Факты и мифы метро Казани
История строительства и самые красивые станцииСхема Казанского метрополитена
Подземка в столице Татарстана — четвёртая по длине в России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода). Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает 11 станций. В ближайшие годы сеть планируют расширить.
Как создавалось казанское метро
Столица Татарстана может похвастаться самым молодым метро в России. Это первая и единственная подземка, которую построили после распада СССР.
По негласному правилу, в Советском Союзе метрополитен полагался лишь городам с населением больше миллиона человек. Казань перешагнула этот рубеж в 1979 году. Местные специалисты обосновали необходимость строительства, провели геологические работы и даже успели объявить конкурс на лучшие названия станций. Но из-за сложной экономической ситуации строительство отложили. Первые тоннели начали пробивать лишь в 1997 году.
В 2005 году Казань отмечала тысячелетие — в преддверии этого события открыли первый участок из пяти станций. В 2013 году в столице Татарстана проходила летняя Универсиада: к этому времени метро приросло ещё несколькими остановками.
При этом сеть метрополитена в Казани расширяют. К 2027-му планируют открыть первые четыре станции новой ветки: «Улицу Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР» и «Улицу академика Сахарова».
Статья по теме7 городов России, где есть метро
Тоннель под рекой, короткие поезда и другие интересные факты
Строительство метрополитена — сложнейший инженерный процесс, а в ходе строительства происходит много непредвиденного и интересного. Вот несколько примечательных фактов о казанской подземке.
- В любом метрополитене шахты между станциями пробивают с помощью специальных комплексов (они также известны как щиты-гиганты и кроты). В России их принято ласково называть женскими именами. В Москве подземку строили «Надежда», «Виктория», «Лилия» и «Победа», а вот казанское метро обязано своим появлением «Сююмбике», «Катюше», «Полине» и «Алтынчеч».
- Тоннели в Казани прокладывали, сверяясь с картой 1711 года. Специалистам было важно не уничтожить сохранившиеся под землёй исторические артефакты. При строительстве инженеры находили деревянные срубы, кирпичную кладку и даже нераскупоренную бутылку вина 1912 года.
- Казанская подземка неглубокая. Это редкий случай, когда все станции находятся на одинаковом уровне — на глубине 16 метров. Удивительно, что на одной линии с подземными остановками находится единственная в Казани наземная станция «Аметьево». Из-за особенностей ландшафта она оказалась над землёй, при этом у тоннелей нет резких подъёмов.
- Один из участков длиной два километра — от «Кремлёвской» до «Козьей слободы» — проходит под рекой Казанкой. Расстояние от поверхности воды до тоннеля составляет 32 метра — это высота десятиэтажного дома! По словам специалистов, шахты спроектированы таким образом, что проникновение воды в них исключено.
- Среднее расстояние между станциями казанского метро — 1,76 километра. Время в пути между остановками составляет две-три минуты. Маршрут от одной конечной станции — «Авиастроительной» — до другой — «Дубравной» — займёт всего полчаса.
- В казанском метрополитене непривычно короткие поезда. Они имеют по три-четыре вагона.
- Логотип метро в столице Татарстана зелёного цвета, который считается священным в исламе. В нём угадываются очертания тюльпана и арок мечети Кул-Шариф.
Самые примечательные станции
В облике каждой платформы есть что-то необычное. Например, «Авиастроительная» по оформлению напоминает фюзеляж самолёта. На её сводах освещение как у громадного лайнера. «Аметьево», сделанная в стиле хай-тек, — самая светлая, поэтому пассажиры любят устраивать здесь фотосессии. На «Дубравной» обыгрывается название: тут есть колонны с зелёной подсветкой, похожие на деревья. На «Проспекте Победы» можно увидеть люстры в форме салюта.
«Кремлёвская»
Что рядом: Ивановский спуск, Национальный музей Татарстана, Казанский кремль, мечеть Кул-Шариф и Богоявленский собор
Самое впечатляющее на этой станции — огромная мозаика на потолке в виде змея-дракона Зиланта, персонажа татарских мифов. Считалось, что крылатое существо обитало либо в окрестностях города, либо непосредственно на холме, где сейчас возвышается кремль.
Стены вдоль станции напоминают старинную каменную кладку цитадели. Украшают интерьер восточные мозаики, рассказывающие о жизни средневекового города во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства. На платформе установлены пять мини-вышек. Центральная напоминает знаменитую падающую башню Сююмбике, две крайние — дозорные строения, а промежуточные — минареты.
Статья по темеКазанский кремль: история и главные достопримечательности музейного комплекса
«Площадь Тукая»
Что рядом: пешеходные улицы Баумана и Петербургская, ГУМ, театр имени Камала
Стены станции украшают 22 мозаики. Это сюжеты из стихов и сказок татарского поэта Габдуллы Тукая. На левой стене — городские легенды и портрет самого писателя, а на правой — рассказы о сельской жизни.
На одном из панно можно увидеть зловредного шурале. Это лесное существо с рогом во лбу и длинными пальцами, которое способно убить человека щекоткой. Ещё один персонаж, который наводит ужас на детей в Татарстане, — ведьма-водяная, которая преследует тех, кто возьмёт её гребень для волос.
«Суконная слобода»
Что рядом: театр кукол «Экият», набережная озера Нижний Кабан, парк «Туган Авылым», Аллея Славы с экспозицией исторических трамваев
Во времена Петра I в центральной части Казани располагалась Суконная слобода с крупными фабричными корпусами и мелкими частным мануфактурами. И хотя в наше время мало что напоминает о производственном прошлом территории, местная станция метро получила историческое название.
Стены и платформа облицованы в коричневый и серый мрамор. Фонари, вензеля, шрифт в оформлении воссоздают атмосферу промышленно-торговой слободы XVIII-XIX веков.
Оплата проезда
В казанском метро не обязательно стоять в очереди, чтобы купить билет. На всех турникетах проезд можно оплатить с помощью телефона, на котором установлены Samsung Pay или Mir Pay. Или банковской карточкой с технологией бесконтактной оплаты — если на ней есть значок антенны.
Альтернатива — купить транспортную карту и записать на неё нужное количество поездок. Её также используют в городских автобусах и трамваях.
Можно приобрести одноразовые пластиковые жетоны. Важный момент: они запрограммированы на один день, то есть воспользоваться ими назавтра уже не получится.
Часы работы метро
Подземка работает без выходных. Открывается в 6:00 и закрывается в 24:00.
Как часто ходят поезда
По будням в самые загруженные часы (с 7:00 до 8:30, с 17:00 до 18:30) поезда приезжают на станцию каждые 5-6 минут. В остальное время — от 7 до 9 минут. По субботам и воскресеньям, а также в праздники поезда ходят с интервалом в 9 минут.
Заключение
Как и в Москве и Санкт-Петербурге, казанское метро — не просто вид общественного транспорта, а полноценная достопримечательность. Здесь можно полюбоваться восточными орнаментами и мозаичными панно, погрузиться в историю и культуру. А познакомиться с другими локациями Казани путешественникам помогут опытные местные гиды. Их предложения можно найти на сайте Tripster.
Автор: Антон Бурлаков