Серафимо‑Дивеевский монастырь — один из четырёх уделов Богородицы на земле

4 фев 2024, обновлено 21 окт 2024
Серафимо‑Дивеевский монастырь — один из четырёх уделов Богородицы на земле
Монастырь в селе Дивеево считается одной из самых известных и крупных православных обителей Нижегородской области. Согласно преданию, место для будущего монастыря выбрала сама Богородица, поэтому обитель почитается как четвёртый удел Божьей Матери на земле. Рассказываем о храмах и святынях Дивеевского монастыря.

История обители

Само село Дивеево известно уже с XVII века. Тогда здесь, в маленькой деревянной церкви, останавливались паломники по дороге в Саров.

История самой обители начинается в середине XVIII века, когда богатая вдова подпоручика А. С. Мельгунова постриглась в монахини. В 1760‑х она прибыла из Киева в село Дивеево, где на её средства возвели первый храм. Согласно преданию, основать обитель инокине Александре повелела сама Божья Матерь, которая выбрала будущий монастырь своим «четвёртым жребием». Поэтому Серафимо‑Дивеевскую обитель почитают как земной удел Пресвятой Богородицы — священное место, находящееся под покровительством главной христианской святой. В мире существует только четыре монастыря, носящие звание удела: в Иверии (современная Грузия), на Афоне, в Киеве и Дивееве.

Серафимо‑Дивеевский монастырь
1904 год. Литография Дивеевского монастыря

Сначала монахини молились в деревянной церкви. Первый каменный храм возвели во второй половине XVIII века. Через девять лет местная помещица подарила часть своей усадьбы для размещения монашеской Казанской общины. В ней вместе с Александрой поселились ещё четыре послушницы под наставничеством иеромонаха соседней Саровской пустыни. Постепенно община расширялась, принимая новых сестёр. Долгое время послушницы жили по строгому уставу инокини Александры.

Становление монастыря

В начале XIX века Серафим Саровский основал рядом с Казанской новую женскую общину с более мягким уставом — Мельничную. В 1842 году общины объединили, а через двадцать лет место получило статус женского монастыря. В это время на территории обители началось активное строительство. В монастыре возвели новые храмы, жилые палаты и постройки под монашеские мастерские. При обители работали две гостиницы, кузницы, дома для мастеров и священников. К началу ХХ века Дивеевский женский монастырь стал крупнейшей обителью в области. Согласно архивным данным, дивеевская община насчитывала более полутора тысяч монахинь, в то время как в селе проживало чуть больше 500 человек.

XX век. Серафим Саровский с житием • 1830 год. «Прп. Серафим Саровский». Художник: В. Е. Раев

Разорение и возрождение обители

После Октябрьской революции монастырь не закрыли, а превратили в трудовую артель. В храмах продолжались богослужения, а дивеевские сёстры трудились на национализированной земле. Правда, в 1927 году монахинь разогнали, с храмов сняли кресты и приспособили под административные постройки, а также мастерские и складские помещения.

Возрождение Дивеевского монастыря случилось в 90‑х годах ХХ века. Начиналось все тяжело: монахиням из общины предстояло расселить большое количество людей, которые получили квартиры в бывшей богадельне монастыря, а также разместить различные организации.

Постепенно началась и реставрация старинных храмов и строительство новых зданий. Освятили Троицкий собор, сюда же перенесли мощи преподобного Серафима Саровского и назначили игуменью обители. С возрождением монастыря связана интересная история. По словам игуменьи, на строительные работы нужны были огромные деньги, которые негде было взять. Но внезапно в монастырь пришёл неизвестный человек, пожертвовавший сразу всю сумму.

1900–1926 годы. Стройка на територии монастыря • 1903 год. Царская чета посещает Дивеевскую обитель • 1907 год. Фундамент Преображенского собора

Что посмотреть в обители

На территории Дивеевского монастыря сохранился целый ансамбль памятников архитектуры XVIII–XIX веков и несколько святынь, к которым приезжают паломники со всей России.

Ещё по теме
 

Казанский собор

Самый древний храм обители, основанный преподобной Александрой в 1773 году на её личные средства. Собор в стиле провинциального барокко, которое отличалось более скромной композицией и декором, возвели на месте старой деревянной церкви. Храм получился лёгким и изящным. Во многом этот эффект достигнут благодаря гармоничным пропорциям и украшениям — фигурным наличникам и пилястрам.

Казанский собор

До наших дней Казанский собор Дивеевского монастыря дошёл с изменениями. В 1830‑х с западной стороны к нему пристроили Рождественские храмы в стиле классицизм, а в советское время собор лишился купола и колокольни. В 1990‑х годах, когда обитель вернули верующим, монахини сами побелили стены Казанского храма и застелили пол соломенными матрасами. На них и спали паломники, приезжавшие в монастырь поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

Свято‑Троицкий собор

Считается главным храмом Дивеевского монастыря, строительство которого предсказал Серафим Саровский. Огромный собор возводили 27 лет и, согласно легендам, строительство в общине сопровождалось чудесами (то появлялось необыкновенное свечение, то слышались звуки работ по ночам). Проект храма в стиле эклектика разработал архитектор А. Е. Турмышев, он соединил в сооружении черты византийской и древнерусской архитектуры. С 1875 года в храме стали проходить службы.

В советское время собор закрыли и разграбили. Многие святыни исчезли, но одной из монахинь удалось сохранить одну из главных реликвий обители — икону Божьей Матери «Умиление».

Восстановление Троицкого собора началось в 1990‑х: здание отреставрировали, на стенах и сводах появились росписи с библейскими сюжетами, а убранство дополнили золочёные иконостасы и паникадила. В храм вернулась главная святыня — икона Божьей Матери «Умиление», точнее, её список начала ХХ века (тоже чудотворный). Оригинал хранится в Патриаршей резиденции в Москве. А ещё в храме находится рака с мощами преподобного Серафима Саровского, причисленного в 1903 году к лику святых. Прежде, чем оказаться в монастыре, они проделали долгий путь. Сначала мощи святого находились в Сарове, а после революции были утеряны, но чудесным образом нашлись в ленинградском (санкт‑петербургском) Музее истории религии. В Дивеевский монастырь их вернули уже в 1990‑х годах.

Ещё по теме
 
Свято‑Троицкий собор • Икона Божьей Матери «Умиление» • Фото: сайт монастыря

Колокольня

Каменную колокольню в обители стали строить в 1893 году по проекту архитектора А. К. Никитина, который занимался возведением, переустройством и реставрацией храмов.

Колокольня Дивеевского монастыря представляет собой композицию из двух трёхэтажных флигелей, где в дореволюционное время находились мастерские, и 70‑метровой башни с тремя ярусами звона. Украшают здание колонны, арочные проёмы, фронтоны с изображениями ангелов и особые часы со звоном. В нижней части находятся святые врата, через которые проходит дорога к Троицкому собору.

Фото: сайт монастыря

После Октябрьской революции колокольню Дивеевского монастыря обезглавили. На её вершине установили телевизионный ретранслятор, а в святых вратах — гараж. В 2010‑х сооружение отреставрировали: сделали новые купола, барабан и крест, увеличив высоту колокольни до 78 метров. Изготовили и новые часы, которые, как и прежде, вызванивают мелодию «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Преображенский собор

Новый тёплый храм заложили в 1907 году. Строительство велось на щедрые пожертвования императора Николая II и московского купца Ф. В. Долгинцева. Собор завершили незадолго до Октябрьской революции — в 1916 году.

Здание построили из железобетона (нового по тем временам материала) в неорусском стиле. Белоснежный собор с пятью золотыми главами наполнен чертами владимиро-суздальской архитектуры. Одновременно лёгкий и величественный, храм украшен полукруглыми закомарами, торжественным входным порталом с дыньками на полукруглых колоннах. Правда, из‑за революционных событий его так и не успели освятить.

Преображенский собор

В 1990‑е Преображенский собор вместе с другими храмами Дивеевского монастыря начали восстанавливать. Заново расписали потолки и стены, создали фрески и новый резной иконостас. Сегодня в храме хранится ещё одна святыня обители — икона начала ХХ века Серафима Саровского с частью мантии святого.

Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Так называют насыпь со рвом и оборудованной тропой в восточной части Дивеевского монастыря. Канавку начали создавать в 1829 году по приказу Серафима Саровского. Однажды иеромонаху пришло видение, в котором Богородица наказала ему основать в Дивееве новую Мельничную общину и отделить её от старой канавкой. Богородица указала, где нужно устроить ров, которой будет служить защитой от Антихриста. И, по словам самого Серафима Саровского, даже подсказала ему размеры Канавки.

Ещё по теме
 
Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Через три года работ вокруг общины появилась канавка около двух метров в ширину и глубину. Со временем она превратилась в тропу, по которой ходили монахини с молитвой «Богородице Дево, радуйся». После Октябрьской революции канавку в обители частично засыпали. В начале 2000‑х её восстановили, причём все работы выполнили по завещанию Саровского — вручную. Так Дивеевский монастырь снова обрёл одну из главных своих святынь. Считается, что если пройтись по канавке с молитвой, то отступят скорби и болезни. Поэтому землю с этого места паломники нередко увозят с собой.

Дом‑музей блаженной Параскевы Дивеевской

Открыт в единственной сохранившейся до наших дней келье блаженной Параскевы Саровской, которая предсказала Николаю II рождение наследника и падение империи. В 2004 году в домике основали музей с воссозданными интерьерами и обширной экспозицией, знакомящей с историей обители от основания и до 1927 года.

Главное в экспозиции — вещи святого Серафима Саровского (портрет, написанный при жизни, и кусочек рубашки). Здесь же находится ещё одна святыня — свечной огарок, которую бережно хранили больше сотни лет. Как рассказывают в обители, эту свечу одной из монахинь Дивеевского монастыря передал сам Серафим Саровский незадолго до своей смерти. В одной из комнат можно увидеть воссозданный интерьер кельи старца с деревянной мебелью, созданной лично преподобным. В других залах представлен сохранившийся колокол XIX века, старинные фотографии, портреты и вещи дивеевских монахинь (мебель, одежда и записные книги).

Фото: сайт монастыря

Как добраться

Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево в Нижегородской области. Обитель открыта с 05:00 и до 22:00. Расписание богослужений в храмах лучше уточнить на сайте монастыря. Из Нижнего Новгорода добраться можно несколькими способами:

  • На автомобиле за 3,5 часа.
  • Автобусы ходят каждый час с 08:00 до 22:00.
  • Можно сесть на электричку до Арзамаса, а оттуда на автобусе добраться до села. Время в пути до Дивеево от Арзамаса — около 1,5 часа.
Серафимо‑Дивеевский монастырь

Заключение

Серафимо‑Дивеевский монастырь считается одним из главных святых мест России и центром паломничества. Многие верят, что обитель может подарить исцеление и исполнить самое заветное желание. Впрочем, приезжают сюда не только верующие, но и светские люди: посмотреть на великолепные церкви и соборы и пройти вдоль святой Канавки. Прикоснуться к духовному наследию обители и узнать, какие чудеса и пророчества творили святые Дивеева, можно на экскурсии с местными гидами.

Автор: Дарья Савина

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Место творческого вдохновения: музей‑заповедник «Болдино»Место творческого вдохновения: музей‑заповедник «Болдино» Прошлое и настоящее родовой усадьбы Александра Пушкина

Еще экскурсии по теме