Одна из центральных площадей города Бухары, известная своим уникальным архитектурным ансамблем, сформированным ещё в Средневековье. Ляби-Хауз украшают медресе Кукельдаш, медресе Диван-Беги и Ханака Диван-Беги, а в самом центре площади расположен хауз Надир-Беги — водоём восьмиугольной формы, глубина которого достигает 5 метров. Он считается самым большим из похожих сооружений в Центральной Азии. История локации началась в XVI-XVII века, когда Ляби-Хауз представляла собой оживлённую базарную площадь. Развитию торговли в этом месте Бухары способствовало близкое расположение крупных крытых базаров. Сегодня комплекс Ляби-Хауз имеет статус важного памятника средневековой архитектуры Бухары и часто входит в программы экскурсий по историческому центру города.
Самый древний архитектурно-археологический памятник Бухары, ставший узнаваемым символом города. Крепость Арк занимает общую площадь в 4 гектара, а её стены возвышаются на 20 метров. Форма Арка — неправильный прямоугольник. Самые ранние здания в ансамбле цитадели датируются XVII веком. Но возраст постройки, как и самого города Бухары, до сих пор неизвестен. В документе XII века рассказывается о разрушении крепости Арк в период с X по XII век. И уже тогда летописцы утверждали, что Бухара была построена три тысячи лет назад. Цитадель хранила в себе уникальную библиотеку, что привлекало разных учёных и исследователей, например Авиценну и Омара Хайяма. Но эти письменные источники не дошли до наших дней — библиотека пострадала в войнах, грабежах и пожарах. Многие годы Арк был сердцем Бухары, и каждый хан или эмир менял лицо крепости. Одни строили здания, другие разрушали их, чтобы построить мечети. Сильнее всего сооружение пострадало при осаде Арка, которую инициировал М. В. Фрунзе в 1920 году. Сегодня здесь располагается Бухарский музей-заповедник, в крепости проводят экскурсии.
Памятник средневековой архитектуры, расположенный в самом центре Бухары. Минарет Калян является центральной постройкой целого ансамбля, в который также входит мечеть Калян, медресе Мири Араб и медресе Амир Алим-Хана. Инициатором строительства был караханид Арслан-хан, который в 1127 году приказал построить новую башню на месте обвалившейся деревянной, но уже из жжённого кирпича — этот материал был очень распространён в то время. Постройка без изменений простояла до 1924 года, когда Красная армия билась за Бухару. При обстреле пострадала верхняя часть минарета. Но её быстро починили, и следующая реставрация была произведена уже в 1960 году. Тогда укрепили фасад. Сегодня высота минарета Калян составляет 46,5 метра, а диаметр — почти 10 метров. Верхняя открытая часть, с которой муэдзин призывает на молитву, украшена особого вида сводом-сталактитом — это купол, в котором поверхность не гладкая, а выложена ступенчатыми ленточками. Интересно, что кирпич и раствор из смеси глины и гипса со временем взаимопроникли друг в друга, что превратило стены в монолит.
В 1651-1652 годах по приказу правителя Абдулазиз-хана в Бухаре построили медресе, ставшее ярким памятником средневековой архитектуры и местом, куда стремятся попасть путешественники. Абдулазиз-хан хотел возвести здание, затмевающее все сооружения, построенные когда-либо в Бухаре. На карте города медресе Абдулазиз-хана можно найти напротив более старого медресе Улугбека. Для облицовки и создания декора нового здания были применены едва ли не все существующие техники. Помимо традиционной майолики, мозаики и изразцов использовались также лепка и резьба по алебастру, роспись по кундалю, мраморная плитка. В орнаментах также встречаются разные мотивы: геометрические, растительные, животные. Несмотря на свою помпезность, здание не было завершено. За годы существования некоторые декоративные элементы обвалились и потускнели. Однако школа Абдулазиз-хана — последнее крупное медресе Бухары. После него начался упадок архитектуры. Поэтому эту достопримечательность точно стоит посмотреть.
Это архитектурный ансамбль в исторической части Бухары, в который входит здание самой мечети, минарет и хауз. Располагается Боло-Хауз рядом с крепостью Арк. О возведении храма существует две легенды. По одной мечеть построили по желанию супруги бухарского правителя в 1712 году. Другая рассказывает, что святыню построил Эмир Шахмурад, которому нравилось молиться с простыми горожанами. До наступления революции мечеть являлась основным пятничным храмом в городе. Боло-Хауз имеет два зала: зимний и летний. Роль летнего получила сводчатая площадка, закрытая с трёх сторон, — айван — высотой 12 метров. Потолок летней молельни, который опирается на деревянные колонны, украшен резьбой и различными орнаментами, в которых просматриваются геометрические формы и цветы. Зимний зал расположен в помещении, где есть четыре колонны и несколько входов. Весь интерьер мечети стилизован под типичный среднеазиатский стиль XVIII века. В 1917 году местный зодчий Ширин Мурадов построил минарет. Комплекс Боло-Хауз является не только достопримечательностью Бухары, но и объектом охраны ЮНЕСКО.
Внук Тамерлана, третий из династии Тимуридов, правитель тюркской державы Улугбек был известен своим интересом и любовью к наукам, а потому всячески старался поддерживать учебные заведения на подвластных землях. Со времён его правления до наших дней дошло три медресе. Одно из них находится в Бухаре и является самым древним в городе. Учебное заведение было построено в 1417 году, но увидеть его воочию Улугбек смог только в 1419-м, так как был очень занят семейными и государственными делами. Впоследствии это заведение долго оставалось центром культурной и научной жизни города. Фасад постройки богато украшен тонкой работы мозаикой. Можно заметить, что в орнаменте мозаики присутствует немало астральных мотивов. Этот момент связывают с любовью Улугбека к астрономии. Так как за годы своего существования здание неоднократно ремонтировалось, в его украшениях можно увидеть как элементы XV века, сохранившиеся со времён жизни Улугбека, так и элементы более поздних времён.
«Источник Иова» — так переводится это название. Никто не знает, где произошла история, описанная в Библии и Коране, но мусульмане считают, что окончилась она в Бухаре в XV веке до нашей эры. Когда на исходе дней пророк Айюб (Иов) пришёл в Бухару, он ударил посохом о землю, и из неё потёк ручей, водой из которого стали лечиться местные жители. Возле источника, по легенде, и похоронен пророк. Со временем вокруг могилы святого построили мавзолей. Дата его возведения не ясна: встречаются элементы XI века, надписи внутри говорят о XII веке, а восточная часть датируется XVII веком. Самостоятельному исследователю Бухары обязательно стоит посетить эту усыпальницу, смотреть на которую можно с разных сторон — и вид будет разным из-за наличия четырёх разных куполов, украшающих прямоугольное здание. Здесь можно провести целый день: осмотреть достопримечательность, посетить музей водоснабжения, оборудованный прямо в мавзолее, и просто отдохнуть в парке рядом.
В наши дни трудно удивиться наличию обменного пункта в каждом торговом центре, а вот в древние времена обмен валюты был весьма трудоёмким процессом. Одним из таких разменных центров был базар Токи-Саррафон, чьё название с персидского языка так и переводится — «башня менял». Постройка была завершена в 1535 году во время правления Убайдулла-хана. В эпоху Шайбани Бухара приняла звание коммерческого центра, и в честь менял начали называться другие культовые здания и постройки. Отличительная особенность здания — небольшой купол и арка, которая выделяет базар среди остальных сооружений Бухары. На данный момент базар Токи-Саррафон находится под защитой государства и внесён в национальный список культурного наследия.
Этот герой мусульманского эпоса известен во всей Средней Азии, на Ближнем Востоке и даже в Китае. Он же фигурирует под именами Молла Насреддин и Эфенди. С его именем связано множество анекдотов и преданий. Например, на русском языке известно 1238 историй с Ходжой Насреддином в главной роли. Во всех сюжетах благодаря своему острому уму Насреддин не раз выходил из трудных ситуаций не только целым, но ещё и с прикупом. Предположительно, всё-таки реальный человек с таким именем существовал, и жил он в XIII веке. Но доподлинно это неизвестно. Памятник в Бухаре представляет этого ловкого персонажа сидящим на осле в халате и едва не свалившихся туфлях. Он радостно улыбается и приветствует прохожих, подняв левую руку вверх, а правую приложив к груди, что означает сердечную радость от встречи. Повстречаться с ним можно в центре города, на площади Ляби-Хауз.
Торговый купол Токи-Заргарон — один из необычных крытых рынков прошлого. В древние времена улица, на которой находится постройка, была очень оживлённой. Токи-Заргарон предназначался для ювелирной торговли, и торговцы драгоценностями съезжались сюда, чтобы продать свой товар на наиболее выгодных условиях. Так продолжалось до начала XX века, когда место ювелиров заняли торговцы сельскохозяйственной продукцией — мясом и молоком. До наших дней Токи-Заргарон дошёл в хорошем состоянии и привлекает множество путешественников. Современные бухарцы до сих пор используют купол как торговый павильон и торгуют сувенирами на любой вкус. Здесь можно купить и традиционные современные сувениры, и антикварные предметы, а также посуду и украшения, картины, книги, ковры и другие изделия в восточном стиле. Располагается крытый базар в самом сердце Бухары и входит в список памятников ЮНЕСКО как часть исторической застройки города.
Место, которое часто входит в маршруты обзорных экскурсий. Средневековая мечеть располагается в исторической части Бухары и, как и другие постройки центра города, является памятником наследия ЮНЕСКО. Считается самой первой мечетью в Центральной Азии. В древние времена здесь стоял языческий храм, рядом продавали идолов, пряности и лекарства. Ярмарка именовалась Мах — в честь местного правителя. Название перешло и на мечеть, но позже святыню начали называть «Магак», что означало «утопающий». Дело в том, что здание располагалось в яме, образованной в результате тектонических изменений. Сегодня храм стоит ниже основного уровня земли на 4,5 метра. Неоднократно мечеть разрушалась и восстанавливалась. Так, она сгорела в 937 году, когда в Бухаре был сильный пожар. Восстановили здание в XII веке. Следующая реконструкция прошла в XVI столетии. Строение соединяет в себе архитектурные элементы различных эпох. Из декора сохранились некоторые алебастровые фрагменты и участки кирпичной кладки. Мечеть уже не функционирует, в ней разместили музей ковров.
Является частью комплекса Пои-Калян — в его ансамбль также входят минарет Калян, медресе Мири Араб и медресе Амир Алим-Хана. Средневековая мечеть Калян — главная пятничная мечеть в Бухаре и одна из самых больших в Центральной Азии. Постройка имеет статус памятника наследия ЮНЕСКО. Она была возведена в 1514 году во время правления Убайдулла-хана. Храм занимает пространство общей площадью в 1 гектар и способен вместить до 12 тысяч человек. На плане здание имеет прямоугольную форму, в каждом углу которого устроены айваны — помещения со сводами, полностью открытые с внешней стороны. Фасад восточного входа представляет собой огромный портал. Он украшен мозаикой с традиционными орнаментами времён Тимуридов. Во дворе мечети в обе стороны от главного здания простираются галереи с проёмами в виде арок. Стены внутри самой мечети покрыты орнаментами и текстами из Корана. По пятницам здесь проводятся особые службы. В этот день в храм пускают только верующих. Учтите это, планируя маршрут на день.
Узбеки, как и многие восточные народы, очень чтят своих предков, а захоронения великих людей выделяются в местных путеводителях. Исмаил Самани — национальный герой Узбекистана и Таджикистана, эмир древнего государства Саманидов. Благодаря ему на этих территориях отказались от зороастризма и приняли исламскую культуру. Точная дата постройки неизвестна, приблизительно конец IX — начало X века. Исмаил воздвиг семейный склеп на могиле своего отца. Сегодня это единственное уцелевшее здание эпохи Саманидов на территории Бухарского оазиса — пространства плодородных земель на юго-востоке Узбекистана. Здание мавзолея считается старейшим архитектурным памятником города, также это одно из первых сооружений, полностью построенных из жжённого камня. Располагается мавзолей Саманидов в историческом центре Бухары — комплекс его построек входит в список наследия ЮНЕСКО.
В XIX веке в эпоху правления Хайдара в Бухаре построили медресе, внешне сильно отличающееся от других зданий подобного назначения. Двор окружают 59 худжр — келий — в один этаж, юго-западный угол занимает мечеть, а в южной части расположились конюшни. Надвратная постройка медресе представляет собой двухэтажное сооружение с куполом и четырьмя угловыми минаретами — в переводе с персидского Чор-Минор означает «четыре минарета». При первом осмотре башенки здания кажутся одинаковыми, но каждая из них украшена разными декоративными элементами. Долгие годы медресе служило в качестве высшего учебного заведения Бухары, которое обладало впечатляющей библиотекой и было одним из самых крупных суфийских центров города. Медресе Чор-Минор работало вплоть до прихода советской власти. На сегодняшний день постройка входит в Список наследия ЮНЕСКО.
В 1622 году сановник Узбекистана Нодир-Диван-Беги решил построить в городе Бухаре караван-сарай — комплекс построек с внутренним двором, где могли бы расположиться путешественники вместе со своими животными и багажом. Строительство развернулось на площади Ляби-Хауз. В те времена это было место оживлённой торговли, поэтому караван-сарай мог принести много прибыли. Но планы не осуществились, и возведённое в 1622-1623 годах здание было переоборудовано под медресе. Впрочем, такие перемены тоже сыграли на руку Нодиру-Диван-Беги — после этого он прослыл меценатом и защитником ислама. Фасад здания богато украшен мозаикой. Над аркой портала изображаются небольшие лани, а также красивейшие и довольно крупные «птицы счастья» — симурги. Сегодня медресе Нодир-Диван-Беги по-прежнему украшает ансамбль площади Ляби-Хауз и вместе с другими зданиями исторического центра Бухары входит в список памятников ЮНЕСКО. Посетить самые интересные и красивые из них можно на экскурсии.Такую красоту точно захочется сфотографировать!
В XVI веке Бухарское ханство активно развивалось, и в столице возводилось много новых зданий. Одна из построек того периода — медресе Кукельдаш — стала самой большой школой не только в Бухаре или Узбекистане, но и во всей Средней Азии. Возводилось здание на деньги влиятельного сподвижника Абдулла-хана ІІ, хана Кулбабы Кукельдаша. При постройке классическая планировка медресе была нарушена — обычно глухие наружные стены фасадов оказались дополнены лоджиями. Стены традиционно украшены мозаикой. В основном это геометрический орнамент, иногда встречается также растительный. Интерес представляет и купол угловой аудитории — арки здесь размещаются нестандартно для подобных сооружений. В результате получилось оригинальное интерьерное решение. Располагается здание медресе рядом с площадью Ляби-Хауз и является частью её архитектурного ансамбля.
Это важный пункт экскурсии по Бухаре. Загородная резиденция последнего правителя Бухарского государства Саида Алим-хана принадлежала ему до прихода в 1920 году советской власти на территорию Узбекистана. Бывший эмир так и не смирился с собственной участью и до конца дней оплакивал невозможность вернуться на родину. Но тем не менее он внёс неоценимый вклад в историческое наследие Узбекистана. Дворец делится на две части: старую, построенную ещё в XVIII веке, и новую, которую Алим-хан строил в XX веке. Название дворца переводится как «звезда, похожая на Луну», что отсылает к лунообразной форме здания. Дворец богато украшен фонтанами, скульптурами и росписью в спокойных тонах. Внутреннее убранство дворца способно рассказать об ушедших временах Бухарского эмирата. Внутри расположено много предметов прошлой эпохи: ковры, картины, вазы, люстры и мебель. Сейчас помпезное здание выполняет роль музея декоративно-прикладного искусства.
Боло-Хауз — это архитектурный комплекс XVIII века, который украшает собой центр Бухары. Расположен он напротив высоких стен крепости Арк. В ансамбль входит несколько сооружений: это здание мечети, минарет и хауз — искусственный водоём с питьевой водой. Самой поздней постройкой стал минарет, башня которого возвышается в центральной части комплекса — его построили почти через 200 лет после возведения мечети, а именно в 1917 году. Он приковывает внимание своим декором: стены покрыты синим орнаментом на кладке из красного кирпича. А ещё минарет имеет интересную деталь в верхней части: площадка для муэдзина окружена сталактитовым «воротником». Ансамбль Боло-Хауз входит в список наследия ЮНЕСКО как часть исторического центра Бухары. Посетить все самые интересные памятники архитектуры древнего города можно в рамках экскурсии.
В 12 километрах от исторической столицы Узбекистана находится величественный дворец правителя Бухарского эмирата. Город, в котором находится сооружение, раньше назывался Новой Бухарой, а в 1935 году был переименован в Каган. Построенный в 1898 году по приказу эмира Саида Абдулахад-хана дворец считается жемчужиной узбекской архитектуры. Примечательно, что автором проекта является Алексей Бенуа — русский архитектор. Стройкой руководил также русский инженер, а к возведению дворца приглашались русские и местные мастера. В связи с этим в здании чётко проглядываются европейские нотки. Как рассказывает легенда, после принятия объекта эмир счёл дворец излишне грандиозным для себя и не стал в нём жить. В дальнейшем комплекс стал использоваться как гостевой дом для высокопоставленных гостей и чиновников. В наше время в здании находится Дворец культуры железнодорожников. Оно внесено в национальный список культурного достояния.
Находится это место в селении Сумитан, неподалёку от Бухары. Некрополь считается самым большим мавзолеем в Средней Азии. Здесь покоятся останки четырёх шейхов — духовных лиц — из династии Бакров. Их имена записаны в историю Узбекистана как активных распространителей ислама. Второе название Чор-Бакра — Город мёртвых. Эти сооружения и правда похожи на город, так как помимо строений здесь имеются оборудованные улицы и дворы, ворота и… надгробия (вместо домов). В центральной части комплекса стоит здание мечети, медресе и ханака — суфийская обитель. В Бухаре ислам начал распространяться уже в VIII веке благодаря Джуйбарским сейидам. Они являются потомками пророка Мухаммеда, основателя ислама. Тогда же появились и первые захоронения шейхов Абу-Бакров. А в XVI веке Абдулла-хан II обустроил их и включил поселение в черту города, чтобы защитить погребения от врагов. Самостоятельному осмотру некрополя лучше предпочесть экскурсию, чтобы узнать об истории покойных и строительстве сооружений.
Если дословно перевести слово «Гаукушон», получится «убивающий быков». Такое не самое подходящее для просветительского учреждения название медресе получило потому, что на месте его расположения до XVI века находилась скотобойня. Позже тут была торговая площадь, а образовательное заведение на этом месте было возведено в 1562-1567 годы. Время постройки Гаукушон совпадает с временем правления Абдулла-хана ІІ. Фасад здания украшен характерной для медресе, появившихся при Абдулла-хане ІІ, майоликой в синих, бирюзовых и зелёных цветах. Орнамент декора в основном цветочный, выглядит как спиральные стебли с листиками и цветами. Над некоторыми частями здания можно увидеть сохранившиеся в первозданном виде майоличные панно.
Святыня была возведена в XVI столетии в богатом бухарском квартале неподалёку от центра столицы. Это одна из самых старых квартальных мечетей в центральной части Азии. Название храма переводится как «высокая». Здание мечети состоит из двух частей. Одна из них, называемая зимней, имеет форму куба. Она затеняется айваном — второй, летней, частью мечети. Колонны айвана изготовлены из дерева и установлены на бетонные основания. Потолок и колонны построили уже в XIX веке. Михраб (ниша, направление которой обращено строго на Мекку) и интерьер украшены живописными росписями с применением позолоты. Орнаменты представляют собой бутоны и растительную зелень. Потолок отделан дощечками и также расписан орнаментами. Эта 500-летняя святыня Узбекистана относится к памятникам наследия ЮНЕСКО. Храм отличается сдержанностью. В нём удаётся укрыться от уличной суеты и шума, а также ощутить умиротворение.
Это исламское образовательное учреждение было построено в Бухаре в XVI веке. Сегодня это одно из старейших медресе региона. С первых дней своего существования это заведение считалось одним из самых престижных образовательных учреждений в Средней Азии. Однако в 1920 году, когда Бухару захватила Красная армия, медресе было закрыто и заброшено, как большинство религиозных зданий. Вновь открылось оно только в 1946 году и долгое время оставалось единственным на территории всего Советского Союза. Мири Араб — не только важное культурное, историческое и образовательное учреждение Узбекистана, но и красивое здание, входящее в ансамбль Пои Калян. В комплекс также входит медресе Амир Алим-Хана, минарет и мечеть Калян — все здания являются памятниками наследия ЮНЕСКО. Стены медресе Мири Араб украшены прекрасной мозаикой, изображающей растительный или геометрический орнамент. Также внимание привлекают два голубых купола. Выглядит это действительно впечатляюще и удивительно.
В 1588-1590 годы в Бухаре напротив медресе Модарихон возвели ещё одну школу, названную Абдулла-хан. Новое здание медресе было построено на деньги правителя Бухары Абдулла-хана. Вместе с Модарихон постройки образовали кош-медресе — архитектурный ансамбль двух школ, где фасады зданий обращены друг к другу. Медресе Абдулла-хана украшено довольно скромно, но его стены имеют яркий и запоминающийся облик — они украшены орнаментом, сложенным из цветных глазурованных кирпичей. Дополняет декор майолика. Во внутреннем дворе больше заметна рациональная, чем эстетическая составляющая. Здесь расположились худжры — монашеские кельи, а за ними — мечеть и аудитории для учебных занятий — дарсханы.
Усыпальница этого именитого поэта и богослова была воздвигнута во второй половине XIV века, в то время как сам Бохарзи умер в 1262 году. Постройка появилась случайно. Рядом с могилой Сейфеддина был построен мавзолей Буян-Кули-хана, чей авторитет в обществе никак не мог сравниться с давно почившим «эмиром мира», как называли Сейфеддина Бохарзи. В связи с этим местное духовенство решило построить мавзолей, значительно превышающий по грандиозности своего соседа. Здание отличается большим куполом, замыкающим архитектурный комплекс. На фасаде отсутствует декор, однако выделяется мощный портал и колонны по бокам.
Название «Намазгох» означает, что на данном месте, как и в освящённой мечети, может совершаться по всем правилам намаз — обязательная пятикратная молитва. Первая молитвенная площадка в Бухаре была устроена в IX веке на главной площади. Однако из-за большого количества молящихся стало не хватать места. Тогда намазгох соорудили за чертой города. В XII столетии тогдашний правитель Арслан-хан повелел жителям не покидать город, чтобы не ослаблять оборонные силы. Верующим пришлось купить сад Шамсабад и построить новый намазгох. Им стала кирпичная стена, длина которой была почти 38 метров. В ней сделали михраб — нишу, в направлении которой нужно стоять при молитве. По обе стороны от неё соорудили глухие арки. Монументальность святыня обрела в XVII веке. Первоначальную стену вмуровали в западную, михрабную, а на месте старой деревянной построили новую кирпичную кафедру для проповедей. Мечеть изящно украшена мозаикой в форме узоров и цитат, резным гипсом и арабскими надписями.
Если вы уже не знаете, что посмотреть в Бухаре, поезжайте в Варахшу. Путеводитель показывает 40 километров от города. Лучшие годы эта местность познала в VII-VIII веках. Здесь находилась резиденция бухарских правителей — вплоть до арабского завоевания. Варахша являлась своего рода военным щитом на западном крыле оазиса. Расположение на пути между Бухарой и Хорезмом способствовало развитию торговли. В поселении образовывались ремесленные центры, что доказывают раскопки. Хорошо удавалось в Варахше развивать и сельское хозяйство. Городище процветало и развивалось. Но наличие резиденции принесло много бед во время арабского вторжения. В XI столетии местность была разрушена. В 30-е годы XX века начались археологические работы. При раскопках удалось обнаружить комнату, на стенах которой ещё виднелись следы отделки — орнаменты и фигуры. На фресках можно увидеть всю нестабильность жизни тех времён. Правителям приходилось соблюдать старые традиции и держаться веры отцов, но в то же время притворяться новообращёнными исламистами перед арабами.
Эти ворота построил Абдулла-хан II — пожалуй, самый продуктивный застройщик столицы Узбекистана. Больше всего построек в Бухаре сохранилось со времён правления этого властителя — со второй половины XVI века. Кстати, Талипач означает «возвышенность падишаха». На карте ворота можно найти в западной части крепости, окружающей старый город — сейчас эту территорию занимает мавзолей Исмаила Самани. Через них проходили, чтобы попасть в Хорезм. А в городе путники попадали на торговую площадь и к мавзолею памяти библейского праведника Иова. Ворота представляют собой арку, окружённую широкими круглыми башнями с окошками-бойницами. В древности верх ворот в виде вертикальных лепестков украшал орнамент. Впервые их отреставрировали в 1960 году, а потом ещё раз в 2005 году. Вблизи ворот протекал искусственный источник Шахр-руд. Его отвели из реки Зеравшан, которая течёт в нескольких километрах от Бухары.
Несмотря на то, что Узбекистан является преимущественно мусульманской страной, второй по популярности религией является православие. Одним из самых важных и красивых православных храмов Узбекистанской епархии является храм архангела Михаила. При вопросе «что посмотреть в Бухаре» несведущему путешественнику сразу стоит найти на карте это культовое здание. На месте, где сейчас почитают архангела Михаила, изначально стояла церковь Александра Невского. Она была сложена из брёвен в 1860 году. Через 12 лет случился страшный пожар, который полностью спалил здание. Но история на этом не кончилась. Через три года здесь поставили новую церковь. Храм выложили из кирпича и освятили его в честь архангела Михаила. В советские годы судьба многих культовых сооружений была незавидной. Не стал исключением и этот храм. В нём хранили всякий скарб и провиант. А в 1931 году снесли колокольню. После развала СССР власти Узбекистана передали храм православным прихожанам, и он снова открыт для служб и молебнов.
С тех пор как в 70 году нашей эры император Тит разрушил Иерусалимский храм, тысячи евреев покинули Палестину и разбрелись по всему свету. Множество евреев ушло в Среднюю Азию. В Бухаре, которая была частью Шёлкового пути, осела довольно большая группа. В Бухаре евреи хоронили своих покойников на отдельной площади в центре города. Если смотреть сверху, площадка имеет форму прямоугольника с одним сильно вытянутым углом. Сегодня кладбище бухарских евреев занимает общую территорию около девяти гектаров. Самые старые надписи на надгробиях датируются XVIII веком. Но местные говорят, что ещё недавно видели могилу 800-летней давности. Со временем кладбище пришло в упадок: могилы из песчаника рассыпались, надписи на надгробиях стёрлись. Лишь в начале прошлого века здесь появилось ритуальное здание — оно было заброшено при советской власти. Уже в нашем столетии стараниями зарубежных евреев кладбище отреставрировали: выложили новые стенки могил, уложили новые надгробные плиты, отремонтировали и украсили ритуальное здание бело-синей мозаикой.
Файзулла Ходжаев, родившийся в конце XIX века в семье очень богатого купца, в советские годы занимал пост председателя Совнаркома УССР. Но карьера его закончилась типично для многих революционеров: в 1938 году он был обвинён в троцкистском заговоре и расстрелян. В хрущёвскую оттепель реабилитирован, и в его бывшем родовом гнезде организовали дом-музей. Купеческая резиденция находится в центре Бухары. Сам особняк появился в конце XIX века, когда местный купец приобрёл этот участок и построил на нём дом для всей своей семьи. По исламским обычаям дом разделён на части для мужчин и для женщин. Внутри он шикарно обставлен дорогой мебелью, украшен картинами и предметами традиционного восточного искусства. Огромный дворец купца Губайдуллы Ходжаева, отца Файзуллы, стал известной достопримечательностью Бухары. Музей представляет собой хранилище истории и культуры Бухарского эмирата. Расписная посуда, национальные музыкальные инструменты, роскошные халаты ручной работы представляют собой ценный этнографический материал. Во время экскурсии можно рассмотреть интерьер, убранство, мебель конца XIX — начала XX веков.
История места начинается в IV веке до н. э. Тут располагались небольшие поселения, которые со временем образовали один большой город. Общая площадь городища равнялась 20 гектарам. Центр Пайкенда венчала квадратной формы цитадель. От неё тянулись жилые кварталы. Для обороны города были возведены высокие стены, дозорные башни и крепости. Пайкенд был торговым раем для купцов. Но не одними продажами жило городище. К IX веку за крепостными стенами появляются ремесленные предместья — рабады, а также лагеря военных. После захвата местности арабами началось распространение ислама. В Пайкенде была построена большого размера мечеть и минарет, толщина которого равнялась 11 метрам. Обнаружить его удалось при раскопках. Также археологи откопали здесь и самую древнюю на среднеазиатских просторах аптеку. Городище испытывало острую нехватку воды. Начиная с XI века город перестал развиваться, а местные жители покинули свои дома. На сегодняшний день в городище ведутся археологические работы.
Эта локация рекомендована к самостоятельному посещению. Она будет интересна молодым людям. Карван-сарай Олимджон — это уникальный пример современного использования исторического пространства. Самому Олимджону уже более двухсот лет. Построенный как временное пристанище для путников и торговцев, он продолжает выполнять эту важную функцию. В 2015 году помещения караван-сарая арендовал Жамшид Кенжаев — человек, практикующий каучсёрфинг. Так называется вид путешествий, при котором каждый желающий может предоставить свой дом как ночлег для путешественника. Сначала в арендованном здании он основал шахматный клуб, а впоследствии стал принимать гостей из других стран. Кроме этого, Олимджон представляет собой арт-пространство, в котором располагается выставка фотографий узбекского художника Шавката Болтаева.
Это здание в середине старого города — одно из самых красивых в Бухаре. Находится рядом с торговым центром Токи-Саррафон. Построенный в XVI веке, Нугай верой и правдой служил путникам местом отдыха и сна. Единственный в своём роде караван-сарай, предлагавший своим постояльцам все удобства, включая воду и еду. Интересно, что в Нугае была представлена широкая производственная текстильная линия, к тому же это был значимый коммерческий узел. То есть это был своего рода «хаб», который аккумулировал дистрибьюторов. Постояльцы «гостиницы» торговали ценными товарами из Китая и Индии, чаем и специями из Ирана, а местные ремесленники распространяли культуру родного края в другие эмираты и страны. Кстати, сегодня караван-сарай также используется как переговорная и выставочная площадка, а ещё входит в список памятников наследия ЮНЕСКО как часть исторического центра Бухары.
Этот новодел появился в 2012 году. Власти Узбекистана таким образом восстанавливают память о прошлых значительных сооружениях, и привлекают путешественников к историческому прошлому Бухары. Дело в том, что в этой части бухарской крепостной стены точно такие же ворота установили ещё во второй половине XVI века. Так Абдулла-хан II позаботился о жителях близлежащих селений, хотя движение через них было небольшое. В 1939 году проход разрушили, так как поток людей (и машин) увеличился, и узкие ворота не могли обеспечить нормальное движение.
В 1566-1567 годах по велению правившего тогда в Бухаре Абдулла-хана было построено медресе. Оно возводилось в честь его матери и было названо Модарихон. В XVI веке на архитектуру Бухары часто влиял рационализм: уменьшалось количество дорогих материалов при постройке. Это сооружение он тоже не обошёл стороной, поэтому ярко и богато украшен только фасад. Взгляд приковывает огромный пештак — вход, выполненный в виде вертикального прямоугольника со стрельчатой аркой. Он украшен мозаикой, а над аркой красуется надпись майоликой, рассказывающая о годах постройки здания. По бокам от входа — два ряда арок. Это входы в комнаты общежития. Они украшены изразцами, из которых вдоль фасада выложен геометрический узор. Чуть позже напротив Модарихон было построено медресе Абдулла-хана. Вместе постройки образовали кош-медресе — ансамбль двух зданий, где главные входы обращены друг к другу.
Достопримечательность Бухары была выстроена в 1598–1599 годах. Основным материалом при возведении служил жжёный кирпич. Строил здание основатель монашеского центра Мавлон Поянда-Мухаммад Ахси Файзабад. Именно в его честь храм и назвали впоследствии. Святыню использовали не только для богослужений по пятницам, но и для ежедневных намазов, общих молитвенных и ритуальных собраний суфиев — мусульманских аскетов. Нередко здесь оставались на ночлег и странствующие дервиши, а также мусульманские монахи. Старейшины местной общины обладали большим авторитетом среди горожан. Мечеть имеет величественный и при этом сдержанный вид. К центральному залу подходят с двух сторон галереи, имеющие купольно-арочную архитектуру. Купольная чаша украшена резьбой. Основные цвета отделки — синий и белый. За михрабом — нишей, куда обращены молящиеся во время службы, — устроены келии в три этажа для пристанища странствующих.
Этот комплекс построили в начале XVI столетия. В здании расположился и молельный зал, и могила Ходжи Зайнутдина, и начальная мусульманская школа, а также несколько келий для путешественников. Главный фасад, расположенный на южной стороне, имеет огромный портал с пятигранной нишей. Отсюда можно зайти через двери в боковые помещения. Южный и северный фасады оснащены айванами (помещения со сводами) на деревянных колоннах, капители которых имеют вид сталактитов. Могила Зайнутдина расположена в сводчатой нише на западном фасаде. Интерьер мечети имеет богатое исполнение. Нижние части стен украшены панелями из мозаики. Стены, арки и купольная чаша расписаны растительными узорами. Есть тут и цитаты из Корана, которые расположены по периметру стен возле основания купола. Во дворе расположен бассейн прямоугольной формы — хауз. Он напоминает своим видом открытую пасть дракона.
Важным местом для посещения путешественника станет музей и мастерская кукол Хакимова Искандера — довольно известного мастера, чьи работы хранятся во многих музеях и коллекциях всего мира. Здешние экспонаты уникальны, каждый в своём роде неповторим. Часто гости музея отыскивают своих двойников, сами того не ожидая, ведь кукол здесь действительно много. Мастер делает своим куклам лица, изображающие разные эмоции. Но по большей части в экспозиции представлены куклы, изображающие узбеков, живших в прошлом, до социалистической революции. Для каждого экспоната подбираются наряды, оружие, парики. Кроме того, есть возможность посмотреть кукольное представление: здесь работает собственный мини-театр, в котором ставят постановки с национальным колоритом. Здание музея располагается в самом центре Бухары на площади Ляби-Хауз, напротив Ханака Диван-Беги.
Среди достопримечательностей Бухары отдельно от всех сооружений выделяется католический храм святого апостола Андрея Первозванного. Католичество в стране исповедуют менее тысячи человек, но тем не менее в 2010 году древняя Бухара получила свой костёл. Храм заметно отличается от привычных католических храмов. Выложенный из жёлтого кирпича Андреевский храм крайне аутентично вписывается в восточный антураж древнего города. Территория огорожена красивым кованым забором, который дополняет общую картину и дополнительно выделяет церковь из общей массы других построек.
Суфизм — направление в исламе — начал распространяться в Средней Азии в XII веке. Сегодня в Узбекистане находится несколько сохранившихся суфийских обителей — большая часть из них являются мужскими и расположены в Бухаре и окрестностях. Киз-Биби — редкий пример женской суфийской обители. Она находится в тридцати километрах от Бухары. Предание гласит, что молодая девушка Мастура-ханум сбежала от навязанного ей брака и поселилась в безлюдном месте недалеко от реки Зеравшан. Вместе с ней бежали три её подруги-ученицы. Постепенно к ним примкнуло много других практикующих суфизм, для которых пришлось построить жильё. Часть из них — под землёй. В одной из комнат однажды исчезла Киз-Биби, то есть та самая Мастура-ханум. Это произошло в 1523 году. Её место смерти и погребения так и не нашли, но обитель продолжила существование. В XVIII веке её облагородили, выстроив красивые здания для монахинь, посетителей и хозяйственных нужд. Интересно, что обитель с приходом советской власти сразу взяли под охрану государства. Медресе Киз-Биби окончили люди, которые служат муфтиями в России, Азербайджане, Казахстане. Здесь же учился первый президент Чечни — Ахмат Кадыров.
Само здание музея было построено в 1912 году и несколько раз меняло своё назначение. Сначала первый этаж занимал магазин одежды, а второй был отдан под банк. С 1920 год в помещениях размещалось отделение Государственного банка СССР, а в 1982 году здесь был открыт художественный музей, названный в честь средневекового мастера Камолиддина Бехзода — его работы также хранятся в местной коллекции. В залах представлено несколько экспозиций, которые знакомят посетителей с искусством восточных миниатюр и другими примерами декоративно-прикладного искусства. В коллекции также представлены собрания живописи и скульптуры авторов, корни или судьбы которых тесно связаны с Узбекистаном. В залах представлена и завораживающая ювелирная экспозиция, рассказывающая о древнем искусстве обработки драгоценностей. Также в местном исследовательском центре изучают древнюю письменность — имеется более трёх тысяч экземпляров разных книг и документов на древних восточных языках.
Бухара — ремесленный центр Узбекистана. В древности этот город выполнял функции мастерской по производству шёлка, бархата, ювелирных изделий. Отдельно бухарцы гордятся своей золотошвейной промышленностью. Археологические раскопки свидетельствуют, что шитьё золотом было распространено в Узбекистане ещё в VI веке, конкретно бухарские мастера упоминаются в документах, датированных XVII веком. Пик развития этого ремесла пришёлся на XIX-XX века. В 1930-х годах советским правительством была открыта Бухарская золотошвейная фабрика, куда съехались для работы самые лучшие работники этой сферы. Фабрика работает до сих пор в лучших традициях ремесла. Проводятся экскурсии по производственным помещениям. Фабрика всегда открыта для тех, кто хочет поближе познакомиться с узбекским национальным колоритом.
Буян-Кули-хан был правителем тюркско-монгольского государства, которое более 100 лет (1224-1340 годы) занимало территорию от реки Амударьи до современной Монголии. Усыпальница этого великого человека была построена в 1358 году рядом с могилой другого политического деятеля — Сейфеддина Бохарзи, над которой впоследствии также воздвигли величественный мавзолей. Здание — небольшая по своим размерам усыпальница, однако красиво украшенная различными надписями и резьбой как снаружи, так и внутри. Портал ведёт в комнату площадью всего 36 квадратных метров, украшенную массивным парусным куполом. Эта комната предваряет место погребения хана Буян-Кули. По обе стороны в стенах имеются выходы на крышу и крытые галереи. Мавзолей хорошо сохранился до наших дней. Даже облицовка не сильно пострадала, и можно рассмотреть рисунок из белой, синей, бирюзовой и фиолетовой плитки на терракотовом основании стен.