Русский музей: что посмотреть в Михайловском дворце

24 марта 2024
Михайловский дворец считается одним из самых красивых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Он служил резиденцией великого князя Михаила (младшего сына Павла I), а к началу XX века в его стенах открыли Русский музей. Рассказываем, как устроен Михайловский дворец и что посмотреть в сокровищнице отечественного искусства.
СодержаниеМихайловский дворец на карте Санкт-ПетербургаИсторияРусский музейПосле Октябрьской революцииАрхитектураВнутреннее убранствоЧто посмотреть в Михайловском дворцеИнтерьерыКоллекцииГде находится Михайловский дворецРежим работыЗаключение

Михайловский дворец на карте Санкт-Петербурга

История

Строительство Михайловского дворца для четвёртого сына Павла I началось в 1819 году, хотя мысль о его создании появилась гораздо раньше. Когда родился Михаил Павлович, император повелел откладывать деньги на устройство роскошной резиденции в сердце Санкт-Петербурга. Однако увидеть новый дворец Павлу I не довелось: в 1801 году его убили во время дворцового переворота. Взошедший на престол Александр I решил исполнить волю отца. Когда Михаилу исполнился 21 год, на территории Третьего Летнего сада он приказал заложить резиденцию для младшего брата.

1875-1890 годы. Михайловский дворец • 1890-1895 годы. Танцевальный зал • 1898 год. Лестница в музее

В качестве главного архитектора был приглашён К. И. Росси. Ему предстояло не только построить роскошный дворец и продумать его убранство, но и облагородить огромную территорию от Итальянской улицы до реки Мойки. Основные строительные работы завершились в 1822 году, ещё два года потребовалось для отделки интерьеров.

Русский музей

После смерти князя Михаила Павловича во дворце жила его жена Елена Петровна, а затем дочь Екатерина. В итоге резиденция перешла внукам великого князя, которые решили продать его царской казне. В 1895 году Николай II выкупил здание, чтобы открыть в нём Государственный Русский музей. Большую часть дворцовых залов перестроили под выставочные пространства. После трёхлетней реконструкции музей открыл свои двери для посетителей.

В собрании были представлены предметы отечественного искусства из Зимнего, Гатчинского и Александрийского дворцов, а также из Эрмитажа и частных коллекций. На момент открытия фонды музея насчитывали больше шести тысяч экспонатов. В 1902 году в реконструированных восточных флигелях открыл свои двери Этнографический отдел, который позже стал самостоятельным музеем.

Русский музей
1903 год. Строительство корпуса Этнографического отдела Русского музея

После Октябрьской революции

Русский музей продолжил свою работу и после революции. Он активно пополнял коллекции и постепенно расширил площадь за счёт западного флигеля Росси и отстроенного корпуса Бенуа.

С началом Великой Отечественной 26 тысяч музейных экспонатов вывезли, другие же спрятали в подвалах Михайловского дворца. Благодаря слаженной работе сотрудников музея ни один экспонат не пострадал. Сейчас в Михайловском дворце размещается основная экспозиция Государственного Русского музея, охватывающая все этапы отечественного искусства от Андрея Рублёва до Казимира Малевича.

1919 год. Манифестация на площади Михайловского дворца • 1920 год.

Архитектура

Величественный архитектурный ансамбль, созданный Росси, занял площадь около 10 гектаров. Новую резиденцию он оформил в модном в начале XIX века стиле ампир. В центре композиции расположился главный корпус, дополненный двумя флигелями-каре. Перед дворцом архитектор спроектировал городскую площадь, а фасады соседних зданий продумал таким образом, чтобы они выгодно подчёркивали красоту Михайловского дворца.

Главный фасад со стороны площади Искусств оформлен очень торжественно: он декорирован барельефами и портиком с белоснежной колоннадой, которая опирается на арочную галерею. Парадный вход обозначен каменной лестницей со статуями львов. Два выступающих флигеля объединяет чугунная ограда в виде копий с золочёными наконечниками.

С другой стороны здания Михайловского дворца, напротив Марсова поля, Росси разбил регулярный сад с элементами пейзажного парка. Геометрически правильным прудам придали природные очертания и дополнили живописными мостиками. Перед дворцом разбили просторную лужайку, а на берегу Мойки появился изящный павильон-пристань.

Внутреннее убранство

Интерьеры разрабатывал лично Росси, привлекая к отделке лучших скульпторов и художников-декораторов. Причём по чертежам архитектора изготовляли даже мебель, люстры и двери. На оформление дворцового интерьера была потрачена половина всего бюджета.

На первом этаже главного корпуса располагались личные покои семьи, детские и комнаты для гостей, на втором — парадные залы и приёмные комнаты. На антресольном этаже находилась домовая церковь, а в цоколе — кухни.

.
Фото: Antonleto, CC BY-SA 3.0

Конечно, вся роскошь Михайловского дворца была сосредоточена в парадных залах-анфиладах. Великолепные живописные росписи, мраморные скульптуры, обои из атласной ткани и изящная мебель, выполненная из золочёного дерева, — всё убранство было продумано до мельчайших деталей.

Что посмотреть в Михайловском дворце

Сейчас во дворце можно увидеть шедевры древнерусского искусства, живопись XVIII–XX веков знаменитых русских мастеров, а также предметы народного искусства разных эпох. Например, деревянную скульптуру, печные изразцы, вышивку и кружево. После реконструкции, проведённой в конце XIX века, частично сохранилось и аутентичное внутреннее убранство в стиле ампир.

Интерьеры

Войдя во дворец, посетитель оказывается в великолепном 25-метровом вестибюле. В центре зала — гранитная лестница с ажурными перилами, объединяющая верхнюю и нижнюю площадки. Верхняя галерея богато украшена белоснежными колоннами и барельефами, олицетворяющими воинскую славу России. На двойном своде вестибюля сохранились живописные изображения древнеримских богов и атлантов с военными трофеями.

Вестибюль Михайловского дворца • Белый зал • Фото: Sailko, CC BY-SA 3.0

Большая Белая гостиная — ещё один парадный зал, который целиком сохранил отделку первой половины XIX века. Это большая и светлая, но в то же время уютная комната в бело-золотых тонах. Пространство зала разделено на три части мраморными колоннами, украшенными золочёными капителями, на стенах — росписи с героями «Одиссеи» и «Илиады» и живописный фриз с путти (изображениями ангелоподобных мальчиков). Мебельный гарнитур, эффектные торшеры и золочёная резьба на дверях — всё здесь сохранилось в соответствии с задумкой архитектора.

В остальных залах сохранены лишь фрагменты пышной отделки, как правило, декор потолка, лепнина и наборный паркет. Например, в Маленьком угловом кабинете (зал № 7) можно увидеть роскошный плафон с изображением Венеры и элегантный камин. А в Голубой галерее (зал № 16) — портал в виде белоснежного портика с фигурами кариатид.

Коллекции

В бывших парадных гостиных и личных комнатах теперь располагаются экспозиционные залы с коллекциями живописи, скульптуры и изделий русских мастеров. Рассказываем, что обязательно стоит посмотреть в Михайловском дворце.

Фото с экскурсии «Русский музей: шедевры Михайловского дворца»

Древнерусская живопись

Михайловский дворец, залы 1-4

Здесь можно увидеть уникальные образа XII–XVII веков, созданные в разных древнерусских центрах иконописи (Суздаль, Псков, Новгород, Владимир). Самая старинная — новгородская икона «Архангел Гавриил», датируемая XII веком. Если приглядеться, то можно увидеть, что волосы святого украшены тонкими нитями золота. А ещё здесь выставлен один из первых образов святых князей Бориса и Глеба середины XIV века.

Отдельный зал занимают работы знаменитого Андрея Рублёва. Здесь представлено сразу несколько икон, созданных для Успенского собора во Владимире. Это «Апостол Пётр», «Апостол Павел», «Сретенье» и «Крещение Христа», датированные началом XV века. В соседнем зале — объёмная и детализированная «Троица Ветхозаветная» С. Ф. Ушакова, вдохновлённая знаменитой «Троицей» Рублёва.

Зал Древнерусского искусства • Икона «Архангел Гавриил» • Иконы «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» • Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Русское искусство XIX века

Михайловский дворец, залы 11, 13-48, 54

Занимает большую часть экспозиции Михайловского дворца.

Здесь можно увидеть шедевры романтизма. Например, масштабное и очень зрелищное полотно «Последний день Помпеи» кисти К. П. Брюллова. Невероятно яркая и драматичная, картина взбудоражила умы своих современников. Ей посвятили строки такие великие авторы, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, а Н. В. Гоголь написал о ней большую статью. А ещё здесь представлены знаменитые морские пейзажи И. К. Айвазовского — «Девятый вал» и «Волна».

«Последний день Помпеи» • «Девятый вал» • «Волна» • Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Несколько залов занимают работы художников-передвижников. Например, картины И. Е. Репина размещены в четырёх залах. Здесь можно увидеть «Бурлаков на Волге», «Запорожцев» и таинственного «Садко». А ещё проникнуться сказочной атмосферой «Витязя на распутье» и «Баяна» В. М. Васнецова — родоначальника национального романтизма.

Живопись ХХ века

Корпус Бенуа, залы 66-85

В отдельном корпусе, соединённом с Михайловским дворцом переходом, можно посмотреть на работы русских авангардистов, символистов, футуристов, а также шедевры абстрактной живописи.

Как правило, каждый зал здесь посвящён одному художнику или направлению. Экспозиция начинается с работ основоположника модерна — М. А. Врубеля. Здесь можно увидеть мрачного незавершённого «Летящего демона». Далее выставлены картины символистов и неоклассицистов. Среди них особое внимание привлекают светлая и одновременно напряжённая «Святая Русь» М. В. Нестерова и яркая жизнеутверждающая «Купчиха за чаем» Б. М. Кустодиева.

«Летящий демон» • «Купчиха за чаем» • «Портрет А. А. Ахматовой» • Фото: блог «Хорошо бродить по свету!»

Русский авангард представлен работами творческого объединения «Бубновый валет». Самые известные — «Портрет А. А. Ахматовой» Н. И. Альтмана и провокационный «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» И. И. Машкова. Здесь также экспонируются картины известнейших авангардистов В. В. Кандинского, М. В. Матюшина и основателя супрематизма — К. С. Малевича. В корпусе Бенуа выставлены его «Красный квадрат» и «Голова крестьянина». Также здесь представлены работы советских и современных художников.

Где находится Михайловский дворец

Он расположен в центре Санкт-Петербурга, по адресу: Инженерная улица, 4. Вход в музей осуществляется со стороны площади Искусств. В Михайловский сад можно попасть со стороны Садовой улицы, а также со стороны канала Грибоедова. В пешей доступности от дворца расположены Михайловский замок, Марсово поле и храм Спаса на Крови.

Михайловский дворец

Удобнее всего добраться до главного здания Русского музея на общественном транспорте. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор», а также автобусная остановка «Инженерная улица» со стороны Садовой.

Режим работы

Михайловский дворец принимает посетителей каждый день с 10:00 до 20:00, по четвергам — с 13:00 до 21:00. По вторникам, а также 31 декабря и 1 января музей не работает.

Михайловский сад открыт круглый год, кроме апреля (в этот месяц обычно проводят просушку). Посетить сад можно каждый день с 10:00 до 22:00 в летнее время, а с октября по май — до 20:00.

Михайловский дворец

Заключение

Михайловский дворец, расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, впечатляет красотой и величием. Здесь можно провести весь день, рассматривая роскошные интерьеры начала XIX века и знакомясь с шедеврами собрания Русского музея. А не пропустить самое интересное и узнать, как развивалось отечественное искусство, помогут опытные гиды.

**Автор: Дарья Савина

Ещё на тему путешествий

Канатная дорога в Нижнем НовгородеКанатная дорога в Нижнем Новгороде Что полезно знать об одной из главных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей города