Большой Гатчинский дворец — «рыцарский» замок в пригороде Петербурга

2 марта 2024, обновлено 28 окт 2024
Большой Гатчинский дворец — «рыцарский» замок в пригороде Петербурга
Архитектурный комплекс в Гатчине не похож на другие загородные резиденции великих князей и императоров. Ансамбль, возведённый в XVII-XIX веках, напоминает европейский замок‑крепость из Средних веков. Чем объясняется его необычный облик, как возводился дворец и кому принадлежало здание в разные эпохи, читайте в материале Tripster.

Большой Гатчинский дворец на карте

История дворца

В XVIII веке в Гатчине располагалась загородная резиденция графа Г. Г. Орлова — одного из фаворитов Екатерины II. Большой участок, дарованный ему императрицей, занимала богато обставленная вилла с обширными охотничьими угодьями. Однако первый владелец не успел как следует насладиться загородной жизнью и отдыхом в собственной резиденции: через пару лет после окончания строительства граф скончался.

Фасады дворца в 1781 году и в 1790‑е годы

После смерти Григория Орлова у дворца уже через несколько месяцев появился новый хозяин. Императрица Екатерина II выкупила землю и стоящие на ней сооружения обратно в казну и подарила их своему сыну, на тот момент ещё великому князю и наследнику престола Павлу I. Тот перестроил Гатчинский дворец, превратив его в замок‑крепость, и нашёл резиденции новое применение: стал проводить на территории тренировки небольшого отряда, названные впоследствии «гатчинской муштрой».

Следующим хозяином роскошной недвижимости и огромной территории с реками, озёрами и лесами стал Николай I. При нём Гатчинский дворец приобрёл привычный нам вид — это произошло уже в XIX веке. Император и его сын Александр II изредка посещали резиденцию: проводили в замке приёмы и балы, а также приезжали сюда на охоту.

Вновь востребованным дворец стал при Александре III. Монарх и его семья жили тут постоянно в течение многих лет. Поэтому можно смело сказать, что это место было дорого и ребёнку государя — Николаю II, которому суждено было стать последним русским императором из династии Романовых.

1911 год. Императорский дворец • 1918 год. Митинг в честь первой годовщины Октябрьской революции у Гатчинского дворца • 1947 год. Демонстрация на площади Жертв революции

В начале XX века, после революции 1917 года, бывшую царскую усадьбу постигла не самая печальная участь по сравнению с другими императорскими резиденциями: большевики провели опись имущества замка и уже через год открыли парадные залы для посещения. Всё самое страшное было впереди: дворцово‑парковый ансамбль практически полностью уничтожили в годы Великой Отечественной войны.

Реставрация комплекса и его архитектурных памятников началась в середине 1970‑х и продолжается по сей день: уже более 35 лет. Однако дворец открыт для посещения и входит в состав государственного музея‑заповедника «Гатчина». Сегодня в ходе прогулки по его территории можно полюбоваться восстановленной архитектурой замка, погрузиться в богатую историю дворцово‑паркового ансамбля и увидеть интересные экспонаты.

Архитектура и парковый ансамбль

В разные эпохи над Гатчинским дворцом работали несколько великих зодчих: А. Ринальди, В. Бренна и Р. И. Кузьмин. Расскажем, как они меняли здание и прилегающую к нему территорию на протяжении XVIII–XIX веков.

Ещё по теме
 
Гатчинский дворец

Антонио Ринальди

Первый проект здания, возведённого для графа Григория Орлова, принадлежал итальянцу А. Ринальди — придворному архитектору императрицы Екатерины II и автору ряда построек в Ораниенбауме (ныне Ломоносове), Царском Селе и Санкт‑Петербурге. Среди них, например, Катальная горка, Мраморный дворец, дом Мятлевых.

Согласно замыслу зодчего, гатчинский архитектурный комплекс включал несколько соединённых между собой построек. К центральному корпусу, где Ринальди разместил парадные залы, примыкали полукруглые галереи, а к галереям — прямоугольные каре, в которых располагались кухня и конюшня (Конюшенное каре позже переименовали в Арсенальное).

Проходная Ринальди в Большом Гатчинском дворце. Фото: Sinekvan

Ринальди планировал придать дворцу вид итальянского палаццо. Однако две башни и пудожский камень, выбранный для облицовки фасадов, выглядели весьма мрачно и мало ассоциировались с южноевропейским государством. Более того, этот диссонанс подчёркивал и сад на английский манер, разбитый вокруг здания. Всё это придавало облику Гатчинского дворца скорее черты средневекового замка, чем итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Несмотря на это современники высоко оценили результат работы Ринальди.

Винченцо Бренна

При Павле I черты рыцарской эпохи в облике дворца стали ещё выразительнее стараниями архитектора В. Бренны. В ходе работ вокруг комплекса выкопали рвы, а луг перед главным входом превратили в плац для проведения строевых смотров и военных парадов.

Если изменения в Гатчинском дворце стали следствием увлечения императора военным делом, то изменения в пейзажном парке были связаны с его страстью к морю. В распоряжении Павла I была миниатюрная флотилия, а ялики и лодки, на которых он и его сподвижники покоряли просторы гатчинских озёр, хранились в так называемом Адмиралтействе — небольшом сооружении с гаванью для спуска судов.

Портрет Винченцо Бренны • 1790 год. Проект Берёзовых ворот в Дворцовом парке • Сегодняшний вид

При императоре обширный сад также обзавёлся каменными мостами и воротами: вся резиденция стала похожа на неприступную крепость. А на острове Любви, отсечённом от суши искусственными каналами, появился изящный павильон Венеры, где Павел I часто бывал со своей супругой.

Роман Кузьмин

Масштабная реконструкция загородной резиденции произошла при Николае I. К тому моменту многие помещения, построенные в павловскую эпоху, уже не удовлетворяли потребность новых жильцов в удобстве и комфорте.

Кухонное и Арсенальное каре полностью перестроили, переоборудовав последнее под парадные и личные апартаменты государя и его семьи. Интерьеры здания обновили согласно модным тенденциям того времени: отремонтировали паркеты, завезли новую мебель и даже заменили систему отопления. Работами руководил известный на тот момент архитектор Р. И. Кузьмин — он стал третьим зодчим, работавшим над архитектурным памятником.

Портрет Романа Кузьмина • Лестница в Арсенальном каре • Фото: Sinekvan

Впоследствии парадные залы и другие помещения Гатчинского дворца ещё не единожды подвергались изменениям в соответствии со вкусами очередных владельцев и веяниями моды. Однако его общий вид не менялся с николаевской эпохи.

Интересные факты

Большой Гатчинский дворец — одна из самых интересных и загадочных загородных резиденций великих князей и императоров из династии Романовых. Вот лишь несколько любопытных подробностей, которые это подтверждают.

Ещё по теме
 

Подземный ход

Во дворце находится подземный переход, построенный ещё во второй половине XVIII века. Он начинается в подвалах, в которые можно спуститься прямо из парадных залов замка. Тёмный тоннель освещается с помощью круглых окон, расположенных на сводах. Подземный ход облицован натуральным известняком, а его длина составляет 130 метров. В прежние времена преодолевший длинный коридор оказывался на берегу одного из озёр пейзажного парка (грот «Эхо»). Этот путь можно повторить и сегодня.

Подземный ход

Смотровая площадка

Центральный корпус здания выделен двумя башнями высотой 30 метров. Первая примечательна тем, что на ней установлены часы‑куранты времён графа Г. Г. Орлова. Вторая известна как смотровая площадка с прекрасными видами на весь дворцово‑парковый ансамбль. Сюда ведёт винтовая лестница, которая состоит из 191 ступени и помнит стук каблуков светских дам и их кавалеров: по ней поднимались, чтобы полюбоваться окрестностями, на протяжении как минимум двух столетий.

Большой Гатчинский дворец
Вид со смотровой площадки

Телеграф и телефон

Будучи великокняжеской и императорской резиденцией Гатчинский дворец не раз становился опытной площадкой для внедрения новых технологий. Так, при Николае I на одной из башен центрального корпуса установили оптический телеграф, а во время царствования Александра III в здание протянули первую в истории России телефонную линию.

Большой Гатчинский дворец
Сигнальная башня, на которой был установлен оптический телеграф. Фото: Sinekvan

Керенский и революция

С Гатчинским дворцом связана известная легенда революционных лет. По одной из версий, сюда председатель Временного правительства А. Ф. Керенский перебрался после того, как большевики взяли власть в свои руки. А позже, когда красногвардейские отряды заняли дворец, бежал из него, переодевшись в женское платье.

По второй версии, описанные события происходили в другой императорской резиденции — Зимнем дворце. А третья гласит, что такого и вовсе не было. Так или иначе, эта история легла в основу сюжета картины советского художника Г. М. Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины».

Ещё по теме
 
Большой Гатчинский дворец
Картина «Бегство Керенского из Гатчины». Художник: Г. М. Шегаль

Приоратский дворец

По соседству с Гатчинским дворцом есть ещё один — Приоратский, построенный в конце XVIII века для рыцарей Мальтийского ордена, магистром которого был император Павел I. Этот дворец также называют Земляным, так как он возведён по землебитной технологии: стены архитектурного памятника созданы из прессованного суглинка, пропитанного известковым раствором. Внешне здание напоминает католические монастыри, распространённые в Европе в Средние века.

Приоратский дворец

Постоянные экспозиции и временные выставки

С историей архитектурного комплекса и прилегающей к нему территории знакомит экспозиция музея на первом этаже. Два миниатюрных макета дают представление о том, как здание выглядело в момент окончания строительства при графе Г. Г. Орлове и после масштабной перестройки в первой половине XIX века при императоре Николае I. А на кадрах военной кинохроники можно увидеть, что стало с Гатчинским дворцом после Великой Отечественной.

Поднявшись по парадной лестнице с первого на второй этаж, посетители попадают в исторические залы дворца‑музея. Оригинальные интерьеры архитектурного памятника не уцелели, но были бережно восстановлены реставраторами. Так, в самом большом Белом зале восхищают двери с мраморными наличниками, роскошная лепнина в виде ракушек, цветов и фруктов, гипсовые копии скульптур XVIII-XIX веков. В Парадной опочивальне впечатляет контраст небесно‑голубых панно из лионского шёлка с позолотой на лепнине и другом декоре. В Мраморной столовой внимание приковывает изящная балюстрада с декоративными вазами и статуей Эрота. А в самом пышно отделанном Верхнем Тронном зале (всего их было четыре) поражают старинные гобелены — подарок французского короля Людовика XVI. 

Белый зал • Арсенальная (Оружейная) галерея • Верхняя Тронная комната Павла I • Фото: Sinekvan

Это лишь малая часть того, что стоит осмотреть в Гатчинском дворце: гулять по зданию и прилегающей территории можно целый день. Помимо исторических залов, внимания, например, заслуживает коллекция оружия Г. Г. Орлова. Это собрание переходило от одних владельцев к другим вместе со зданием. Самые старые экспонаты датируются XVI веком. Эту экспозицию музея нужно искать в Оружейном зале.

Помещения третьего этажа тоже используются в качестве выставочного пространства. Здесь проходят временные экспозиции. Актуальную информацию о выставках и стоимости входных билетов для взрослого и ребёнка можно уточнить на официальном сайте музея‑заповедника «Гатчина».

Как добраться из Санкт‑Петербурга

Тем, кто путешествует на машине, перед отправлением следует установить в карте навигатора точный адрес пункта прибытия: город Гатчина, Красноармейский проспект, 1.

Большой Гатчинский дворец

По Западному скоростному диаметру (ЗСД) время в пути до музея‑заповедника составит полтора часа, но придётся заплатить за проезд по платной трассе. По Кольцевой автодороге (КАД) и через город (по Московскому проспекту) ехать дольше — около двух часов — зато бесплатно. В выходные и праздничные дни из‑за загруженности дорог время в пути может увеличиться в несколько раз.

От пробок не зависит электричка, которая ежедневно ходит с Балтийского вокзала. От железнодорожной станции до дворцово‑паркового комплекса — 10 минут пешком. Ещё один вариант — добраться до музея‑заповедника из Санкт‑Петербурга на автобусе №431 от станции метро «Московская».

Большой Гатчинский дворец
Сад дворца

Заключение

Под Петербургом не найти здания, похожего на Большой Гатчинский дворец. Это не удивительно, ведь все великокняжеские и императорские резиденции строились по индивидуальным проектам и не имели аналогов. Доказательство тому — и уникальный фонтанный комплекс Петергофа, и единственная в своём роде Янтарная комната Екатерининского дворца в Царском Селе. Об этих и других неповторимых шедеврах архитектуры можно узнать, отправившись на прогулку по пригородам Северной столицы с местным гидом.

Автор: Инна Метелькова

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии ФёдоровныПавловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса

Еще экскурсии по теме