Александринский театр — шедевр Карла Росси в Санкт-Петербурге
Всё о первом публичном театре РоссииАлександринский театр на карте Санкт‑Петербурга
История Александринского театра
Труппа знаменитой Александринки появилась раньше, чем само здание на площади Островского. 30 августа 1756 года Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I, издала государственный указ об основании первого в Российской империи публичного театра. Артисты начали выступать в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Директором назначили драматурга А. П. Сумарокова, а труппой руководил известный актёр Ф. Г. Волков.
Строительство здания при Александре I долго откладывалось, и первое выступление в новых стенах состоялось только в 1832 году, уже при правлении Николая I. А в 1836 году на сцене театра прошла первая знаковая премьера — «Ревизор» по знаменитой комедии Н. В. Гоголя. Писатель лично участвовал в постановке спектакля.
К концу XIX века в Александринке были поставлены многие культовые произведения: «Гроза» А. Н. Островского, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, «Чайка» А. П. Чехова. В XX веке вплоть до революции активное участие в новых спектаклях принимал режиссёр В. Э. Мейерхольд. Под его руководством вышел легендарный «Маскарад» по произведению М. Ю. Лермонтова, который был высоко оценён публикой и критиками.
В годы Великой Отечественной войны труппа находилась в эвакуации, а на сцене Александринки давали представления актёры Театра музыкальной комедии.
С 2003 года художественное руководство взял на себя известный советский и российский актёр, режиссёр и педагог Валерий Фокин. При его содействии в 2006 году провели масштабную реконструкцию исторического здания на площади Островского.
В мае 2013 года торжественно открылась Новая сцена театра, которой в 2022 году присвоили имя Всеволода Мейерхольда. А в следующем году во дворе появился памятник прославленному русскому режиссёру.
Архитектура здания
В 1816 году Карл Росси приступил к проектированию здания театра и прилегающей к нему территории. Известный русский архитектор итальянского происхождения предложил 18 вариантов планировки и лично руководил всеми строительными работами, которые начались только в 1828 году.
Перед Росси стояла непростая задача. Нужно было не только создать роскошное и вместительное здание для главной сцены Санкт‑Петербурга, но и вписать его в архитектурный облик города. По замыслу архитектора, основообразующей стала система двух площадей (Островского и Ломоносова), которые соединяла Театральная улица (теперь улица Зодчего Росси).
Фасад театра в стиле позднего классицизма обращён к площади Островского и Невскому проспекту. Он украшен глубокой лоджией с шестью колоннами коринфского ордера. Над ней установлена квадрига Аполлона (античная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми), которую выполнил скульптор В. И. Демут‑Малиновский. Боковые фасады театра украшены восьмиколонными портиками — крытыми галереями, выступающими за основной объём здания. А в нишах с торцов находятся статуи древнегреческих муз — покровительниц трагедии, комедии, танца и истории.
Новаторским решением Росси стало то, что для перекрытий использовались металлические конструкции. Они были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка. Изначально многие приближённые императора выражали сомнения насчёт возведения подобных перекрытий, и Росси потребовалось немало усилий, чтобы убедить Николая I в их прочности.
Новый театр открылся для публики 31 августа 1832 года. Он был назван в честь супруги императора Николая I — Александры Фёдоровны. В 2020-м учреждение культуры получило новое официальное название — Национальный драматический театр России.
Интерьеры Александринского театра
Сегодня зрители попадают в бывший каретный коридор и фойе нижнего яруса, которое раньше называлось сенями. Они не изменились с момента основания театра. Когда‑то здесь по утрам толпились представители разных сословий в ожидании открытия билетной кассы. Своды здесь расписаны в технике гризайля — росписи с градациями одного тона, имитирующей скульптурную лепку. На потолке — бронзовая люстра, а на стенах — бра со стрелами, только вместо свечей теперь электрический свет.
Одно из самых интересных пространств театра — царское фойе с выходом на балкон‑лоджию, откуда открывается вид на памятник Екатерине II. Раньше здесь могли находиться только члены императорской семьи, свита и приглашённые гости. Потолок украшает бронзовая люстра 1830‑х. По бокам находятся два мраморных камина со старинными зеркалами. Роспись на сводах — театральные маски и инструменты — появилась в 1932 году.
В центре зрительного зала расположена самая богато декорированная ложа, которая предназначалась императорской семье. Её украшает золочёная резьба по эскизам Росси: орлы держат в клювах гирлянды из лавра. Стены обиты красным шёлком. А под потолком находится люстра XIX века, выполненная по эскизам архитектора Л. Н. Бенуа. В этой роскошной ложе члены монаршей семьи появлялись только во время официальных выходов со свитой. А в обычные дни они занимали маленькую личную ложу слева у самой сцены.
Плафон зала в середине XIX века украшали росписи Антонио Виги, а в 1932 году его заменили на новый современный декор в виде венков роз, фигур нимф и ангелов с трубами. По углам потолка — изображение театральных масок. Большая бронзовая золочёная люстра с хрустальными элементами была привезена в театр из Зимнего дворца в 1932 году.
За время существования Александринки в зале сменилось несколько занавесов. С 2006 года, когда в театре прошла реставрация, появился современный. Его создали по эскизам художника А. Я. Головина к спектаклю «Маскарад», премьера которого прошла 25 февраля 1917 года в революционном Петрограде. Это была последняя постановка в императорской России.
Музей русской драмы
Экспозиция открылась в 2006 году и находится на месте бывших зрительских фойе третьего яруса. В восьми залах представлена коллекция костюмов, театральной мебели, эскизов декораций к спектаклям и личные вещи актёров.
Наиболее интересными являются именные залы: Тургеневский, Головинский и Гоголевский. В первом можно посмотреть на уникальные эскизы декораций к спектаклю «Дворянское гнездо». Во втором выставлена коллекция реквизита и костюмов, созданная художником Головиным в соавторстве с Мейерхольдом. Большая часть этой экспозиции рассказывает о «Маскараде». В зале, посвящённом пьесам Николая Гоголя, можно найти подлинные предметы из спектакля «Похождения Чичикова» 1974 года, а также фото различных постановок «Ревизора».
Билеты в музей приобретаются отдельно.
Памятник Екатерине II
Расположен перед театром на площади Островского, которую раньше недолго называли Александринской. Торжественное открытие памятника российской императрице состоялось в 1873 году в присутствии Александра II и членов царской семьи. Вместе со сквером, в центре которого установили монумент, бронзовая фигура Екатерины Великой составила единый ансамбль театральной площади.
На создание памятника ушло практически 50 тонн бронзы. Высота монумента вместе с гранитным пьедесталом — 14,9 метра. Автором фигуры императрицы был скульптор М. А. Чижов. А вот фигуры сподвижников Екатерины II, которые окружают основание статуи, выполнил другой скульптор — А. М. Опекушин. Среди приближённых императрицы он запечатлел, например, князя Г. А. Потёмкина, княгиню Е. Р. Дашкову, поэта Г. Р. Державина, полководца А. В. Суворова.
Новая сцена Александринского театра
Помимо исторической сцены, в 2013 году открылась ещё одна. Расположена она на набережной реки Фонтанки. Здания Основной и Новой сцен находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга.
Авторы проекта — архитекторы из бюро «Земцов, Кондиайн & партнёры». Основной объём новых помещений был построен с использованием старых кирпичных стен XIX века, где размещались театральные мастерские. В архитектуре здания также сочетаются обширные стеклянные поверхности и металлические конструкции.
На Новой сцене, которая способна вместить до 300 человек, проходят спектакли, концерты классической, джазовой и электронной музыки, танцевальные перформансы.
Репертуар Александринского театра
Особое место в репертуаре Александринки занимают спектакли по произведениям Гоголя. «Женитьбу» впервые поставили в 1842 году, и с того времени она регулярно присутствует в афише. Премьера постановки режиссёра Фокина прошла в 2008 году, завоевав престижную премию «Золотая маска».
Ещё один знаковый спектакль — «Маскарад». В современной версии того же Фокина переосмысляется постановка Мейерхольда 1917 года. Этот спектакль тоже получил премию «Золотая маска».
Помимо произведений русских авторов, в Александринке уделяют внимание и зарубежной классике. Например, в репертуаре есть современные постановки по классическим трагедиям Шекспира — «Гамлет» и «Отелло».
Где и как купить билеты в Александринский театр
Билеты на любой спектакль можно приобрести на сайте театра (в разделе «Афиша и билеты»), а также в билетных кассах, которые находятся в зданиях Основной и Новой сцен. Кассы работают каждый день с 11:00 до 20:00. Перерыв на обед в историческом здании — с 14:00 до 15:00, в новом здании — с 15:00 до 16:00.
Некоторые спектакли доступны по Пушкинской карте, которая даёт право бесплатного посещения различных культурных мероприятий гражданам с 14 до 22 лет.
Где находится Александринский театр и как до него добраться
Историческая и Новая сцены открыты по разным адресам в центре Северной столицы. Главное здание находится на площади Островского, 6, новое — на набережной реки Фонтанки, 49а. Ближайшие к сценам станции метро — «Гостиный Двор» и «Невский проспект». Наземным транспортом до театров можно доехать на трамвае № 3 по Садовой улице (остановка «Гостиный Двор») и троллейбусами и автобусами по Невскому проспекту (остановка «Дворец творчества юных»).
Заключение
Историческое здание Александринки по богатству интерьеров и ювелирной работе реставраторов можно сравнить разве что с Большим театром в Москве. А Новая сцена с её неординарным архитектурным решением заслуживает особого внимания любителей эклектики. Кстати, в Санкт-Петербурге расположен ещё один известный бывший императорский театр — Мариинский, история которого не менее интересна. Открыть театральную сторону Северной столицы и узнать самые интересные факты о главных сценах города путешественникам помогут местные гиды.
Автор: Анастасия Билибина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии