Самое интересное про Эрмитаж
Архитектура, история и необычные факты о коллекции искусств
Об истории
Годом основания Эрмитажа считается 1764‑й, когда Екатерина II получила от прусского купца Иоганна Гоцковского более 300 полотен европейских живописцев первой половины ХVII века, включая работы Рубенса и Йорданса. Арт‑коллекцию императрице прислали в качестве «неустойки» за сорванную поставку зерна для русской армии.



Картины разместили во флигеле Зимнего дворца, получившем название Малый Эрмитаж (от французского ermitage — «место для уединения, жилище отшельника»).



Малый Эрмитаж
К 1795 году коллекция насчитывала уже тысячи произведений искусства. Были среди них и настоящие сокровища. Монархине-просветительнице, управлявшей страной более 30 лет, например, удалось приобрести «Возвращение блудного сына» Рембрандта или «Скорчившегося мальчика» Микеланджело (эта скульптура и сегодня остаётся единственной работой великого мастера эпохи Возрождения в нашей стране).
После смерти Екатерины II пополнением коллекции занялись её потомки. Александр I, в частности, купил «Юношу с лютней» Караваджо, Николай I — именно при нём музей открылся для публики — «Кающуюся Марию Магдалину» Тициана, а Александр II — «Мадонну с младенцем» Рафаэля.



В 1948 году в собрании оказались картины Моне и Ренуара, Матисса и Ван Гога, Пикассо и Сезанна — их привезли из закрывшегося в Москве Музея нового западного искусства.
На сегодняшний день собрание Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов экспонатов: живописные полотна, графика, скульптурные работы, предметы быта, археологические памятники, коллекция нумизматики, драгоценности.

Архитектура Эрмитажа
Когда во флигеле Зимнего дворца картин стало слишком много, Екатерина II обратилась к архитектору Юрию Фельтену. Он спроектировал для коллекции императрицы новое здание — Большой Эрмитаж, рядом с которым появился Эрмитажный театр — проект итальянца Джакомо Кваренги. Одновременно с этим на другом берегу Зимней канавки, архитектор возвёл корпус Лоджий Рафаэля — галерею с копиями фресок из Апостольского дворца в Ватикане.
При Николае I был построен Новый Эрмитаж — по чертежам немецкого архитектора Лео фон Кленце. Главным украшением этого здания, выполненного в неогреческом стиле, стал портик с десятью статуями атлантов. Их автор — скульптор Александр Теребенёв.



Интересный факт: именно в Новый Эрмитаж доставили Колыванскую вазу — самую большую в мире. Она изготовлена из монолита зелёно‑волнистой яшмы, добытого на Алтае. Высота «царицы ваз» — 2,57 метра, а вес — 19 тонн.
В 1922 году Эрмитажу досталась часть Зимнего дворца. После того как в 1946‑м здание покинул Музей Революции, величественное творение Растрелли целиком вошло в архитектурный ансамбль Эрмитажа. В 1988 году к нему присоединился и Запасной дом Зимнего дворца — особняк архитектора Николая Беккера. Сегодня в нём находится научный комплекс музея.

Знаменитые картины
В Эрмитаже выставлены работы западноевропейских художников — от эпохи Средневековья до начала XX века. Вот некоторые из тех, что стоит увидеть в залах музея в обязательном порядке:
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
Созданная в конце XV столетия, картина была куплена в 1864 году у миланского герцога. Именно от его имени она и получила своё название.
На полотне Дева Мария кормит грудью младенца Иисуса на фоне тёмной стены с двумя арочными окнами. Вдали — горный пейзаж, а в левой руке младенца — щегол, символизирующий Страсти Христовы. В 1966 году режиссёр Павел Коган даже снял документальный фильм об этой картине — «Взгляните на лицо».


«Даная» Рембрандта
Эту картину в 1772 году Екатерина II приобрела у французского финансиста Пьера Кроза. Художник работал над ней около 11 лет. Героиня греческого мифа прощается со своим возлюбленным — Зевсом, в то время как золотой Купидон льёт горькие слёзы.
Летом 1985 года это полотно стало жертвой вандала: 48‑летний житель Литовской ССР Бронюс Майгис не только выплеснул на картину серную кислоту, но и успел дважды полоснуть шедевр ножом. Злоумышленника признали невменяемым и отправили в психиатрическую лечебницу, а полотно — на реставрацию, которая продолжалась в общей сложности 12 лет. Сегодня это произведение искусства (как и многие другие шедевры) защищает бронированное стекло.

«Хижины» Ван Гог
Картину великий постимпрессионист написал в мае 1890 года во французской деревушке Овер‑сюр‑Уаз. Художник приехал туда по совету доктора, которого ему нашёл Тео — младший брат и самый большой почитатель таланта «безумного гения».
Лазурное небо, холмистый фон, домики с соломенными крышами, грядки с горохом и пшеничное поле — это полотно стало одной из последних работ живописца. Картина, когда‑то принадлежавшая русскому коллекционеру Ивану Морозову, находится в музее с 1948‑го.


Самые таинственные экспонаты
Есть в коллекции Эрмитажа объекты, о которых ходят легенды. Например, о мумии из древнеегипетского саркофага — теле жреца Па‑ди‑иста, которому почти 3 тысячи лет.
Одна из сотрудниц музея утверждала, что в 2004 году у «разбинтованного» забальзамированного жреца неожиданно началась дёргаться мышца правой руки, а на плече возник небольшой нарост, который через несколько дней исчез. Но никаких доказательств этому, конечно, не нашлось.



Другой загадочный экспонат — золотая табакерка, принадлежавшая графу Николаю Зубову. По одной из версий, эта элегантная овальная коробочка могла быть орудием убийства Павла I в марте 1801 года. Именно своей табакеркой Зубов — участник заговора против императора — нанёс монарху удар в висок, оказавшийся роковым.

В Галерее драгоценностей есть неприметная на первый взгляд подвеска из розового кварца. Однако легенда гласит, что её обладателем был знаменитый Фрэнсис Дрейк — пират, вице‑адмирал и мэр Плимута. Украшение ему подарила сама Елизавета I — английская королева, последняя из династии Тюдоров.



Коты Эрмитажа
Неожиданно, но факт: сюда идут не только ради искусства. Раз в год жители и гости Северной столицы — взрослые и дети — приглашаются в музейные подвалы, чтобы познакомиться со знаменитыми эрмитажными стражами — котами.
В 1745 году в Зимнем дворце было так много крыс, что императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов». В Санкт‑Петербург из Казани прислали тридцать животных, которые быстро уничтожали грызунов, а заодно положили начало «династии» эрмитажных усатых.

Четвероногие охранники отсутствовали в музее только в годы блокады Ленинграда — они все погибли. После окончания Великой Отечественной войны в город привезли тысячи котов из Ярославской области и Сибири — именно их потомков посетители могут встретить в стенах музея сегодня.
Заключение
Эрмитаж — уникальное по культурному и историческому значению место. Приехать в Санкт‑Петербург можно хотя бы ради посещения этого музея. Историю его возникновения, легенды и факты о коллекции Эрмитажа и даже сотрудниках можно изучать с большим интересом. В этом могут помочь опытные гиды, в деталях знакомые с этим местом. Кроме того, у посетителей всегда есть опция прийти сюда с собственным «маршрутным листом» и точечно изучать отдельные залы или направления искусства определённых эпох.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
/https://cdn.tripster.ru/photos/89c88e6a-267c-4d48-a197-5ba12b7b79ac.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/588796dc-eac1-470b-bb50-75787276667d.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/7273cb47-5f19-4908-959a-0d03c4b8c847.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/8839a9c5-2a28-4fbc-8c26-a5fcd673ba62.jpg)
:format(png)/https://cdn.tripster.ru/photos/0944c6a1-9039-4643-83fd-8508104b2e78.jpg)
Ещё экскурсии по теме
/https://cdn.tripster.ru/photos/ef43e83f-2570-4f1c-8336-21b38fd34e40.jpg)
Познакомиться с Зимним дворцом и шедеврами искусства в комфортном формате за 2,5 часа
/https://cdn.tripster.ru/photos/47b44652-8e1f-4bc9-8d47-495bb859e6c0.jpg)
Без очередей познакомиться с блистательной резиденцией и открыть тайны Янтарной комнаты
/https://cdn.tripster.ru/photos/b063f031-2663-43d6-909a-b3ea44b6d6c1.jpg)
Погрузиться в Средневековье, полюбоваться парком Монрепо и проехать вдоль берега Финского залива