Карелы: история, традиции и обычаи народа
Вера в водяных и русалок, съедобные калитки и сшитые лодкиГде живут карелы
Большинство представителей этноса живёт в Республике Карелия. Однако титульный народ даже в своей республике составляет около 5% от общего количества населения региона. Причём карелы селятся в основном не в столице Петрозаводске, а в Калевальском и Олонецком районах, а также в деревнях вокруг города Костомукши. Этот населённый пункт появился относительно недавно: в начале 80‑х годов прошлого века одновременно с созданием в этих местах горно‑обогатительного комбината.
Костомукшу основали рядом с традиционной карельской деревней с одноимённым названием — она исчезла незадолго до этого в результате строительства нового производства. Так что город исторически связан с судьбой этноса.
Кроме Карелии, значительная часть представителей этноса проживает в Тверской области (2674 человека согласно переписи населения 2020 года), в Санкт‑Петербурге (727 человек), в Ленинградской (644 человека) и Мурманской (631 человек) областях. Для сравнения: на всю Москву приходится всего 239 карелов!
Название народа
Оно пошло от слова karjalaiset. Если открыть карельско‑русский словарь, заметим любопытный факт. Слово karja переводится как «стадо». А рядом однокоренное karjala, что значит «карельский язык». Их разделяет другое слово (и тоже сходное по написанию и звучанию) karjahtua — «крикнуть». То есть, скорее всего, предки карелов были пастухами и загоняли скот громкими криками.
Национальность карелов
Карельский этнос состоит из трёх коренных народов региона. В первую очередь это сами карелы, компанию которым составляют ливвики. Их ещё называют олонецкими карелами, потому что когда‑то главным городом их народности был древний Олонец XII века. Поселение расположено довольно близко к Петрозаводску, всего в полутора сотнях километров, поэтому сюда легко съездить на однодневную экскурсию из столицы региона. Поскольку ливвики живут на юге республики, то, как и все южане, они весёлые и гостеприимные.
И третий субэтнос — людики. Они заселили Прионежскую Карелию, главным образом — столицу республики, а также третий по численности город региона Кондопогу.
Но если снова обратиться к переписи населения, то в скобках после общего названия этноса «карелы» можно также увидеть и многие другие народности:
- Вепсы, кроме Карелии, традиционно селились на территориях нынешних Ленинградской и Вологодской областей. В 1937 году этот народ лишили национального статуса, поэтому многие его представители ассимилировались.
- Калевальцы — древний народ, живший на северо‑западе современной Карелии. Сейчас там Калевальский национальный район республики.
- Лююдилайне — малочисленные коренные жители Карелии, селившиеся в основном в Прионежье.
- Поморы‑карелы жили на берегу Белого моря, активно осваивали Русский Север, отправлялись в экспедиции на Шпицберген.
- Тихвинские карелы исторически селились на территории современной Ленинградской области. Жили в основном вокруг Тихвинского монастыря, отсюда их название. Туда они бежали в XVII веке от наступавших шведов, чтобы сохранить свою культуру и язык.
История народа
Карелы — очень древний народ. Первые документальные упоминания о них можно найти в берестяной грамоте новгородцев, написанной между 1075 и 1100 годами, где сказано: «Литва пошла войной на карел». А из документа XII века за авторством датчанина Саксона Грамматика мы узнаём, что карелы разгромили войско верховного правителя древнегерманского племени Даны, Ивара Широкие Объятия, а сам он убит.
Карелы смело сражались с викингами, которые частенько пытались атаковать эти земли. Поэтому народ прослыл воинственным, храбрым и всегда готовым защищать свою землю.
Примерно в это же время, в X-XI веках, карелы и сами решили расширить собственную территорию. Они заняли Олонецкий перешеек, потом Северную и Среднюю Карелию. Не всегда удача была на стороне карелов. К концу XII века они полностью попали под влияние новгородских правителей. А в XVI веке сюда пришли шведы, которые заставили местных жителей сменить веру: отказаться от православия и обратиться в лютеранство. Многие карелы вынуждены были бежать, укрывшись в Тихвинском монастыре, основанном незадолго до этого Иваном Грозным.
Постепенно карелы теряли своё влияние. Вместе с ним уходила и воинственность. Коренное население Карелии смешивалось с представителями других национальностей.
В 1920 году карелы получили собственный, официально утверждённый регион — Карельскую трудовую коммуну. Через три года это уже Карельская АССР. С таким именем регион существовал до распада Советского Союза, преобразовавшись в конце концов в Республику Карелию.
Религия карелов
Большинство местного населения исповедуют православие. Карельский народ крестил в 1227 году отец Александра Невского Ярослав Всеволодович. Новгородский князь не мог допустить, чтобы на соседних с его территорией землях жили язычники. Тем более новгородцы были заинтересованы в плотных связях с карелами — торговых, социальных, оборонных. Учёные даже выяснили место, где карелы приняли православие: это посёлок Куркиёки на берегу Ладожского озера. Любопытно, что вепсы к этому времени уже были православными: они крестились между XI и XII веками.
Эти места сыграли важную роль в развитии православия в нашей стране. Здесь много храмов, некоторые из которых известны, наверное, всем.
Валаамский монастырь построен на одноимённом архипелаге островов Ладожского озера. Они расположены настолько близко друг к другу, что их считают единым островом. Места отдалённые и живописные, а значит, идеальные для молитвы и познания себя. Нередко монастырь называют «Северным Афоном».
Ещё одним символом православия на Руси стал архитектурный ансамбль «Кижи». В состав уникального памятника деревянного зодчества входит церковь Преображения Господня 1714 года. Её венчают 22 купола луковичной формы, их называют главами. Каждая, будто пламя гигантской свечи, устремлена к небу. Церковь Преображения Господня признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. А весь ансамбль «Кижи» носит статус историко-архитектурного музея, и его можно посетить, чтобы своими глазами увидеть невероятную красоту.
Традиции и обычаи народа
Даже после крещения у карелов долгое время были сильны языческие традиции. На рыбалке сразу после первого улова обязательно задабривали водяного, приглашая на уху, которую варили тут же на берегу реки или озера.
Рыбу карелы считали не только пищей, но и своеобразным талисманом. Сушёную щучью голову вешали над входной дверью в качестве оберега.
Карелы верили в русалок, которые могут управлять водными стихиями. И в бога огня, которого представляли символично: с большой бородой рыжего цвета.
К деревьям карелы относились бережно. Да, это основной строительный материал, но одновременно место силы и поклонения.
Все обычаи и традиции карелов сводились к тому, чтобы максимально сохранить чистоту первозданной природы, которая их окружала.
Культура народа
Карелы всегда жили на пограничье между русскими княжествами и скандинавскими народами. Но при этом их культура осталась самобытной.
В основе культурного кода карелов — поэтический эпос «Калевала». Это сборник древних фольклорных текстов, которые собрал финский врач и языковед Элиас Лённрот. Труд издали в 1835 году.
«Калевала» — фактически воссозданный мир древних карелов. Само название — имя страны главного богатыря Калева. Героями эпоса вместе с людьми стали и боги, поэтому можно узнать, как себе представляли мир древние карелы. Там есть и рассказ о сотворении мира — он возник от союза воды и дочери воздуха. И о борьбе с дубом за солнечный свет. И о собственноручно созданном Сампо — волшебном предмете, который, как верили, дарует счастье.
Пение рун всегда было важным занятием в карельских деревнях. Сегодня число рунопевцев сократилось, но их всё ещё можно услышать во время национальных праздников.
Как живут карелы
И не понять, то ли небо в озёра упало.
И не понять, то ли озеро в небе плывёт.
К. Рыжов. Карелия (1963)
Строчки из песни, которая считается неофициальным гимном Карелии, точнее всего характеризуют любовь этого древнего народа к природе. На протяжении всей своей истории карелы любили селиться у воды — в краю бесчисленных озёр. Отсюда главное увлечение — рыбалка.
Карелы — хорошие и азартные рыбаки. Ловят много и с удовольствием. В древности занимались в полном смысле слова морской охотой: ходили на белух и тюленей. Это доказывают Беломорские петроглифы — наскальные рисунки, которые можно увидеть на севере Карелии.
Большая вода — озёра и реки — не только источник добычи, но и основные транспортные пути. Традиционно из одной деревни в другую карелы добирались на деревянных лодках. Делали их всегда собственноручно, причём говорили не «строить», а «шить» лодку. И это не метафора. Лодки создавали без использования металла. Доски между собой в буквальном смысле сшивали по весьма хитрой технологии. В них проделывали отверстия так, чтобы получился зигзаг. Затем пропускали еловые корни, вымоченные в смоле. Эта прочная нить была очень крепкой, поэтому её натягивали максимально сильно. Корень сшивал лодку. Отверстия, где он проходил, герметизировали деревянными клиньями.
Лодка была не просто транспортом. Она сопровождала карела от рождения до смерти. Обращаться с вёслами и рулём учили ещё в раннем детстве. А после смерти на могилу клали часть лодки: мужчине — корму, потому что он всегда управлял судном, женщине — нос, она выполняла самую тяжёлую работу — гребла.
Для того чтобы строить свои суда, карелы научились заготавливать дерево и мастерски его обрабатывать, чем занимаются и сегодня. Особенно среди ремёсел выделяется резьба по дереву. Мастера часто работают с карельской берёзой — материалом особенным. Её узорчатая, мраморная текстура удивляет своей красотой.
Карельскую берёзу можно встретить даже в городской черте, например в Петрозаводске. В деревнях на протяжении веков из неё делали вещи вполне утилитарные — кухонную утварь: ложки, рукоятки топоров и ножей. Всемирно известной берёза стала в XVIII веке, когда из неё стали создавать мебель для императорских покоев. Так карельская берёза превратилась в элемент роскоши и один из символов русского ампира, украсив дворцы Павла Первого и его сына Александра Первого.
В советские годы из этого материала стали вырезать декоративные шкатулки, портсигары и даже рамки для фотографий. Сегодня красивые сувениры из карельской берёзы продают во всех магазинах и лавках народных промыслов региона.
Карелы славились и в качестве мастеров по выделке шкур и кожи. Последнюю вымачивали в больших избах, где стояли врытые в землю кувшины. Технология передавалась из поколения в поколение.
И конечно, земледелие. Оно занимало важную часть жизни карелов. Не возделывали землю всего около 4% жителей региона. Для остальных любая другая деятельность, по сути, была источником стороннего дохода. Карелы выращивали ячмень, овёс, пшеницу и рожь. Популярностью пользовались горох, лук, редька и репа. А вот картофель на эти земли пришёл лишь в середине XIX века.
Жилище карелов
Самобытные строения выглядят мощными и большими. Возводились они для традиционных семей, где в одном доме могли жить три‑четыре поколения.
На архитектурные особенности влиял и непростой климат: сырость, сильный ветер, а зимой морозы и практически полное отсутствие солнца. Поэтому все жилища основательно утеплялись. Характерные признаки карельских домов — толстые стены, небольшие окна, маленькие двери, то есть всё необходимое для того, чтобы сохранить тепло. Причём строили карелы без использования гвоздей. Даже появился термин «крестьянская архитектура».
Поскольку карелы любили заниматься ремеслом, в каждом доме была мастерская. Она всегда находилась под одной крышей с жилыми помещениями. В морозы можно было перемещаться, не выходя на улицу и не выпуская тепло из жилища. Дом с мастерской нередко назывался «пятистенок». Снаружи он ничем не отличался от любых других — стен всё равно было четыре. Пятая была внутри: для удобства и дополнительной прочности конструкции она делила постройку на две части. Крышу делали двускатной: так и строить проще, и дом смотрится аккуратным, ровненьким. Некоторые карелы, кто побогаче, пристраивали к дому крыльцо.
До середины XIX века внутри домов было темно — и дело отнюдь не в маленьких окнах. Карелы в основном топили печи по‑чёрному, то есть дым расстилался по жилищу, копоть оседала на всём, что было внутри. Потом в домах всё чаще стали появляться русские печи, и весь дым, копоть и нагар уже уходили в трубу.
Одежда
Её, как правило, шили сами. Для этого в каждом доме были прялки и ткацкие станки, а также все необходимые материалы: овечья шерсть, лён, конопля. Покупали на ярмарках ситец да парчу. Чаще всего в одежде карелы использовали три цвета: белоснежно белый — это обязательная основа, а дальше прибавлялся либо синий, либо красный. Красили материалы народными способами: соком ягод, раствором из коры, шелухой лука.
Женщины любили свободные сарафаны, которые внизу расширялись. Обязательно использовали разноцветный пояс. Часто носили рубашки с пышными рукавами, которые смотрелись очень нарядно. Украшали одежду оригинальной вышивкой: использовали яркие нити, чтобы узоры смотрелись нарядно и даже празднично.
Обязательным был головной убор. К слову, именно по нему издалека можно было отличить замужнюю женщину от свободной. Семейные дамы носили кокошник или сороку — в её основе была мягкая шапочка, на которую надевалась верхняя часть убора, напоминающая очертания птицы. Красны девицы же украшали голову лентой или берёзовым ободком.
Мужчины ходили в рубахах и обязательно подпоясывались. Носили штаны, которые заправляли в сапоги. На голове — фуражка или шляпа. В холода спасала шуба или овечий тулуп, на голову полагалась шапка из меха.
На ногах носили пьексы — туфли или сапоги с загнутыми вверх носами. Они имели вполне утилитарную функцию: были удобны для крепления лыж.
Еда карелов
Народ предпочитает простую и сытную пищу. В их рационе много мучного. Они часто говорят: «Хлеб есть — голода нет».
Одно из самых популярных блюд — яблочник. Только яблок в этом пироге нет, он из картошки. Всё дело в созвучии карельского слова «картофель» и русского «яблоко». Логически это близкие понятия: картошка по‑карельски — «земляное яблоко».
Карельский обед всегда комплексный. Начинали трапезу с ухи. Причём могли варить её не только на воде, но даже на молоке. Готовили каши, запекали грибы и пекли блины, которые тоже наполняли кашей — пшённой. После сытного обеда любили красивый гастрономический аккорд — замороженное молоко.
Карелы всё готовили в печи, поэтому в их языке нет слова «жарить»: только варить, парить, запекать.
Язык
В России карельским языком владеют чуть больше 14 тысяч человек. Близким к нему считаются языки народов, которые живут на побережье Балтийского моря. Наиболее родственный — финский. Но различия всё‑таки существенные.
Интересный факт: карельский — единственный язык титульного этноса региона России, не имеющий статуса государственного. Дело в том, что его письменность основана на латинской графике. А в нашей стране по закону язык может получить статус государственного в регионе, только если использует кириллицу.
Вообще карельский язык на протяжении многих столетий был устным, письменности у него не было в принципе. Лишь в 1930‑е годы был разработан письменный вариант. За основу тогда взяли латинский алфавит, как в родственном финском. Тогда же попытались было перевести язык на кириллическую основу, но уже в 1940 году на карельский начались гонения: советская власть запретила преподавать его в школах и даже говорить между собой на переменах. Исключение сделали только для бытового общения дома.
Сегодня карелы активно развивают свой язык. Стараются говорить между собой на карельском, появляются языковые курсы, государство выделяет гранты на сохранение и развитие национальной культуры. Местное телевидение частично вещает на национальном языке.
Карелов можно назвать патриотами родного языка. Они с любовью рассказывают о нём всем приезжающим и готовы научить хотя бы парочке слов. А чтобы мастер‑классы были нескучными, карелы даже читают рэп. Исполнитель Ondrei записал первый в истории рэп‑альбом на карельском языке. Главный хит: «Долго будет Карелия сниться». Половина песни — на карельском, вторая — на русском.
Однако карелы говорят не только на родном языке. Многие владеют близким к вепсскому людиковским наречием, которое тоже подвергалось гонениям. Но в последние три десятилетия вепсы активно язык возрождают, уже можно записаться на курсы вепсского.
Распространено также ливвиковское наречие. Говорят на нём в основном в Олонецком национальном районе. Алфавит общий с карельским языком, но при этом южане могут в беседе не понять северян.
Численность населения
Учёные наблюдают тенденцию к сокращению численности этого народа уже больше века. Так, согласно последней переписи населения, проведённой в 2020 году, в России проживают всего 32 422 представителя этноса. В том же 2010 году их насчитывалось около 60 тысяч, а век назад карелов было аж 240 тысяч человек. Поэтому уже скоро этот народ могут признать малочисленным.
Впрочем, этот процесс характерен для многих малых народов: люди уезжают в мегаполисы, теряют связь со своей малой родиной, культурой, языком.
Известные карелы
Ортьё Степанов — писатель, живший и трудившийся в XX веке. Многое сделал для развития карельского языка и сохранения культуры народа.
Михаил Перхин — один из лучших ювелиров дома Фаберже. Сегодня Мемориальный фонд Карла Фаберже награждает талантливых мастеров знаком имени Перхина.
Андрей Горшков (Ondrei) — единственный рэпер, который создаёт произведения на карельском языке. Создатель первого рэп‑альбома.
Гаврила Державин. Да, известный поэт екатерининских времён не был карелом по национальности, но сыграл важную роль в развитии этих территорий. Державин возглавлял Олонецкое наместничество.
Заключение
Карелы — древний народ, который оберегает свои традиции. Вопреки испытаниям, удалось сохранить национальный язык, культуру и память поколений. Сегодня карельская идентичность получает новое рождение. По‑карельски говорят и пишут, «Калевалу» изучают в школе, а по национальным рецептам готовят не только в праздники, но и каждый день.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Восхититься карельской природой на краеведческой экскурсии по льду и снегу Ладоги
Увидеть город глазами коренной карелки в мини-группе
Познакомиться с одним из самых поразительных творений русского деревянного зодчества
Взглянуть на город, как на нечто большее, чем перевалочный пункт до достопримечательностей Карелии