Смольный собор
Как сложилась судьба самого красивого долгостроя Петербурга XVIII векаИстория собора
Комплекс Смольного был заложен в 1748 году, когда 39‑летняя Елизавета Петровна загорелась идеей возведения женского монастыря, где она могла бы провести свою старость. Место строительства было выбрано неслучайно: здесь, в излучине Невы, ранее находился дворец, в котором она провела своё детство. Он назывался Смольным, поскольку рядом находился Смоляной двор Адмиралтейства, где хранили смолу и дёготь для кораблестроения. Религиозные здания, построенные на этом месте, впоследствии унаследовали это название.
Строительство
Разработку проекта императрица поручила своему любимому архитектору Ф. Б. Растрелли. К этому времени мастер уже успел построить Рундальский и Митавский дворцы в Латвии, а также занимался возведением Большого дворца в Петергофе, храма при нём и Андреевской церкви в Киеве. Позже в Петербурге появится ещё несколько зданий, спроектированных им: роскошные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы появились именно благодаря таланту этого архитектора. Однако самой сложной работой оказался комплекс Смольного монастыря.
В то время популярным стилем в архитектуре было барокко, хорошо знакомое Растрелли, поэтому и новый заказ от императрицы выполнялся в рамках этой эстетики. Правда, спустя год работы над комплексом императрица приказала изменить дизайн построек и приблизить внешний вид к Успенскому собору в Москве. Архитектор учёл пожелание государыни и внёс коррективы, добавив в первоначальный замысел больше элементов, соответствующих православным канонам.
Строительство монастыря и собора изначально велось одновременно, но вскоре темпы работ стали заметно различаться. К 1757 году Смольный собор был почти завершён, оставалось только достроить звонницу. При этом в кельях по соседству уже жили монахини, но сама Елизавета в обители селиться не стала. К этому моменту императрица резко сократила финансирование работ из‑за Семилетней войны, потрепавшей бюджет страны, а потому стройка была заморожена.
Новая государыня Екатерина II решила завершить проект, но под руководством другого мастера — Ю. М. Фельтена. Отстроенные монастырские постройки императрица отдала под первое в России учебно‑воспитательное заведение для девушек. Так обитель потеряла свою функцию. Но даже в отдельном здании для Института благородных девиц власть оказалась заинтересована больше, чем в завершении работ в главном храме обители. Девушки в начале XIX века переехали в специально построенный новый корпус по соседству, а ансамбль монастыря к этому времени всё ещё не был завершён.
В 1809 году в Смольном монастыре организовали Вдовий дом — место, где жили женщины, не способные содержать себя после кончины их мужей, состоявших на государственной службе. Храм, возвышавшийся над остальными постройками, открыт не был — внутри по‑прежнему отсутствовала отделка. В итоге собор завершили только при Николае I, в 1835 году, и тогда же провели церемонию открытия. Храм освятили в честь Воскресения Христова и назвали Собором всех учебных заведений.
Судьба монастыря была определена на следующие несколько десятилетий: на территории постоянно жили вдовы (на начало XX века — более 600 человек), а собор регулярно посещали благородные девицы и воспитанницы училища для мещанок, которое располагалось тут же, у стен обители.
После революции
Новая власть изменила сложившийся порядок. Уже в 1918 году Вдовий дом закрыли, собор же принимал верующих ещё четыре года. В 1922‑м из него вынесли все ценности, кроме иконостаса, и закрыли. С этого момента шедевр архитектуры использовали как склад. При этом иконостас остался на месте, и даже руководство музея истории Ленинграда, в ведомство которого Смольный собор перешёл в начале 70‑х, демонтировало эту конструкцию не сразу. В здании расположилась выставка, посвящённая достижениям советской промышленности, а в 1990 году здесь обустроили концертную площадку.
Передача собора церкви
В новом государстве Смольный собор стал рассматриваться как единый музейный комплекс вместе с Исаакиевским собором. Первую службу здесь провели только в 2009 году, а уже через год в правом приделе появился иконостас и богослужения стали регулярными. Однако передача здания церкви всё ещё оставалась дискуссионным вопросом.
Храм вернули епархии только в 2016 году в Татьянин день. Бывшие монастырские здания ещё с начала нулевых стали занимать факультеты Санкт‑Петербургского государственного университета, поэтому вновь открытый храм стал студенческим и получил название, схожее с тем, что было дано при Николае I, — Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор.
Архитектура
Монастырь, несомненно, остаётся одним из шедевров Северной столицы. Его здания отреставрированы по историческим документам, и сегодня путешественники могут полюбоваться постройками, которые украшали город в XIX столетии.
Внешний вид комплекса
Визуально бывший монастырь и действующий собор представляют собой единый архитектурный ансамбль. Главный храм обители Ф. Б. Растрелли сделал крестообразным, с точно выверенной симметрией. Основной объём собора состоит из двух высоких ярусов. Вокруг главного купола скомпонована звонница из четырёх изящных башен, тоже увенчанных куполами. Такое архитектурное решение характерно для европейских барочных церквей.
Отделка фасадов выглядит богато: здание обильно украшено полуколоннами, установленными на высокие постаменты, арочные окна декорированы лепниной, крыша обрамлена изящным парапетом. Несмотря на обилие декоративных элементов, Смольный собор не кажется слишком вычурным или громоздким. За лёгкость отвечают плавные линии здания, а также его бело‑голубая расцветка.
Интересна планировка монастырских зданий: размещённые замкнутым контуром вокруг храма, словно стены крепости, они повторяют форму креста, заданную собором. В четырёх внутренних углах ансамбля расположены башенки, увенчанные луковичными куполами, которые визуально перекликаются со звонницей храма. Внутри этих элементов исторически располагались небольшие церкви, сейчас свою функцию сохранили только три из них. Декор построек во многом совпадает с оформлением Смольного собора, поэтому весь комплекс выглядит цельно.
Интерьер собора
Внутреннее убранство храма совсем не соответствует тому, что планировал Ф. Б. Растрелли. Оформлением помещений занимался в XIX веке В. П. Стасов, придерживаясь новой моды на сдержанный классицизм. Он покрасил стены собора в белый цвет и не стал усердствовать с украшениями: здесь есть колонны с изящными капителями, немного лепнины и изысканных гипсовых элементов, но не более того.
Сейчас отделка Смольного Воскресенского собора выглядит так же, как до революции, вот только церковное убранство было безвозвратно утеряно при советской власти. Исключение составляет картина А. Г. Венецианова с изображением Богоматери, самого собора и воспитанниц Института благородных девиц. Ранее она являлась частью иконостаса, который весь был выполнен в таком «светском» стиле. Правда, сейчас в храме висит копия полотна, а оригинал выставляется в Русском музее.
Интересно, что многие из ныне представленных икон были подарены храму его прихожанами, желающими ускорить восстановление обстановки. Сейчас все образа установлены в изящные киоты с золочёными гипсовыми элементами. На фоне белых стен иконы выглядят ярко, визуально фокус смещён с отделки на самое важное, что есть в соборе, — изображения ликов святых.
Уже сейчас интерьер здания не выглядит пустым, при этом внутри продолжаются работы. В 2021 году поддержку правительства получила идея воссоздания иконостаса XIX века на основе архивных фотографий и документов. Он будет установлен вместо временного варианта.
Колокольня
Хотя ансамбль монастыря выглядит завершённым, архитектор Ф. Б. Растрелли изначально задумывал строительство ещё одного важного элемента. При входе в обитель мастер планировал поместить величественную 140‑метровую колокольню, состоящую из шести ярусов. А после согласования задумки с императрицей высота будущей башни была увеличена до 170 метров.
Зданию пророчили судьбу стать самой высокой постройкой екатерининского Петербурга, однако потом оказалось, что ресурсов на возведение нужно слишком много. В итоге под колокольню успели сделать лишь фундамент, а затем убрали её из планов. Теперь любой желающий может увидеть, как выглядел бы ансамбль, если бы задумку всё‑таки воплотили — копия деревянного макета с башней и всеми постройками, выполненная по первоначальному проекту архитектора, установлена внутри Смольного собора.
Смотровая площадка
Некоторые рекорды Смольный собор смог побить и без отдельно стоящей колокольни. Общая высота храма составляет более 93 метров, а этого во второй половине XVIII века было достаточно, чтобы признать здание вторым по высоте купольным сооружением Петербурга (первое — Петропавловская церковь). Правда, уже через столетие титул перешёл к Исаакиевскому собору, который на 8 метров выше Смольного. Зато Смольный может похвастаться самой высокой смотровой площадкой города — 50 метров от земли. Чтобы добраться до неё, нужно преодолеть более 270 ступеней, но оно того стоит. Отсюда открываются потрясающие виды на историческую часть города, Неву и ансамбль монастыря.
Посмотреть на Петербург с высоты можно ежедневно, без предварительной записи. С понедельника по субботу площадка работает с 8:00 до 20:00, а по воскресеньям открывается на час раньше. Вход платный.
Легенды Смольного собора
Со строительством храма связано множество мистических историй и городских слухов. Вот самые загадочные из них:
- Смольный собор не первое религиозное сооружение, построенное на этом месте. Считается, что давным‑давно, ещё до появления на берегах Невы Петербурга, здесь гулял чёрт. Местные жители, обнаружив его следы, возвели в излучине реки небольшой храм, чтобы отвадить от себя беду.
- Здание не могли достроить, потому что оно проклято. Эту легенду связывают с историей о рабочем, который якобы покончил с жизнью прямо в стенах собора. Подтверждений этому никаких нет, но петербуржцам нравилось думать, что проблемы со строительством связаны с мистикой, а не с нехваткой финансирования и сменой архитекторов.
- В храме живёт призрак. Именно так утверждали благородные девицы, приходившие сюда на литургии. Они описывали образ женщины, расхаживающей среди церковных интерьеров, и даже имя призраку придумали — Белая Дама.
- Здание защищено от несчастий. А всё из‑за загадочного числа 87, обозначающего в нумерологии щит и меч: именно столько лет ушло на строительство храма, и такой же срок церковь была открыта для прихожан до революции. Кстати, за время Великой Отечественной войны Смольный собор совсем не пострадал. Совпадение?
Расписание богослужений
Службы в соборе проводят каждый вечер в 18:00. По утрам посетители могут попасть на литургию, днём — на молебен или панихиду. Всё согласно церковному уставу. А ещё здесь можно провести крещение, венчание или соборование.
Актуальное расписание богослужений уточняйте на официальном сайте Смольного собора.
Адрес и как добраться
Ансамбль монастыря находится далеко от основных достопримечательностей исторического центра Санкт‑Петербурга. Адрес собора: площадь Растрелли, 1.
Попасть сюда можно двумя способами:
- Доехать до станций метро «Чернышевская», «Новочеркасская» или «Площадь Восстания», а затем прогуляться пешком или сесть на автобус до собора. Быстрее всего идти от «Чернышевской» — 30 минут пешком через Фурштатскую улицу, Таврический сад и Тверскую улицу.
- Сесть на автобус до остановки «Смольный собор», которая находится прямо напротив площади Растрелли.
Заключение
Северная столица славится величественными соборами, от вида которых захватывает дух. И если вы ещё не были в одном из самых удивительных — Смольном, — это стоит исправить. Как минимум, чтобы забраться на самую высокую смотровую площадку Питера, как максимум — подробнее познакомиться с историей этого места. С последним помогут местные гиды, готовые рассказать больше интересных фактов о храме, монастыре и других творениях великого Ф. Б. Растрелли.
Автор: Мария Фёдорова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Все самые важные места города на дружеской обзорной экскурсии
Умчаться в невероятный край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Увидеть главные достопримечательности города и погулять по Петропавловской крепости