Мордва: чем интересен финно‑угорский народ
Культура, традиции, быт и особенности этносаПроисхождение
Мордва — это один из многочисленных финно‑угорских народов, прародиной которых считается Урал и Предуралье (от Средней Оби до Нижней Камы). В течение столетий племена мигрировали и расселялись на территориях Северной, Восточной и Центральной Европы и Сибири, обретая свои уникальные этнические черты.
По предположениям учёных, мордва как этнос начала формироваться в эпоху городецкой культуры, которая существовала на территории Среднего Поволжья, Нижней и Средней Оки и Верхнего Дона с VI века до нашей эры по II век нашей эры. Племена, населявшие эти земли, стали предками мордовского народа.
Первое упоминание о мордве встречается у древнего готского историка Иордана в трактате «Гетика» (VI век), в котором он собрал обширные сведения о разных этносах. Исследователь описал в том числе «северные народы», жившие в Восточной Европе в IV–V столетиях. Среди них был и этнос mordens, по описаниям соотносящийся с мордвой.
От готов о народности, вероятно, узнали и греки, о чём свидетельствует запись византийского императора Константина в тексте «Об управлении империей» (X век), где он пишет о стране Мордии. В русских летописях мордва впервые упоминается в «Повести временных лет» в X–XI веках.
Любопытно, что привычное нам название национальности не совсем корректно. На самом деле общим этнонимом «мордва» называют две народности — мокша и эрзя, — каждая из которых имеет свой язык, флаг, внешность, традиционный уклад жизни и главное — национальное самосознание. Кроме того, в их составе выделяют субэтносы: у мокшан — каратаи, а у эрзя — шокша и терюхане.
Откуда произошли наименования двух мордовских народностей, доподлинно не известно. Мокшане, по одной из версий, стали называть себя так в честь реки Мокши, на берегах которой с древности проживали. А слово «эрзя» могло произойти от древнеперсидского «аршан» (муж, самец) или от созвучного осетинского слова, которое переводится как «несметное множество».
Где живут
Проживают мокша и эрзя в основном в России. Основная часть поселений находится в Республике Мордовия — всего здесь живёт около 300 тысяч мордовцев. Притом территория, которую занимают представители этноса, условно делится на две части — так сложилось исторически, но официальных границ между ними нет. Мокша можно встретить на западе региона, а эрзя — на востоке.
Также мордва проживает в Татарстане, Чувашии, Самарской и Нижегородской областях и других регионах Поволжья. Небольшие поселения встречаются и за границей, например в Казахстане, Киргизии и Белоруссии.
Всего на сегодняшний день насчитывается около 700 тысяч представителей мордовских народов.
Язык
Общего мордовского языка не существует, представители народности разговаривают на мокшанском и эрзянском, а их подгруппы — на диалектах. При этом языки похожи, поэтому при желании эрзяне и мокшане могут друг друга понять. Например, у обоих народов одинаково звучат слова «камень», «вода», «огонь», «женщина», «снег», «голова» и другие базовые понятия.
Но есть и существенные отличия — в склонениях по падежам и числам, в фонетике. Например, у эрзян более мягкое произношение, а ударение свободное и может падать на любой слог.
Внешний вид
Антропологически два мордовских народа тоже отличаются. Оба этноса принадлежат к европеоидной расе, но у мокша преобладает понтийский тип: узкие черты лица и смуглый цвет кожи. А у эрзя наоборот — светлая кожа и широкие лица, что считается характерным признаком субуральского типа.
Национальная одежда мордвы очень яркая и колоритная, особенно у женщин. Мордвинки традиционно носили рубашки‑туники «панар» и передники, а мокша ещё поддевали штаны «поксты», потому что их рубашка была короче, чем у эрзя. Поверх надевали белый кафтан и затягивали его поясом «каркс». Рубашки обязательно закалывали у ворота, а ещё дополняли яркий наряд разнообразными украшениями: серьгами, бусами, повязками на голову, поясами из гусиных перьев, бисера и металлических вставок.
Женские головные уборы были не менее разнообразными. Волосы девушки заплетали в одну или две косы и надевали поверх венец с накосником, замужние — богато украшенные высокие сороки или мягкие шапки, чепцы и платки, которые завязывали в виде рогов или тюрбана.
Мужчины в основном носили простые рубашки без воротника и брюки. Ноги от стоп до колен плотно обматывали подобием чулок из белой ткани — онучами, поверх надевали лапти. Зимой носили овчинные шубы.
Одежду обязательно украшали вышивкой, похожей на ковровый орнамент с фигурами в виде ромбов и восьмиконечных звёзд. Использовали в основном кирпичный, зелёный, жёлтый и чёрный цвета.
Религия
Мордва — преимущественно православный народ, но до принятия христианства на Руси представители народности исповедовали язычество.
Мифология у этноса очень интересна и разнообразна. Примечательно, что у народа было множество богов женского пола — их называли «ава». Мордовцы поклонялись богиням ветра и урожая, покровительницам воды, огня и деторождения, хозяйкам леса, дома и кладбища.
Главным божеством считался Шкай у мокшан и Никше у эрзян. Ещё у мордвы была целая плеяда менее значимых духов, по типу русских водяных, леших и домовых, и культ душ умерших предков.
Священные обряды обычно проводили жрецы, которых выбирали на встречах общин. Руководил собраниями старейшина — велень или покшят, а устраивали их в специальных домах — промксонь кудо. Для ритуалов выбирали отдалённые от жилищ места, в лесу или на краю деревни, где организовывали место для жертвоприношений и размещали деревянных божков. Здесь же туши убитых во имя богов животных готовили в котлах.
Традиции
У мордвы было множество обычаев и праздников, связанных с земледелием, сменой сезонов и наступлением нового года. Многие из них совпадают со славянскими: и по времени, и по ритуалам. Например, зимние праздники от Рождества до Крещения назывались «Роштувонь куд». В это время устраивали гуляния и колядовали — парни одевались в шубы наизнанку и ходили по домам, чтобы получить в подарок печенье в форме орешка «пештть». А на Масленицу — «Мастя» — готовили блины и катались на санках.
Схожи и исконные свадебные традиции славян и мордвы. Например, невесту сватали жениху, а на торжестве девушку воровали и выкупали.
Перед жатвой или посевом мордовцы традиционно молились, а на праздник выгона скота добывали «новый» огонь. «Старый» в печах тушили водой, затем на краю села с помощью трения разводили «новый» и разносили его по домам. Горшок с огнём ставили на специальный помост, через который проводили скот.
Любопытны ритуалы, связанные с умершими. Поминки традиционно устраивали на Пасху и Семик. В эти дни накрывали стол и готовили для предков хмельные напитки. А во время застолья один из родственников надевал вещи умершего: он, изображая покойного, рассказывал истории с того света и пил «пуре» — медовуху. Также в это время обязательно топили баню и готовили для предков веники, чтобы покойники тоже могли помыться.
Банные обряды у мордвы очень распространены. Представители этноса даже почитали богиню бани — Баня‑аву. Чтобы задобрить её или о чём‑то попросить, ей подносили еду и молились.
Баню обязательно топили на все важные события в жизни человека: не только на поминки, но и на рождение, свадьбу и похороны. Например, перед брачным торжеством подруги невесты затапливали баню, при этом дрова для розжига по традиции воровали у соседей. Во время обряда девушка причитала и прощалась с девичеством.
Баня считалась лучшим лекарством от многих недугов. Знахарки заранее готовили специальные травяные отвары, собирали камни и заговаривали их, заготавливали веники из разных пород деревьев, а воду для мытья набирали в святых источниках. Больного приводили в парилку и молились Баня‑аве о выздоровлении. Во время приговоров человека умывали и парили вениками: мальчиков — дубовыми, а девочек — берёзовыми.
Многие обычаи со временем устарели и вышли из обихода, но некоторые традиции мордва соблюдает и сейчас. В мае мокшане празднуют «Акша келу» — день белой берёзы. К примеру, в это время в селе Вадовские Селищи готовят национальные блюда и устраивают поединки: мужчины борются на поясах, пытаясь повалить друг друга на землю. А эрзя в селе Ташто Кшуманця в июле отмечают «Велень Озкс». В этот праздник угощают друг друга хлебом с мёдом, варят суп из говядины «букань ям» в котлах на всю общину, а старейшины подводят итоги урожайного года и молятся о благе мордовского народа.
Культура
Мордва обладает богатым культурным наследием. Особенно выделяется устное и музыкальное творчество: песни и наигрыши, в которых прослеживаются связи с русским и тюркским фольклором.
Эрзяне и мокшане всегда пели на торжества — причитания на свадьбах и похоронах были обязательными ритуалами. На общие праздники исполняли долгие лирические песни большой толпой, на Масленицу и Святки пели песни‑диалоги с животными и птицами и песни‑заклинания для богов. Из инструментов использовали флейты, волынки, трещотки, трубы, колотушки и варган.
У мордвы очень выразительное декоративно-прикладное искусство. Народ издавна занимался бисероплетением, вышивкой и резьбой по дереву. Резным орнаментом украшали избы, сундуки для приданого — пари, ткацкие станки и посуду, из дерева делали игрушки в виде животных. В узорах часто встречались растительные мотивы, антропоморфные фигуры и языческая символика — разные орнаменты могли означать солнце, небо, землю и богов. Деревянные изделия мордва создаёт до сих пор, продолжая традиции своих предков. Например, в селе Тавла есть целая мастерская со школой по изготовлению игрушек из дерева, которые стали популярными сувенирами в Мордовии.
Национальная культура в Мордовии развивается по сей день. На эрзянском и мокшанском языках пишут стихи и прозу, а также ставят на них спектакли в театрах.
Процветает в регионе и изобразительное искусство с национальным колоритом. Например, в Саранске можно побывать в музее имени Степана Эрьзи. Мордовский художник и скульптор с детства впитывал народную культуру и лепил фигурки из глины, а в зрелом возрасте начал создавать деревянные скульптуры в духе местных мастеров и получил широкую известность — за рубежом его даже прозвали «русским Роденом». Сейчас в музее можно увидеть не только работы самого художника, но и предметы народного и современного мордовского искусства, созданные другими мастерами.
Быт и промыслы
Одним из основных занятий народа в старину было земледелие. Мордовцы выращивали рожь, ячмень, полбу, коноплю и лён, а их главным пахотным орудием была кереть.
Распространено было и животноводство: представители этноса разводили коз, коров, свиней и куриц. Примечательно, что весь скот обычно клеймили родовым знаком, который был у каждой семьи, — «умань тешкс». Так же поступали и с вещами. Такие знаки до сих пор можно увидеть на могильных крестах — их тоже помечали, чтобы указать на принадлежность покойного к конкретному роду.
Важными промыслами у мордвы были рыболовство и охота. Диких зверей добывали не только ради мяса, но и ради пушнины: из меха шили одежду, шкурами торговали и платили дань, а также приносили их в жертву богам. Использовали для охоты обычно лук и стрелы, а для крупных животных — медведей и кабанов — делали ловушки‑ямы. Кроме того, у мордвы было популярно пчеловодство — каждое крестьянское хозяйство имело от 10 собственных ульев.
Жилище
Крестьянская усадьба традиционно делилась на три части: жилой дом, квадратный двор с хозяйственными постройками и огород, а всю территорию огораживали плетнём. Жилища были похожи на русские избы с сенями и иногда клетью, покрытые соломой или корой. Все хозяйственные здания старались возвести подальше от жилого помещения, чтобы защитить дом от пожаров — в древние времена это было самым страшным бедствием. Хозпостройки могли вспыхнуть, а пламя — перекинуться на жилище.
Для скота строили хлев, отдельную постройку часто возводили и для содержания птицы. В хозяйстве также были погреба в виде шалашей и сараев с ямой внутри, где хранили продукты и утварь, ветряные мельницы, овины и риги (постройки для сушки снопов перед молотьбой).
Обязательной постройкой на территории крестьянского двора была баня. Внешне она напоминала обычную избу. Часто в качестве бани использовали старые жилые дома или строили даже две — зимнюю и летнюю. Кстати, в мордовском фольклоре о бане часто говорится как о доме, что ещё раз подчёркивает её роль в национальной культуре.
Кухня
Традиционная еда у мордвы очень сытная и во многом схожая с русской национальной кухней. Мокши пекут пироги «пярякят», а эрзи — «пряка», ржаной хлеб, блины из пшённой муки «пачат», делают лапшу «салма» и похлёбки из гороха и проса «ям». Из напитков готовят квас, медовуху «пуре» и пиво «поза» из ржаной муки или свёклы.
В древности на праздники готовили особенную еду. Например, на рождение ребёнка варили молочную кашу из пшена, а на свадьбу жарили мясо с луком или с ливером и приправами — «щеням» у мокшан и «селянка» у эрзян. А ещё пекли нарядные пироги «лукш», похожие на русский каравай, с многослойной начинкой из творога, курицы, яиц и пшённой каши и украшали их птичками из теста, лентами и ветками.
Попробовать национальную кухню мордовских народов можно и сейчас. Например, в Саранске есть традиционные рестораны и даже уличные фуд‑траки, где можно угоститься котлетой в виде медвежьей лапы из мяса и печени, эрзянской «селянкой» и местными пряниками «сюкоро».
Заключение
Мордва — народ с самобытной культурой, познакомиться с которой можно в нескольких регионах страны. Однако лучше всего отправиться в Республику Мордовия, где по‑прежнему чтут и сохраняют традиции и говорят на национальных языках. Ещё интереснее такое путешествие станет, если обратиться к гидам, которые знают всё о местных особенностях — они покажут самые интересные и необычные места региона и расскажут массу легенд и преданий о мордве.
Автор: Милита Герберсаген
Заглавное фото:
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Пофотографироваться в лучших декорациях Самары дореволюционной и современной
Ощутить город всеми органами чувств, проникнуться его уникальностью и захотеть непременно вернуться
Познакомиться с этнографией края на обзорной прогулке с элементами исторического расследования
Старинные закоулки, дореволюционные дома, висячий мост и другие тайные места на дружеской экскурсии