Мосты через Москву-реку.

Мостов на карте Москвы — больше 400. Они переброшены через разные реки и каналы, включая акведуки, тоннели, эстакады. Главную водную магистраль столицы — Москву-реку — пересекает примерно 35. О самых примечательных — в этой подборке.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Елена

    Любит Москву и её историю, а подготовку к экскурсиям рассматривает как способ постоянного самообразования

  • Виталий

    Историк и настоящий фанат городских артефактов. А ещё о прошлом столицы Виталий рассказывает на одном из столичных каналов

Бородинский мост

Мост построен в 1912 году к столетнему юбилею победы над наполеоновской армией. Место для его строительства было выбрано не случайно: именно здесь ранее находился Дорогомиловский «живой» — его настил лежал прямо на воде — мост, по которому отступали французские солдаты из Москвы. Несмотря на несколько перестроек и реконструкций, здесь сохранили напоминание о событиях 1812 года: в скруглённых полуротондах при въезде на пролёт висят обелиски с именами участников Отечественной войны.

С Бородинского моста открываются виды на здание МИД и Дом Правительства РФ, главный корпус МГУ и башни «Москва-Сити».

Патриарший мост

Специально для прогулок в столице построили много пешеходных мостов. В их числе, например, Патриарший, соединяющий Пречистенскую, Берсеневскую и Якиманскую набережные с храмом Христа Спасителя. Мост построен относительно недавно — в 2004 году.

Храм переехал

Храм Христа Спасителя должен был стоять на Воробьёвых горах. Здание предполагалось раза в два больше построенного — с каскадом ступеней к Москве-реке. Его даже начали возводить, но в итоге проект заморозили. А нерастраченный материал пустили на облицовку Воробьёвского резервуара, который до сих пор там стоит.

Виталий, гид в Москве

Патриарший мост часто называют одной из главных обзорных точек Москвы: с него открывается вид на башни и соборы Московского Кремля, сталинскую высотку на Котельнической набережной, здание Новой Третьяковки на Крымской набережной, памятник Петру I и Парк Горького.

Третьяковский мост

Официальное название мост получил от одноименной картинной галереи, рядом с которой находится. Он построен на Водоотводном канале Москвы-реки у Болотной площади. Неофициально этот мост в центре Москвы называют Лужковым по фамилии мэра, при котором его возвели. Есть ещё один вариант — Мост любви. В 2007 году здесь установили первое «дерево любви» — металлическую конструкцию для свадебных замков. За 15 лет на мосту и соседствующей с ним набережной сменили уже несколько таких деревьев. Новобрачные обвешивают каждое из них так густо, что требуется регулярно обновлять конструкции. Сколько здесь было повешено замков за всё время, уже и не сосчитать.

У кого больше

Изначально все экспонаты будущей Третьяковской галереи меценат хранил в своём доме в Лаврушинском переулке, а позднее, когда они перестали там помещаться, начал строить отдельное здание рядом со своим особняком. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Елена, гид в Москве

Мост «Багратион»

Он значительно отличается по внешнему виду от большинства других в Москве, но соответствует современному духу делового района «Москва-Сити». Мост назвали в честь великого полководца Отечественной войны, но место, где он построен, с историей никак не связано. «Багратион» — это не просто пешеходный мост, но ещё и торговый центр Москвы: на его нижнем уровне располагаются магазины, ресторанчики и салоны красоты.

Парящий мост

Ещё один необычный пешеходный мост расположен в парке «Зарядье». Название его говорит само за себя: конструкция в виде бумеранга не соединяет два берега, а просто зависает над водой. Мост, «парящий» над Москвой-рекой на высоте 15 метров, может выдерживать до 4000 посетителей одновременно.

Улица под землёй

При строительстве парка «Зарядье» археологи обнаружили под землёй целую улицу! Это была дорога XVII века, замощённая брёвнами. Они прекрасно сохранились за 400 лет благодаря консервирующей болотистой почве.

Виталий, гид в Москве

Его открыли вместе с парком в 2017 году, и он сразу же полюбился жителям и гостям столицы: даже в будние дни и в пасмурную погоду найти свободное место на смотровой площадке этого московского моста бывает непросто.

Большой Москворецкий мост

При его строительстве учитывали близость к историческому центру Москвы и продумывали облик, который будет гармонировать с окружающей архитектурой. Так, по плану архитектора Щусева, конструкцию этого моста через Москву-реку облицевали розовым туфом, который удачно перекликается с красным кирпичом кремлёвских стен. Автор проекта также планировал разместить здесь фонтаны и скульптуры, добавить в детали архитектуры итальянских мотивов, но задумка так и не была реализована из-за начавшейся Второй мировой войны. С моста открываются потрясающие виды на Кремль, колокольню Ивана Великого, церковь Николая Чудотворца, просматривается вдалеке даже храм Христа Спасителя.

Большой Каменный мост

Первая переправа на этом месте появилась ещё в 1692 году. Стоимость возведения была так высока, что в народ ушла поговорка «Дороже Каменного моста!». С XVII века проводилось несколько его масштабных перестроек. Последний капитальный ремонт мост пережил в 2021 году. Его почти что пересобрали заново и заменили все инженерные конструкции. С моста открывается вид на Кремль, Болотную набережную и Дом Пашкова, помпезно возвышающийся над Боровицкой площадью.

Живописный мост

Мост находится в районе Серебряного бора и соединяет его с Крылатским. Возведён он в 2007 году и с тех пор носит звание самой яркой переправы столицы. Автор проекта этого московского моста, Николай Шумаков, получил за него престижную премию имени Огюста Перре. Вид у конструкции действительно запоминающийся: красная арка с натянутыми от неё стальными тросами держит дорожное полотно и мостовые пролёты. На верху моста закреплена небольшая смотровая площадка в виде стеклянной капсулы. Со временем в ней планировали открыть ЗАГС, но задумка пока не воплощена из-за технических сложностей.

Крымский мост

Это первый и пока единственный цепной подвесной мост через Москву-реку. Он соединяет Зубовский бульвар с улицей Крымский Вал, от которой и получил своё название.

Мост находится недалеко от Кремля и часто попадает на фотографии путешественников как символ столичной архитектуры. Но по-настоящему выдающийся снимок Крымского моста был сделан в 1944 году, когда по нему вели пленных немцев. Тогда процессия из 57 600 солдат шла по Москве более трёх часов и получила название «Парад побеждённых».

Большой Краснохолмский мост

Раньше на его месте был двухпролётный мост, который располагался почти под прямым углом по отношению к реке, образуя излом на Садовом кольце. При реставрации его тоже планировали сделать цепным подвесным, как Крымский, но позже от этой идеи отказались. В итоге мост стал самой длинной однопролётной переправой через Москву-реку.

Удивительный факт: при строительстве нового сооружения один из жилых домов, мешавших стройке, было решено перенести. За несколько дней с помощью электродомкратов и вагонеток здание передвинули на 53 метра и повернули на 19,5 градусов, даже не выселяя жителей.

Пушкинский мост

При его строительстве использовали инженерную конструкцию бывшего Андреевского железнодорожного моста, который в прошлом столетии был любимым местом для свиданий и прогулок. Пешеходный мост через Москву-реку открыли в 2000 году. Он соединил Парк Горького с Фрунзенской набережной. Новому мосту дали название Пушкинский (от одноимённой набережной со стороны парка), но за ним также закрепилось и неофициальное — Андреевский.

Новоандреевский мост

Его построили в конце 1990-х вместо старого Андреевского, разобранного для создания пешеходного Пушкинского моста неподалёку. С обеих сторон Новоандреевский мост через Москву-реку украшен башенками из красного кирпича, которыми лучше всего любоваться с Пушкинской набережной или с воды. Здесь проходит не только автомобильная, но и железная дорога. По ней, в частности, курсируют поезда МЦК. Поэтому полюбоваться видами моста можно и из вагона: для этого потребуется проехать по участку между станциями «Ленинский проспект» и «Лужники».

Лужнецкий метромост

Считается самой длинной переправой через Москву-реку: общая её протяжённость — более двух километров. Он же был и первым двухъярусным мостом столицы: верхний уровень предназначен для автомобилей, нижний — для поездов метро и пешеходов.

Станция «Ленинские горы», переименованная в «Воробьёвы горы», стала самой длинной и первой в истории метрополитена Москвы, расположенной прямо на мосту. В первоначальном виде она проработала недолго — при строительстве было допущено много ошибок, так что с 1983 года почти на 20 лет станция была закрыта на реконструкцию. К 2002 году «Воробьёвы горы» ввели в эксплуатацию, а сам мост к тому времени был практически отстроен заново.

Новоспасский мост

Один из старейших в столице — его опоры датированы 1911 годом. Этот мост через Москву-реку назван в честь расположенного рядом одноимённого монастыря и связывает Краснохолмскую и Шлюзовую набережные. Помимо автомобильной дороги, по нему проходит трамвайная линия, которая позволяет путешественникам оценить красивые виды районов Таганки и Замоскворечья из вагона.

По вечерам на этом трёхпролётном московском мосту включают красивую яркую подсветку опор и сводов. Она состоит примерно из 1100 лампочек холодных и тёплых оттенков белого. Прекрасная точка для наблюдения за иллюминацией — причал в паре десятков метров от Новоспасского моста. А ещё можно проплыть под ним на кораблике во время прогулки по Москве-реке.

Заключение

В ближайшие годы власти столицы планируют построить ещё несколько мостов через Москву‑реку. Будут среди них и важные автомобильные переправы, и новые места для пеших прогулок. Какими решениями инженерной мысли удивят горожан архитекторы — остаётся только догадываться. А пока можно гулять по тем, что уже завоевали всеобщую любовь и внимание.

Ещё на тему путешествий

Музей-усадьба «Ясная Поляна» Прошлое и настоящее имения Толстых