Алмазный фонд
Главная сокровищница страны и её легендарные экспонатыИстория
Всё началось с Царской рентереи (Бриллиантовой комнаты) в Санкт‑Петербурге — помещения, где под строжайшей охраной хранились главные сокровища страны. Рентерею учредили в 1719 году по указу Петра I, и только по его личному приказу можно было получить оттуда какую‑либо драгоценность. А находились ценности, прямо как в сказке, за тремя замками, а у трёх приближённых императора было по одному ключу — у каждого от своего замка.
Период после смерти Петра I и до конца XVIII века был отмечен правлением женщин, что не могло не повлиять и на царскую коллекцию ценностей. Императорская сокровищница бесконечно пополнялась роскошными ювелирными украшениями.
Когда началась Первая мировая война, их вывезли из Санкт‑Петербурга в Московский Кремль и разместили в Оружейной палате. После революции собрание существенно расширилось — за счёт конфиската и драгоценностей, вывезенных из императорских дворцов.
Первая московская выставка Алмазного фонда состоялась в 1936 году. Главными экспонатами стали императорские драгоценности из Бриллиантового кабинета Зимнего дворца. Правда, от них осталось немного: из более чем трёх тысяч предметов в коллекции сохранилось только 109, а из 13 царских диадем и вовсе уцелела лишь одна. По свидетельствам историков, значительную часть ценностей из Бриллиантового кабинета (например, роскошные веера с бриллиантами) продали на Запад, чтобы закупить технику для нового, советского государства.
Коллекции пополнялись и во времена СССР. Например, в 1950‑х годах, когда в Якутии открыли крупное месторождение алмазов. Якутские камни были настолько крупными, что многие из них заняли почётное место в Алмазном фонде.
Сегодня Алмазный фонд входит в состав Гохрана России — учреждения, которое занимается учётом, хранением и контролем использования драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий.
Экспонаты
К сожалению, увидеть все сокровища не получится: большая часть находится в закрытых хранилищах. Посетителей пускают только в два зала, но даже этого хватит, чтобы от блеска украшений закружилась голова.
Если рассказывать о каждом экспонате, получится целая энциклопедия. Мы составили подборку самых необычных: от огромного алмаза до броши‑вазочки, куда вставляли букеты живых цветов.
Нагрудный знак «Персона»
Один из самых старых экспонатов Алмазного фонда. Датируется концом XVII века, когда для поездки Петра I в Европу изготовили серию нагрудных знаков с портретами императора, выполненными цветной эмалью на золотой бляшке. Эти знаки стали прототипами первых орденов — ими царь награждал за особые заслуги.
Сегодня таких нагрудных знаков сохранилось всего четыре: один находится в частном собрании, а остальные три — в Алмазном фонде, в Государственном историческом музее и в Музее Московского Кремля.
Символы императорской власти
Must-see при посещении Алмазного фонда. Центральное место среди символов царской власти занимает Большая императорская корона, которая была изготовлена для Екатерины II. Украшают её почти 5 тысяч бриллиантов, крупный жемчуг из Индии и огромная шпинель, которая входит в коллекцию из семи исторических драгоценных камней Алмазного фонда (о них рассказываем ниже).
Важное место среди императорских символов также занимают держава с большим сапфиром и скипетр со знаменитым алмазом «Орлов».
Золотые самородки
Разнообразие их форм завораживает! Например, девятикилограммовый самородок «Верблюд» действительно отдалённо напоминает «корабль пустыни». А «Мефистофель» весом чуть больше 20 граммов своими очертаниями поразительно похож на персонажа «Фауста» Гёте — отсюда и название.
Интересно, что самородки, которые попали в коллекции Алмазного фонда, остаются там навсегда и не могут быть переданы на утилизацию. Даже если появляется более впечатляющий (по форме, размерам и другим характеристикам) экспонат, его предшественники не лишаются эксклюзивного статуса и остаются в хранилищах.
Алмаз «XXVI съезд КПСС»
Его добыли в кимберлитовой трубке «Мир» (месторождение в Якутии) в 1981 году. Большой светло‑жёлтый камень массой 342,5 карата вошёл в историю как один из наиболее крупных алмазов в мире. А своё название получил в честь XXVI съезда КПСС, который прошёл в этот год.
Семь великих камней
Три алмаза и четыре самоцвета считаются гордостью Алмазного фонда. Два из них (алмаз «Орлов» и огромная шпинель) украшают скипетр и Большую императорскую корону. Остальные пять не уступают им по великолепию. Расскажем о них подробнее.
Алмаз «Шах». Он родом из Индии и до наших дней дошёл практически без огранки. На алмазе высечено три надписи на персидском языке — имена владельцев камня. В Россию «Шах» привезли в 1829 году в качестве подарка императору Николаю I.
Портретный алмаз весом в 25 карат. Этот плоский камень настолько прозрачный, что больше напоминает стекло, чем драгоценный минерал. Алмаз вставлен в центр золотого браслета в готическом стиле, а под камнем находится миниатюрный портрет императора Александра I.
Ещё одна звезда Алмазного фонда — огромный ярко‑зелёный изумруд весом более 136 карат. Он вставлен в центр роскошной броши, которую украшает бриллиантовая оправа в виде виноградных листьев.
Гигантский сапфир, который считается одним из самых больших в мире. Его Александр II купил в Лондоне для своей супруги, а уже в России мастера‑ювелиры вставили камень в брошь с оправой из бриллиантов. Сапфир весом около 260 карат уникален не только размером, но и огранкой. Яркий синий цвет подчёркивают свыше 100 граней!
Оливково‑зелёный хризолит. Его нашли на острове в Красном море. Считается, что по прозрачности и насыщенности цвета ему нет равных в мире. С хризолитом связана легенда о Нероне. Якобы, учинив пожар в Риме, император смотрел на огонь через этот камень — настолько минерал прозрачный!
Диадема «Русское поле»
Её оригинал был утрачен: по официальной версии, украшение продали за границу после революции, так как молодому советскому государству требовались немалые средства для закупки техники для строящихся заводов.
Спустя много лет, в 1980‑х, было решено восстановить диадему по сохранившимся рисункам. Для создания точной копии пришлось даже отправлять художника Гохрана в Индию, чтобы он выбрал подходящие по параметрам камни.
С «Русским полем» связана интересная история. Однажды в Алмазный фонд России пришёл посетитель из Австрии. Остановившись возле витрины с диадемой, он воскликнул: «Хорошо сделано! А подлинник‑то у меня хранится!»
«Рубин Цезаря»
Подвеска с крупным малиновым камнем в форме виноградной грозди, — один из самых ярких экспонатов Алмазного фонда. Несмотря на название, это не рубин, а рубеллит, и Юлий Цезарь тут ни при чём.
В Россию камень привёз шведский король Густав III — в подарок Екатерине II. По легенде, именно он рассказал императрице, что в Швеции камень называют «рубином Цезаря», так как драгоценность принадлежала полководцу. Якобы рубин ему подарила сама Клеопатра.
В действительности официальная история камня начинается в XVI веке. Сначала он долгое время хранился в сокровищнице короля Богемии, причём не сохранилось данных о том, откуда и как он туда попал. Потом камень переехал в Скандинавию, затем — в Швецию и наконец оказался в России.
Интересно, что за яркий цвет камень долгое время называли «самым большим рубином Европы». Оспорил это утверждение российский учёный‑минералог А. Е. Ферсман. Он исследовал камень и доказал, что это не рубин, а рубеллит — крайне редкая разновидность турмалина.
Бриллиантовая брошь «Роза»
Уникальный экспонат, прототипом для которого послужил цветок, забытый на скамейке.
Изготовили его в 1970 году по мотивам двух фотоснимков императорских украшений. Но ювелиру хотелось сделать не просто брошь, а максимально реалистичный цветок. Сотрудники мастерской неоднократно приносили автору розы и даже целые букеты, но подходящий образец никак не находился. А «тот самый» цветок ювелир случайно увидел на скамейке Филёвского парка.
Уникальность украшения — не только в его истории. Брошь изготовлена из золота, платины и 1466 крошечных бриллиантов. Цветок крепится к стеблю невидимой подвижной пружинкой, и даже при лёгком движении вокруг розы вспыхивает облако бриллиантовых искр.
Орден Золотого руна
Необычная награда в виде цветка и фигурки барашка. Потрясающей красоты орден выполнен из золота, бриллиантов и крайне редких бразильских топазов розовато‑лилового цвета. Такие оттенки получают в результате термической обработки — обжига.
Кто был владельцем ордена, точно неизвестно. Некоторые утверждают, что ценность, возможно, принадлежала императору Александру I. Однако минералог А. Е. Ферсман, исходя из огранки камней, датировал украшение серединой XIX века. По его мнению, оно могло принадлежать Александру II или Александру III.
Бриллиантовый портбукет
Эта миниатюрная брошь служила не только украшением, но и крошечной вазочкой для цветов. Портбукет изготовили приблизительно в 1770 году. Его стебли выполнены из золота, покрыты зелёной эмалью и перевиты большим бантом с лентой, который украшен бриллиантами.
Брошь в виде миниатюрной вазы крепилась к одежде при помощи шпилек. Вверху есть отверстие, куда вставляли крошечный букетик.
Шляпка куклы Пандоры
Миниатюрная брошь, копирующая модный предмет женского гардероба 1770‑х годов. Изящная шляпка с полосами из ярко‑красных рубинов и бриллиантов украшена бантом из изумрудов и лавровой веточкой с зелёной эмалью.
С названием украшения связана необычная история. В России первые модные журналы стали выпускать только в конце XVIII века, а до этого для выбора нарядов дамы пользовались специальными куклами. На них примеряли новые модели и украшения, которые потом заказывали у ювелиров и в ателье. Такая практика зачастую обходилась мужьям модниц в целое состояние — из‑за этого куколок и стали называть «Пандорами» — в честь древнегреческой красавицы, которая принесла людям разорение.
Как попасть в Алмазный фонд
Экспозиция находится в здании Оружейной палаты. Чтобы попасть внутрь, сначала надо пройти через пункты досмотра в Кутафьей или Боровицкой башне на территорию Кремля. А уже потом отправляться в Оружейную палату.
Правила посещения
- Внутрь пускают только в составе организованной группы, самостоятельно погулять по выставке не получится. Знакомство с экспонатами занимает 45-50 минут.
- Билеты в музей Алмазный фонд продаются в кассе выставки. Также их можно забронировать на сайте Гохрана России. Выкупить нужно в кассе в день посещения, причём не позже чем за час до начала экскурсии. Для покупки билета потребуется паспорт.
- Чтобы посетить Алмазный фонд, нужно приехать к входу за 10-15 минут до начала экскурсии. И не забудьте про время, которое потребуется для досмотра на пропускном пункте Кремля. Обычно на это уходит около 30 минут.
- Во время экскурсии нельзя фотографировать и записывать видео. Запрет касается не только профессиональной техники, но и телефонов. Звук на мобильном, кстати, тоже нужно будет отключить.
Можно собрать экскурсионное комбо: например, отправиться в Алмазный фонд с гидом‑москвичом. Обычно в программу включают не только посещение главной сокровищницы страны, но и прогулку по Александровскому саду.
Стоимость билетов
Обычный билет без льгот стоит 800 рублей. Для льготных категорий граждан — 100 рублей (чтобы приобрести билет со скидкой, нужно предъявить документы, которые подтверждают право на получение льгот). Для детей до 7 лет посещение музея бесплатное.
Режим работы
Кассы находятся в Александровском саду по адресу улица Манежная 2-10, здание 3. Открыты они с 09:00 до 16:30, перерыв с 12:00 до 13:00. Билеты продают каждый день, кроме четверга.
Расписание работы Алмазного фонда: с 10:00 до 18:00, с перерывом с 13:00 до 14:00. Посетителей ждут здесь с пятницы по среду, четверг — выходной. Изменения в графике работы в праздники можно уточнить на сайте Гохрана России.
Как добраться
Проще всего доехать на метро. Рядом с музеем находятся станции: «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая», «Арбатская» и «Александровский сад». От последней ближе всего идти до касс музея.
Можно воспользоваться и наземным транспортом. Нужно доехать на автобусах до остановки «Боровицкая площадь», «Библиотека имени Ленина» или «Большой Каменный мост», а оттуда пройти пешком около 5-10 минут.
Заключение
Во время посещения Алмазного фонда от блеска драгоценных камней и обилия изящных украшений разбегаются глаза. Огромный сапфир, портретный алмаз, брошь с подвижным цветком — роскошные экспонаты можно перечислять долго. Но лучше один раз увидеть. Например, во время экскурсии по Кремлю или прогулки по Москве с местными гидами.
Автор: Анастасия Рыбина
Заглавное фото:
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Из сердца столицы — по самым знаковым местам в компании знатоков города