Садовое кольцо: история и достопримечательности
Прогулочный маршрут по главной столичной магистралиИстория Садового кольца
Она берёт начало в конце XVI века — в это время на месте магистрали располагалась городская граница. В 1591‑м Борис Годунов распорядился укрепить её. Уже через год вокруг столицы на 15 километров протянулся оборонительный вал с мощной деревянной стеной, окружённый рвом с водой. Ещё через столетие фортификационная линия стала таможенной границей.
Прообраз сегодняшней магистрали появился вскоре после пожара 1812 года. Вал был разрушен, обмелевший ров засыпан, и уже к 1830‑му на их месте красовалась широкая, мощённая булыжником кольцевая улица. В тёплое время года она утопала в зелени — перед каждым зданием, по требованию столичных властей, был разбит палисадник или сад. Именно поэтому кольцо стали называть Садовым.
Облик магистрали сильно изменился в советское время. Для расширения проезжей части были уничтожены практически все зелёные зоны. В 1950‑х на Садовом кольце «выросли» сразу три сталинские высотки, под которыми вскоре провели часть Кольцевой линии метро. А с 1960‑х из‑за роста транспортной нагрузки на некоторых участках магистрали стали появляться тоннели, подземные переходы и эстакады.
Садовое кольцо и сегодня остаётся одной из самых востребованных столичных трасс. При этом в 2010‑х её озеленили, а также, расширив тротуары, сделали удобной для пешеходов и велосипедистов.
Достопримечательности Садового кольца
Магистраль опоясывает весь исторический центр Москвы, поэтому если просто пойти по кругу (на это, к слову, уйдёт 4–5 часов), достопримечательностей вы увидите столько, что хватит на целый путеводитель. Ниже расскажем о тех, возле которых точно стоит остановиться.
На карте
Триумфальная арка
Адрес: Кутузовский проспект
Эта столичная достопримечательность — копия Триумфальных ворот первой половины XIX века. Изначально каменная арка, возведённая в честь победы русской армии над Наполеоном, стояла на площади Тверской заставы. В 1936‑м в рамках реализации Генерального плана застройки Москвы парадные ворота демонтировали, а некоторые элементы их декора отправили в Музей архитектуры. В 1968‑м Триумфальную арку воссоздали, но уже на Кутузовском проспекте — рядом с открывшейся в 1962‑м Бородинской панорамой.
Хотя для возведения сооружения использовали современный материал — железобетон, внешне постройку не отличить от оригинала позапрошлого века. Как и старинную арку, однопролётную 28‑метровую конструкцию украшают 12 массивных колонн, горельефы и скульптуры. Между колоннами установлены статуи воинов, а над ними — аллегорические образы храбрости и твёрдости. Венчает сооружение скульптурная группа, изображающая колесницу Ники — богини победы.
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Адрес: Триумфальная площадь, 4
Главная площадка Московской филармонии расположена на месте бывшего театра миниатюр француза Шарля Омона. Вскоре после Октябрьской революции здание передали театральной труппе Всеволода Мейерхольда, а в 1932‑м закрыли на реконструкцию.
Интересно, что автором проекта перестройки был сам режиссёр. По его замыслу, зрительный зал должен был напоминать грандиозный античный театр. Работы по реконструкции растянулись в общей сложности на восемь лет. За это время мейерхольдовский театр был ликвидирован, сам режиссёр репрессирован, а здание передано Московской филармонии. Архитектору Дмитрию Чечулину пришлось оперативно превращать мейерхольдовский овальный зал в академическую концертную площадку.
Отдельного внимания заслуживает нарядный фасад здания в стиле советского ар‑деко. Его украшает 10‑колонный портик с горельефами музыкантов из разных регионов бывшего Советского Союза. А кирпичная кладка в верхней части здания имитирует орнамент Дворца дожей в Венеции.
Театр сатиры
Адрес: Триумфальная площадь, 2, строение 1
Театр был основан в 1924‑м, но располагался в другом месте: первые спектакли проходили на скромной сцене в подвале дома Нирнзее в Гнездниковском переулке. В знаменитое здание с куполом на Триумфальной площади труппа переехала уже в 1965‑м. Кстати, купол — напоминание об исконном назначении постройки: её возвели в 1911 году специально для конного цирка братьев Никитиных (впоследствии он переехал в другое здание).
Столичный Театр сатиры — один из самых известных в стране. Когда‑то в нём служили Татьяна Пельтцер, Андрей Миронов, Анатолий Папанов и другие прославленные актёры. А многие спектакли театра вошли в золотой фонд отечественного театрального искусства — например, «Женитьба Фигаро», «Проснись и пой!», «Маленькие комедии большого дома».
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Адрес: Гончарная улица, 29
Церковь на этом месте появилась ещё в XVII веке. В XVIII столетии её частично перестроили, а рядом возвели трёхъярусную колокольню в барочном стиле. В 1812‑м храм разграбили французы, после чего его восстанавливали вплоть до 1836‑го.
Несмотря на многочисленные перестройки, некоторые исконные детали убранства церкви сохранились по сей день. Так, архитектурный памятник украшают изразцы XVII века, созданные знаменитым художником‑керамистом Степаном Полубесом. Яркие вставки узорной плитки можно найти на южном фасаде, а с северной стороны ею полностью выложен фриз.
Особняк Правдиной
Адрес: Садовая‑Сухаревская улица, 5
Одна из самых запоминающихся столичных построек в стиле модерн. Здание было построено в 1908 году по проекту двух архитекторов: Александра Галецкого и Аполлоса Правдина. Последний был владельцем дома, хотя формально здание принадлежало его жене.
Работая над проектом, зодчие, очевидно, вдохновлялись венским сецессионом — австрийской разновидностью ар‑нуво. На это, в частности, указывает парадный вход в форме греческой буквы омега — типичная черта стиля. Ещё одну запоминающуюся деталь — стилизованные бутоны роз на фасаде — архитекторы позаимствовали у своего немецкого современника, художника‑модерниста Ханса Кристиансена.
Кстати, особняк успел засветиться на киноэкране. В одной из серий культового фильма «Место встречи изменить нельзя» именно перед этим зданием Жеглов подбрасывает Кирпичу кошелёк.
Музей‑усадьба Ф. И. Шаляпина
Адрес: Новинский бульвар, 25–27
В этой постройке конца XVIII века выдающийся певец прожил 12 лет — с 1910‑го по 1922‑й. Сразу после покупки старинного особняка жена Шаляпина итальянская балерина Иола Торнаги принялась за обустройство семейного гнёздышка. Её стараниями в доме появились все современные и привычные европейскому человеку удобства: водопровод, электричество и телефон.
После Октябрьской революции дом национализировали и переоборудовали под коммуналку, которая просуществовала здесь долгих 60 лет. Только в 1978‑м постройку передали Музею музыкальной культуры. После сложных ремонтных работ, которые длились ещё десяток лет, в особняке открылся музей.
Восстановленные интерьеры погружают в творческую атмосферу, царившую здесь при знаменитых хозяевах. Тут можно увидеть личные вещи и сценические костюмы Шаляпина, а также картины его друзей — Валентина Серова, Константина Коровина и Михаила Врубеля. В Белом зале стоит рояль, на котором певцу аккомпанировал Сергей Рахманинов, а в бильярдной — подаренный женой стол.
Странноприимный дом
Адрес: Большая Сухаревская площадь, 3, строение 1
В 1792‑м граф Николай Шереметев, в память о своей скоропостижно скончавшейся жене — крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой‑Жемчуговой, решил открыть в Москве больницу‑приют. Возведение здания растянулось почти на два десятилетия. Изначально над проектом работал крепостной зодчий Елизвой Назаров, но позже граф обратился к Джакомо Кваренги — одному из крупнейших мастеров эпохи классицизма. В результате город украсила роскошная постройка с флигелями, портиками и колоннадой. Главный корпус больницы‑приюта расположен в увенчанной сферическим куполом церкви Живоначальной Троицы.
Шереметева не стало за год до открытия Странноприимного дома, но его наследники финансировали работу медицинского учреждения вплоть до 1917‑го. Помогали здесь не только неимущим: в госпиталь привозили раненых после Бородинского сражения и в годы Русско‑японской войны.
После Октябрьской революции здесь заработала столичная больница, на базе которой был организован Институт неотложной помощи. Ему присвоили имя выдающегося хирурга Николая Склифосовского. В 1944‑м учреждение получило научно‑исследовательский статус. В наше время НИИ каждый год оказывает неотложную квалифицированную помощь 67 тысячам пациентов.
Московский театр на Таганке
Адрес: Земляной вал, 76/21, строение 1
Когда‑то на месте легендарного столичного театра находился «синематограф» с рестораном и оркестром. После революции его здание заняла труппа театра Рогожско‑Симоновского района, а после Великой Отечественной войны — коллектив Московского театра драмы и комедии. Именно на его базе в 1964‑м — под руководством режиссёра‑новатора Юрия Любимова — и был создан Театр на Таганке.
За каких‑то десять культурное учреждение стало одним из ведущих в стране. Купить билеты на спектакли театра на Таганке в кассе было невозможно. «Добрый человек из Сезуана», «Гамлет», «А зори здесь тихие» — лишь некоторые любимовские постановки, вошедшие в золотой фонд отечественного театра.
В разные годы на прославленной сцене играли Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Александр Калягин. Некоторые классические спектакли Таганки можно увидеть и сегодня, наряду с проектами молодых режиссёров.
Здание МИД
Адрес: Смоленская‑Сенная площадь, 32/34
Закладка этой грандиозной постройки, как и остальных шести сталинских высоток в Москве, состоялась в 1947‑м. Здание строили пять лет.
Высота 27‑этажной постройки — 172 метра вместе со шпилем. У последнего, к слову, интересная история. Легенда гласит, что сам Сталин, принимая чертежи, дорисовал остроконечное завершение крыши. Архитекторам пришлось менять планы на лету.
Поскольку никаких надстроек изначально не предполагалось, крыша могла деформироваться под весом мощного шпиля. Поэтому было решено изготовить его из лёгкого материала — листовой стали. Кстати, именно из‑за этого, в отличие от других сталинских небоскрёбов, МИД не увенчан звездой: на хрупкой стальной конструкции она бы не удержалась.
Поспешное решение архитекторов спустя десятилетия аукнулось серьёзными последствиями: сталь оказалась ещё и непрочной, со временем проржавела и подверглась коррозии. Поэтому в 2017‑м шпиль демонтировали и заменили на новый — на этот раз из более долговечных и современных материалов.
Музей М. А. Булгакова
Адрес: Большая Садовая улица, 10
Культовый писатель поселился по этому адресу осенью 1921‑го. Вместе с первой женой — Татьяной Лаппой — он занял одну из комнат коммунальной квартиры №50 и прожил здесь почти три года. Именно в этих стенах были написаны «Роковые яйца»,«Записки юного врача» и «Белая гвардия». И именно коммуналка на Садовой стала прототипом «нехорошей квартиры», в которой поселился Воланд со своей свитой в романе «Мастер и Маргарита».
Музей здесь открылся в 2007‑м. Помимо комнаты писателя, здесь можно посетить захламлённую кухню, которая погружает в атмосферу московского коммунального быта 1920‑х. Или заглянуть в гостиную, созданную по мотивам романа «Белая гвардия». Словом, экспозиция знакомит и с жизнью писателя, и с его творчеством, и с эпохой, в которую он жил и творил.
Заключение
Садовое кольцо — это не только знаменитая столичная магистраль, но и готовый маршрут для насыщенной прогулки. Достопримечательности здесь поджидают почти на каждом шагу, и чтобы сориентироваться в этом многообразии, стоит обратиться к местным гидам. Они не только покажут всё самое‑самое, но и расскажут об интересных местах то, о чём молчат путеводители.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
На автобусе по must-see местам столицы
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Погулять по интригующим местам малоизвестного района и раскрыть его тайны