Самое интересное про Эрмитаж
Архитектура, история и необычные факты о коллекции искусствМатериал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов
- Татьяна
Досконально изучает Эрмитаж и раскрывает тайны о нём для гостей музея.
Об истории
Годом основания Эрмитажа считается 1764‑й, когда Екатерина II получила от прусского купца Иоганна Гоцковского более 300 полотен европейских живописцев первой половины ХVII века, включая работы Рубенса и Йорданса. Арт‑коллекцию императрице прислали в качестве «неустойки» за сорванную поставку зерна для русской армии.
Картины разместили во флигеле Зимнего дворца, получившем название Малый Эрмитаж (от французского ermitage — «место для уединения, жилище отшельника»).
Малый Эрмитаж
К 1795 году коллекция насчитывала уже тысячи произведений искусства. Были среди них и настоящие сокровища. Монархине-просветительнице, управлявшей страной более 30 лет, например, удалось приобрести «Возвращение блудного сына» Рембрандта или «Скорчившегося мальчика» Микеланджело (эта скульптура и сегодня остаётся единственной работой великого мастера эпохи Возрождения в нашей стране).
После смерти Екатерины II пополнением коллекции занялись её потомки. Александр I, в частности, купил «Юношу с лютней» Караваджо, Николай I — именно при нём музей открылся для публики — «Кающуюся Марию Магдалину» Тициана, а Александр II — «Мадонну с младенцем» Рафаэля.
В 1948 году в собрании оказались картины Моне и Ренуара, Матисса и Ван Гога, Пикассо и Сезанна — их привезли из закрывшегося в Москве Музея нового западного искусства.
На сегодняшний день собрание Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов экспонатов: живописные полотна, графика, скульптурные работы, предметы быта, археологические памятники, коллекция нумизматики, драгоценности.
Архитектура Эрмитажа
Когда во флигеле Зимнего дворца картин стало слишком много, Екатерина II обратилась к архитектору Юрию Фельтену. Он спроектировал для коллекции императрицы новое здание — Большой Эрмитаж, рядом с которым появился Эрмитажный театр — проект итальянца Джакомо Кваренги. Одновременно с этим на другом берегу Зимней канавки, архитектор возвёл корпус Лоджий Рафаэля — галерею с копиями фресок из Апостольского дворца в Ватикане.
При Николае I был построен Новый Эрмитаж — по чертежам немецкого архитектора Лео фон Кленце. Главным украшением этого здания, выполненного в неогреческом стиле, стал портик с десятью статуями атлантов. Их автор — скульптор Александр Теребенёв.
Интересный факт: именно в Новый Эрмитаж доставили Колыванскую вазу — самую большую в мире. Она изготовлена из монолита зелёно‑волнистой яшмы, добытого на Алтае. Высота «царицы ваз» — 2,57 метра, а вес — 19 тонн.
В 1922 году Эрмитажу досталась часть Зимнего дворца. После того как в 1946‑м здание покинул Музей Революции, величественное творение Растрелли целиком вошло в архитектурный ансамбль Эрмитажа. В 1988 году к нему присоединился и Запасной дом Зимнего дворца — особняк архитектора Николая Беккера. Сегодня в нём находится научный комплекс музея.
Знаменитые картины
В Эрмитаже выставлены работы западноевропейских художников — от эпохи Средневековья до начала XX века. Вот некоторые из тех, что стоит увидеть в залах музея в обязательном порядке:
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
Созданная в конце XV столетия, картина была куплена в 1864 году у миланского герцога. Именно от его имени она и получила своё название.
На полотне Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса на фоне тёмной стены с двумя арочными окнами. Вдали — горный пейзаж, а в левой руке младенца — щегол, символизирующий Страсти Христовы. В 1966 году режиссёр Павел Коган даже снял документальный фильм об этой картине — «Взгляните на лицо».
«Даная» Рембрандта
Эту картину в 1772 году Екатерина II приобрела у французского финансиста Пьера Кроза. Художник работал над ней около 11 лет. Героиня греческого мифа прощается со своим возлюбленным — Зевсом, в то время как золотой Купидон льёт горькие слёзы.
Летом 1985 года это полотно стало жертвой вандала: 48‑летний житель Литовской ССР Бронюс Майгис не только выплеснул на картину серную кислоту, но и успел дважды полоснуть шедевр ножом. Злоумышленника признали невменяемым и отправили в психиатрическую лечебницу, а полотно — на реставрацию, которая продолжалась в общей сложности 12 лет. Сегодня это произведение искусства (как и многие другие шедевры) защищает бронированное стекло.
«Хижины» Ван Гог
Картину великий постимпрессионист написал в мае 1890 года во французской деревушке Овер‑сюр‑Уаз. Художник приехал туда по совету доктора, которого ему нашёл Тео — младший брат и самый большой почитатель таланта «безумного гения».
Лазурное небо, холмистый фон, домики с соломенными крышами, грядки с горохом и пшеничное поле — это полотно стало одной из последних работ живописца. Картина, когда‑то принадлежавшая русскому коллекционеру Ивану Морозову, находится в музее с 1948‑го.
Самые таинственные экспонаты
Есть в коллекции Эрмитажа объекты, о которых ходят легенды. Например, о мумии из древнеегипетского саркофага — теле жреца Па‑ди‑иста, которому почти 3 тысячи лет.
Одна из сотрудниц музея утверждала, что в 2004 году у «разбинтованного» забальзамированного жреца неожиданно началась дёргаться мышца правой руки, а на плече возник небольшой нарост, который через несколько дней исчез. Но никаких доказательств этому, конечно, не нашлось.
В египетском зале находится уникальный экспонат — статуэтка Клеопатры. Изделие из базальта долго считалось статуей царицы Арсинои II, но в 2000 году выяснилось, что на самом деле это изображение последней правительницы Египта.
Другой загадочный экспонат — золотая табакерка, принадлежавшая графу Николаю Зубову. По одной из версий, эта элегантная овальная коробочка могла быть орудием убийства Павла I в марте 1801 года. Именно своей табакеркой Зубов — участник заговора против императора — нанёс монарху удар в висок, оказавшийся роковым.
В Галерее драгоценностей есть неприметная на первый взгляд подвеска из розового кварца. Однако легенда гласит, что её обладателем был знаменитый Фрэнсис Дрейк — пират, вице‑адмирал и мэр Плимута. Украшение ему подарила сама Елизавета I — английская королева, последняя из династии Тюдоров.
В рыцарском зале помимо доспехов и разных видов оружия можно увидеть и единственное здесь изобретение Леонардо да Винчи, получившее массовое применение при жизни гения — «колесный» или «колесцовый» замок, в котором искры, воспламеняющие порох, высекались в результате трения колеса о кремень — прообраз современной зажигалки.
Коты Эрмитажа
Неожиданно, но факт: сюда идут не только ради искусства. Раз в год жители и гости Северной столицы — взрослые и дети — приглашаются в музейные подвалы, чтобы познакомиться со знаменитыми эрмитажными стражами — котами.
В 1745 году в Зимнем дворце было так много крыс, что императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов». В Санкт‑Петербург из Казани прислали тридцать животных, которые быстро уничтожали грызунов, а заодно положили начало «династии» эрмитажных усатых.
Четвероногие охранники отсутствовали в музее только в годы блокады Ленинграда — они все погибли. После окончания Великой Отечественной войны в город привезли тысячи котов из Ярославской области и Сибири — именно их потомков посетители могут встретить в стенах музея сегодня.
Заключение
Эрмитаж — уникальное по культурному и историческому значению место. Приехать в Санкт‑Петербург можно хотя бы ради посещения этого музея. Историю его возникновения, легенды и факты о коллекции Эрмитажа и даже сотрудниках можно изучать с большим интересом. В этом могут помочь опытные гиды, в деталях знакомые с этим местом. Кроме того, у посетителей всегда есть опция прийти сюда с собственным «маршрутным листом» и точечно изучать отдельные залы или направления искусства определённых эпох.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Раскрыть тайну масонских лож, узнать другую историю Петербурга и научиться читать секретные символы
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры