Чем интересен железнодорожный вокзал в Кисловодске
Исторические здания и мини‑музей с макетом железной дороги/https://cdn.tripster.ru/photos/82875d11-5b09-4a19-ae18-e056a9b889b9.jpg)
История и архитектура
О необходимости железнодорожной ветки Минеральные Воды — Кисловодск заговорили ещё в 1879 году, но работы были отложены из‑за войны с Турцией и сомнений в рентабельности проекта.
/https://cdn.tripster.ru/photos/ea261b7e-139c-4c40-834c-675873919e33.jpg)
В 1890‑м правление Владикавказской железной дороги (ВЖД) предложило возвести линию за свой счёт и получило одобрение Александра III. В 1892‑м началось строительство. Работы велись в сложных условиях, но менее чем через два года новая ветка протяжённостью более 60 километров была готова. Тогда же был возведён вокзальный комплекс в Кисловодске.
в приложении
XIX век: открытие вокзала
Торжественное открытие комплекса прошло в 1894‑м. На этом этапе вокзал состоял из главного пассажирского здания и дома для работников железной дороги.
Главное здание возвели в популярном на рубеже XIX–XX веков «кирпичном» стиле. Кирпич — недорогой материал, который не требует чистки и покраски, поэтому в то время его часто использовали в строительстве и декоре вокзальных комплексов.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6a9c3b38-7c87-4f3c-abe1-6d7a0263b727.jpg)
Облик постройки также отсылал к готической архитектуре. Главный вход выполнили в форме стрельчатой арки, над которой красовался ступенчатый щипец со старинной надписью «Кисловодскъ». Арочную форму придали и окнам вдоль фасадов. А по углам строения установили декоративные башенки, похожие на средневековые. Внутри разместили почтовое отделение и зал ожидания с выходом на платформу, укрытую ажурным навесом на чугунных столбах.
Дом для работников железной дороги тоже построили из кирпича и украсили рельефной кладкой. Оба сооружения эффектно выделялись на фоне местной застройки. Кроме того, по меркам начала XX века они были прекрасно оснащены: и в главное пассажирское здание, и в дом для работников железной дороги провели отопление и водоснабжение, обе постройки обеспечили системой вентиляции.
/https://cdn.tripster.ru/photos/26288b39-1748-40e6-9a3e-ea173135f549.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5455d4d2-659a-4047-a338-717af10c6d0f.jpg)
В 1895 году ансамбль вокзального комплекса дополнило ещё одно здание — курортный зал, встречавший пассажиров при выходе в город. Парадный фасад в стиле французского неоренессанса поражал приезжую публику своей красотой. Сюда приходили, чтобы после долгого пути поесть в грузинском ресторане, послушать живую музыку в исполнении неаполитанского оркестра, поиграть в карты и бильярд, а также посмотреть выступления известных артистов.
Начало XX века: перестройка вокзала
Первая перестройка вокзального комплекса Кисловодска состоялась в 1905 году. Тогда рядом с главным пассажирским зданием возвели багажное отделение на каменном цоколе, украшенное наличниками и куполом со шпилем. Для удобства пассажиров до него продлили ажурный навес с платформы.
В 1910‑м на месте бакалейной лавки, жандармского кабинета и «ретирадника» (так в старину называли уличный туалет) появилось новое здание из кирпича с асимметричным фасадом в стиле модерн. Строение занимали буфет и столовая, а также несколько номеров для состоятельных путешественников.
/https://cdn.tripster.ru/photos/6fb6cae8-6e0d-451d-9459-b5d6c52d76b8.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/30f28c93-8493-4554-906a-bed7e0cfd076.jpg)
В этот период движение на железной дороге было однопутным. Однако со временем курортный Кисловодск набирал всё большую популярность, а пассажиропоток увеличивался. Назрела необходимость увеличения количества рейсов. Для этого в 1912 году на всём протяжении железной дороги организовали двухпутное движение, а спустя ещё три года — в 1915‑м — расширили и сам вокзал. Главное пассажирское здание увеличили, а над железной дорогой соорудили мост, который сократил путь к дачам и особнякам курортников.
Советская реконструкция и современный вид
В 1950 году благоустроили привокзальную площадь, а к концу 1980‑х реконструировали и сам вокзальный комплекс. К нему пристроили 20‑метровую часовую башню, кассы и зал ожидания для пассажиров пригородных поездов.
Последний капитальный ремонт проводился в 2003 году, его приурочили к исторической дате — 200‑летию Кавказских Минеральных Вод. Тогда помимо построек на территории обновили тротуарную плитку, заменили инженерные сети и установили электронные табло, информирующие о прибытии и отправлении поездов и электричек.
/https://cdn.tripster.ru/photos/7eb54a4e-05dc-4a23-bc7e-5d709a203119.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/0ca2a15f-3e18-4689-ada0-4094419b9987.jpg)
Вокзал сегодня
Вокзальный комплекс Кисловодска сохранил свой исторический облик. Главное здание принимает пассажиров, как и 100 лет назад. А вот назначение некоторых других построек изменилось. Так, стены бывшего Курзала занимает филармония, а здание, где раньше были буфет и столовая, — администрация, часовня и мини‑музей.
/https://cdn.tripster.ru/photos/a360920f-d30b-4822-98f7-df51c3cbdff5.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5ab6c017-5e8e-4e67-9515-26954da7ef48.jpg)
Музей в бывшем здании буфета и столовой
Здесь можно узнать об истории железнодорожного транспорта. Самые впечатляющие экспонаты музея — макеты. Два из них — это уменьшенные копии исторических станций в Минеральных Водах и Кисловодске. Ещё один — это модель железной дороги с системой автоматического управления. Её длина составляет 26 метров!
Интересно взглянуть и на исторические экспонаты. Среди них, например, станционный колокол начала прошлого столетия и фонари того же периода. А ещё тут есть целая коллекция старинного обмундирования чиновников и инженеров путей сообщения: от будничных костюмов до парадной формы. Вход в музей свободный.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4483e619-0860-4547-ac9a-f818bfc76624.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/c96924f0-7da5-4da6-b647-5f0de9a5b37c.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/ed7d9109-c9d0-4506-a36d-24325f71bff4.jpg)
Интересные факты
Вот ещё несколько любопытных подробностей про железную дорогу и вокзал в Кисловодске.
- Строительство железной дороги и кисловодского вокзала обошлось правлению ВЖД в три миллиона рублей, что в пересчёте на наши деньги равняется трём миллиардам рублей. Такая цена была обусловлена сложностью работ и необходимостью возведения большого количества инфраструктурных построек вдоль пути: мостов, пакгаузов, виадуков. Ещё в один миллион рублей обошлось строительство роскошного здания Курзала
- Во времена, когда движение на железной дороге было однопутным, на территории кисловодского вокзала был оборудован поворотный круг системы Селлерса, который разворачивал 50‑тонные поезда для обратного следования. Его демонтировали лишь в середине XX века, когда движение на железной дороге стало двухпутным
- В конце XIX — начале XX века на территории кисловодского вокзала работало самое известное в стране и крупнейшее на Кавказе экскурсионное бюро Григория Москвича, которое предлагало прогулки к местным достопримечательностям и выпускало иллюстрированные путеводители по разным регионам России. Такие справочники стали настольными книгами во многих домах того времени. Один из сохранившихся экземпляров можно увидеть в Ставропольском музее‑заповеднике
/https://cdn.tripster.ru/photos/603c583b-b83b-4378-8146-d8b2cb3b1e58.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/98849090-db3e-4d3b-bd27-1596b419bd5e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/f4339c01-23ec-4e6e-940d-bf5c5ed701cf.jpg)
Основные направления
Кисловодский вокзал — это конечная станция железнодорожной ветки, которая начинается в Минеральных Водах. Круглый год он принимает поезда дальнего следования из Москвы, Санкт‑Петербурга, Нижнего Новгорода, Кирова, Перми, Тюмени, Архангельска, Адлера, Симферополя и ещё нескольких городов России. В зависимости от сезона поезда отправляются ежедневно или несколько раз в неделю. Кроме того, между Кисловодском, Краснодаром и Ростовом‑на‑Дону курсируют скоростные поезда «Ласточка». Актуальное расписание нужно уточнять на сайте РЖД.
У вокзала также налажено пригородное сообщение с соседними курортами: Железноводском, Пятигорском, Ессентуками. Отправление и прибытие — каждые полчаса или час.
/https://cdn.tripster.ru/photos/4e9f56fc-604f-4700-9de9-265a39588040.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/664fbbed-eec0-4f4a-a4f9-43ef805c8547.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5aa0e4d9-4f15-408e-a422-8de7d9610659.jpg)
Где находится и как добраться
Вокзальный комплекс Кисловодска расположен по адресу: Вокзальная улица, 15. От центра города (Курортного бульвара) до него можно дойти пешком за 5–7 минут. Ближайшая к ж/д‑станции остановка общественного транспорта — «Железнодорожный вокзал Кисловодск».
Заключение
Железнодорожная ветка Минеральные Воды — Кисловодск пролегает через несколько известных курортов Кавказа. Среди них, например, Ессентуки и Железноводск. Осмотрев вокзал, можно купить билет и отправиться в эти города. В электричке обязательно садитесь у окна: за ним будут мелькать пакгаузы, виадуки и водонапорные башни. Многие из них даже признаны памятниками архитектуры Ставропольского края.
Ещё на тему путешествий
Гора Баран в Кисловодске Зачем на неё подниматься и что посмотреть в окрестностях
Каскадная лестница Кисловодска Главное об архитектурном шедевре города‑курорта
Гора Эльбрус: как добраться и чем заняться Прокатиться на лыжах по склонам спящего вулкана и искупаться в водопадах
Курортный бульвар Кисловодска: целебные воды и исторические памятники Что вас ждёт в сердце города‑курорта/https://cdn.tripster.ru/photos/6ae2329d-42db-4465-97f8-1132a1f48046.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/b1235933-5526-4e65-9d86-bae159e8e1ae.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/56417f4d-c0de-43df-8251-16d703a6a82e.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/2e4fadd7-eab2-4d35-908f-12284569f0c0.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/40fa3e61-891f-404f-b2ff-c378c16f89b2.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/5585cfa8-88ba-4914-91b8-00aea3683d22.jpg)
/https://cdn.tripster.ru/photos/fe82e86b-9c30-433b-870c-aa54dd3ad38f.jpg)