Собор Петра и Павла в Москве
Главный лютеранский храм России и уникальная концертная площадкаИстория
В XVI веке, в годы правления великого князя Василия III Ивановича, отца Ивана Грозного, в Первопрестольной обосновались выходцы из Северо‑Западной Европы. Ремесленники, врачи и купцы, приехавшие по приглашению русского правителя, придерживались идей лютеранства — протестантского течения в христианстве. В 1560–1565 годах, уже при Грозном, московские лютеране основали церковную общину. В 1576‑м она обрела молитвенный дом в Немецкой слободе, на берегу Яузы, — храм Святого Архангела Михаила, сооружённый из дерева. При Петре I, который не скрывал своих симпатий к лютеранам, была построена кирха Святых Апостолов Петра и Павла: русский царь лично присутствовал при её освящении в 1695‑м. Пламя московского пожара, бушевавшего в 1812 году, уничтожило здание, и лютеранскому приходу пришлось подыскивать новое место для молитвенного дома.
В 1817‑м общиной был приобретён особняк Лопухиных в Космодамианском (с 1922‑го — Старосадском) переулке рядом с Покровкой. Для перестройки здания под католический собор деньги выделил прусский король Фридрих‑Вильгельм III, финансово поддержал проект и русский император Александр I. В 1819‑м кирха открыла свои двери для верующих. Вскоре храм стал главным протестантским приходом в Москве. Богослужения сопровождала живая органная музыка. «Король инструментов» звучал не только во время молебнов. В соборе нередко выступали известные московские и европейские музыканты, а в 1843‑м в костёле сыграл органный концерт Ференц Лист.
Число прихожан церкви быстро росло: в 1850‑х оно превысило 6 тысяч человек, а к концу столетия дошло до 17 тысяч, в основном это были представители немецкой диаспоры, небольшую долю составляли эстонцы, латыши, финны, шведы. Храмовое пространство нуждалось в расширении, и в 1862‑м собор реконструировали в соответствии с проектом А. А. Мейнгарда. За его основу архитектор взял неоготический стиль. Через год башню Петропавловской церкви украсил колокол, преподнесённый в дар общине германским императором Вильгельмом I. А в 1892‑м под сводами собора раздались величавые звуки 42-регистрового трёхмануального органа. Произведённый знаменитой немецкой компанией «Э. Ф. Валькер», он признавался тогда лучшим концертным инструментом в Первопрестольной.
В начале XX столетия вновь была произведена перестройка здания — она проходила под руководством архитектора В. А. Коссова, одного из проектировщиков храма Христа Спасителя, и инженера А. Ф. Лолейта, автора методики использования железобетона в строительном деле. В конце 1905‑го церковь была провозглашена кафедральным лютеранским собором Москвы. В 1918‑м его главенствующий статус признали в масштабах России, а затем и СССР.
В конце 1930‑х власти закрыли Петропавловский храм, его настоятелей репрессировали. Здание отдали под кинозал, а затем в нём разместилась студия «Диафильм». Новые хозяева капитально изменили внутреннее содержание помещений, полностью уничтожив церковные интерьеры. Не уцелел и уникальный орган — в начале войны его перевезли в Новосибирск, где разобрали на части: одни элементы пошли на металлолом, другие были переданы в качестве декораций в городской музыкальный театр. А в 1950‑х здание лишилось шпиля: его демонтировали в преддверии Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
Собор вернули лютеранской общине лишь в 1992‑м. Начались долгие работы по восстановлению кирхи, занявшие более десяти лет. В 2000‑х храм обрёл свой исторический облик и наполнился прихожанами.
Архитектура
Собор Петра и Павла выполнен в эклектичном стиле, соединившем неоготику и модерн. Его фасады песочно‑кремового оттенка снабжены декоративными элементами, эффектно выделяющимися на светлом фоне стен благодаря насыщенному шоколадному цвету. Рельефную дверь главного входа украшает богатый орнамент, над ним ажурное окно — «готическая роза». Башня увенчана остроконечным шпилем и возвышается над землёй на 62 метра. На ней установлены часы, стилизованные под старину. Арочные проёмы, расположенные над ними, добавляют зданию воздушности. К храмовому ансамблю относятся капелла 1892 года — творение выдающегося мастера русского модерна Ф. О. Шехтеля, дом причта, где проживали священник с семьёй, и здания бывших церковно‑приходских училищ.
Интерьеры собора лаконичны и скромны, что характерно для лютеранских церквей. Просторный светлый зал с колоннами, дубовыми скамьями и мраморным полом с трёх сторон опоясывает галерея. Барочный алтарь смотрится торжественно на фоне ярких оконных витражей с ликами святых. В престольной части размещается фрагмент копии картины Тициана «Ужин в Эммаусе» и старинный епископский крест. Среди святынь собора Петра и Павла — алтарная Библия XVII века весом 15 килограммов. Сегодня реликвию используют на праздничных богослужениях. Предмет особой гордости церкви — орган Sauer, произведённый в 1898‑м немецкой фирмой «Вильгельм Зауэр», один из старейших в России. Он был передан приходу в 1996‑м, а ранее находился в храме Архангела Михаила в Немецкой слободе, который был закрыт в 1928‑м. Звучание инструмента по мощи не уступает симфоническому оркестру.
Как добраться
Собор Петра и Павла находится в исторической части Москвы, в уютном Старосадском переулке. От ближайшей станции подземки «Китай‑город» до церкви можно дойти неторопливым шагом приблизительно за 10 минут. Столько же времени потребуется, чтобы добраться до храма от автобусной остановки «Армянский переулок» и трамвайной — «Покровские Ворота».
Концерты и события
В стенах собора Петра и Павла регулярно проходят богослужения на русском и немецком языках. А по вечерам в его зале, известном своей изумительной акустикой, собираются ценители органной музыки. Насыщенная концертная афиша Петропавловского собора включает программы из произведений Баха, Моцарта, Гайдна и других классиков, оригинальное прочтение мировых рок‑хитов и саундтреков к знаменитым кинолентам, эстрадных и поп‑шлягеров, бродвейских мелодий. На каждом из концертов звучит орган в сопровождении оркестра, солистов-инструменталистов, вокальных исполнителей. Часто музыкальное действо дополняется эффектными видеоинсталляциями.
Заключение
Кафедральный собор Петра и Павла в Москве — архитектурное украшение российской столицы, центр духовной и культурной жизни города. Это значимое место как для верующих, так и для людей, интересующихся историей и культурой. Даже если вы не планируете посещать богослужение или концерт, загляните в Старосадский переулок, чтобы полюбоваться красотой и величием главного лютеранского храма России.
Автор: Елизавета Пекленкова
Заглавное фото: Горшков Игорь
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
На автобусе по must-see местам столицы
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Прогулка по 100 годам жизни особенного московского района с тактичным экскурсоводом