Самое интересное про Эрмитаж

СодержаниеОб историиМалый ЭрмитажАрхитектура ЭрмитажаЗнаменитые картины«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи«Даная» Рембрандта«Хижины» Ван Гог Самые таинственные экспонатыКоты ЭрмитажаЗаключение

Эрмитаж — один из самых крупных художественных музеев мира. Существует предположение, что для осмотра всех его экспонатов потребуется как минимум восемь лет. Но интересна не только коллекция сама по себе, но и история её появления. Рассказываем интересные факты об Эрмитаже: его знаменитых картинах, мистических экспонатах и необычных «сотрудниках» музея.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Татьяна

    Досконально изучает Эрмитаж и раскрывает тайны о нём для гостей музея.

Об истории

Годом основания Эрмитажа считается 1764-й, когда Екатерина II получила от прусского купца Иоганна Гоцковского более 300 полотен европейских живописцев первой половины ХVII века, включая работы Рубенса и Йорданса. Арт-коллекцию императрице прислали в качестве «неустойки» за сорванную поставку зерна для русской армии.

Картины разместили во флигеле Зимнего дворца, получившем название Малый Эрмитаж (от французского ermitage — «место для уединения, жилище отшельника»).

Малый Эрмитаж

К 1795 году коллекция насчитывала уже тысячи произведений искусства. Были среди них и настоящие сокровища. Монархине-просветительнице, управлявшей страной более 30 лет, например, удалось приобрести «Возвращение блудного сына» Рембрандта или «Скорчившегося мальчика» Микеланджело (эта скульптура и сегодня остаётся единственной работой великого мастера эпохи Возрождения в нашей стране).

После смерти Екатерины II пополнением коллекции занялись её потомки. Александр I, в частности, купил «Юношу с лютней» Караваджо, Николай I — именно при нём музей открылся для публики — «Кающуюся Марию Магдалину» Тициана, а Александр II — «Мадонну с младенцем» Рафаэля.

Караваджо, «Юноша с лютней» • Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» • Рафаэль, «Мадонна с младенцем»

В 1948 году в собрании оказались картины Моне и Ренуара, Матисса и Ван Гога, Пикассо и Сезанна — их привезли из закрывшегося в Москве Музея нового западного искусства.

На сегодняшний день собрание Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов экспонатов: живописные полотна, графика, скульптурные работы, предметы быта, археологические памятники, коллекция нумизматики, драгоценности.

Галерея 1812 года. Фото: Алексей Сергеев

Архитектура Эрмитажа

Когда во флигеле Зимнего дворца картин стало слишком много, Екатерина II обратилась к архитектору Юрию Фельтену. Он спроектировал для коллекции императрицы новое здание — Большой Эрмитаж, рядом с которым появился Эрмитажный театр — проект итальянца Джакомо Кваренги. Одновременно с этим на другом берегу Зимней канавки, архитектор возвёл корпус Лоджий Рафаэля — галерею с копиями фресок из Апостольского дворца в Ватикане.

При Николае I был построен Новый Эрмитаж — по чертежам немецкого архитектора Лео фон Кленце. Главным украшением этого здания, выполненного в неогреческом стиле, стал портик с десятью статуями атлантов. Их автор — скульптор Александр Теребенёв.

Здание Эрмитажного театра • Лоджии Рафаэля • Вид Нового Эрмитажа. Картина Луиджи Премацци, 1861 год

Интересный факт: именно в Новый Эрмитаж доставили Колыванскую вазу — самую большую в мире. Она изготовлена из монолита зелёно-волнистой яшмы, добытого на Алтае. Высота «царицы ваз» — 2,57 метра, а вес — 19 тонн.

В 1922 году Эрмитажу досталась часть Зимнего дворца. После того как в 1946-м здание покинул Музей Революции, величественное творение Растрелли целиком вошло в архитектурный ансамбль Эрмитажа. В 1988 году к нему присоединился и Запасной дом Зимнего дворца — особняк архитектора Николая Беккера. Сегодня в нём находится научный комплекс музея.

Знаменитые картины

В Эрмитаже выставлены работы западноевропейских художников — от эпохи Средневековья до начала XX века. Вот некоторые из тех, что стоит увидеть в залах музея в обязательном порядке:

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

Созданная в конце XV столетия, картина была куплена в 1864 году у миланского герцога. Именно от его имени она и получила своё название.

На полотне Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса на фоне тёмной стены с двумя арочными окнами. Вдали — горный пейзаж, а в левой руке младенца — щегол, символизирующий Страсти Христовы. В 1966 году режиссёр Павел Коган даже снял документальный фильм об этой картине — «Взгляните на лицо».

«Даная» Рембрандта

Эту картину в 1772 году Екатерина II приобрела у французского финансиста Пьера Кроза. Художник работал над ней около 11 лет. Героиня греческого мифа прощается со своим возлюбленным — Зевсом, в то время как золотой Купидон льёт горькие слёзы.

Летом 1985 года это полотно стало жертвой вандала: 48-летний житель Литовской ССР Бронюс Майгис не только выплеснул на картину серную кислоту, но и успел дважды полоснуть шедевр ножом. Злоумышленника признали невменяемым и отправили в психиатрическую лечебницу, а полотно — на реставрацию, которая продолжалась в общей сложности 12 лет. Сегодня это произведение искусства (как и многие другие шедевры) защищает бронированное стекло.

«Хижины» Ван Гог

Картину великий постимпрессионист написал в мае 1890 года во французской деревушке Овер-сюр-Уаз. Художник приехал туда по совету доктора, которого ему нашёл Тео — младший брат и самый большой почитатель таланта «безумного гения».

Лазурное небо, холмистый фон, домики с соломенными крышами, грядки с горохом и пшеничное поле — это полотно стало одной из последних работ живописца. Картина, когда-то принадлежавшая русскому коллекционеру Ивану Морозову, находится в музее с 1948-го.

Самые таинственные экспонаты

Есть в коллекции Эрмитажа объекты, о которых ходят легенды. Например, о мумии из древнеегипетского саркофага — теле жреца Па-ди-иста, которому почти 3 тысячи лет.

Одна из сотрудниц музея утверждала, что в 2004 году у «разбинтованного» забальзамированного жреца неожиданно началась дёргаться мышца правой руки, а на плече возник небольшой нарост, который через несколько дней исчез. Но никаких доказательств этому, конечно, не нашлось.

Фото: Денис Якимов
Перепутали цариц

В египетском зале находится уникальный экспонат — статуэтка Клеопатры. Изделие из базальта долго считалось статуей царицы Арсинои II, но в 2000 году выяснилось, что на самом деле это изображение последней правительницы Египта.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Статуэтка Клеопатры. Вторая половина I века до н.э. Фото: ttweak

Другой загадочный экспонат — золотая табакерка, принадлежавшая графу Николаю Зубову. По одной из версий, эта элегантная овальная коробочка могла быть орудием убийства Павла I в марте 1801 года. Именно своей табакеркой Зубов — участник заговора против императора — нанёс монарху удар в висок, оказавшийся роковым.

Фото: Testus, CC BY-SA 4.0

В Галерее драгоценностей есть неприметная на первый взгляд подвеска из розового кварца. Однако легенда гласит, что её обладателем был знаменитый Фрэнсис Дрейк — пират, вице-адмирал и мэр Плимута. Украшение ему подарила сама Елизавета I — английская королева, последняя из династии Тюдоров.

Фото: сайт Эрмитажа
Древняя зажигалка

В рыцарском зале помимо доспехов и разных видов оружия можно увидеть и единственное здесь изобретение Леонардо да Винчи, получившее массовое применение при жизни гения — «колесный» или «колесцовый» замок, в котором искры, воспламеняющие порох, высекались в результате трения колеса о кремень — прообраз современной зажигалки.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге
Зал Леонардо да Винчи. Фото: Андрей Панин

Коты Эрмитажа

Неожиданно, но факт: сюда идут не только ради искусства. Раз в год жители и гости Северной столицы — взрослые и дети — приглашаются в музейные подвалы, чтобы познакомиться со знаменитыми эрмитажными стражами — котами.

В 1745 году в Зимнем дворце было так много крыс, что императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов». В Санкт-Петербург из Казани прислали тридцать животных, которые быстро уничтожали грызунов, а заодно положили начало «династии» эрмитажных усатых.

Четвероногие охранники отсутствовали в музее только в годы блокады Ленинграда — они все погибли. После окончания Великой Отечественной войны в город привезли тысячи котов из Ярославской области и Сибири — именно их потомков посетители могут встретить в стенах музея сегодня.

Заключение

Эрмитаж — уникальное по культурному и историческому значению место. Приехать в Санкт-Петербург можно хотя бы ради посещения этого музея. Историю его возникновения, легенды и факты о коллекции Эрмитажа и даже сотрудниках можно изучать с большим интересом. В этом могут помочь опытные гиды, в деталях знакомые с этим местом. Кроме того, у посетителей всегда есть опция прийти сюда с собственным «маршрутным листом» и точечно изучать отдельные залы или направления искусства определённых эпох.

Ещё на тему путешествий

7 городов России, где есть метро От самой большой подземки в Москве до самой маленькой в Екатеринбурге