8 самых красивых и необычных маяков России

29 июля 2022, обновлено 21 мая 2024
8 самых красивых и необычных маяков России
Береговые сооружения, освещающие путь проходящим мимо судам, с детства ассоциируются с путешествиями и романтикой. Редакция Tripster составила список маяков России, которые обязательно стоит увидеть (если не все, то хотя бы некоторые из них). Эти объекты не только красивые — у них интересные истории, да и находятся они в самых живописных уголках на карте страны. Путешествие по ним можно начать в самом западном регионе России (Калининградской области) и закончить на Дальнем Востоке.
СодержаниеБалтийский маякТолбухин маякОсиновецкий маяк Дербентский маякМаяк ТокаревскогоМаяк АниваЦерковь-маяк на Соловецком архипелагеПетровский маяк (Четырёхбугорный)Заключение
Маяк Токаревского, Владивосток

Балтийский маяк

Высота 33,2 метра

Самый западный маяк в России находится в городе Балтийске в Калининградской области.

Его строили по проекту Карла Шинкеля — известного немецкого художника и архитектора с 1813-го по 1816-й. Сначала маяк излучал свет от лампы, заправляемой растительным маслом, позже — керосином. Его электрифицировали только в 1913 году.

Когда-то на смотровую площадку маяка пускали путешественников, но в 2012-м он получила статус стратегического объекта, и сегодня попасть внутрь строения нельзя.

Как добраться

До Балтийска, расположенного в 40 километрах от Калининграда, можно доехать на электричке с Южного вокзала. В будние дни она ходит три раза, в выходные — два. Время в пути составит около часа. Автобус № 107 ходит до Балтийска раз в 30-40 минут. Он отправляется от калининградского автовокзала. Время в пути — 1 час 20 минут.

Толбухин маяк

Высота 29 метров

Один из самых старых в России. Он построен по приказу Петра I и расположен на искусственном острове в пяти километрах от Котлина.

Маяк был возведён в 1719 году. Изначально это было деревянное строение, на котором находился большой свечной фонарь. Свой сегодняшний вид маяк получил лишь в 1810-м, благодаря Андреяну Захарову — архитектору здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Строение назвали в честь Федота Толбухина — первого коменданта Кронштадта.

Несмотря на свой солидный возраст, маяк остаётся действующим и по сей день. Но остров принадлежит Министерству обороны РФ, поэтому попасть на него невозможно.

Как добраться

Увидеть Толбухин маяк на расстоянии можно, организовав прогулку на водном транспорте из Кронштадта в период навигации. Зимой они проводятся на аэролодках.

Ещё по теме

Осиновецкий маяк

Высота 70 метров

Одна из самых красивых маяков в нашей стране находится на побережье Ладожского озера — у мыса Осиновец.

Маяк возводили довольно долго — целых пять лет (с 1905-го по 1910-й). Всё дело в том, что компания, выигравшая тендер на постройку, неожиданно разорилась. Найти нового подрядчика не удалось, и возведением маяка занялось Управление внутренними водными путями. Бюджет был скромным — строительство шло медленными темпами.

Маяк был важным объектом на «Дороге жизни» во время блокады Ленинграда. В период навигации порт Осиновец принимал суда с продовольствием и именно через него шла эвакуация детей на Большую землю.

Маяк продолжает освещать путь судам на Ладожском озере и сегодня. Подняться на него невозможно — территория вокруг башни охраняется. Но полюбоваться сооружением можно и на расстоянии.

Как добраться

На Финляндском вокзале Санкт-Петербурга нужно сесть на электричку до станции «Ладожское озеро». Она ходит 11 раз в день с понедельника по пятницу, 12 раз в субботу и 13 раз в воскресенье. Время в пути составит приблизительно 1 час 20 минут. От станции до маяка можно дойти меньше чем за полчаса.

Если в посёлок Ладожское озеро отправиться на машине из центра Санкт-Петербурга, время в пути составит чуть больше часа (всё зависит от загруженности дорог). На территории населённого пункта есть парковки. После прогулки возле маяка можно посетить музей «Дорога жизни».

Дербентский маяк

Высота 18,6 метра

Самый южный маяк страны находится в Дагестане — на берегу Каспийского моря.

Инициатором его возведения в портовом Дербенте был князь Воронцов — герой войны 1812 года. Маяк построили в 1853 году, но далеко от береговой линии, поэтому в 1867-м его перенесли на северную стену Дербентской крепости — всего в полукилометре от побережья.

В 2007-м на действующем объекте было установлено новое осветительное оборудование. Подняться на маяк нельзя, зато его можно рассмотреть с близкого расстояния. Кроме того, рядом с ним находится красивый городской парк имени Сулеймана Стальского.

Ещё по теме
Фото: DrSabir

Как добраться

Маяк стоит в самом центре Дербента — на улице 3-го Интернационала.

Маяк Токаревского

Высота 11,9 метров

Один из символов Владивостока. Он указывает путь судам в проливе Босфор Восточный и стоит на насыпной дамбе, названной в честь известного русского гидрографа (специалисты этого профиля занимаются изучением водоёмов) Михаила Токаревского.

Строительство маяка финансировал Отто Линдгольм — проживавший в Приморье предприниматель из Финляндии. Строение было возведено в 1910-м, однако маяк заработал только в 1913-м, когда на нём установили светооптическое оборудование, доставленное из Франции.

Маяк находится в ведении Минобороны — подняться на него нельзя, но подойти к сооружению можно вплотную.

Как добраться

В центре Владивостока можно сесть на любой автобус, следующий до конечной остановки «Маяк». От неё до нужного места — полчаса ходьбы. Важно знать, что часть дороги проходит вдоль автотрассы — тротуара тут нет и путешественникам следует быть особенно внимательными.

На автомобиле из центра города до маяка добираться ещё быстрее. Машину можно оставить на автостоянке на улице Токаревская кошка — именно здесь начинается дамба. Дойти дойти до маяка получится за 10 минут.

Нужно помнить, что во время прилива узкая коса, ведущая к строению, покрывается водой — тут могут пригодиться резиновые сапоги.

Маяк Анива

Высота 31 метр

Это девятиэтажное бетонное сооружение находится на Сахалине — на неприступной скале Сивучья в конце узкого скалистого мыса Анива. Маяк был возведён по проекту японского инженера Миуры Синобы. Его строительство продолжалось с 1937-го по 1939-й.

Он освещал путь судам, работая от дизельного генератора до начала 1990-х, когда на нём установили радиоизотопную систему питания. С этого момента маяк заработал в автономном режиме — без обслуживающего персонала. А в 2006-м, после того как из строения вывезли всё ценное оборудование, он погас.

И хотя маяк вот уже много лет находится в заброшенном состоянии, он продолжает оставаться одной из главных до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Сахалина.

Ещё по теме

Как добраться

Попасть на мыс Анива можно по воде — из села Новиково, расположенного приблизительно в 120 километрах от Южно-Сахалинска. В центре города нужно сесть на автобус № 115 и доехать до портового города Корсакова. Он отправляется каждые 15 минут, время в пути составит чуть больше часа. Отсюда до Новиково ходит автобус № 521, правда, крайне редко — два раза в четверг (в 06:00 и в 17:00), один раз в пятницу (в 17:00) и один раз в воскресенье (в 13:00). Время в пути составит около двух часов. Приблизительно за это же самое время можно добраться до Новиково из Южно-Сахалинска на автомобиле.

Из Новиково до мыса Анива — около часа на моторной лодке. Экскурсии рекомендуется планировать заранее. Некоторые путешественники заходят внутрь маяка, но это довольно рискованно — сооружение находится в аварийном состоянии.

Церковь-маяк на Соловецком архипелаге

Высота 98 метров

Самый необычный и высокий маяк Белого моря располагается на верхнем ярусе действующей церкви. Его история неразрывно связана с существованием Соловецкого монастыря, основанного в 1436 году на одноимённом острове.

А жизнь монастыря в свою очередь всегда зависела от моря: паломники и припасы попадали сюда исключительно по воде. Поэтому к XVI веку у обители уже был собственный флот, состоявший из деревянных судов с тремя мачтами.

В середине XIX века Соловецкий монастырь открыл первое в стране пароходство на Белом море. У обители были целых два собственных парохода, которые регулярно привозили паломников из Архангельска. Их имена были довольно символичны: «Вера» и «Надежда» (а в начале XX века появилась и «Любовь»). Поэтому на острове возникла острая необходимость в маяке.

Фото: Валентин Орлов

В это же время на самой высокой точке острова, 74-метровой Секирной горе, был основан Свято-Вознесенский монашеский скит. В 1861 году на его территории возвели каменный храм Вознесения Господня. А год спустя на венчающей колокольню главе устроили маяк. Иноки монастыря стали зажигать его вручную каждую ночь с середины августа по середину ноября. Это чудо можно увидеть и сейчас: маяк до сих пор действует, как и церковь, в которой он расположен.

Как добраться

До Соловецкого монастыря можно долететь на самолёте с пересадкой в Архангельске. Есть рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сочи или Мурманска. В пригороде Архангельска нужно найти аэропорт «Васьково» и уже оттуда лететь на Соловки. Правда, придётся подгадать время вылета: рейсы на остров отправляются не каждый день.

С 1 июня по 20 сентября на Соловки можно доплыть на теплоходе или катере из Карелии. Для этого нужно доехать на поезде до города Кеми (из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Архангельска, Мурманска). А оттуда — за полчаса добраться на такси или попутке до посёлка Рабочеостровск. С его причалов на Соловецкий архипелаг каждый день отправляется водный транспорт.

Внутри церкви-маяка Вознесения Господня. Фото: Валентин Орлов

Петровский маяк (Четырёхбугорный)

Высота 51 метр

Один из самых необычных маяков России возвышается в степях Астраханской области. Сейчас, находясь посреди пустынной равнины, сложно поверить, что когда-то на этом месте было Каспийское море и остров Четырёхбугорный. В XVII веке на нём останавливались торговые караваны, а к берегу причаливали рыболовные суда.

Ещё по теме

В 1722 году, во время первого Персидского похода, в этих местах останавливался Пётр I. Он же несколько лет спустя приказал построить на острове земляную крепость. Первый маяк здесь возвели из дерева в 1741 году (по другой версии — в 1761-м). Отсюда его народное название — Петровский. Официальное же название маяка — «Вышка» — дало имя поселению, позднее возникшему рядом с ним.

Фото: Олеся Климчук

Маяк из красного кирпича с винтовыми лестницами и смотровой площадкой, который мы видим сейчас, построили в 1876 году. К тому моменту деревянный уже был уничтожен мощным ураганом. А в первой половине XX века маяк навсегда перестал указывать морякам путь: его закрыли, так как уровень воды в Каспийском море сильно понизился. Сооружение со временем стало местной изюминкой, привлекающей путешественников. На его смотровую площадку можно подняться, чтобы сделать несколько красивых фото степных горизонтов. Правда, море теперь не разглядеть даже с высоты.

Как добраться

Маяк находится примерно в 150 километрах от Астрахани. Доехать до него получится только на машине: сюда не ходит общественный транспорт. Весь путь займёт от 2,5 до 3 часов.

Фото: Андрей Ткаченко, Маргарита М.

Заключение

Посчитать, сколько на территории страны маяков практически невозможно, но какие-то из них известны широко за пределами мест, в которых они находятся. Несмотря на то что все действующие маяки России из нашей подборки сегодня являются закрытыми объектами и подняться на них невозможно, даже прогулки неподалёку от них могут подарить немало позитивных эмоций. Тем более что визиты в эти места можно совмещать с осмотром близлежащих городов, многие из которых сами по себе представляют большой интерес для путешественников.

Автор: Максим Тувим

Ещё на тему путешествий

Знаменитые гастрофестивали РоссииЗнаменитые гастрофестивали России Пробуем корюшку во Владивостоке, старинные блюда в Арзамасе и фермерский сыр в Истре [18+]

Еще экскурсии по теме