8 самых красивых и необычных маяков России

Береговые сооружения, освещающие путь проходящим мимо судам, с детства ассоциируются с путешествиями и романтикой. Редакция Tripster составила список маяков России, которые обязательно стоит увидеть (если не все, то хотя бы некоторые из них). Эти объекты не только красивые — у них интересные истории, да и находятся они в самых живописных уголках на карте страны. Путешествие по ним можно начать в самом западном регионе России (Калининградской области) и закончить на Дальнем Востоке.
СодержаниеБалтийский маякКак добратьсяТолбухин маякКак добратьсяОсиновецкий маяк Как добратьсяТарханкутский маякКак добратьсяХерсонесский маякКак добратьсяДербентский маякКак добратьсяМаяк ТокаревскогоКак добратьсяМаяк АниваКак добратьсяЗаключение
Маяк Токаревского, Владивосток

Балтийский маяк

Высота 33,2 метра

Самый западный маяк в России находится в городе Балтийске в Калининградской области.

Его строили по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого художника и архитектора с 1813-го по 1816-й. Сначала маяк излучал свет от лампы, заправляемой растительным маслом, позже — керосином. Его электрифицировали только в 1913 году.

Когда-то на смотровую площадку маяка пускали путешественников, но в 2012-м он получила статус стратегического объекта, и сегодня попасть внутрь строения нельзя.

Как добраться

До Балтийска, расположенного в 40 километрах от Калининграда, можно доехать на электричке с Южного вокзала. В будние дни она ходит три раза, в выходные — два. Время в пути составит около часа. Автобус № 107 ходит до Балтийска раз в 30-40 минут. Он отправляется от калининградского автовокзала. Время в пути — 1 час 20 минут.

Толбухин маяк

Высота 29 метров

Один из самых старых в России. Он построен по приказу Петра I и расположен на искусственном острове в пяти километрах от Котлина.

Маяк был возведён в 1719 году. Изначально это было деревянное строение, на котором находился большой свечной фонарь. Свой сегодняшний вид маяк получил лишь в 1810-м, благодаря Андреяну Захарову — архитектору здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строение назвали в честь Федота Толбухина — первого коменданта Кронштадта.

Несмотря на свой солидный возраст, маяк остаётся действующим и по сей день. Но остров принадлежит Министерству обороны РФ, поэтому попасть на него невозможно.

Как добраться

Увидеть Толбухин маяк на расстоянии можно, организовав прогулку на водном транспорте из Кронштадта в период навигации. Зимой они проводятся на аэролодках.

Осиновецкий маяк

Высота 70 метров

Одна из самых красивых маяков в нашей стране находится на побережье Ладожского озера — у мыса Осиновец.

Маяк возводили довольно долго — целых пять лет (с 1905-го по 1910-й). Всё дело в том, что компания, выигравшая тендер на постройку, неожиданно разорилась. Найти нового подрядчика не удалось, и возведением маяка занялось Управление внутренними водными путями. Бюджет был скромным — строительство шло медленными темпами.

Маяк был важным объектом на «Дороге жизни» во время блокады Ленинграда. В период навигации порт Осиновец принимал суда с продовольствием и именно через него шла эвакуация детей на Большую землю.

Маяк продолжает освещать путь судам на Ладожском озере и сегодня. Подняться на него невозможно — территория вокруг башни охраняется. Но полюбоваться сооружением можно и на расстоянии.

Как добраться

На Финляндском вокзале Санкт-Петербурга нужно сесть на электричку до станции «Ладожское озеро». Она ходит 11 раз в день с понедельника по пятницу, 12 раз в субботу и 13 раз в воскресенье. Время в пути составит приблизительно 1 час 20 минут. От станции до маяка можно дойти меньше чем за полчаса.

Если в посёлок Ладожское озеро отправиться на машине из центра Санкт-Петербурга, время в пути составит чуть больше часа (всё зависит от загруженности дорог). На территории населённого пункта есть парковки. После прогулки возле маяка можно посетить музей «Дорога жизни».

Тарханкутский маяк

Высота 36 метров

Маяк на мысе Тарханкут — в самой западной точке Крымского полуострова.

Он появилась в 1816 году и сначала указывала путь морским судам с помощью ламп, которые заправляли рыбьим жиром и сурепным маслом. Позже их заменили на керосиновые фитили.

Маяк не только смог выстоять во время разрушительных Крымских землетрясений 1927 года (одно из них было в июне, другое — в сентябре), но и в годы Великой Отечественной войны. Перед отступлением фашисты решили взорвать строение, но местные жители, увидев зажжённый огнепроводной шнур, не растерялись и потушили его.

Сооружение является охраняемым военным объектом и попасть на него нельзя, но рассмотреть маяк можно с территории села Оленевка, а ещё — во время морских прогулок на катере вокруг Тарханкута.

Как добраться

С автовокзала Евпатории до Оленевки ходит автобус два раза в день: в 10:16 и 16:20. Время в пути составит около двух часов.

Если отправиться из Евпатории в Оленевку на машине, время в пути составит 1,5 часа без пробок. Оставив автомобиль на улице Ленина, можно погулять по живописной местности, где, кроме маяка, есть и пустынные пляжи, и археологические памятники.

Херсонесский маяк

Высота 36 метров

Находится на юге Крымского полуострова — в самой западной точке Севастополя.

Херсонесский маяк — «близнец» Тарханкутского. Он возводился по тому же проекту и в тот же год. Правда, строение в Севастополе сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Но в начале 1950-х его полностью восстановили, а световое оборудование внутри заработало от электричества.

Этот действующий маяк находится на территории воинской части — попасть внутрь сооружения не получится, да и близко к нему не подойти. Но сделать живописные фото можно и на расстоянии.

Как добраться

На площади Нахимова в центре Севастополя нужно сесть на автобус № 77 и доехать до остановки «Маяк-2». Время в пути составит примерно 1 час 20 минут.

Если ехать из центра Севастополя на машине, время в пути составит около часа. Автомобиль можно припарковать рядом с остановкой «Маяк-2».

Дербентский маяк

Высота 18,6 метра

Самый южный маяк страны находится в Дагестане — на берегу Каспийского моря.

Инициатором его возведения в портовом Дербенте был князь Воронцов — герой войны 1812 года. Маяк построили в 1853 году, но далеко от береговой линии, поэтому в 1867-м его перенесли на северную стену Дербентской крепости — всего в полукилометре от побережья.

В 2007-м на действующем объекте было установлено новое осветительное оборудование. Подняться на маяк нельзя, зато его можно рассмотреть с близкого расстояния. Кроме того, рядом с ним находится красивый городской парк имени Сулеймана Стальского.

Фото: DrSabir

Как добраться

Маяк стоит в самом центре Дербента — на улице 3-го Интернационала.

Маяк Токаревского

Высота 11,9 метров

Один из символов Владивостока. Он указывает путь судам в проливе Босфор Восточный и стоит на насыпной дамбе, названной в честь известного русского гидрографа (специалисты этого профиля занимаются изучением водоёмов) Михаила Токаревского.

Строительство маяка финансировал Отто Линдгольм — проживавший в Приморье предприниматель из Финляндии. Строение было возведено в 1910-м, однако маяк заработал только в 1913-м, когда на нём установили светооптическое оборудование, доставленное из Франции.

Маяк находится в ведении Минобороны — подняться на него нельзя, но подойти к сооружению можно вплотную.

Как добраться

В центре Владивостока можно сесть на любой автобус, следующий до конечной остановки «Маяк». От неё до нужного места — полчаса ходьбы. Важно знать, что часть дороги проходит вдоль автотрассы — тротуара тут нет и путешественникам следует быть особенно внимательными.

На автомобиле из центра города до маяка добираться ещё быстрее. Машину можно оставить на автостоянке на улице Токаревская кошка — именно здесь начинается дамба. Дойти дойти до маяка получится за 10 минут.

Нужно помнить, что во время прилива узкая коса, ведущая к строению, покрывается водой — тут могут пригодиться резиновые сапоги.

Маяк Анива

Высота 31 метр

Это девятиэтажное бетонное сооружение находится на Сахалине — на неприступной скале Сивучья в конце узкого скалистого мыса Анива. Маяк был возведён по проекту японского инженера Миуры Синобы. Его строительство продолжалось с 1937-го по 1939-й.

Он освещал путь судам, работая от дизельного генератора до начала 1990-х, когда на нём установили радиоизотопную систему питания. С этого момента маяк заработал в автономном режиме — без обслуживающего персонала. А в 2006-м, после того как из строения вывезли всё ценное оборудование, он погас.

И хотя маяк вот уже много лет находится в заброшенном состоянии, он продолжает оставаться одной из главных достопримечательностей Сахалина.

Как добраться

Попасть на мыс Анива можно по воде — из села Новиково, расположенного приблизительно в 120 километрах от Южно-Сахалинска. В центре города нужно сесть на автобус № 115 и доехать до портового города Корсакова. Он отправляется каждые 15 минут, время в пути составит чуть больше часа. Отсюда до Новиково ходит автобус № 521, правда, крайне редко — два раза в четверг (в 06:00 и в 17:00), один раз в пятницу (в 17:00) и один раз в воскресенье (в 13:00). Время в пути составит около двух часов. Приблизительно за это же самое время можно добраться до Новиково из Южно-Сахалинска на автомобиле.

Из Новиково до мыса Анива — около часа на моторной лодке. Экскурсии рекомендуется планировать заранее. Некоторые путешественники заходят внутрь маяка, но это довольно рискованно — сооружение находится в аварийном состоянии.

Заключение

Посчитать, сколько на территории страны маяков практически невозможно, но какие-то из них известны широко за пределами мест, в которых они находятся. Несмотря на то что все действующие маяки России из нашей подборки сегодня являются закрытыми объектами и подняться на них невозможно, даже прогулки неподалёку от них могут подарить немало позитивных эмоций. Тем более что визиты в эти места можно совмещать с осмотром близлежащих городов, многие из которых сами по себе представляют большой интерес для путешественников.

Ещё на тему путешествий

Где покататься на коньках в Санкт‑Петербурге «Севкабель Порт», Елагин остров, «Охта Парк» и другие локации