Транссибирская магистраль: самая длинная железная дорога в мире
История, маршрут и интересные фактыЧто такое Транссиб
Транссибирская магистраль — это железная дорога, которая соединяет центральную часть страны с Сибирью и Дальним Востоком.
Проблема транспортной доступности отдалённых от центра регионов страны возникла в государственной повестке ещё в середине XIX века. Однако по‑настоящему ею озаботились лишь к концу столетия. Добираться до сибирских и дальневосточных населённых пунктов было дорого и долго, поэтому российской власти предстояло придумать решение, которое сделало бы поездки в этом направлении дешевле и быстрее. Так, в начале 1890‑х годов Александром III был подписан указ о строительстве железной дороги.
Действующий император назначил куратором проекта своего сына, наследника престола Николая II, который принимал участие в торжественной церемонии закладки будущей трассы. Тогда он ещё не знал, что масштабная стройка продлится всё его царствование и закончится лишь накануне революции.
Строительство железнодорожной магистрали осуществлялось в невероятно сложных климатических и природных условиях. Инженеры и простые рабочие, в числе которых преобладали ссыльные и солдаты, трудились круглый год, каждый день преодолевая вызовы: высокие горы, непроходимую тайгу с дикими животными, бурные реки, болотистую местность и вечную мерзлоту. Несмотря на это и почти полное отсутствие привычной нам сегодня техники, они шаг за шагом прокладывали всё новые и новые отрезки рельсового пути.
Транссибирская магистраль была полностью сдана в 1916 году, став одним из самых значительных технических сооружений рубежа XIXXX веков. До её появления путь до дальневосточных границ государства занимал более одного года по суше или около двух месяцев по воде. После строительства трассы он стал стремительно сокращаться. Сейчас огромное расстояние преодолевается примерно за одну неделю. За это время поезда пересекают два континента, восемь часовых поясов, а также десятки рек и населённых пунктов России.
История строительства
В исторической литературе существует множество периодизаций строительства железнодорожной магистрали. Условно можно выделить три этапа.
Первый продолжался с 1891‑го по 1904‑й. В этот период трассу прокладывали одновременно с двух сторон: от Челябинска и Владивостока. Оба участка соединили с европейской частью страны в 1901‑м, но поезда пошли по объединённому рельсовому пути лишь через два года. При этом он прерывался на озере Байкал, через которое вагоны переправляли паромом. Полностью непрерывным Транссиб стал после того, как вокруг озера проложили ещё один железнодорожный участок. Это произошло в 1904 году.
Второй этап приходился на период с 1904‑го по 1916‑й, когда из‑за Русско‑японской войны возникла угроза безопасности Китайско‑Восточной железной дороги (КВЖД) — ещё одного отрезка Транссибирской магистрали, который пролегал через Маньчжурию. Вместо него построили новый участок вдоль Амура, от которого ранее отказались из‑за сложности работ. Прокладка железнодорожного полотна, а также сооружение моста через реку заняли несколько лет. Однако по окончании этих работ трасса полностью пролегала по территории Российской империи.
Третий этап связан с периодом СССР, когда обветшавшую магистраль несколько раз реконструировали с учётом новых технологий. В советский период также началась её электрификация, которая закончилась уже в XXI веке. Двухпутной она тоже окончательно стала уже в наше время.
Исторический маршрут
Исходной точкой с момента запуска трассы и до революции 1917 года считалась столица Российской империи — Санкт‑Петербург. После она была перенесена в Москву, где поезда сначала отправлялись с Курского вокзала (тогда Нижегородского), а затем с Казанского (ранее Рязанского). Конечной точкой почти всегда был Владивосток (за исключением периода активного использования КВЖД, когда некоторое время поезда также ходили до арендованной российскими властями военно‑морской базы Порт‑Артур).
Схема проезда к дальневосточным рубежам государства неоднократно менялась по мере перестройки и достройки рельсового пути. Историческим можно назвать участок Челябинск — Владивосток (восточная часть современной магистрали), когда в него входили станции Кругобайкальской и Китайско‑Восточной железных дорог — важные составляющие трассы на рубеже XIX–XX веков. Первая прекратила своё существование как часть Транссиба, но не спешит занимать место на страницах истории. Сегодня «чугунка» (КБЖД), пролегающая вдоль байкальского побережья, превратилась в памятник инженерного искусства, который может увидеть и опробовать любой желающий. Вторая в послевоенное время перешла в пользование КНР.
Современный маршрут
С середины XX века и по настоящее время путь по Транссибу начинается от Ярославского вокзала в Москве и заканчивается на берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке, проходит по территории пяти федеральных округов и двух десятков субъектов РФ, а его общая протяжённость от российской столицы до Тихого океана составляет около 9300 км. Это делает Транссибирскую магистраль самой длинной в мире. Сегодня она также имеет систему ответвлений в азиатские страны (например, Монголию, Китай, Казахстан и Корею).
Города по маршруту
Пассажиры поездов, следующих по Транссибирской магистрали, проезжают мимо десятков городов (около 90). Среди них есть несколько крупных, история которых тесно связана с историей трассы. Важнейшие в этом списке, а также исходная и конечная станции маршрута — Москва и Владивосток. В обоих мегаполисах находятся символические памятники, подчёркивающие их значимость для Транссиба, — так называемые верстовые столбы: с нулевой отметкой в российской столице и с отметкой «9288» — на Дальнем Востоке.
Санкт‑Петербург, как некогда начальная точка трассы, тоже имеет важное значение. Так, в память об Александре III, в царствование которого была инициирована стройка века, в городе установлен памятник. Скульптуру, изображающую императора верхом на коне, в начале прошлого столетия поставили прямо напротив Московского вокзала, откуда отходили поезда в направлении Тихого океана. Сегодня эта скульптура находится во дворе Мраморного дворца. Аналогичный памятник поставили в 1908 году в Иркутске, а также планировали установить и в конечной точке маршрута — во Владивостоке, — но там он так и не появился
А вот Новосибирск и вовсе обязан Транссибирской магистрали своим появлением на карте страны: его история начинается со строительства железнодорожного моста через реку Обь, который должен был стать важной частью пути. Старую переправу давно демонтировали, но один из её пролётов сохранили, превратив в исторический памятник.
Поезда, следующие в направлении Тихого океана и обратно в российскую столицу, также проезжают через Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Красноярск, Иркутск, Улан‑Удэ, Читу и Хабаровск. Схема проезда также включает десятки небольших населённых пунктов РФ.
Реки и озёра на пути
Одним из самых серьёзных испытаний для строителей трассы были могучие реки. Там, где возможно, через них прокладывали огромные переправы. К такому решению, например, прибегли, чтобы преодолеть один из самых широких водных участков Амура. То же самое сделали, когда железнодорожная магистраль дошла до Оби и Енисея.
Среди других рек, которые встречаются на пути: Волга, Ока, Иртыш, Томь, Уссури и другие. Помимо этого, около 200 км трассы проходит по побережью крупнейшего пресноводного озера планеты — Байкала. И это, пожалуй, один из самых красивых участков путешествия.
Интересные факты о Транссибирской магистрали
На самом деле их сотни, потому что вся история строительства этой дороги — это человеческий подвиг и преодоление немыслимых для начала XX века инженерных трудностей. Тем не менее есть особо интересные моменты, которые стоит знать про Транссиб.
Историческое название железнодорожной магистрали — Великий Сибирский путь.
Во время изыскательных работ, которые предшествовали строительству, были открыты крупнейшие месторождения полезных ископаемых, которые существуют по сей день: например, угольные бассейны Кузбасса.
В период строительства были возведены два огромных моста. Первый — через Енисей в Красноярске, второй — через Амур в Хабаровске. В 1900 году енисейский получил Гран‑при на Всемирной выставке в Париже, но до наших дней не дожил: его разобрали в 2007‑м. Та же учесть постигла историческую конструкцию амурского моста.
Самым сложным участком пути была Кругобайкальская железная дорога. Для её создания пришлось проложить несколько десятков тоннелей в горном массиве, построить огромное количество опор, виадуков и мостов на скалистых берегах озера. В середине прошлого столетия она перестала быть частью железнодорожной магистрали, став туристическим объектом, который посещают сотни тысяч путешественников.
В конце XIX — начале XX века магистраль обеспечила появление новых населённых пунктов на карте страны (например, Новосибирска — третьего по величине мегаполиса в современной РФ), рост населения и промышленный подъём некогда пустующей территории Сибири и Дальнего Востока.
Грандиозный проект занял 25 лет и обошёлся казне в 1,5 миллиарда рублей (это притом что годовой бюджет государства на тот момент составлял 2 миллиарда рублей).
На заре советского государства трасса стала частью агитационной борьбы: афиши, газеты и другую печатную литературу большевики доставляли специальными поездами в самые отдалённые уголки бывшей царской империи.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожная магистраль создала условия для переброски военной техники и продовольствия на фронт, эвакуации предприятий и населения в более безопасные районы страны, что спасло миллионы жизней и обеспечило победу.
В мирное время рельсовый путь из Москвы во Владивосток превратился в один из туристических символов страны. Помимо наших соотечественников, проехать через всю Россию хотят и иностранные туристы. Среди тех, кто уже осуществил эту мечту, были самые разные люди — от норвежского полярника Руаля Амундсена до бразильского писателя Пауло Коэльо.
Заключение
Сегодня совершать дальние поездки из одной точки в другую быстрее на самолёте. Несмотря на это, существует множество энтузиастов, желающих пересечь страну на поезде, не страшась протяжённости путешествия. Впрочем, ничто не мешает сделать остановку в одном из городов по линии Транссибирской магистрали: переночевать и прогуляться по нему самостоятельно или в компании местного гида, а потом продолжить путь.
Автор: Инна Метелькова
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Изучить самые интересные места двух островов за 1 день на автопешеходной экскурсии
Оценить разнообразие природы и гастрономии Приморского края
Насладиться красотами природы Приморского края, исследуя загадочные острова Японского моря
Осмотреть город с природных возвышенностей и лучших обзорных площадок