Эрмитаж
Известнейший музей искусств в самом сердце Санкт-ПетербургаИстория создания Эрмитажа
День рождения Эрмитажа отмечают 7 декабря, когда принято чтить память святой Екатерины. Она считается покровительницей Екатерины Великой, которая стала инициатором создания музея.
В один из дней 1764 года из Берлина в столицу Российской империи прибыла первая партия из 225 картин. Среди них были работы голландских, итальянских и других живописцев XVII века. Эту коллекцию у короля Пруссии Фридриха II купила русская императрица. Именно это событие принято считать началом знаменитого музея Эрмитаж.
В 60-е и 70-е годы XVII века собрание пополнилось бриллиантами живописи. В их числе такие легендарные картины, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта и «Святое семейство» Рафаэля.
Тогда же прибыла и «Даная» Рембрандта, которая чуть не погибла в советское время. Один из посетителей в 1985 году плеснул на полотно серной кислотой. К счастью, фрагмент полотна удалось спасти. Правда, на его восстановление понадобилось 12 лет.
Пополнение собрания не всегда шло гладко. Однажды Екатерина II приобрела коллекцию у недобросовестного перекупщика. Оказалось, что все картины — довольно грубые подделки. Расстроенная императрица продала их за «три копейки», а деньги пустила на благотворительность. В другой раз потерпел крушение корабль, который перевозил крупную партию картин.
К концу своей жизни императрица обогатила коллекцию до почти 4000 картин. Последним её приобретением стал «Портрет старушки» Рембрандта. Сейчас эта картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а от самого екатерининского собрания в Эрмитаже осталось лишь 96 полотен. Часть из них выставлена в ГМИИ, часть — продана после Октябрьской революции.
При сыне Екатерины Великой Павле I пополнение коллекции приостановилось, а музей перестали содержать должным образом. В результате стало разрушаться здание Малого Эрмитажа. Зато внук легендарной императрицы Александр I отнесся к духовному наследию бабушки более ответственно. Он распорядился ухаживать за полотнами, а саму экспозицию привёл в порядок, разделив её на тематические части.
При Николае I Эрмитаж стал полноценным музеем. Мало того, что он построил дополнительное здание, император ещё и сделал коллекцию музея доступной для граждан.
Императорский Эрмитаж сразу после революции, а именно 12 ноября 1917 года по новому стилю, стал государственным. Поскольку экспонаты имели большую ценность, а молодой республике нужно было золото, много картин продали в США. Так, из России уехала единственная работа ван Эйка, личные предметы Рафаэля и Боттичелли — всего 48 шедевров.
За счёт национализированного имущества дворян и богатых помещиков коллекция пополнилась новыми шедеврами. В Эрмитаже появились работы современных мастеров: Пикассо, Матисса и других.
Почти сразу после национализации музея началось его реформирование. Бриллиантовая комната уехала в кремлёвский музей. ГМИИ пополнился работами великих голландцев и итальянцев.
Военные 1941-1945 годы музей пережил в Свердловске. Всего на Урале было спрятано более миллиона экспонатов.
После взятия Германии музей пополнился трофейными произведениями искусства. Часть из них до 1958 года экспонировалась в музее, потом их отправили обратно. Но после развала Советского Союза руководство Эрмитажа объявило, что в запасниках ещё хранятся трофейные шедевры, и выставило их на обозрение.
В постсоветский период экспозиция активно пополнялась работами художников XX века. В начале 2000-х в музее появилась одна из версий знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича.
В 2006 году произошёл интересный случай. Обнаружили пропажу более 200 экспонатов. Как выяснилось позже, их украла одна из сотрудниц. Привлечь к ответственности её не смогли, потому что на момент обнаружения пропажи она уже умерла. К счастью, часть коллекции удалось вернуть.
Во время пандемии 2020 года в Эрмитаже заработали виртуальные экскурсии на нескольких языках.
Здания Эрмитажа
Вид на Дворцовую набережную поражает своим великолепием, как и архитектура Эрмитажа, которая напоминает легендарные венецианские дворцы. Застройка этого берега Невы началась ещё при Петре I. Несколько раз перестроенные здания обрели окончательный вид лишь в конце XVIII века.
Экспозиция музея размещена в нескольких зданиях. Главный музейный комплекс простирается от Дворцовой набережной до Эрмитажного театра. В советский период эти здания соединили между собой переходами, внутри которых также организована экспозиция. Автором идеи и проекта стал архитектор А. В. Сивков. Его именем назван переход между императорской резиденцией — Зимним дворцом — и Малым Эрмитажем.
Попасть в главный музей, где расположена основная коллекция, можно либо с Дворцовой площади, либо из Большого двора Зимнего дворца. Для тематических экспозиций Государственному Эрмитажу отданы историко-культурные здания. Филиалы включают Главный штаб на Дворцовой площади, Музей фарфорового завода и другие здания.
Зимний дворец
Величественное здание возводилось специально для императрицы Елизаветы Петровны — любительницы «всего французского» и барочной пышности. Она доверила проектирование и возведение дворца знаменитому Ф. Б. Растрелли. К тому времени на счету прославленного архитектора были Летний дворец Елизаветы, Смольный монастырь и другие сооружения.Пожить в «зимних апартаментах» Елизавете Петровне не удалось: умерла во время строительства. Принимал постройку Пётр III, муж будущей Екатерины II. Однако в результате дворцового переворота он был свергнут своей супругой. Она стала полноправной хозяйкой дворца в 1762 году.
Среди роскошных залов и интерьерных изысков здания отдельного рассказа заслуживает… лестница.Дворяне, собираясь на приём к государю, подъезжали ко входу на набережной, входили в слабо освещённый подъезд, ступали на лестницу — и попадали в просторное, роскошное, яркое помещение с колоннами, статуями, хрустальными люстрами и расписным плафоном размером 19х9 метров.
Сперва лестница называлась Парадной — понятно почему. Потом — Посольской — тоже несложно догадаться. А вот название «Иорданская» за ней закрепилось из-за того, что на Крещение императорская семья спускалась по ней к иордани — проруби в Неве напротив входа во дворец.
При пожаре в 1837 году дворец почти полностью выгорел, но Николай I распорядился восстановить его «по-старому». Архитектор В. П. Стасов лишь немного изменил вид лестницы.
Сейчас вход с набережной закрыт, но пройти к лестнице можно с Большого двора. Там же начинается экспозиционный маршрут № 1. В свою очередь, второй путь по залам открывается с Церковной лестницы. Она находится рядом с Малой церковью (в юго-восточной части дворца).
Малый Эрмитаж
Здание Малого Эрмитажа построили Ю. М. Фельтен, помощник Ф. Б. Растрелли, и профессор архитектуры Ж.-Б. Валлен-Деламот. Самого великого архитектора к строительству не допустили: слишком затратны были его барочные завитушки, а в моду уже прочно вошёл классицизм.
По форме дворец является сильно вытянутым прямоугольником, короткие стороны которого выходят на Дворцовую набережную и Миллионную улицу.
Сначала построили Северный павильон с оранжереей, из которой можно было выйти в Висячий сад. Сад разбили на крыше одноэтажной пристройки с южной стороны дворца. Первыми здесь высадили розы и луковичные. Ограждением по периметру служили витые решетки в форме кленовых листьев. Позже построили фонтан, добавили скульптуры римских и греческих богов.
На втором этаже Северного павильона разместили большой зал и два кабинета по бокам. На стенах кабинета в несколько рядов висели картины, с которых и началась знаменитая коллекция.
В 1858 году в Северном павильоне обустроили Павильонный зал, где есть четыре фонтана и копия древнеримской мозаики на полу (оригинал — в Ватикане). Внутри здания Эрмитажа, под садом, помещались конюшни. Через несколько лет с другой стороны Висячего сада пристроили Южный павильон, а вдоль стен возвели полноценные галереи. Таким образом, сад полностью скрыли от посторонних глаз.
В Южном павильоне расположилась библиотека, для которой в 1775 году перенесли книги из Зимнего дворца. Сначала библиотека включала личные книги императрицы. Позже из бюджета стали выделять деньги на приобретение заграничных изданий. Так были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. Сейчас книгохранилище называется Научной библиотекой Государственного Эрмитажа.
Большой (Старый) Эрмитаж
Скоро стало ясно, что для быстро растущей коллекции Эрмитажа одного здания не хватит. По этой причине в начале 70-х годов XVII века с восточной стороны Малого Эрмитажа начали строить новое здание. Правда, в него коллекция переехала только в 1787 году.
Строение предназначалось не только для выставки музейных ценностей. Здесь, помимо парадных залов, были оборудованы покои для императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II.
Между залами и личными комнатами сделали Малахитовую гостиную, убранство которой полностью сохранилось с момента постройки. В ней из благородного уральского самоцвета выполнены колонны, камины, пилястры и другие предметы интерьера.
Эрмитажный театр
Екатерина Великая любила и понимала драматическое искусство. Также у неё был писательский талант, она даже сочинила либретто к комической опере и, по мнению филологов, под псевдонимом публиковалась в тогдашних толстых литературных журналах. Скорее всего, это увлечение и послужило толчком для создания театра.
Строительство было поручено архитектору Д. Кваренги. Трёхэтажное театральное здание спроектировали в одном стиле с императорской архитектурой на месте бывшего Зимнего дворца Петра I.
Зал представляет собой древнегреческий амфитеатр с мраморной отделкой и скульптурами богов. Всего здесь предусмотрено 230 мест. Такое маленькое количество обусловлено тем, что он строился как придворный театр для дворянской знати.
Сегодня здесь показывают балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и другие.
Новый Эрмитаж
Это здание является детищем Николая I, построенным в середине XIX века. Оно стало первым публичным музеем России.
Правда, идея строительства нового здания зрела давно, потому что экспозиция продолжала разрастаться и ей требовалось всё больше площади. По этой причине император приказал построить Новый Эрмитаж, где сделали 60 новых залов для картин и других экспонатов.
Главная изюминка здания — это портик парадного входа. На нём посетителей музея встречают 10 гранитных фигур атлантов высотой 5 метров каждая. Сам фасад украшен скульптурами, изображающими художников, скульпторов и других мастеров. На Эрмитаже можно увидеть изображения Дюрера, Рембрандта и многих других.
Кстати, именно после открытия нового здания Большой Эрмитаж стали называть Старым.
Дворец Меншикова
Первый каменный дом в Санкт-Петербурге был построен в 1710 году для Александра Меншикова — приближённого «любимчика» Петра I.
После того как царь отстранил Алексашку (прозвище Александра Меншикова) от управления городом, дворец также экспроприировали и отдали его военному учебному заведению.
В 1981 году дворец передали в ведомство Государственного Эрмитажа. Сейчас в нём расположена коллекция российских произведений искусства начала XVIII века.
Главный штаб Эрмитажа
Здание построили для нужд трёх министерств: военного, иностранных дел и финансов. Музей разместился здесь лишь в 2014 году. Сейчас в его залах, помимо прочего, располагаются выставочные экспозиции перечисленных ведомств.
Архитектурная группа по приказу Александра I построена в стиле Ф. Б. Растрелли, чтобы завершить ансамбль Дворцовой площади. Строение состоит из двух отдельно стоящих зданий. Если смотреть сверху со стороны Зимнего дворца — то их общий вид напоминает треугольник с выемкой в основании. Постройки соединены между собой Триумфальной аркой. Её возвели в ознаменование победы над наполеоновской армией в 1812 году.
Залы Эрмитажа
Не пытайтесь посмотреть все коллекции музея за одно посещение! Чтобы прогулка по музею доставила наслаждение, подумайте: что именно хочется посмотреть? Работы голландских мастеров, древнегреческие статуи, картины русских художников, современное искусство или археологические находки? А может быть, бриллиантовый фонд или Лоджии Рафаэля?
В Эрмитаже открыто столько залов, что, если тратить на посещение каждого один день, то на обход музея понадобится целый год — ведь залов 365!
В Зимнем дворце более десятка парадных и камерных помещений: Большой и малый тронные залы, Гербовый и Белый залы, Малахитовая гостиная и другие. Здесь же, в Зимнем, находится зал с египетскими древностями. Одна из них — мумия возрастом более 2500 лет.
Главная достопримечательность Малого Эрмитажа — великолепные часы «Павлин». Мало того что сами по себе они очень красивы: в стеклянной клетке на дубе сидит павлин из бронзы и серебра с позолотой. С правой стороны от него — петух, а с левой — сова в витой клетке. На ветках дуба сидят белочки.
Часам около 250 лет, но все механизмы работают исправно. Они были изготовлены в Англии во второй половине XVIII века Д. Коксом. В Россию их привёз и подарил Екатерине II князь Потёмкин.
В Старом Эрмитаже вас ожидают работы великих итальянцев: Леонардо да Винчи, Тициана и других мастеров.
В Новом Эрмитаже разместились произведения искусства Древних Греции и Рима. Также там есть особая достопримечательность — Большая Колыванская ваза из цельного куска яшмы. Она находится на первом этаже.
На втором этаже можно увидеть копии рафаэлевских лоджий, а в соседнем зале — его подлинные полотна. Там же «живёт» «Скорчившийся мальчик» Микеланджело, которому ни много ни мало — почти 500 лет. А ещё здесь находятся залы Рембрандта и Рыцарский зал с коллекцией оружия.
В Главном штабе располагаются работы известных импрессионистов и русских художников XIX и XX веков, произведения искусства из Африки. Здесь же расположена выставка Фаберже. Также в этом здании часто проходят временные выставки. Информацию об актуальных мероприятиях смотрите на официальном сайте.
Билеты
В советские времена, чтобы пройти в музей, необходимо было отстоять огромную очередь в несколько часов. Сегодня достаточно купить электронный билет и пройти внутрь в указанное в нём время. Приобрести входной билет и узнать точные адреса музеев можно онлайн — на сайте Государственного Эрмитажа.
Каждый третий четверг месяца в Главный музейный комплекс (ГМК) могут бесплатно попасть различные льготные категории граждан: пенсионеры, студенты, дети до 14 лет, многодетные семьи и другие (подробнее на сайте музея). Однако эта акция не распространяется на Зимний Дворец Петра I и Дворец Меншикова.
Режим работы
ГМК открыт с 11:00 ежедневно, кроме понедельников, 1 января и 9 мая. Но учтите, что в среду, четверг и воскресенье служители музея попросят вас выйти уже в 18:00, а во вторник, пятницу и субботу экспозицию можно осматривать до 20:00.
Главный штаб работает так же.
В Музей Императорского фарфорового завода можно зайти с 11:00 до 17:30 в любой день, а в субботу — до 18:30.
Зимний дворец Петра I и Дворец Меншикова можно посетить с 12:00. Двери первого здания закрываются — в 17:30, а второго — в 18:00.
Где находится и как добраться до Эрмитажа?
Ближе всего к Дворцовой площади расположена станция метро «Адмиралтейская».
Также до Дворцовой площади можно доехать на автобусах № 7, 10, 24, 191 и троллейбусах № 1, 7, 10, 11. Остановка называется «Дворцовая набережная / Дворцовая площадь».
Заключение
Эрмитаж — это музей в музее, потому что ценна не только его коллекция, но и сами здания. Посетить этот музей должен каждый, чтобы воочию увидеть величие и красоту хорошего искусства и архитектуры!
Эрмитаж нельзя обойти за один день, поэтому для его посещения нужно выработать свою стратегию: или посвятить посещению музея больше времени, или идти на определённые экспозиции и художников.
В любом случае в Эрмитаже нужно побывать!