Архитектурный памятник русскому флоту: Николо-Богоявленский морской собор
История одного из старейших храмов Санкт-Петербурга
История собора
Вокруг Адмиралтейства в начале XVIII века кипела жизнь: судостроительная верфь была важнейшим стратегическим объектом Петербурга и началом масштабного плана Петра по покорению Балтики и Европы. Император приказал заложить её в 1704 году, а вместе с ней и жилой квартал для работников ведомства — Морскую слободу. Также для сотрудников верфи и служащих в военно-морском флоте сооружали храмы по всему городу — одним из них стал Николо-Богоявленский собор.



Изначально на его месте находилась часовня: уже тогда она считалась одной из самых богато украшенных храмовых построек в городе и была единственной в тогда ещё малонаселённом районе за пределами реки Мойки. Её освятили во имя покровителя моря и путешествий чудотворца Николая, а в 1730-х сюда перенесли Морскую слободу — квартал у Адмиралтейства сгорел в двух пожарах. В 1743 году часовню разобрали и построили деревянную церковь, а в 1752-м по просьбе князя Михаила Голицына вместо обветшавшего сооружения возвели каменный храм. Роскошный Никольский морской собор в Санкт-Петербурге завершили в 1760 году.


Освящение храма пришлось на начало правления Екатерины II. В 1762 году царица присутствовала на совершении обряда — именно она велела называть собор Морским. Так императрица определила его место в жизни города и страны: великолепное здание стало главным храмом не только для жителей Морской слободы и ближайших районов, но и для всех служащих в военно-морском ведомстве, а также настоящим архитектурным памятником русскому флоту. Екатерина II также сделала Николо-Богоявленскому собору царский подарок. Она передала в храм 10 икон с окладами из драгоценных камней с ликами святых, в дни чествования которых русский флот одерживал морские победы. Есть версия, что именно с подарка императрицы началась традиция проводить в Николо-Богоявленском соборе богослужения в честь закладки новых кораблей на петербургских верфях.
Архитектура
Пятиглавые церкви были нетипичны для города во времена Петра I. Тогда в основном строили одноглавые, вытянутые в плане, наподобие Петропавловского собора. Но императору очень понравился увиденный в Астрахани Успенский собор и он захотел построить такой в столице. Сам Пётр не успел воплотить задумку, но после его смерти это сделала Елизавета Петровна.
Возведение церкви поручили Савве Чевакинскому — главному архитектору Адмиралтейской коллегии и второму по величине зодчему в городе времён елизаветинского барокко после Бартоломео Растрелли. Под руководством Чевакинского реконструировали Екатерининский дворец, а также построили несколько объектов на территории комплекса, восстановили Кунсткамеру после пожара, возвели склады для корабельных лесозаготовок на Новой Голландии и другие здания.



Чевакинский создал проект крестообразного храма с пятью главами и предусмотрел высокий подиум для него, чтобы строение, возведённое вблизи каналов, не пострадало из-за частых наводнений. Архитектор также декорировал Николо-Богоявленский собор изящными коринфскими колоннами, богато украсил лепниной наличники и фриз, завершил здание позолоченными куполами, разработал интерьер и даже составил список необходимых икон. Готовое здание состояло из двух храмов. Нижний освятили в честь Николая Чудотворца, а верхний — во имя Богоявления Христова.
Рядом с храмом в то же время возводили колокольню с острым шпилем, но закончили её строительство немного раньше. Колокольню также оформили в стиле барокко, поэтому комплекс зданий образует гармоничный ансамбль, который за время существования не изменился. Сооружения несколько раз реставрировали, но сохранили прежний облик, который теперь напоминает о яркой и неповторимой архитектурной эпохе.

Внутреннее убранство
Интерьер Николо-Богоявленского Морского собора не зря считают одним из самых красивых в Санкт-Петербурге. Внутри ждут резные иконостасы, огромная люстра, позолоченный декор и уникальные иконы с необычной историей. Например, икона святой Анны Пророчицы, написанная Софьей Крамской — дочерью художника Ивана Крамского. Изображение собору подарила Анна Ахматова: есть версия, что образ писался с самой поэтессы.
Эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов Николо-Богоявленского морского собора в СПб выполнил главный архитектор Савва Чевакинский, он же составил список икон для них. А сами изображения писали братья Колокольниковы, в то время известные как лучшие живописцы Санкт-Петербурга. Особенно красивым считается верхний храм собора, предназначенный для посещения русскими царями. Под его куполом располагается вензель императрицы Елизаветы Петровны и герб Российской империи, а огромную люстру из нескольких ярусов украшают фигуры ангелов и святых.
А в нижнем храме находится главная святыня Николо-Богоявленского собора — икона Николая Чудотворца XVII века. Вместе с ней здесь хранится и частичка мощей святителя, подаренная митрополитом Илией в 1947 году.


Интересные факты
Один из самых примечательных соборов Петербурга запечатлел в себе важное в становлении города время и множество историй.
Несмотря на огромный вклад в строительство знаковых сооружений города и высокий статус, архитектор Савва Чевакинский после отставки из Адмиралтейского ведомства был практически забыт, а его финансовое положение оставляло желать лучшего: зодчему даже пришлось продать часть своего имущества.
В советское время почти вся церковная серебряная утварь Николо-Богоявленского собора была изъята властями. Но петербуржцы ухитрились выкупить часть предметов. Жители города собрали и передали в качестве оплаты количество серебра, равное по весу покупаемым ценностям.



Никольский собор не закрывался даже в блокаду города во время Великой Отечественной войны. Алексий (будущий российский патриарх) ежедневно обходил храм с иконой в руках и молился о сохранении храма. А после окончания войны все священники получили медали воинской славы.
Главная святыня моряков принимала в своих стенах все торжественные события российского флота — именно здесь проходили службы в честь успехов на морском фронте и даже парады у храма.
Собор хранит память не только о праздничных, но и о трагических событиях. После поражения в Русско-японской войне в сквере у храмового комплекса в 1908 году установили памятник в честь погибших моряков Тихоокеанского флота.
Режим работы
Храм действующий — в нём регулярно проходят службы. Он открыт для посещений с 7:00 до 19:00, попасть сюда может любой человек. Свериться с точным расписанием церковных событий можно на официальном сайте собора.


Где находится и как добраться
Собор расположен в Коломенском округе Санкт-Петербурга, у набережных канала Грибоедова и канала Крюкова, по адресу: Никольская площадь, 1/3.
Из центра Санкт-Петербурга до храма удобнее добираться на автобусе или трамвае — выходить нужно на остановке «Площадь Никольская», которая находится рядом с собором, а затем перейти через мост. Также можно доехать на метро: ближайшие к собору станции: «Технологический институт — 1» красной ветки и «Технологический институт — 2» синей ветки.
Что посмотреть поблизости
Никольский морской собор находится в интереснейшем районе города — Коломне. Изначально неблагополучный квартал, главным объектом которого была дорога к Екатерингофу (сейчас — улица Римского-Корсакова), в 1730-х годах стал активно развиваться: сюда переселили жителей Морской слободы из центра города после пожара. Сегодня его можно считать историческим спальным районом, где сохранилась жилая застройка XIX века, важные архитектурные памятники и любопытные достопримечательности. Вот несколько из них для изучающих район Коломны.
Семимостье. Место рядом с храмом на пересечении Крюкова канала и канала Грибоедова считается необычной достопримечательностью города — отсюда можно увидеть целых семь мостов. По местной традиции после того, как обнаружите все (лучше всего их искать с Пикалова моста), нужно загадать желание.



Дом старухи-процентщицы. Важное место для поклонников Петербурга Достоевского. Согласно исследованиям краеведов, здание по адресу набережная канала Грибоедова, 104/25 стало прототипом дома, в котором жила ростовщица Алёна Ивановна из романа «Преступление и наказание». Считается, что из всех жилых многоэтажек в Петербурге именно оно больше всего походит на описанное в произведении.
Мариинский театр. Его история начинается ещё в XVIII веке, когда в 1784 году основали первые оперную и балетную труппы в Петербурге. В течение столетия спектакли ставили на сцене Большого (Каменного) театра, но в середине XIX века его перестроили под консерваторию, которая сегодня носит имя Римского-Корсакова, а рядом возвели отдельный театр оперы и балета — нынешнюю Мариинку.
Юсуповский дворец на Мойке. Изящный дворец, выходящий фасадом на реку, имеет богатую историю. Изначально на его месте стояла деревянная усадьба племянницы Петра I Прасковьи Ивановны, которую в 1742 году купил граф Пётр Шувалов. В 1770-х его сын построил нынешнее здание, а спустя 50 лет дворец приобрёл князь Борис Юсупов. Сооружение прославилось трагическим событием: в 1916 году в нём убили Григория Распутина, после чего последнего из династии князя Феликса Юсупова отправили в ссылку за участие в сговоре.



Заключение
Петербург полон архитектурными шедеврами и выдающимися зданиями, которые помнят важные исторические события. Чтобы изучить знаковые достопримечательности и главные вехи в становлении города, отправляйтесь на прогулку по Петербургу с местным гидом. Он не только покажет роскошный Никольский собор и поведает несколько интересных историй о нём, но и проведёт по самым удивительным уголкам невероятной Северной столицы.
Ещё на тему путешествий




