевёрнутые подвесные модели, составленные из цепочек и грузиков. Убирая и добавляя вес в разных частях макета, архитектор рассчитывал распределение нагрузки без математических формул.
Архитектура
Здания Антонио Гауди — подлинные произведения искусства, эффектные, будто ожившие фантазии. Возведение почти всех своих сооружений архитектор контролировал лично: это объясняет его сравнительно небольшое наследие — всего 17 строений. О самых известных работах Антонио Гауди — далее.
Дом Висенс
Где находится: Барселона
Год постройки: 1885
Это первая масштабная работа Гауди, в которой ярко проявилось уникальное видение мастера. В 1883 году летнюю резиденцию для своей семьи заказал крупный фабрикант Мануэль Висенс и дал начинающему архитектору полную свободу самовыражения.
Гауди спроектировал высокий и яркий особняк, напоминающий одновременно средневековую крепость и восточный замок. Создавая красочный фасад, зодчий вдохновлялся искусством Ближнего Востока, Индии и Персии. Сегодня этот дом относят к неомудехару — популярному в Испании стилю.
Здание украшено башенками, резными выступами, яркими керамическими плитками с шахматными узорами и растительными орнаментами. Среди них — изображение календулы. Считается, что оно появилось на фасаде не случайно. Делая замеры для будущего дома, Гауди увидел на участке жёлтые цветы и решил увековечить их в декоре фасада.
Зодчий самостоятельно разработал систему вентиляции, освещения и даже внутреннее убранство дома. До наших дней в первозданном виде сохранились курительная комната и столовая, расписанные причудливыми растительными орнаментами. А кое‑где осталась аутентичная мебель и витражи, выполненные по эскизам Гауди.
Сегодня дом Висенса открыт для посетителей: с 2017 года в здании работает музей. Здесь можно узнать об истории строительства и, конечно, побродить по восстановленным комнатам.
Эль Каприччо
Где находится: Комильяс
Год постройки: 1885
Яркая вилла, построенная для семьи знатных вельмож, считается главной достопримечательностью маленького городка на берегу Бискайского залива. С испанского её название переводится как «каприз». На фоне остальных зданий Комильяса здание и правда выглядит эксцентрично, как чья‑то причуда.
Эль Каприччо, как и дом Висенса, вдохновлён эстетикой Востока. Главный и самый эффектный элемент виллы — высокая башня, которая опирается на четыре колонны с капителями и похожа на минарет мечети. Фасад особняка выложен жёлто‑коричневым кирпичом, чередующимся с зелёными изразцами с изображением подсолнуха. Такое убранство идеально гармонирует с зеленью сада и каменной мостовой.
Несколько десятков лет внутри Эль Каприччо работал ресторан, а сегодня особняк открыт для посещений. Внутри сохранилась оригинальная планировка и несколько интересных деталей. Например, нарядные витражи и кессонный потолок, украшенный розетками.
Дворец Гуэль
Где находится: Барселона
Год постройки: 1890
Первый проект, который Гауди разработал по заказу своего друга и покровителя Эусеби Гуэля. Здание поражает масштабом: это настоящий дворец в шесть этажей с залами для приёмов, личными покоями, часовней и даже конюшней. Впрочем, в сравнении с другими постройками архитектора, снаружи дворец Гуэля оформлен весьма аскетично.
Здание облицовано серым мрамором, а в оформлении смешаны строгая геометрия и плавные линии. Например, прямоугольные выступающие эркеры украшены витиеватыми решётками, похожими на арабские машрабии. Въездными воротами для экипажей служат две большие арки, тоже с решётками, но в виде переплетённой виноградной лозы.
Изюминка дворца — 20 разноцветных конусовидных каминных и вентиляционных труб на крыше, украшенных яркой мозаикой в технике тренкадис. Это оригинальный способ создания панно из керамических осколков. Впоследствии эта техника стала для Гауди фирменной.
И если фасад кажется достаточно сдержанным, то вот создавая внутреннее убранство, Гауди явно дал волю фантазии. Центральный зал дворца — огромная гостиная для приёмов. Потолок здесь достигает высоты третьего этажа — 17 метров. А венчает помещение купол с отверстиями, через которые струится солнечный свет. Роскошные интерьеры этой и других комнат, созданные самим Гауди, прекрасно сохранились. Изящная мебель, великолепные витражи, лампы причудливых форм — каждую деталь здесь хочется рассматривать часами.
Сегодня дворец открыт для путешественников. Правда, билеты лучше приобрести заранее онлайн, чтобы не стоять в длинной очереди на входе.
Дом Бальо
Где находится: Барселона
Год постройки: 1904
В 1903 году одно из зданий на бульваре Пасео‑де-Грасиа выкупил богатый промышленник Хосе Бальо. Проект перестройки дома он доверил Антонио Гауди. Архитектор изменил строение до неузнаваемости: сделал масштабную перепланировку, эффектно оформил фасад и даже приложил руку к внутреннему убранству. В результате дом Бальо стал одним из самых ярких и узнаваемых шедевров мастера.
В оформлении фасада проявилась вся мощь фантазии и мастерства Гауди. Волнообразные линии, причудливо изогнутые окна, разноцветная мозаика, созданная из отходов производства местного стекольного завода, и, конечно, эффектное обрамление крыши из цветной черепицы — каждый элемент дома цепляет взгляд и запоминается. Ещё одна яркая деталь в декоре фасада — это железные перила балконов, похожие на маски, и декор на окнах, напоминающий части человеческого скелета. Кстати, из‑за этих необычных украшений здание прозвали «Домом костей».
Сегодня дом Бальо по‑прежнему находится в частном владении. При этом в 1990‑х его тщательно отреставрировали и открыли для публики, ведь внутри есть что посмотреть. Это удивительно красивые плавные своды, витражи из цветного стекла, причудливо изогнутые окна, двери и дверные ручки. Особенно впечатляет внутренний дворик, отделанный яркой керамической плиткой разных оттенков синего (более насыщенные цвета вверху и пастельные тона внизу).
Дом Мила
Где находится: Барселона
Год постройки: 1910
Чуть выше по бульвару от дома Бальо возвышается ещё один знаковый шедевр Гауди — многоквартирный дом для семьи Мила. Он стал последним жилым зданием в карьере Гауди.
Местные часто называют необычное сооружение «Ла Педрера», что переводится как «каменоломня». Такое прозвище здание получило благодаря экстравагантному виду: словно расчерченный волнообразными линиями, он напоминает поверхность карьера по добыче полезных ископаемых. Но это не единственное, с чем сравнивали витиеватую постройку. Современники высмеивали дом, называя его мясным пирогом, осиным гнездом и даже ангаром для дирижаблей.
Помимо необычного внешнего оформления, Гауди, проектируя здание, ввёл несколько новаторских инженерных решений. Например, в подвале он устроил первую в мире подземную парковку, а в квартирах сделал свободную планировку, которую можно поменять по желанию жителей. Этого удалось достичь благодаря замене несущих стен на колонны.
Сегодня дом Мила, как и многие другие творения Гауди, открыт для публики. На первом этаже можно посетить кафе и книжный магазин, а можно купить билет и подняться на чердак, чтобы посмотреть на выставку макетов известных творений архитектора. А после — погулять по крыше среди затейливых каменных скульптур, многие из которых выполняют функции дымоходов и вентиляционных труб.
Парк Гуэль
Где находится: Барселона
Год постройки: 1914
Этот проект стал заключительной работой Гауди, созданной совместно с Эусеби Гуэлем. На заре ХХ века на склонах холма Монтанья‑Пелада друзья решили создать город‑сад — жилой квартал с загородными усадьбами, утопающими в зелени, и необычными общественными пространствами.
Увы, проект так и не был воплощён полностью. Из запланированных 60 вилл построили всего три дома, в одном из которых поселился сам Гауди, а остальные участки попросту не смогли продать. А после смерти Гуэля в 1914 году город‑сад перешёл в собственность города и стал популярным парком, который в 1980‑х включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
У главного входа гостей встречают два сказочных павильона, похожие на пряничные домики. Они предназначены для администрации парка и привратника. Пройдя сквозь них, вы увидите главную достопримечательность — двойную лестницу с медальонами и фигурами игуан, украшенными мозаикой в технике тренкадис (сложенной из осколков керамики). Она ведёт к Залу ста колонн. По задумке архитектора, здесь предполагалось устроить рынок. Кстати, колонны, которых в действительности только 86, поддерживают большую площадку, откуда видно величественную Саграду‑Фамилию. А обрамляет обзорную платформу длинная изогнутая скамья в виде змея, украшенная разноцветными кусочками мрамора и битой плитки, — каждый орнамент здесь уникален, а рассматривать их можно часами.
Дом‑музей Гауди
Один из образцовых домов города‑сада сегодня открыт для всех желающих. Розовый трёхэтажный особняк с башней и высоким шпилем заметно сдержаннее других построек Гауди. Дело в том, что его возводили по проекту друга и ученика архитектора — Франческа Беренгера-Местрэса. В 1906 году Гауди переехал в дом и прожил здесь практически двадцать лет, работая над своими главными шедеврами.
В 1960‑х в особняке открыли музей. Здесь частично сохранились аутентичные интерьеры, а спальню и ванную комнату, например, в деталях воссоздали. В экспозиции — предметы мебели и декора, созданные по эскизам Антонио Гауди. Здесь можно увидеть самые разные вещи: от причудливых мебельных ручек до дверных глазков в виде пчелиных сот. В залах также собрана коллекция зеркал необычных форм, деревянных кресел и диванов из домов Бальо и Мила.
Храм Святого Семейства
Где находится: Барселона
Самое знаменитое творение Гауди и дело всей его жизни. Собор начали возводить в 1882 году в стиле готика по проекту другого архитектора — Франсиско дель Вильяра. Через год он ушёл в отставку, а продолжать работу взялся Антонио Гауди. Он кардинально переделал первоначальный план, запланировав грандиозный, пышно оформленный собор с высокими башнями‑колоннами и эффектным внутренним убранством.
Три фасада храма символизируют рождение, смерть и воскресение Христа. Их украшают скульптурные изображения библейских сцен из Нового Завета. Они проработаны с поразительной точностью: для максимальной правдоподобности изваяний Гауди снимал гипсовые слепки с птиц, животных и даже людей.
Внутреннее убранство Саграды‑Фамилии вполне соответствует грандиозному внешнему облику. Войдя в храм, будто переносишься в каменный лес: 70-метровые колонны похожи на деревья, которые своими «ветвями» поддерживают своды. Не менее прекрасны яркие витражи собора, которые дополняют огромные окна — некоторые из них занимают целых два этажа.
Проектируя такой масштабный храм, Гауди знал, что завершат строительство уже потомки. Во многом потому, что средства на строительство поступают исключительно из пожертвований прихожан. Сегодня основные работы уже закончены, храм освящён, и в нём уже проводят богослужения. Ожидается, что полностью готов собор будет к 2026 году.
Заключение
Антонио Гауди — один из самых выдающихся европейских архитекторов в мировой истории. В его работах оригинальные и неповторимые формы и образы сочетаются с революционными для своего времени инженерными решениями. Кроме того, творчество Гауди наполнено символизмом, считать который получится только при максимальном погружении в тему. Помогут в этом местные гиды, которые водят по Барселоне архитектурные экскурсии и знают каждый завиток на домах великого мастера.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Обзорная прогулка от Готического квартала до Саграды Фамилии и других творений Гауди
Совершить путешествие во времени в самом сердце каталонской столицы
Прогулка по Готическому Кварталу с профессиональным историком
Популярные и недооцененные тропы самого романтичного района Барселоны