Лучшие железнодорожные музеи России

14 июня 2024, обновлено 21 ноя 2024
Лучшие железнодорожные музеи России

Найти экскурсию

Показать
Электровоз, похожий на крокодила, фрагмент английского рельса эпохи королевы Виктории и вагон, в котором путешествовал последний император Китая, — все эти редкие экспонаты можно увидеть в железнодорожных музеях в разных уголках нашей страны. Собрали самые интересные из них.

Музей железных дорог России

Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корп. 2

Главная железнодорожная экспозиция страны. Музейный комплекс занимает 57 тысяч м², что сопоставимо с площадью полноценного ж/д вокзала, а в коллекции — более сотни составов.

Здесь можно увидеть П36-0251 — последний пассажирский паровоз, построенный в Советском Союзе, или, например, знаменитого «Крокодила» — электровоз с выразительным профилем, похожий на тропического хищника.

Один из самых интересных экспонатов — служебный вагон состава, курсировавшего по Китайско-Восточной железной дороге в первой половине ХХ века. Бронированный, с залом для заседаний, кухней, многочисленными антресолями, мраморными раковинами, он предназначался исключительно для высокопоставленных лиц. Предположительно, когда-то в нём путешествовали адмирал Колчак и последний император Китая Пу И.

Макет паровоза Эр-791-81 в разрезе • Электровоз «Крокодил» • Скоростной электропоезд «Сокол-250» • Фото: Shutterstock

А самый необычный экспонат — макет паровоза Эр-791-81 в разрезе. Посетители могут не только увидеть внутренности локомотива, но и, надев 3D-бинокуляры, понаблюдать, как вода нагревается в котле и превращается в пар.

Есть здесь и другие интерактивные экспонаты. Например, гостям предлагают послушать звуки железной дороги, прикладывая к уху металлические рожки. Или сесть за руль тепловоза-симулятора, где воссоздан не только пульт управления, но и виды за окном. Полное погружение обеспечено!

Музей Московской окружной железной дороги

Адрес: Москва, 3-я Магистральная улица,19, стр. 3 

Небольшая, но атмосферная экспозиция находится в здании 1908 года, построенного по проекту знаменитого архитектора Александра Померанцева. Здесь можно заглянуть в воссозданный «офис» Петра Рашевского — проектировщика окружной дороги, увидеть фрагмент рельса 1904 года и узнать принцип работы электрожезловой системы — конструкции, с помощью которой регулировалось движение поездов на малозагруженных участках.

Здание музея • Экспозиция • Фото: портал ОАО «РЖД»

Среди экспонатов — сигнальные флажки 1930-х годов, коллекция железнодорожных плакатов, а также многочисленные исторические фотографии. Есть в музее и небольшая фотозона со станционным колоколом: когда-то один удар сообщал о прибытии состава, а три — об отправлении. Обязательно позвоните в него и не забудьте записать видео на память!

Ретровыставка железнодорожной техники

Адрес: Воронеж, площадь Черняховского, 1

Визит в этот музей под открытым небом — отличный способ скоротать время в ожидании поезда: экспозиция расположена возле главного городского вокзала, открыта круглосуточно, а её посещение бесплатно.

Ещё по теме
 
Автомотриса АС-1А.2 «Уралочка» • Электровоз ЧС4 • Маневровый тепловоз ТГК-2-1 • Фото: Shutterstock

Коллекция небольшая, но интересная. Самый яркий экспонат — паровоз образца 1950-х с узнаваемой красной звездой на носу; самый необычный — копия велодрезины, на которой в конце XIX столетия по путям передвигались дорожные рабочие. А один из старейших — путевой струг, выпущенный в 1936-м. Эту машину использовали для очистки путей от снега и для ремонта земляного полотна.

Любителям истории железнодорожного транспорта понравятся стенды с образцами рельсов разных стран и эпох. Среди них — английские, изготовленные во времена королевы Виктории, или, например, отечественные, выплавленные в Ленинграде в конце 1940-х.

Автомотриса АЧ2-031 • Вагон-цистерна двухосная 712-005 • Фото: Shutterstock

Паровозы России

Адрес: Нижний Новгород, микрорайон Сортировочный (между платформами Сортировочная и Кондукторская)

Ещё один музей под открытым небом, правда, в отличие от воронежского, расположился далеко и от главного вокзала, и от центра города — ехать сюда из исторической части Нижнего придётся около часа. Наградой станет небольшая, но атмосферная экспозиция: в коллекции более 30 образцов железнодорожной техники конца XIX — середины ХХ века.

Паровоз П36 • Паровоз СУ 253-33 • Фото: Shutterstock

Среди самых ценных экспонатов — редкий промышленный паровоз Ь (ерь) вн-9773. Он был выпущен в 1900-х в Санкт-Петербурге — в цехах Невского судостроительного завода. Сохранилось всего четыре локомотива этой марки. Кстати, производили паровозы и в Нижнем — на заводе «Красное Сормово». Один из них — локомотив серии С — тоже есть в коллекции.

Погружают в атмосферу старины и другие ретроэкспонаты: переводной стрелочный механизм, старинный семафор и, конечно, воссозданная пассажирская платформа в дореволюционном стиле.

Паровозы Ь (ерь) вн-9773 и ЛВ. Фото: Shutterstock

Поволжский музей железнодорожной техники

Адрес: Самара, улица Литвинова, 332а

Экспозиция рассказывает об истории Куйбышевской железной дороги и о развитии железнодорожного транспорта в России.

На открытой площадке выставлены образцы рельсов, семафоры, путевые знаки и старые поезда. Например, магистральный паровоз П36, который выпускали в 1950-х и в народе прозвали «генералом» — из-за продольных полос-лампасов по бокам. Или первый в Советском Союзе скоростной электропоезд — ЭР200, курсировавший между Москвой и Северной столицей.

Скоростной электропоезд ЭР200. Фото: блог «Пантограф» • Магистральный паровоз П36 • Здание станции 1874 года • Фото: Shutterstock

Оказавшись здесь, обязательно загляните в изящный деревянный домик с большими окнами — здание станции 1874 года. Его перенесли сюда из Пензенской области. Несмотря на солидный возраст, оригинальные брёвна отлично сохранились — именно их использовали для восстановления архитектурного памятника. Внутри — реконструированная комната дежурного с предметами интерьера XIX столетия. А в расположенном здесь же кинозале крутят кинохронику, посвящённую Куйбышевской железной дороге.

Ещё по теме
 

Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги

Адрес: Челябинск, улица Железнодорожная, 11

Открылся он в 2020 году рядом с главным железнодорожным вокзалом Челябинска. Проект здания Центра разрабатывали специально, а таких построек в России больше пока нет нигде. Похожие здания есть только в Швейцарии (Музей часов) и в Нью-Йорке (Музей Гуггенхайма).

Центр исторического наследия занимает четыре этажа и полностью посвящён истории Южно-Уральской железной дороги. Построен он в виде спирали вокруг огромного атриума с мультимедийным экраном, по которому бесконечно идут всевозможные паровозы.

Фото: сайт национальной премии «Корпоративный музей»

Экспозиция тоже «спиральная»: сначала вы знакомитесь с первыми изобретателями паровозов и постепенно поднимаетесь вверх — к современным технологиям, которые используются на железной дороге. Каждый сектор оформлен в тематике исторического периода: например, в части, посвящённой дореволюционным железным дорогам, воссоздан интерьер купе для пассажиров первого класса.

В Центре десятки макетов и подлинных предметов. Например, станционный колокол со станции Чернявская, в который звонят все желающие. Есть даже настоящая кабина электропоезда «Ласточка» с симулятором машиниста, где каждый может попробовать управлять этой техникой.

Фото: сайт национальной премии «Корпоративный музей»

Нагулявшись по музею, не спешите уходить. Рядом со зданием находится выставка железнодорожной техники под открытым небом. Здесь тоже интересно: на путях выстроились старинные паровозы и электровозы, среди которых есть даже «ЗУБ» — машина для уборки земли и снега с рельс, и раритетный промышленный электровоз серии «В» — в СССР таких было всего 26 штук, а привезли их из Италии для обмена опытом между странами.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Адрес: Екатеринбург, Вокзальная улица, 14

Находится в здании бывшего железнодорожного вокзала, возведённом в 1878-м. Впервые увидев эту богато декорированную постройку в неорусском стиле, писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк пришёл в неописуемый восторг и впоследствии писал, что вокзалы Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода с ней «трудно даже сравнить».

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги
Здание музея. Фото: Shutterstock

В музее два отдела — исторический и технический. Среди экспонатов — путеизмерительные инструменты, старинные средства железнодорожной связи, макеты станций и даже воссозданный по старым фотографиям перрон Екатеринбургского вокзала со скамейкой, где «отдыхает» загадочная дама «с корзиной, картонкой и маленькой собачонкой» — как в известном стихотворении Самуила Маршака.

После визита в музей погуляйте вокруг здания и устройте небольшую фотосессию на площадке перед «теремком». Здесь установлены скульптуры, посвящённые железнодорожникам и пассажирам. Селфи на память можно сделать в компании звонящего в колокол начальника станции, гражданина с чемоданами или проводницы с чаем.

Скульптуры, посвящённые железнодорожникам и пассажирам. Фото: Shutterstock

Выставочный центр истории Западно-Сибирской железной дороги

Адрес: Новосибирск, улица Дмитрия Шамшурина, 39

Экспозиция в стенах бывшего ДК «Транспортник» рассказывает о строительстве Транссиба и о модернизации подвижных составов.

В залах музея можно изучить коллекцию телеграфных аппаратов Морзе, станционные колокола и макет первого русского паровоза, построенного в 1833-м в Нижнем Тагиле.

Ещё по теме
 

Один из самых интересных экспонатов — жестяная «шарманка». Так называли похожие на музыкальный инструмент переносные сундучки машинистов. В них они носили всё необходимое для рейса — документы, инструменты и даже еду. А выставленное здесь фортепьяно XIX века когда-то принадлежало семье Николая Тихомирова — известного русского инженера-путейца и одного из основателей Новосибирска.

Макет первого русского паровоза • Экспозиция музея • Фото: Shutterstock

Музей истории Сахалинской железной дороги

Адрес: Южно-Сахалинск, Вокзальная улица, 14

Открылся в 2004-м в городском Доме культуры железнодорожников. Часть экспозиции расположилась на открытой площадке возле здания: здесь выставлены образцы железнодорожной техники.

В залах музея гости знакомятся с историей развития ж/д сообщения на острове. Здесь можно посмотреть редкие документы, архивные фотографии и предметы: первые компостеры и локомотивные радиостанции, коллекцию подстаканников фирменного поезда «Сахалин» и даже символический ключ от вокзала Южно-Сахалинска.

Снегоочиститель «Паровой ротор»
Снегоочиститель «Паровой ротор». Построен в Японии в 1936 году. Фото: Shutterstock

Но самое интересное находится на открытой площадке музея железной дороги. Коллекция здесь собрана уникальная. Всё дело в том, что железную дорогу на Сахалине начали строить в годы японской оккупации. Первую узкоколейку японцы проложили ещё в 1906-м, а поезда из Страны восходящего солнца эксплуатировались здесь вплоть до 2000-х — окончательная «перешивка» местной железной дороги по российскому стандарту завершилась только в 2019-м.

Сегодня образцы иностранной техники — главная гордость местной коллекции. Здесь выставлены снегоочистители, паровозы, экскаваторы и прочие машины из Японии, которые не увидишь ни в одном российском музее.

Описание • Путевая машина для одиночной смены шпал МПРП-С • Фото: Shutterstock

Заключение

Музеи железных дорог в России не редкость, но у каждого своя фишка. Так, питерская экспозиция впечатляет интерактивными экспонатами, южно-сахалинская — уникальными экземплярами японской техники, а екатеринбургская — расположением: музейное здание само по себе городская до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть.

Изучать такие экспозиции интересно и самостоятельно, но гораздо познавательнее прогулка по музею станет в компании гида. Местные проводники расскажут самое важное о развитии железнодорожного транспорта в своём регионе, а заодно подскажут, что ещё посмотреть в городе.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Найти экскурсию

Показать

Ещё на тему путешествий

Лучшие музеи автотранспорта в РоссииЛучшие музеи автотранспорта в России Первая отечественная машина, бронеавтомобиль Сталина и электробус 1970-х

Еще экскурсии по теме