Витебский вокзал в Санкт-Петербурге: жемчужина модерна
Интересные факты о шедевре архитектуры начала XX векаИстория строительства
Первый поезд отошёл с этой станции в 1837 году. Окутанный облаком дыма паровоз «Проворный» тянул восемь вагонов в Царское Село — именно в этот город была проложена железная дорога. Главным инспектором нового направления выступил император Николай I, который находился среди пассажиров первого поезда. Историческое событие сопровождали звуки органной музыки, так как свист, сигнализирующий о начале движения, пугал толпу.
Вокзал был деревянный и еле вмещал зевак, пришедших поглазеть на чудо техники. С ростом пассажиропотока он перестал справляться с нагрузкой. Его перестройку в камне осуществил один из наиболее известных архитекторов николаевской эпохи — К. А. Тон. Позже он также построит Петербургский (ныне Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) в Санкт-Петербурге.
Однако прошло несколько десятилетий — и здание середины XIX века тоже перестало вмещать всех пассажиров. Его разобрали, а на его месте возвели новое, которое спроектировал известный в Российской империи архитектор С. А. Бржозовский. Для оформления столичного проекта мастер выбрал на тот момент ещё только набиравший обороты модерн. Витебский вокзал стал одной из первых общественных построек в этом стиле в истории Санкт-Петербурга.
Новаторским был вокзал и с технической точки зрения. Главной фишкой Витебского вокзала стал перрон, размещённый на уровне второго этажа. Такое необычное архитектурное решение объяснялось нетипичным расположением путей: чтобы поезда не мешали дорожному движению, инженеры проложили над Боровой улицей и набережной Обводного канала два путепровода. Перрон было необходимо построить на том же уровне. Для этого была создана искусственная насыпь высотой около пяти метров, на которой и возвели платформу.
Однако этим новшества не ограничивались. Так как здание строили в период промышленного подъёма в Российской империи, вокзал оснастили по последнему слову техники. Пассажиры перемещались между этажами на лифте, их сумки и чемоданы — на так называемой багажной подъёмной машине. А просторные залы и другие помещения освещали электрические лампочки, которые на тот момент ещё оставались привилегией богатых.
Архитектура и интерьеры
Для модерна характерны плавные линии, природные мотивы и обилие деталей. Всё это нашло воплощение в высоких арках, полукруглых окнах и фигурной ковке декоративных элементов вокзала. Основные материалы, использованные при строительстве, — стекло и металл. Это тоже характерная черта стиля: без них невозможно представить ни одну модерновую постройку Санкт-Петербурга начала XX века.
Узнаваемость зданию придаёт большой стеклянный купол, через который в вестибюль струится свет, и асимметричная башня с часами. Со стороны они напоминают трубу и кабину паровоза.
Визитная карточка вокзала — его исторические интерьеры. На стенах сохранилась исконная лепнина и живописные полотна, иллюстрирующие основные этапы строительства железной дороги, а старинная мебель продолжает служить пассажирам. Например, в ресторане можно увидеть дореволюционный буфет, а в картинном зале — скамейки, которые старше самого вокзала. Не изменились с начала прошлого века также циферблаты и механизмы часов в вестибюлях первого и второго классов.
Интересные факты
Вот ещё несколько любопытных подробностей о вокзальном комплексе.
За 185 лет своего существования вокзал несколько раз менял имя. Сначала он назвался Витебским, затем Царскосельским, а после революции 1917 года — Детскосельским в связи с переименованием Царского Села в Детское Село. Витебским вокзал вновь стал лишь в 30-е годы XX века.
Железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским Селом обслуживала представителей всех сословий. До этого пользоваться поездами могла только знать. Однако встретить в одном купе даму в шёлковом платье с бриллиантовой брошкой и крестьянку в косынке с корзиной в руках было невозможно. А для императорской семьи и вовсе был сконструирован отдельный павильон с протянутыми к нему путями и залом ожидания. Последний в наши дни переоборудован под общественную приёмную.
Витебский вокзал хранит память о своих создателях. Так, в одном из залов стоит бюст Николая I, по указу которого была возведена железнодорожная станция. В другом — скульптура Франца Герстнера, руководившего строительными работами и управлявшего первым поездом, отошедшим с вокзала, в день открытия. В руках известного инженера можно увидеть миниатюрную копию того самого паровоза «Проворный». Самой последней у входа в здание установили статую с изображением солдат, которые отправлялись с Витебского вокзала на фронт в Первую мировую войну.
В годы Великой Отечественной войны вокзальный комплекс удалось уберечь от масштабных разрушений. Помогла в этом хитрость: вокзал замаскировали так, что со стороны он был похож на развалины. Получилось настолько правдоподобно, что поверили не только вражеские войска, но и сами ленинградцы! При этом работа на территории исторического здания не прекращалась ни на минуту даже в самые суровые дни, недели и месяцы. Мужественные сотрудники станции выполняли свои обязанности так же, как и в мирное время, а ещё присматривали за исторической мебелью и интерьерами, благодаря чему любоваться шедевром модерна можно по сей день.
Витебский вокзал неоднократно становился местом киносъёмок. Здесь царит атмосфера старины, которая переносит в дореволюционный Санкт-Петербург. Именно тут снимали кадры для фильмов «Анна Каренина» (2009) и «Статский советник» (2005). Старинная станция также служила декорацией для советской экранизации Шерлока Холмса и культовой криминальной драмы «Брат».
Пережившее военные годы здание не пощадил петербургский климат. Полная реконструкция памятника архитектуры стала подарком горожанам на 300-летие Северной столицы. После окончания работ Витебский вокзал предстал в историческом цвете — серо-жёлтом. Однако главной новостью было открытие обновлённого «Императорского кафе», которое долгое время находилось в аварийном состоянии. Реставраторы восстановили его интерьер по старым фотографиям, уделив внимание каждой детали: от настенных часов и напольного покрытия до барной стойки, за которой когда-то сидели многие известные личности — от поэтов Серебряного века до последнего русского царя.
Современный акцент в облике здания — автоматическая подсветка фасадов. Она работает по астрономическим часам: специальные датчики определяют восход и заход солнца, включая и выключая светодиодные лампочки. А ещё подсветка меняет цвет в зависимости от времени года: зимой она переключается на холодные оттенки, а летом — на тёплые.
Направления поездов
Сегодня отсюда можно уехать в Москву, Смоленск, Белгород, абхазский Сухум. Кроме того, это начальная станция для пассажиров, отправляющихся из Санкт-Петербурга в города Беларуси: Минск, Гомель, Брест.
От платформы отходят электрички в исторические посёлки Вырицу и Оредеж, где после прокладки железной дороги в начале XX века случился настоящий бум загородного строительства. Старинные дачи можно увидеть там и сегодня.
Пригородные поезда также ходят в направлении Павловска, где некогда располагалась одна из императорских резиденций династии Романовых, а ныне — музей-заповедник из Списка ЮНЕСКО, а также до Великого Новгорода — колыбели российской государственности.
Со списком промежуточных станций и точным расписанием движения электричек и поездов дальнего следования можно ознакомиться на официальном сайте РЖД.
Как добраться
Вокзальный комплекс расположен в центре Санкт-Петербурга. Точный адрес — Витебский проспект, 52. Ближайшая станция метро — «Пушкинская». Путь от неё до входа в вокзал займёт 2-3 минуты. Кроме того, поблизости находятся станции метро «Звенигородская» и «Технологический институт», но от них идти дольше — 7-10 минут.
Помимо этого добраться до Витебского вокзала можно на наземном транспорте: автобусе, троллейбусе или трамвае. Выходить нужно на одноимённой остановке.
Заключение
Витебский вокзал — шедевр модерна. Уникальные интерьеры и архитектура делают его одним из самых красивых в России, поэтому его посещение — обязательный пункт программы путешествия в Санкт-Петербург. А ещё железнодорожная станция может стать отправной точкой поездки к достопримечательностям в пригородах Северной столицы, например к вырицким дачам или Павловскому дворцу. А лучшая компания для подобного путешествия — местный гид, который построит интересный и комфортный маршрут.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Без очередей познакомиться с блистательной резиденцией и открыть тайны Янтарной комнаты
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!