Пятницкая улица: богатая история и главные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти

8 авг 2024, обновлено 10 окт 2024
Пятницкая улица: богатая история и главные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти
Один из самых красивых храмов Москвы, лиловый особняк и типография, в которой работал Есенин. Рассказываем о Пятницкой улице — одной из старейших в столице — всё самое интересное и важное.

История

Длина этой уютной «жемчужины Замоскворечья» — почти два километра. Она берёт начало у Чугунного моста через Водоотводный канал Москвы‑реки и заканчивается у Серпуховской площади. Название улицы происходит от стоявшей здесь церкви Святой Параскевы Пятницы — покровительницы торговли. Сегодня на месте храма — вестибюль станции метро «Новокузнецкая».

Церковь Святой Параскевы Пятницы: 1882 год • 1931 год • Станция метро «Новокузнецкая» • Фото: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0

Одна из самых старых столичных улиц сформировалась вдоль бывшей торговой дороги, которая шла в сторону Рязани. Изначально на Пятницкой селились люди не самые зажиточные. Но после падения Золотой Орды и развития торговых отношений с южными городами сюда потянулись ремесленники и купцы. Кроме того, на рост популярности улицы повлияло и решение Ивана Грозного расселить по Замоскворечью стрельцов.

В конце XVII века по приказу Петра I стрелецкие полки были расформированы, а их дворы — в том числе и на Пятницкой — стали собственностью купцов из Китай‑города.

Пятницкая улица: 1902 год • 1970 год • Современный вид • Фото: Retired electrician, CC0

«Эклектичный» архитектурный облик улицы начал формироваться в XVIII веке. В это время рядом с окружёнными садами купеческими постройками возводили дворянские особняки в стиле классицизм. Ещё через сто лет Пятницкую украсили доходные дома в стиле модерн — некоторые из них сохранились до наших дней.

Сегодня Пятницкая — одно из самых красивых и оживлённых мест исторического центра. Здесь много магазинов, заведений общепита и погружающих в атмосферу прошлого до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей.

Архитектурные памятники

Среди них — сохранившаяся постройка усадьбы, где жил Лев Толстой, и «экспериментальный» дом архитектора Фёдора Шехтеля.

Типография Сытина

Адрес: Пятницкая улица, 71/5, строение 1

Шедевр отечественной промышленной архитектуры, не так давно ставший и арт‑пространством.

В начале ХХ века Иван Сытин — один из крупнейших книгоиздателей страны — открыл на Пятницкой новую типографию. Автором её проекта, сочетающего элементы модерна и неоготики, был знаменитый архитектор Адольф Эрихсон. И хотя в 1905‑м в результате Декабрьского восстания здание сгорело, предпринимателю удалось в рекордные сроки восстановить и постройку, и производство.

1903 год. Типография Товарищества И. Д. Сытина • 1907 год. Наборная • Современный вид • Фото: Ольга Торбина

В разные годы в стенах сытинской типографии бывали Маяковский и Горький, а Есенин даже какое‑то время работал здесь корректором. После Октябрьской революции предприятие стало называться Первой образцовой типографией, а её бывший хозяин устроился в Госиздат консультантом.

Не так давно это грандиозное промышленное здание стало арт‑пространством. В декабре 2023‑го, например, здесь прошла ярмарка современного искусства, на которой были представлены работы 180 современных художников.

Усадьба фон Рекк

Адрес: Пятницкая улица, 64, строение 1

Обильно декорированное парадное здание — одна из самых запоминающихся построек Пятницкой.

Когда‑то на её месте стоял деревянный дом. В 1812‑м его уничтожил пожар, после которого этот уголок Пятницкой несколько десятилетий пустовал. В конце XIX века участок приобрёл Яков Рекк — владелец крупной домостроительной компании. Он построил необычный особняк, сочетающий элементы классицизма и барокко. Всё дело в том, что один объём постройки оформлен в виде большого портика — с мощными колоннами, фронтоном и декором в виде лепнины. А другой имитирует восьмигранную барочную башню с изящным чешуйчатым куполом. Но больше всего запоминаются скульптуры львов по краям портика — один из них спит, а другой бодрствует.

Усадьба фон Рекк: 1940-1950 годы • Современный вид • Фото: Janet2015, CC BY-SA 4.0

В советское время в этом роскошном здании размещались разные организации, включая райком партии: в 1918‑м тут выступал Ленин. В 2012‑м особняк передали Министерству энергетики. Во время многолетней реставрации удалось восстановить не только фасад, но и исторические интерьеры.

Особняк О. П. Коробковой

Адрес: Пятницкая улица, 33/35, строение 1

Нарядная двухэтажная постройка — лилового цвета и с серебристым чешуйчатым куполом.

Хотя это асимметричное здание возвели в 1866‑м, свой нынешний облик оно обрело только в конце XIX века, когда хозяином стал купец Трифон Коробков. Предприниматель решил перестроить дом и обратился к Льву Кекушеву — крупнейшему зодчему отечественного модерна. Архитектор пристроил к особняку башню, спроектировал ограду и украсил фасад пышной лепниной.

1899-1910 годы. Особняк Т. И. Коробкова • Современный вид • Фото: Никонико962, CC BY-SA 4.0

После смерти хозяина постройка перешла его супруге Ольге, отсюда и название особняка. В советское время в здании жили знаменитые учёные, а в 1960‑х его передали посольству Танзании. В 2010‑х особняк отреставрировали, и сегодня он выглядит так же, как и в конце XIX века. С 2022‑го в этом архитектурном памятнике находится посольство Республики Гана.

Доходный дом Н. Н. Громова

Адрес: Пятницкая улица, 17/4, строение 1

Элегантный памятник архитектуры модерна был возведён в 1903‑м на средства владельца гастрономов Никиты Громова. Отличительные черты этого архитектурного стиля заметны в оформлении фасада — растительной лепнине, ажурной ковке на окнах, резной двери со стеклянными вставками.

В советское время в здании были коммуналки, а сегодня — одни из самых дорогих в Москве квартир.

Доходный дом Н. Н. Громова: 1960-1964 годы • Наши дни • Фото: блог «Прогулки по Москве»‎

Доходный дом И. М. Гальперина

Адрес: Пятницкая улица, 13/21, строение 1

Здание по чертежам знаменитого архитектора Фёдора Шехтеля — автора особняка Рябушинского.

Доходный дом И. М. Гальперина, построенный в 1909‑м, можно назвать экспериментальным проектом. Лаконичный фасад здания сочетает элементы модерна и готики. Оно облицовано глазурованной тёмно‑зелёной плиткой, столь любимой зодчими «прекрасной эпохи», а на крыше красуются невысокие «средневековые» шпили.

Большие витринные окна нижнего этажа — не случайность. Здесь располагался меховой салон — не только до Октябрьской революции, но и в советское время. Сегодня в этом архитектурном памятнике работает продовольственный магазин.

1986 год. Доходный дом И. М. Гальперина • Современный вид • Фото: Oleg2oleg, CC BY-SA 4.0

Служебный флигель Варгиных

Адрес: Пятницкая улица, 12

Этот архитектурный памятник начала XIX века — сохранившаяся часть городской усадьбы известной купеческой семьи. Осенью 1857‑го одно из её строений снял 29‑летний Лев Толстой — молодой, но уже успешный писатель. В этом уголке Замоскворечья будущий автор «Войны и мира» общался с Островским, Фетом, Салтыковым‑Щедриным. Именно на Пятницкой он работал над повестью «Казаки» и рассказом «Три смерти».

Сегодня в исторической постройке находится Толстовский центр — филиал посвящённого писателю музея на Пречистенке. Здесь постоянно проводятся экспозиции, литературные и музыкальные вечера. А ещё москвичей и гостей города привлекает хоть и маленький, но уютный сад центра — любоваться гортензиями и хризантемами здесь можно до самого октября.

1925-1930 годы. Главный дом владения В. В. Варгина • 1970-1980 годы. Служебный флигель • Современный вид • Фото: Kemal KOZBAEV, CC BY-SA 4.0

Дом П. А. Смирнова

Адрес: Пятницкая улица, 1/2

Трёхэтажное здание, принадлежавшее самому известному производителю алкоголя в дореволюционной России.

Когда‑то владельцем этой постройки середины XIX века был некий купец по фамилии Морковкин. В 1867‑м «водочный король» Пётр Смирнов купил её, чтобы перенести сюда свой бизнес — из подвального помещения на Овчинниковской набережной. Предпринимателю особенно нравился просторный подвал дома: здесь было удобно хранить алкогольную продукцию.

Сегодняшний облик здание приобрело предположительно в 1876‑м, после реконструкции по проекту военного инженера Николая Гейнца. Когда‑то над центральным входом красовался чугунный навес с изображением двуглавых орлов — как на этикетках знаменитой водки. После Октябрьской революции предприятие закрыли, навес демонтировали, дом национализировали, а сын Смирнова, уехав за границу, продал права на торговую марку американцам.

1906-1908 годы. Дом П. А. Смирнова (слева) • 1985 год. Вид на здание с Чугунного моста • Наши дни • Фото: NVO, CC BY-SA 4.0

Чугунный мост

Трёхпролётная балочная конструкция через Водоотводный канал соединяет Пятницкую с улицей Балчуг.

История появления этой до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти Замоскворечья уходит корнями в конец XVIII века, когда здесь установили первый деревянный мост. А вот инженерное сооружение из сборных чугунных конструкций украсило Водоотводный канал только в 1835‑м.

В конце XIX века мост перестроили — у него появились каменные опоры. Более полувека — с 1909‑го по 1963‑й — по нему ходили трамваи. Во время капитального ремонта 1966‑го металлические балки моста заменили железобетонными, но он сохранил историческую ограду, как, впрочем, и название.

Чугунный мост: 1858 год • 1959 год • Современный вид • Фото: Retired electrician, CC0

«Новокузнецкая»

Одна из самых красивых станций столичного метро приняла первых пассажиров 20 ноября 1943 года.

Её наземный вестибюль спроектирован в форме массивной ротонды — впервые в истории столичного метростроения. С годами эта конструкция стала типовой. Оформление станции посвящено подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Здесь можно увидеть фризы с изображением идущих в бой красноармейцев, барельефы с портретами великих полководцев и панно в честь единства фронта и тыла.

Впечатляют и яркие смальтовые мозаики на сводах центрального зала. Они созданы по эскизам Александра Дейнеки и изображают авиаторов и шахтёров, сталеваров и строителей. Мозаики выполнил ленинградский художник Владимир Фролов — когда‑то он оформлял фасад и внутренние помещения Спаса на Крови.

Ещё по теме
 
1947 год. Наземный павильон • 1950-1953 годы. Вагон метрополитена • Современный вид станции метро «Новокузнецкая» • Фото: блог ИСКРА

Работа над мозаиками для «Новокузнецкой» стартовала ещё до начала Великой Отечественной войны, а заканчивалась в дни, когда город на Неве находился в блокаде. Сидя в неотапливаемой мастерской, уже плохо видящий Фролов собирал великолепные разноцветные панно.

Мозаики вывезли в столицу в январе 1942‑го — по Дороге жизни. К сожалению, свои творения в метро Фролов не увидел: 3 февраля 1942 года 68‑летнего художника не стало. В память о нём и его мастерской в центральном зале «Новокузнецкой» установлена мемориальная доска.

Храмы

Самый известный из них, предположительно, спас от сноса нарком Ворошилов, а ещё один стоит на территории бывшего золотоордынского подворья.

Храм Священномученика Климента папы Римского

Адрес: Пятницкая улица, 26, строение 1

Один из главных символов Замоскворечья — величественный шедевр позднего барокко с сохранившимся внутренним убранством.

Храм впервые упоминается в источниках эпохи Смуты, а свой нынешний облик приобрёл в середине XVIII века — во времена Елизаветы Петровны. По одной из версий, автором проекта перестройки церкви был швейцарец Трезини, по другой — сам Растрелли, архитектор Зимнего дворца.

1870-1890 годы. Храм Священномученика Климента папы Римского

Фасад пятикупольной церкви украшен полуколоннами, узорными решётками и изображениями херувимов. Впечатляет и внутреннее убранство храма, особенно многоярусный позолоченный иконостас — творение мастеров Императорской Академии художеств.

В 1930‑х, согласно плану реконструкции Москвы, церковь должны были снести, а на её месте разбить сквер. Но этого не допустил нарком Ворошилов. Он, по легенде, считал папу римского Климента своим покровителем. В результате в одном из самых красивых культовых сооружений столицы заработало книгохранилище Ленинской библиотеки.

Богослужения возобновились в храме с 2005‑го, а среди его святынь — точная копия Туринской плащаницы, икона Святого апостола Андрея Первозванного с частицей мощей и Евангелие XVIII века.

1975-1979 годы. Здание до реконструкции • Современный вид • Фото: Ludvig14, CC BY-SA 4.0

Храм Спаса Преображения на Болвановке

Адрес: 2‑й Новокузнецкий переулок, 10, строение 1

Основан в XV веке на территории бывшего золотоордынского подворья: когда‑то князья приносили сюда собранную дань. Предположительно, именно здесь Иван III — «собиратель земель русских» — однажды уничтожил ханскую грамоту о дани, а потом, арестовав послов, приказал возвести храм.

Первая церковь была деревянной. Дошедшее до наших дней величественное здание с элементами русского барокко — архитектурный памятник первой половины XVIII века.

В советское время храм передали кондитерской фабрике, администрация которой разрушила часть постройки. В начале 1990‑х строение вернули РПЦ. Восстановительные работы продолжаются и сегодня. Среди храмовых святынь — чудотворная икона Божьей Матери «Помощь в родах», а также икона «Утоли моя печали».

1882 год. Храм Спаса Преображения на Болвановке • 1909 год. Иконостас в храме • Современный вид • Фото: Ludvig14, CC BY-SA 3.0

Храм Троицы Живоначальной в Вишняках

Адрес: Пятницкая улица, 51/14, строение 4

Он был заложен ещё в первой половине XVII века, а построен в 1678‑м стрельцами приказа (или полка) Матвея Вишнякова.

В начале XIX века храм перестроили в стиле классицизм на средства одного из местных купцов. В 1826‑м возвели и новую многоярусную колокольню, украшенную колоннами и длинным шпилем.

Вскоре после Октябрьской революции храм закрыли. В советское время в нём располагались разные учреждения, а в начале 1990‑х церковь вернули верующим.

Храм Троицы Живоначальной в Вишняках: 1882 год • Современный вид • Фото: Ludvig14, CC BY-SA 3.0

Интересные факты

  • Один из самых популярных советских детективных фильмов — «Трактир на Пятницкой», экранизация повести Николая Леонова. Её действие разворачивается в эпоху нэпа. Ресторана «Встреча», где по сюжету базируется криминальная группировка, на улице никогда не было. Но работал трактир «Три ступеньки» — сюда местные жулики захаживали часто
  • В разные годы на Пятницкой жили кинорежиссёр Яков Протазанов, поэт Василий Лебедев‑Кумач, актёр Михаил Козаков
  • Пятницкая — одна из немногих улиц исторического центра Москвы, которую не переименовали в советское время
Пятницкая улица
Дом №46, где жил кинорежиссёр Яков Протазанов

Пятницкая улица на карте Москвы

Заключение

Исследовать до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти одного из самых атмосферных уголков столицы лучше с местными гидами. Они не только помогут построить увлекательный маршрут, но и расскажут о знаковых местах старинной улицы то, о чём вы не прочтёте в путеводителях.

Автор: Максим Тувим

Заглавное фото: Сергей Секачёв, CC BY-SA 3.0

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Фонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХФонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХ Почему в нём 16 фигур и при чём здесь сервиз

Еще экскурсии по теме