Самые известные памятники российским императорам
Петру I в Санкт‑Петербурге, Екатерине II в Краснодаре и Александру I в МосквеПамятник Петру I в Санкт‑Петербурге
Первому российскому императору посвящён самый популярный памятник Северной столицы — «Медный всадник». Грандиозный монумент на берегу Невы воздвигли по воле Екатерины Великой, а для его создания из Франции пригласили скульптора Этьена Фальконе.
Художнику предстояло сначала создать в натуральную величину гипсовый макет будущей скульптуры. Для этого в Зимнем дворце ему выделили помещение под мастерскую и предоставили моделей для позирования — двух скакунов и офицера, внешне похожего на императора.
Во время работы у Фальконе не всё складывалось гладко. Например, у скульптора никак не получалась голова царя: первые три варианта Екатерина II забраковала. Доделывать эту часть статуи пришлось ученице мастера Мари‑Анн Колло, которая приехала в Россию вместе с ним. Гипсовый макет она делала, взяв за образец прижизненную маску царя. Это помогло создать максимально достоверный портрет императора, и заказчица осталась довольна.
Сложности возникли и с постаментом. Скульптор долго не мог найти подходящий камень: согласно замыслу художника, он должен был напоминать по форме волну. Фальконе даже пришлось разместить в петербургских газетах объявление. И это помогло: к скульптору обратился крестьянин и рассказал, что неподалёку от Лахты как раз есть подходящая глыба, отколовшаяся от скалы из‑за удара молнии. Валун весом 1,5 тысячи тонн с огромным трудом переправили в Петербург: для этого пришлось соорудить специальный механизм, участвовало в транспортировке около 400 рабочих, а ушло на подготовку к «путешествию» и доставку камня около двух лет!
Во время отливки статуи из бронзы тоже случились неприятности. Сначала скульптор не мог найти литейщика, который возьмётся за работу. В 1774‑м к работе наконец приступил мастер Емельян Хайлов. Но во время работы лопнула труба с раскалённой бронзой и начался пожар, из‑за чего часть статуи испортилась и её пришлось переделывать. Полностью композицию завершили в 1778 году. А открыли памятник на Сенатской площади в 1782 году, приурочив церемонию к 100‑летию с начала правления первого императора.
Интересный факт: «Медным всадником» памятник стали именовать после публикации одноимённой поэмы Пушкина. Название быстро ушло в народ и прижилось, несмотря на то, что выполнен памятник не из меди, а из бронзы. По всей видимости, медь «понадобилась» поэту для рифмы, а затем закрепилась в заглавии произведения, которое со временем стало нарицательным.
Грандиозное изваяние достигает в высоту более 10 метров. Пять из них — постамент из гранита. Любопытно, что русский император изображён не в парадном наряде, а в одеянии, похожем одновременно на античную тогу и русскую мужскую рубаху, поверх которой накинут плащ. Вместо седла под ним — звериная шкура, голову венчает лавровый венок. По словам Фальконе, он намеренно отказался от помпезных одеяний. Ему важно было показать в скульптуре не завоевателя и полководца, а великого созидателя.
Памятник Екатерине II в Краснодаре
Грандиозный монумент в честь российской императрицы находится в этом южном городе неспроста. Краснодар был основан по приказу самой Екатерины II.
Знаменитый скульптор Михаил Микешин в 1895 году создал проект памятника и даже успел утвердить его у двух императоров — Александра III и Николая II. Однако дальше эскизов дело не пошло: через год скульптор скончался, а завершить памятник доверили другому мастеру — Борису Эдуардсу.
Возведение монумента длилось почти 11 лет и завершилось в 1907‑м. Его установили неподалёку от храма Александра Невского. Правительница была изображена в парадном платье, со скипетром и державой в руках. А на пьедестале был выбит текст грамоты о жаловании кубанских земель казакам, а также высились фигуры князя Потёмкина-Таврического и казачьих атаманов Головатого, Белого и Чепеги.
Величественный памятник императрице стал символом города, а сквер, где он стоял, — любимым местом для прогулок горожан. Однако в 1920 году советские власти памятник снесли. Интересно, что для этого с трудом нашли рабочих: краснодарцы отказывались демонтировать монумент. А тех, кто согласился, милиция охраняла от разгневанных местных жителей. Всю бронзу отправили на переплавку, а вот постамент сохранили и даже оградили.
В 2006 году памятник Екатерине II воссоздали по эскизам скульптора Микешина и установили на том же месте. 14‑метровый монумент — точная копия дореволюционного с одним лишь изменением: теперь императрица смотрит не на север, в сторону Петербурга, а на запад — на здание местного Заксобрания.
Памятник Павлу I в Гатчине
Увековечили память императора в его любимой резиденции под Санкт‑Петербургом. Монумент установили на плацу перед Гатчинским дворцом в 1851 году по инициативе сына Павла I, Николая I.
Автором проекта стал скульптор Иван Витали. Императора он изобразил таким же, как на парадном портрете кисти Семёна Щукина. Полотно, написанное в 1796 году, одобрил сам Павел I.
Бронзовая фигура императора установлена на четырёхгранном фигурном постаменте из финского гранита. Российский правитель изображён опирающимся на трость, одетым в треуголку, парадный мундир и ботфорты. Бронзовую фигуру отливали на заводе в Санкт‑Петербурге. Почти через 20 лет точную копию изготовили из шпиатра (цинк с примесями) и установили в Павловске, первой резиденции Павла I.
После революции памятник не снесли, а вот Дворцовую площадь переименовали в площадь Жертв Революции. Уцелел монумент и во время Великой Отечественной войны, когда Гатчина была оккупирована гитлеровскими войсками. Более того, они даже поставили возле памятника часового, почтив тем самым память императора, который был поклонником Пруссии и короля Фридриха II.
Сегодня бронзовый монумент — один из символов Гатчины. Его изображение часто встречается на сувенирах и обложках путеводителей.
Памятник Александру I в Москве
Один из самых молодых памятников в нашей подборке. Монумент у стен Московского Кремля открыли в 2014‑м — в год 200‑летия победы над наполеоновскими войсками. Расположен памятник в Александровском саду, рядом с Боровицкими воротами Кремля. Кстати, сад получил название как раз в честь Александра I и стал символом возрождения города после пожара 1812 года.
Бронзовая статуя высится на мраморном постаменте, украшенном двумя резными панно из камня. На первом изображён момент вступления императора и российских войск в Париж, на втором — сцена Лейпцигского сражения. В руках у царя — шпага, на плечах — плащ, а под ногой — оружие поверженного противника.
Напротив монумента установлены памятные барельефы, где изображены знаменитые сражения с наполеоновскими войсками, сцена встречи Александра с Серафимом Саровским и два великих архитектурных памятника, возведённые по приказу Александра I: храм Христа Спасителя и Казанский кафедральный собор.
В центре композиции начертан текст постановления Сената и Синода о возведении памятника русскому царю — это письмо датировано 1814 годом. Через 15 лет Николай I объявил конкурс на создание монумента в память о своём брате. Победителем стал Огюст Монферран с проектом Александровской колонны, которую поставили перед Зимним дворцом.
Памятник Николаю I в Санкт‑Петербурге
В 1856 году, через год после смерти Николая I, Александр II приказал создать монумент в честь своего отца. Проект доверили прославленному архитектору Огюсту Монферрану — автору Александровской колонны и Исаакиевского собора. Он разработал роскошный пьедестал с барельефами. А для создания статуи императора, восседающего на коне, пригласили Петра Клодта — признанного мастера анималистической скульптуры.
Грандиозный монумент был готов в июне 1859 года — через год после того, как закончилось возведение Исаакиевского собора. Памятник Николаю I установили напротив храма. Таким образом, монумент символично оказался на одной оси с «Медным всадником», расположенным по другую сторону от Исаакия.
Высота монумента — около 16 метров. 10 из них приходится на пьедестал, декорированный барельефами с изображением значимых событий эпохи Александра I — от восстания декабристов до первой поездки царя по железной дороге из Петербурга в Москву. Венчает постамент статуя императора, который восседает на коне, вставшем на дыбы. Пётр Клодт создал уникальную по тем временам конструкцию: у скульптуры всего две точки опоры. В середине XIX века это была единственная подобная статуя в Европе. Секрет устойчивости кроется в металлических подпорках, которые закреплены к ногам коня и спрятаны внутри постамента.
Оригинальное техническое решение спасло памятник Николаю I от сноса в годы советской власти: монумент признали инженерным шедевром. Однако уже к началу XXI века он пришёл в аварийное состояние. В 2020‑х годах обветшалый памятник полностью отреставрировали, причём для этого использовали подлинные чертежи Огюста Монферрана.
Памятник Александру III в Санкт‑Петербурге
Этот памятник предпоследнему императору России открыли в 1909 году в присутствии Николая II и членов его семьи. Изначально монумент был установлен на Знаменской площади перед Николаевским вокзалом (сейчас — площадь Восстания перед Московским вокзалом). Место было выбрано неслучайно: именно Александр III инициировал строительство Транссибирской магистрали, которая тянулась из Петербурга в восточно‑сибирские и дальневосточные города империи.
Однако торжественной церемонии открытия предшествовала длительная работа над монументом. Поставить царю памятник решили в 1899 году: тогда был объявлен конкурс проектов, в котором приняли участие многие именитые скульпторы того времени. В итоге был выбран эскиз Паоло Трубецкого, а проект пьедестала разработал архитектор Фёдор Шехтель. Последний создал четырёхугольный постамент, который украшали барельефы со сценами из истории освоения Сибири.
За несколько лет работы над монументом первоначальный проект претерпел существенные изменения. Конная скульптура императора получилась грубее и массивнее, чем задумывалось. Царь изображён одетым в сапоги, шаровары и папаху и восседающим на крупной лошади с короткой гривой и хвостом.
Новый памятник в Санкт‑Петербурге приняли неоднозначно. Его критиковали и даже называли насмешкой над царём: многим бронзовый император казался нелепым и неуклюжим. Через три года после открытия Госдума даже хотела демонтировать монумент. Однако Николаю II он нравился, и мнение царя стало решающим — памятник сохранили.
Печальная участь постигла монумент уже после свержения монарха: после революции постамент превратили в трибуну для выступлений, а статую царя спрятали за огромным баннером с надписью: «Привет истинным вождям социальной революции». Позже большевики и вовсе обнесли фигуру железной клеткой, а рядом установили серп и молот, символически утверждая победу нового строя над самодержавием.
В 1939 году памятник перенесли в Русский музей, а в 1994 году перевезли на нынешнее место — во двор Мраморного дворца на Миллионной улице, где его можно увидеть и сегодня. Изваяние стоит на невысоком постаменте, который раньше занимал знаменитый ленинский броневик.
Заключение
Монументы могут рассказать об истории города и страны не хуже, чем музеи или архитектурные памятники. Главное — уметь расшифровывать символику и смыслы, которыми скульпторы наделяют свои творения. Помогут в этом местные гиды. Они расскажут про памятники русским царям в разных городах России, поделятся интересными легендами и неожиданными фактами.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Открыть для себя шедевры русской школы живописи и проникнуть в тайны иконописцев
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!