Фридрихсбургские ворота в Калининграде
От неприступной крепости до культурного центраФридрихсбургские ворота в старое время
В начале XVII века, в разгар Тридцатилетней войны, для защиты Кёнигсберга (в то время столицы Прусского герцогства) вокруг города начали строить вальный обвод. Это была целая система укреплений из рвов с водой, земляных валов и бастионов. Завершили возведение обвода строительством деревянной крепости Фридрихсбург в 1657 году. Цитадель должна была контролировать суда, заходящие в реку Преголю со стороны моря. Неприступная крепость, окружённая со всех сторон водными каналами, дополнила систему первого вального обвода города.
На территории Фридрихсбургской цитадели располагались военная комендатура, офицерские и солдатские казармы (здесь мог разместиться гарнизон в 150 человек), а ещё таможенные службы и даже кирха.
В 1850‑х деревянные укрепления перестроили в камне и дополнили украшениями в неоготическом стиле. А на месте деревянных ворот возвели нынешние — с казематами и круглыми башнями. Но из‑за быстрого развития военной техники форт быстро утратил оборонительное значение, и его отдали городу.
ХХ век и современность
В 1910‑х форт отдали под нужды Германской железной дороги. Сначала планировали перестроить укрепления под грузовую станцию: зарыли валы и засыпали рвы, разобрали все укрепления, кроме ворот и одной казармы, и даже проложили железнодорожные пути.
Во время Второй мировой Фридрихсбургские ворота получили несколько значительных повреждений: была разрушена одна из башен и кордегардия (сооружение для караула). В послевоенные годы полуразрушенные ворота приспособили сначала для нужд военной типографии, а позже разместили в них автомастерскую. Памятником архитектуры здание признали только в 1960‑х. А вот работы по восстановлению исторического облика начались только спустя 40 лет. В 2011 году реконструкцию завершили, в здании разместили экспозиции филиала Музея Мирового океана. Ворота ожили и стали популярной достопримечательностью Калининграда.
Архитектура
Ворота крепости Фридрихсбург выполнены в модном в XIX веке неоготическом стиле по проекту знаменитого немецкого придворного архитектора Ф. А. Штюлера. Сооружение выглядит как маленькая крепость: снаружи здание окружает невысокая стена с бойницами. Она защищает главный вход, украшенный краснокирпичным архивольтом и гербом Пруссии в виде двуглавого орла.
Самый эффектный элемент здания — четыре круглые башни с зубцами, украшенные круглыми и стрельчатыми окнами. По сторонам от башен находятся постройки для размещения гарнизона с поясом ложных готических окон.
Что посмотреть
Сегодня Фридрихсбургские ворота — это музейный комплекс с современными экспозициями, посвящёнными истории судостроения в России. На стенах устроены стенды с картами и информацией об устройстве других калининградских крепостей и фортов. Внутри — два выставочных зала.
В первом представлены экспонаты, связанные с корабельным делом. Это снасти, навигационные приборы и даже словарь парусного флота. Особенно впечатляют макеты парусных кораблей из разных уголков нашей страны. Например, здесь можно посмотреть, как выглядели рыболовные карельские суда и челны запорожских казаков XVI–XVIII веков. Также в экспозиции представлены макеты фрегата «Орёл», построенного по заказу царя Алексея Михайловича (XVII век), и нарядный «Гото Предестинация» — 58‑пушечный корабль, конструкцию которого разработал лично Пётр I.
Второй зал стилизован под кабинет Петра I. Здесь собраны старинные карты, военные награды XVII–XVIII веков, анатомические препараты и чучела морских животных, коллекционированием которых увлекался царь. А ещё на стене время от времени появляется голограмма Петра I, которая рассказывает о строительстве российского флота.
Лодейный двор
Под открытым небом напротив Фридрихсбургских ворот есть ещё одна небольшая экспозиция, в которую входят лодки из разных стран мира. Это уже полноразмерные модели‑образцы. Здесь можно посмотреть на традиционную финскую и норвежскую лодки, миниатюрную лодку, изготовленную из обработанной бересты, или бударку — рыбацкое судно, распространённое на Волге и в северной части Каспийского моря.
Интересные факты
У входа в здание стоит скульптура работы Зураба Церетели, изображающая юного Петра I. Эта фигура тут неслучайно: в 1697 году в стенах крепости Фридрихсбург русский царь учился артиллерийскому делу. Некоторые исследователи считают, что форт на реке Преголе стал образцом для многих фортификационных сооружений в России. Например, форты «Кроншлот» и «Шанц» в Кронштадте.
У Фридрихсбургской крепости любил гулять философ Иммануил Кант. В честь этого одну из улиц недалеко от укреплений даже прозвали Философской дамбой. Кстати, к 300‑летию мыслителя в Калининграде восстановили часть прогулочного маршрута Канта, который заканчивается как раз у Фридрихсбургских ворот.
У одной из бойниц в стене ворот установлена необычная скульптура: забавный кот‑стражник, он выглядывает из проёма стоя на одной ноге.
Как добраться
Фридрихсбургские ворота находятся в центре Калининграда, по адресу: улица Портовая, 39. От Кафедрального собора до бывшей крепости — 20 минут пешком. Можно добраться и на общественном транспорте. Ближайшая к воротам остановка — «Гидрострой» или «Музей изобразительных искусств».
Заключение
В Калининграде сохранилось множество старинных фортов и фортификационные сооружения, каждое из которых имеет свою богатую историю. Узнать интересные факты о строительстве и устройстве кёнигсбергских укреплений и осмотреть памятники оборонительной архитектуры можно на экскурсиях с местным гидом — на сайте Tripster.
Автор: Дарья Савина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Побывать в красивейших точках национального парка на утренней групповой экскурсии
Побывать в четырёх живописных местах русской Прибалтики с местным гидом
Взглянуть на город с двух ракурсов, узнать больше о Кёнигсберге и получить полезные советы
Комфортно исследовать город и рассмотреть его достопримечательности с выгодного ракурса