Национальные костюмы народов России
От Крайнего Севера до КавказаРусский костюм
Когда слышишь словосочетание «русский национальный костюм», воображение рисует кокошники и расшитые узорами сарафаны. Но на самом деле это лишь небольшая, пусть и яркая часть традиционного одеяния.
Считается, что русский национальный костюм окончательно сформировался примерно к XII веку. При этом единого строгого образца никогда не существовало. Разным возрастам, социальным статусам, а также регионам и климатическим зонам соответствовали свои наряды. Существовали также особенно ценная, ярко украшенная праздничная и обрядовая одежда.
Особенностью русского костюма была многослойность. Основой нарядов и у женщин, и у мужчин была рубаха. Ворот и рукава часто украшали вышивкой или тесьмой. А представители более богатых сословий — каменьями и жемчугом. Вышитые узоры в древности наделяли магическим смыслом: считалось, что они оберегают владельца наряда от тёмных сил. Орнаменты различались по цвету в зависимости от региона. Например, в Тульской области рубахи украшали красной вышивкой, а в Воронежской — преимущественно чёрной.
Мужской костюм был простым: широкие штаны, пояс, лапти или сапоги, рубаха — у крестьян из хлопка и льна, а у более богатых слоёв населения из шёлковых тканей.
Женщины поверх длинной рубахи надевали сарафан. Изначально он был частью мужского парадного княжеского костюма, позднее распространился на духовенство и только затем стал элементом женского гардероба. В зависимости от погоды следующим слоем носили душегреи или шубы.
Обязательным предметом одежды был головной убор, по которому иногда можно было определить социальный статус человека. Незамужние девушки часто заплетали косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали лёгким платком или повязкой.
Один из самых древних головных уборов (возник в период, когда славяне были язычниками) назывался «кика» — обшитая тканью берестяная или кожаная шапочка, поверх которой надевали платок из дорогой ткани. Самая необычная вариация — рогатая — в древности символизировала божество плодородия. Её могли носить как в обычные дни, так и на праздники. Причём рога иногда достигали 30 сантиметров в высоту.
Кстати, всем известные кокошники, украшенные лентами, золотой тканью и жемчужными нитями, были частью исключительно парадного одеяния. Под них обычно надевали повойники — платки, полностью скрывавшие волосы.
У мужчин тоже были в почёте головные уборы. Дома они носили тафьи — шапочки, по форме напоминающие тюбетейки. Выходя на улицу, поверх них надевали отороченные мехом колпаки из дорогой ткани, мурмолки.
Национальный костюм менялся от эпохи к эпохе, на него влияла зарубежная мода и международные отношения. Так, с 1675 года дворянам и их слугам запретили носить иностранную одежду. А уже в 1699-м Пётр I, напротив, повелел носить сначала венгерские, а затем и немецкие платья. Моду на национальную русскую одежду вернула Екатерина Великая.
Башкирский костюм
Национальному костюму башкир свойственно разнообразие орнаментов. Одежду расшивали символами луны, солнца, растительными и геометрическими узорами.
Так же, как и для русского, для башкирского костюма характерна многослойность. Поверх длинной нательной рубашки, которую носили и мужчины, и женщины, в любое время года надевали сразу несколько шёлковых или бархатных халатов. Чем больше их было, тем более состоятельным считался человек.
Повседневное женское платье, украшенное оборками и вышивкой, называется кулдэк. На него обычно надевали расшитый монетами нагрудник, который, по поверьям, защищал от злых духов. Также женщины обязательно покрывали головы платками или шалями. На улице поверх них надевали меховые шапки бурек (их носили и мужчины).
Из верхней одежды представители обоих полов носили кафтан из сукна или войлока — елян. Женский вариант был приталенным, а мужской — прямоспинного кроя.
Образ жизни влиял на то, из чего шили костюмы. Башкиры из северных районов занимались земледелием и плели тонкую пряжу изо льна и конопли. Южане же разводили скот, поэтому валяли шапки и делали сукно из шерсти.
Праздничные одежды часто расшивали серебряными монетами и кораллами. Такие наряды были предметом семейной гордости и бережно передавались по наследству из поколения в поколение.
Татарский костюм
Одна из его отличительных черт — яркие цвета, которые раньше наделяли символическим значением. Так, синий олицетворял счастье, красный — любовь и эмоциональность, зелёный — гармонию и юность, а также подчёркивал принадлежность владельца костюма к исламской вере. Белый был цветом траура, а жёлтый когда‑то означал печаль, но с течением времени трансформировался в символ богатства.
Базовые элементы одежды для мужчин и женщин были одинаковыми: шаровары ыштан и рубахи кулмэк. Однако крой и фасоны отличались: женские рубахи шили длиной до щиколотки, мужские — до колен или чуть выше. Иногда девушки носили кулмэк вместо платья. В таком случае под ним крепился украшенный обережными символами нагрудник. В некоторых регионах женщины также надевали передники, причём кое‑где они считались обязательным элементом праздничного гардероба.
Поверх платья носили несколько слоёв одежды. Сначала надевали короткую приталенную и украшенную вышивкой жилетку — камзол. Затем приталенный кафтан из бархата — бешмет, украшенный мехом.
По головному убору можно было понять социальный статус женщины. Незамужние носили калфак — вязаную или тканую шапочку в виде колпака с кистью на конце. А замужние татарки выбирали платки или чалму. Мужчины обязательно носили тюбетейки. Зимой поверх них надевали меховые шапки.
Удмуртский костюм
В Удмуртии в старину шили одежду преимущественно из клетчатых и полосатых тканей. Северные удмурты чаще всего использовали три цвета: красный, чёрный и белый. А южные — более разнообразную палитру: серый, зелёный, охряный, коричневый и индиго.
Костюмы делились на повседневные, праздничные или обрядовые (к ним относился свадебный и погребальный наряд). Свадебные платья невесты шили сами и старались украсить особенно богато. На праздник они обязательно надевали нагрудник кабачи с яркой вышивкой. А погребальную одежду было принято носить наизнанку.
Все предметы гардероба обязательно украшали обережной вышивкой, причём чаще всего выбирали древесную символику. Из материалов обычно использовали овечью шерсть, ткани из конопли (на юге) или льна (на севере).
Женский костюм на юге состоял из рубахи, нагрудника, фартука, платья с узкими рукавами шортдэрем и верхней одежды из тонкого сукна. В холодное время года к ним добавлялись кафтан‑безрукавка, полушерстяной или шерстяной кафтан и овечья шуба. Наряды северных удмурток состояли из рубахи, распашного халата, отделанного тесьмой или кружевом передника, украшенного вышивкой пояса и плотного платка. Зимой носили овечьи шубы, причём праздничный вариант обязательно шили из чёрного меха.
Традиционные головные уборы удмурток заслуживают особого внимания. Девушки на севере носили холщовые шапочки такьи, а также украшенные вышивкой и лентами головные повязки или платки (повседневные — из холста и ситца, праздничные — из шёлка и кашемира). Замужние женщины надевали также расшитые узорами и красными полосками головные полотенца. А на юге, помимо налобных повязок, полотенец и платков, замужние женщины носили чалму, концы которой обязательно украшали вышивкой и лентами, а в более поздние времена и фабричным кружевом.
Один из самых интересных и необычных удмуртских головных уборов — айшон. Его чаще всего надевали по праздникам. Этот конусообразный кокошник высотой от 7 до 35 см делали из бересты или кожи. Сверху его обшивали холщовой или кумачовой тканью, по которой делали вышивку шёлком или шерстью, а затем украшали бисером, стеклянными бусами и монетами, которые часто передавались в семье по наследству.
Под айшон обычно надевали головное полотенце, а поверх него — плотный и объёмный платок сюлык, украшенный алыми кистями и сложной вышивкой. На одном из концов сюлыка крепились серебряные монетки — по одной на каждый год замужества.
Мужчины одевались намного проще. Они носили простые холщовые штаны, шапки из войлока, а также белые или клетчатые рубахи, которые украшали обережной вышивкой. Их обязательно подпоясывали. Зимой поверх рубахи надевали кафтан, причём повседневный был приталенным, а праздничный — укороченным. Более тёплая зимняя одежда — суконный тулуп или шуба из овечьей шерсти.
Марийский костюм
Стоит начать с того, что марийцы исторически разделились на три группы: луговые, горные и восточные. В их одежде можно заметить некоторые различия. Основа повседневного мужского костюма народности мари — рубаха прямого покроя тувыр и домотканые штаны из льняного или конопляного холста. У луговых и горных мари штаны были узкими, а у восточных — широкими.
Летом марийцы обычно носили холщовые кафтаны, а зимой — суконные кафтаны или шубы из овчины. Важной деталью мужского гардероба был пояс ушто, на который обычно крепились ножны, обереги, кошельки и огниво. На голове мужчины носили белые или чёрные шерстяные шапки со слегка загнутыми вверх краями.
Женский костюм был несколько сложнее. Важную роль в нём играл головной убор. По его внешнему виду, украшениям и модели можно было определить возраст, семейное положение и принадлежность к горным, восточным или луговым марийцам. Аксессуар щедро украшали монетами, тесьмой и бисером.
Ещё одной значимой частью женского гардероба были пояс и поясные украшения. А также передник, который тоже декорировали яркой вышивкой из бисера, тесьмой или кружевом.
Карельский костюм
Основой гардероба карелок была белая рубаха с пышными рукавами и яркий сарафан на широких лямках с прямоугольной вышивкой у горловины. Последний носили на юге и востоке Карелии, а юбку с блузой — на севере и западе. Иногда поверх надевали шерстяные или льняные фартуки. А на талию крепили пояс, который служил оберегом.
Наряд был прямого покроя и расширялся книзу. Его обязательно украшали узорчатой вышивкой с изображением птиц, животных и орнаментов, которые символизировали силы природы — огонь, воду, воздух и землю. Все они выполняли обережную функцию.
Обязательная деталь карельского национального костюма — головной убор. Молодые женщины могли ходить с непокрытой головой или надевали платки. Незамужние девушки носили сплетённые из бересты ободки, а замужние прятали волосы под шапочку повойник. Кстати, цвет одежды тоже отличался в зависимости от возраста. Юные красавицы предпочитали светлые и яркие цвета, а дамы в возрасте выбирали более тёмные оттенки.
Мужчины носили штаны зелёного или синего цвета и подпоясанную кушаком рубаху с яркой обережной вышивкой. Поверх неё надевали чёрный жилет. А ещё карелов всегда можно было узнать по одной маленькой детали: шейному платку. Его вышивали сложными орнаментами и носили каждый день.
Якутский костюм
Традиционная одежда якутов выполнена из кожи, меха и замши и прекрасно защищает от суровых морозов Крайнего Севера. Одежду и обувь обязательно украшали массивными пластинами из металла. Украшения и вышивка исполняли роль оберегов.
Один из наиболее древних видов якутской одежды называется тангалай. Это кафтаны с укороченными рукавами и разрезами по бокам и сзади, а также шубы с изображением крыльев орла на спине. Позже распространился другой тип костюма — оноолоох, который якуты переняли у русских военных и путешественников. Такие вещи можно узнать по складкам на боковых швах и на спине.
Один из самых узнаваемых и распространённых предметов одежды в Якутии — оноолоох сон. Это длинная нарядная шуба из меха и ткани. Её праздничные вариации часто украшали вставками из цветного сукна и расшивали бисером.
Важная часть мужского и женского костюма — пояс, на который одни крепили ножи и огниво, а другие — игольницу. Традиционные головные уборы делали в виде меховых чепчиков, цилиндрических шапок или высоких конусов, а летом носили капоры.
Обрядовая и праздничная одежда отличалась от повседневной. На одежде для шаманских ритуалов часто вышивали птиц. По праздникам женщины надевали много серебряных украшений. Среди них были не только привычные браслеты, серьги и ожерелья, но также наспинные, шейно‑нагрудные и набедренные украшения. Зачастую их носили поверх шубы, при этом полный комплект мог весить до 25 килограммов.
Чукотский костюм
Традиционный костюм жителей Севера призван прежде всего сохранять тепло и при этом не сковывать движений во время охоты или рыбалки. Поэтому чукчи носили непродуваемую одежду без разрезов. Прямо на голое тело они надевали меховые рубашки кухлянки, часто сразу две: нижнюю мехом внутрь, а верхнюю — наружу. Широкий ворот затягивали тесёмкой из сухожилий животных. Этот костюм был настолько тёплым, что в нём можно было даже в зимнюю стужу ночевать на открытом воздухе.
Зимние штаны шили из шкур оленей, весенне‑осенние — из кожи тюленей. В лютые морозы их могли надевать в два слоя. Сквозь нижнюю, отделанную мехом часть брюк продевали тесьму из сухожилий. Её туго затягивали, чтобы защититься от ветра и снега.
В снежную и дождливую погоду дополнительным слоем на верхнюю одежду надевали старинный аналог дождевика с капюшоном — камлейку. Сначала её делали из рыбьих пузырей или шкур, а также кишок моржей, нерп или китов. Позднее — из оленьей или лосиной кожи.
На голове в межсезонье носили налобные меховые повязки или кожаные наушники. Зимой — меховые капоры махалаи, иногда в два слоя (как и с кухлянками, один — мехом внутрь, другой — наружу). Рукавицы — единственный однослойный предмет одежды — делали из цельного куска меха. Они были лёгкими и тёплыми.
Обувь тоже делали максимально устойчивой к холоду и непромокаемой. Летнюю — из шкур нерп, а зимнюю — из оленьих или тюленьих шкур. Зимой для тепла под обувь дополнительно надевали меховые чулки.
Женщины носили почти то же, что и мужчины, но дополняли свои наряды украшениями: бахромой, кожаными полосками или кисточками из замши. Единственными типично женскими предметами одежды у чукчей были комбинезоны керкеры: верхний и нижний.
На праздники женщины наряжались в верхнюю одежду из шкур мехом внутрь. Внешнюю часть костюма окрашивали в оранжевый цвет и декорировали вышивкой из бисера или цветной мозаикой из кусочков меха.
Калмыцкий костюм
Изменения, которые национальный костюм калмыков претерпел сквозь века, — отражение непростого исторического пути этого народа. До XIII века предки калмыков, кочевые племена ойратов, занимались преимущественно животноводством. Поэтому их одежда была практичной и удобной, призванной защищать от ветров и палящего солнца азиатских степей.
Следующие три столетия племена находились под властью Чингисхана, продолжая вести кочевой образ жизни. Одежда всё ещё должна была быть функциональной. Мужчины носили широкие штаны шальвары и длинные свободные рубашки. Женщины ходили в длинных украшенных вышивкой платьях из хлопка или шёлка.
В XVII веке калмыки переселились на территорию Западной Сибири. После того как эти земли вошли в состав Российской империи, национальный костюм местных претерпел некоторые изменения, став более закрытым и строгим.
Некоторые специалисты считают, что окончательно калмыцкий национальный костюм сформировался лишь к XIX веку. Традиционно калмыцкие женщины носили рубахи под названием киялик из ситца или миткаля. Поверх них надевали жилет‑корсаж и лёгкие ситцевые платья с длинными рукавами, которые обязательно подпоясывали кушаком. При этом, как и мужчины, женщины могли носить брюки. Их было принято заправлять в сапоги. Зимой были популярны тулупы из овчины или шубы из ягнёнка, а летом — более лёгкие кафтаны.
Костюм замужних дам несколько отличался от девичьего. Женщины, состоящие в браке, носили платье из яркой ткани под названием терлег. Его застёгивали спереди на металлические пуговицы. Подол и края рукавов терлега чаще всего украшали растительными орнаментами. Кроме того, замужние женщины обязательно заплетали волосы в две косы и пропускали их через чёрные тканевые чехлы — накосники.
Обязательным атрибутом мужского костюма был пояс, без него на улицу не выходили, это считалось неприличным. Также калмыки очень трепетно относились к головным уборам. К шапкам непременно крепилась красная шёлковая кисточка — улан зала. Кроме того, у мужчин было принято носить украшения: на безымянный или средний палец левой руки они часто надевали обережное кольцо, а в левое ухо — серьгу.
Дагестанский костюм
В Дагестане проживает более 70 народностей: среди них лезгины, аварцы, кумыки, даргинцы. И хотя у представителей каждого этноса есть своя разновидность традиционного костюма, основа гардероба едина для всех.
Главный предмет мужской одежды в Дагестане — длинная рубаха. Поверх неё обычно носили черкески — приталенные суконные кафтаны с широкими длинными рукавами. На черкесках обязательно были нашиты газыри — кармашки, в которых хранили пули или порох.
В холодную погоду мужчины носили бурки из овчины и папаху — высокий головной убор из меха. Последняя была особенно важна: папаху сбивали или насильно снимали с головы человека, чтобы показать ему своё неуважение и оскорбить. А чтобы побрататься и выразить почтение, головной убор преподносили в качестве подарка.
Женские наряды народов Дагестана отличались большим разнообразием. По цвету, отделке и особенностям кроя одежды часто можно было определить принадлежность к определённой народности, социальный статус и примерный возраст её владелицы.
Юные девушки чаще всего носили яркую одежду с цветным орнаментом, а женщины в возрасте выбирали тёмные оттенки. Равнинные жительницы предпочитали одежду из шёлка. Основой их гардероба были рубашка и штаны, поверх надевали яркое платье, а на голову — платок. Жительницы горных районов носили широкие длинные платья, подпоясанные кушаком. Подолы часто заправляли в свободные штаны так, чтобы платье едва доходило до колен. Волосы убирали под шапочку чухту, поверх которой надевали головное покрывало и красивый платок с ярким узором.
Чеченский костюм
Основой мужского национального костюма были сужающиеся книзу штаны и бешмет — суконный полукафтан чуть выше колен, который застёгивался на пуговицы‑узелки, сплетённые из шнурка. По праздникам поверх цветного бешмета надевали черкеску — кафтан с треугольным вырезом на груди и традиционными для народов Кавказа кармашками для пороха — газырями. Черкеску всегда носили застёгнутой и подвязывали узким поясом.
От холодов и дождей чеченцев защищала тёплая меховая накидка бурка и меховая конусообразная папаха. Под последнюю надевали однотонную тюбетейку.
Женские костюмы были более яркими и разнообразными. Основным элементом гардероба служило платье‑туника до щиколоток. Рукава были широкими и обязательно полностью закрывали руки, а иногда и вовсе могли касаться пола.
Под тунику надевали широкие штаны с оборками, а поверх — нагрудник, украшенный серебряными и золотыми нитями или драгоценными камнями. Завершало наряд яркое верхнее платье из атласа, парчи, сукна или бархата, которое застёгивали только на талии и украшали бисером, вышивкой и камнями. Такой декор выгодно подчёркивал статную фигуру обладательницы костюма. Верхние платья разрешалось носить только девушкам: считалось, что для женщин старшего возраста они слишком яркие.
Ещё один обязательный атрибут женского чеченского костюма — платок или лёгкая шаль. Замужние дамы убирали волосы в мешочек — чухту. Не менее важен был и богато украшенный пояс, который часто передавался в семьях по наследству.
Заключение
По традиционной одежде можно понять, во что люди разных национальностей верили и какой была их повседневная жизнь. Увы, в одной статье сложно описать особенности костюмов всех народов России: согласно последней переписи населения, их на территории нашей страны около двух сотен.
Лучший способ узнать народные традиции этносов и субэтносов, проживающих в нашей стране, — отправиться в большое путешествие: побывать в этнодеревнях, изучить экспозиции локальных краеведческих музеев и, конечно, познакомиться с местными, ведь никто не расскажет о культуре лучше, чем её носители.
Автор: Алина Соломаха
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
«Прожить» историю старинного города от основания до наших дней и увидеть его самые интересные места