Собор Святой Софии в Стамбуле
Древняя святыня с уникальными сводами и сияющими золотыми мозаикамиИстория
В VI веке идея о строительстве главного собора Византии пришла её правителю — императору Юстиниану I. За 40 дней до судьбоносного решения в столице империи произошло восстание жителей, во время которого случился пожар и уничтожил часть города и христианскую базилику «Феодосия», которая появилась в V столетии (её велел построить тогдашний правитель Феодосий II). Интересно, что постройка стояла на месте другой — деревянной церкви Святой Софии. Её возвели в 337 году при Константине I, который прекратил гонения на христиан.
Новый собор, по замыслу Юстиниана I, должен был стать главным украшением Константинополя. Для того чтобы храм получился более масштабным, чем его предшественники, император присоединил к месту застройки несколько участков земли. Их выкупили у владельцев и снесли строения на их территории. В размерах нового собора тоже чувствовался размах: 82 метра в длину, порядка 73 метров в ширину и почти 56 в высоту, а диаметр свода здания был 31 метр.
Строительство продолжалось почти шесть лет. Готовый собор освятил в 537 году Константинопольский патриарх. Грандиозное строение внешне казалось непоколебимым. Но уже спустя двадцать лет здание частично разрушилось. В Константинополе произошло два землетрясения, от которых в главном куполе и одном из полукуполов появились трещины. Ещё через год из‑за сильных толчков центральный свод обрушился. Однако виновата в этом была не только «дрожь земли». Считается, что причиной обвала купола крылась в ошибках в расчёте нагрузки, которую допустили при проектировании. Реконструкцию главного храма империи завершили в 562 году.
Но небольшие переделки не могли отменить величия константинопольского собора, который сразу стали называть Великой Церковью. Следующие 900 лет храм считался резиденцией патриарха, а с VII века был местом, где короновали императоров.
В начале XIII столетия Константинополь пал под натиском крестоносцев. В 1204 году они разграбили православный храм: вынесли из него все ценности и убили священнослужителей. По преданию, завоеватели выкрали ценнейшую реликвию, которая хранилась в Святой Софии. Это ткань, в которую был обёрнут Христос при погребении — позже её назвали Туринской плащаницей. Только в 1261-м крестоносцев изгнали из города, а главная византийская церковь вернула себе статус резиденции патриарха.
Следующее, и самое трагическое, падение христианской церкви произошло в 1453 году. Османские войска, которые ворвались в Константинополь, разграбили Софийский собор. Но полностью его не разрушили, а переделали в мечеть и назвали Айя‑София. Христианские фрески замазали, а к зданию пристроили минареты.
В статусе мечети Айя‑София была почти пять столетий. В 1934-м величественное строение музеефицировали — такое решение принял лидер Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. После этого кардинально изменился интерьер здания — стены и своды очистили от штукатурки, чтобы открыть росписи.
Статус древнего храма в очередной раз изменился в 2020 году: по решению турецких властей Айя‑София вновь стала действующей мечетью. Сегодня здесь звучат мусульманские молитвы, но здание открыто для осмотра туристами, когда не идут службы. Кроме того, мест, куда смогут попасть посетители, стало меньше, а православные мозаики и росписи на стенах остались нетронутыми, но во время намаза закрывают драпировкой.
Архитектура
По легенде, во сне к императору Юстиниану пришёл ангел и показал план будущего собора. Возможно, правитель Константинополя действительно представлял себе, как нужно возводить уникальное строение. Но реализовать свою идею он пригласил двух опытных специалистов. Первым был превосходный инженер и механик Амфимий из города Тралла, вторым — знаменитый математик Исидор из Милета. За два месяца они создали план строения и приступили к возведению Софийского храма.
На стройке трудились почти 10 тысяч работников. Но можно сказать, что в создании храма участвовала вся империя: для него не жалели ни денег, ни сил. За годы стройки было потрачено несколько годовых бюджетов Византии. Из всех уголков страны везли лучшие материалы для внешних работ и отделки: мрамор, жемчуг, драгоценные камни, слоновую кость, золото и серебро.
Во время возведения собора зодчие использовали феноменальные технические решения. Прежде всего, они касались возведения купола. Своды в Римской империи всегда умели строить. Но прежде их не возводили таких огромных размеров и настолько высокими. Кроме того, архитекторы отступили ещё от одного правила римских зодчих: они решили сделать купол на основании в форме прямоугольника, а не круга, как было принято. Также они предложили ещё одну новаторскую идею — дополнить центральный свод семью полукуполами. Эта задумка позволила связать и базилику, и купол в одно целое и тем самым расширить пространство храма. Кроме того, зодчие смогли равномерно распределить давление главного свода: он опирался на полукупола, а те на «четверти» или треугольники. Это позволило отказаться от возведения колонн, подпирающих свод, и получить эффект «парящего купола». Реализовать такую идею можно было только благодаря сложным математическим расчётам.
Чтобы сделать купол более лёгким, его строили из особого кирпича, который получали из белой губчатой глины с острова Родос. Такой стройматериал весил в 12 раз легче привычного. Ещё одним секретом лёгкости и прочности свода был специальный раствор. Его замешивали из родосской глины и речного песка, готовая смесь получалась необычайно вязкой, крепкой и упругой. По прочности она не уступает современному бетону, а возможно, и превосходит его. Стены и арки здания выложены из плинфы — тонких квадратных кирпичей. А ещё строители Святой Софии отказались от традиционного ранневизантийского способа укладки стен, когда чередуются кирпич и камень.
Другая новаторская идея зодчих коснулась освещения собора. Внутри нет слабоосвещённых зон: свет равномерно пробирается во все уголки храма. Множество окон расположены так, что лучи солнца попадают внутрь со всех сторон.
Мозаики Айя‑Софии
Помимо масштабов и интересных архитектурных решений древний Софийский собор славится своими мозаиками. Большая их часть не сохранилась, быстрее всего были утрачены самые первые рисунки, которые появились при строительстве храма. Некоторые изображения пропали после разрушительных землетрясений. Одно из них произошло в 989 году — в результате рухнул купол, на котором находилось огромное изображение креста. Несколько первых рисунков остались лишь во внутреннем нартексе и боковых нефах.
Интересно, что среди первых мозаик в главной византийской церкви не было сюжетных картин. В основном художники изображали кресты, звёзды, геометрические фигуры, а также растительные мотивы: цветы и плоды, завитки.
Для мозаики использовали стекло, керамику или мрамор. Первый материал был самым распространённым. Сначала его обрабатывали, чтобы добиться нужных цвета и формы. Для окрашивания использовали различные пигменты и красители, а также золото (в смальту запаивали кусочки драгоценного металла).
Для создания рисунка использовали разные техники. Картину выкладывали из смальты разных форм и размеров, создавая единое гармоничное изображение. Либо выкладывали одинаковые кусочки — чаще всего так рисовали геометрические узоры.
Почти все мозаики делались на золотистом фоне, но вовсе не для того, чтоб показать богатство и роскошь. В древней Византии сияние драгоценного металла олицетворяло божественный свет.
Все мозаики с сюжетом, которые сохранились в Айя‑Софии, были сделаны после IX века, когда закончился иконоборческий период. Так называли время в VIII–IX веках в Византии, когда отрицался священный статус икон и их почитание. Вот список сохранившихся до наших дней.
Богородица с младенцем на руках (867 год). По преданию, изображение нанёс греческий художник Лазарь, которому иконоборцы сожгли руку. Для создания мозаики использована смальта разного размера: большими кусками выложены контуры головы, нимба и складок одежды. Средними — лица и одежда, а самыми маленькими элементами — румянец и переходы тонов на лицах. Фигура Богоматери выполнена на золотом и серебряном фоне — благодаря этому удалось создать эффект мерцания.
Архангел Гавриил (867 год). Его изображение находится рядом с Богородицей, и они составляют единую композицию. Фигура ангела, выступающая из золотого фона, выполнена в мягких тонах с тонкими цветовыми переходами.
Святые и пророки (878 год). Изначально в северном тимпане (углубление над дверью или окном) мастера нанесли мозаику, где было 30 фигур святителей. До наших дней сохранилось только шесть изображений, в том числе Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Игнатия Богоносца. Широкие и приземистые фигуры с крупными чертами лица выполнены на золотом фоне.
Император Лев VI перед Христом (886–912 годы.. По разным сторонам от мозаики медальоны с Богоматерью и архангелом Гавриилом. Христос изображён сидящим на престоле и со Священным Писанием в руках. Предположительно, коленопреклонённого императора изобразили, когда он женился в четвёртый раз. Церковь не допускала развод, поэтому патриарх отказался венчать правителя и запретил ему вход в храм. На мозаике запечатлён грешный правитель, который просит о прощении у самого Спасителя и Богоматери. По другой версии на композиции — образная сцена поклонения земного царя Небесному или молитвы о заступничестве.
Богоматерь на троне с младенцем (950 год). Около Пресвятой Девы — два императора: Константин с символическим макетом столицы Византии. А также Юстиниан с уменьшенной моделью собора Святой Софии на руках.
Константин Мономах с супругой перед Иисусом Христом (1042–1055 годы). На мозаике вместе с мужем изображена императрица Зоя во время возложения даров на престол. Интересно, что эту мозаику переделывали несколько раз. Константин был третьим мужем правительницы, после заключения брака с картины убрали голову предыдущего супруга. Саму Зою стёрли, когда она была в ссылке, но после возвращения её портрет снова вернули.
Деисус (1261 год). Рядом с Христом нарисованы Дева Мария и Иоанн Креститель. Считается, что на мозаике запечатлён момент, когда Богородица и святой в Судный день просят Иисуса смилостивиться над человечеством. Картину из смальты относят к византийскому Возрождению, когда в произведениях искусства гармонично сочетались христианские и античные традиции.
Постройки на территории Айя‑Софии
Когда вы насладитесь внутренним убранством грандиозного храма Святой Софии, не спешите покидать его территорию. Вокруг него есть множество интересных исторических построек.
Неподалёку от входа можно увидеть ажурный фонтан. Он появился здесь в 1740 году по распоряжению султана Махмуда I. Это восемь мраморных колонн с арками. Во всех 16 секциях есть бронзовый кран — вода из фонтана использовалась для ритуальных омовений.
Также рядом с Айя‑Софией находятся гробницы османских правителей: в пяти склепах стоят больше сотни саркофагов. В них захоронены султаны, правившие поочерёдно с XVI по XVII века. Частично мавзолей занимает баптистерий VI века — помещение, которое в Византии использовали для крещения членов императорской семьи.
В северной части мечети Святой Софии вы найдёте старинное медресе. Первая постройка появилась при султане Мехмеде в XV столетии. В 1869–1874 годах здание полностью перестроили и стали использовать как детский приют. Когда из собора сделали мечеть, медресе снесли. Очередная реконструкция началась в 2017 году, обновлённое здание открыли в 2022-м. Сейчас там располагается кампус университета.
Ещё одна интересная пристройка к зданию собора — библиотека, построенная в 1739 году султаном Махмудом I. В ней находится хранилище для книг, читальный зал и казначейство. В библиотеке — роскошное внутреннее убранство. Читальня отделена от остальных помещений перегородкой из стекла с бронзовой сеткой, а стены покрывают изразцы с письменами. Двустворчатая дверь в библиотеку тоже декорирована ажурной сетью из бронзы, а также украшена растительными орнаментами.
Интересные факты
Древний величественный храм не раз оказывался в центре исторических событий, о константинопольском соборе Святой Софии упоминали в своих произведениях знаменитые авторы разных эпох, а само здание много веков носило звание «самый» в разных категориях. Вот топ-10 невероятных фактов про византийскую церковь в Стамбуле.
Название собора не имеет отношения к святой по имени София. Главный храм империи получил наименование в честь Иисуса Христа. По‑гречески София — «знание, мудрость». Божьей Премудростью называл Христа в своём послании апостол Павел.
Купол собора Святой Софии девять столетий был крупнейшим в мире. Это звание он уступил в XV столетии храму во Флоренции: в 1436-м там возвели католическую церковь Санта‑Мария-дель‑Фьоре. Её купол был 42 метра в диаметре — это на 11 метров больше, чем в Константинополе. А в XVIII веке Святая София перестала считаться самым большим христианским храмом. Этот титул перешёл к собору Святого Петра в Риме.
Византийская церковь пережила несколько ремонтов и реконструкций. Чаще всего переделывать здание приходилось после землетрясений. В 859 году от подземных толчков обрушился один из полукуполов, а в 989 году — одна из арок купола. Реставрировать церковь тогда пригласили армянского архитектора Трдата. Под его руководством строительные работы продолжались шесть лет.
Многочисленные изменения провели османы после преобразования Святой Софии в мечеть. Но больше всего ремонтов было в XIX и XX веках. В 1847–1849 годах здесь укрепили купола и колонны, расчистили часть мозаик. Когда Айя‑София стала музеем, были открыты мозаики времён императоров Юстиниана, Льва VI и Иоанна Цимисхия. В XXI веке реставрационные работы тоже проводятся: в 2023-м строение начали укреплять на случай новых землетрясений в Турции.
Изначально император Юстиниан хотел сделать пол в соборе из золота. Но советники убедили его отказаться от задумки, так как последующие правители при нехватке денег могли попросту содрать драгоценный металл с пола. Тогда Юстиниан приказал сделать покрытие из белого мрамора и добавить туда четыре полосы из тёмно‑зелёного. Они символизировали четыре реки из Ветхого Завета: Евфрат, Фисон, Гихон и Тигр. Сейчас в храме сохранился только небольшой участок одной из них — его можно увидеть под аркой восточного полукупола.
По преданию, когда собор достроили и византийский монарх зашёл внутрь, он произнёс: «Смотри, Соломон, я превзошёл тебя». Юстиниан считал, что его творение затмило Иерусалимский храм, который ветхозаветный царь возвёл в 962 году до нашей эры.
В византийском храме крестилась княгиня Ольга. Она стала первой из правителей Руси, кто в 955 году отказался от язычества и принял христианство в соборе Святой Софии. В «Повести временных лет» есть отрывок, в котором говорится, что крёстным отцом княгини стал император Константин Багрянородный, а Ольга получила православное имя Елена.
Внук Ольги, князь Владимир, был так поражён рассказом о великолепном византийском соборе Святой Софии, что его решение о выборе религии для своей страны склонилось в пользу православия.
Именно под сводами Святой Софии началось официальное разделение православия и католицизма. В 1054 году кардинал Гумберт объявил в нём, что отлучает от церкви византийского патриарха. Православные священнослужители в ответ предали анафеме римских послов.
Когда Айя‑София была музеем, там поселилась знаменитая кошка Гли: под сводами мечети она жила до 2020 года. Пушистая красавица часто приветствовала гостей храма, у Гли даже была страница в соцсетях. Сейчас в здании живут два других животных, один из них — ангорский кот Сеймен.
Под Святой Софией — множество катакомб и целая сеть подземных ходов, которые лишь частично изучены. Под храмом также есть огромная цистерна, которая наполнялась водой из подземных источников. В 1945 году туда спустились водолазы через люк в полу рядом со входом. На дне они нашли осколки светильника и цветного витража. Также они обнаружили в стене цистерны двери, но открыть их не могли. В конце XX столетия исследователи из Турции нашли туннели, которые вели из‑под Айя‑Софии в город, а также подземные склепы.
Режим работы и цены на билеты
С 2020 года Айя‑София открыта круглосуточно. Попасть внутрь можно почти в любое время: вход запрещён только на время молитвы. Расписание вывешивают у входа на территорию, а также его можно посмотреть на специальных календарях, которые легко найти в интернете. Самая первая молитва совершается чуть позже пяти утра, а поздняя — примерно в 20:30. Намаз длится не больше получаса: даже если окажетесь у древнего здания во время него, можно подождать и погулять по площади перед мечетью.
За вход внутрь плату не берут, но нужно помнить о нескольких правилах посещения мечети: снимать обувь при входе и соблюдать дресс‑код — для мужчин под запретом обнажённые ноги, для женщин — непокрытая голова (платки дают при входе).Делать фото не запрещено, однако не стоит снимать людей во время молитвы. Также в помещении не рекомендуют бегать и громко разговаривать.
Учтите, что попасть в древний храм может быть непросто из‑за больших очередей: иногда время ожидания может растянуться на несколько часов. Чтобы не стоять долго, лучше всего посещать Айя‑Софию поздно вечером или с января по март, когда в городе становится меньше туристов.
Как добраться до собора Святой Софии
Величественные купола и минареты мечети видны из многих районов Стамбула. Собор находится на площади Султанахмет в сердце исторического района Фатих.
Рядом с древним строением есть остановка скоростного трамвая Т1, на котором можно добраться от площади Эминёню. С неё же идёт автобус BN 1: его маршрут проходит по побережью Босфора. Если в Стамбуле вы остановились в азиатской половине города, попасть на европейскую сможете на метро («Мармарай»), часть которого проложена под проливом Босфор. Ближайшая остановка к Святой Софии «Сиркеджи» — она расположена в старинном железнодорожном вокзале. От него до собора дойдёте за 20 минут.
С площади Таксим попасть к Айя‑Софии получится на трамвае Т1, но до ближайшей остановки придётся идти 15 минут. Если хотите сократить путь, садитесь на автобусы 46Ç, 54E или 70FE — на них доедете до причала Каракёй, а дальше на трамвае.
Если на Султанахмет планируете сразу из Нового аэропорта Стамбула, найдите там остановку автобуса‑шаттла Havaist-12. На нём доедете до метро «Аксарай», а дальше снова на трамвае Т1 (проехать нужно всего четыре остановки).
Заключение
Древний храм, величаво возвышающийся в историческом центре, — must-visit крупнейшего мегаполиса Турции. Оказавшись в соборе Святой Софии в Стамбуле, можно почувствовать дух разных эпох и культур, увидеть остатки крупнейших империй и прикоснуться к тысячелетним стенам грандиозного строения. Перед тем как отправиться в стамбульскую мечеть, изучите путеводитель по ней — тогда будет легче ориентироваться в огромном храме. А лучше — возьмите с собой местного гида, который проведёт по укромным уголкам собора и расскажет о невероятных фактах из его истории, легендах и мифах.
Автор: Юлия Осокина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Открыть самые интересные заведения, оценить многообразие турецкой кухни и услышать о ее традициях
Побывать в ключевых местах города и погрузиться в их историю — на групповой экскурсии
Посетить турецкий Версаль (без очередей) и познакомиться с самой атмосферной улицей города
На пароме, канатной дороге и трамвае — к самому яркому и фотографиному кварталу города!