Меншиковский дворец: главная парадная постройка петровской эпохи

Меншиковский дворец: главная парадная постройка петровской эпохи
Побывать в Меншиковском дворце в Санкт‑Петербурге стоит хотя бы потому, что он — самый большой и красивый жилой дом петровских времён. Его строительство началось всего через семь лет после основания города. Рассказываем, что в этом архитектурном памятнике стоит увидеть в первую очередь.

История строительства

Александр Меншиков — известный отечественный военачальник, участник Северной войны и ближайший сподвижник Петра I. Первый русский император не только назначил своего друга губернатором Санкт‑Петербурга, но и преподнёс ему щедрый подарок — Васильевский остров. Меншиков заложил на нём сад, разбил огород, а в 1710‑м приступил к возведению каменного дворца в стиле итальянского палаццо.

История Меншиковского дворца
1714 год. Палаты светлейшего князя Меншикова. По гравюре А. Ф. Зубова

Строительство состояло из нескольких этапов, а окончательный облик парадного здания сложился только к 1727 году. Автором проекта был итальянский зодчий Франческо Фонтана. Он возвёл центральный корпус и два флигеля, а потом, не выдержав непростых условий жизни в молодом городе, уехал в Швейцарию. Меншиков передал строительство другому европейскому зодчему — немцу Иоганну Готфриду Шеделю. Спустя несколько лет тот построил новые корпуса и, таким образом, увеличил площадь губернаторской резиденции.

На протяжении нескольких лет трёхэтажный Меншиковский дворец оставался не только самой высокой городской постройкой, но и самой роскошной. Сам Пётр I использовал один из его залов — Ассамблейный — для приёма послов. Помещения, включая служебные, были отделаны мрамором, резным деревом, дорогими тканями, расписной кобальтовой плиткой. Хозяин не экономил и на предметах интерьера: комнаты украшали картины, скульптуры, гобелены.

А ещё резиденция губернатора Санкт‑Петербурга могла похвастаться грандиозным дворцовым садом с лабиринтами, оранжереями, цветниками и четырьмя прудами. Обустройством зелёной зоны занимался приглашённый из Голландии садовник. В 1721 году, например, меншиковский сад стал местом проведения торжественных мероприятий по случаю заключения Ништадтского мирного договора (между Россией и Швецией). Они продолжались три дня.

1710 год. Свадьба во дворце князя Меншикова. Гравёр: А. Ф. Зубов • 1925 год. Южный фасад

В 1725‑м Пётр I скоропостижно умер. А ещё через два года Меншиков стал жертвой придворных интриг. Его обвинили в государственной измене и растрате казны, лишили имущества, а потом отправили вместе с семьёй в ссылку — в Тобольскую губернию. После этого когда‑то главное парадное здание города превратили в склад. К счастью, ненадолго: уже в начале 1730-x по распоряжению Анны Иоанновны дворец передали Первому кадетскому корпусу. Но после очередной реконструкции бывшая губернаторская резиденция утратила свою нарядность. В частности, с фасада исчезли вазоны и аллегорические скульптуры — эти элементы декора не вписывались в строгий внешний вид военно‑учебного заведения.

Вскоре после Октябрьской революции в залах исторической постройки открылась Военно‑политическая академия, позже — юридический институт. Во время блокады в Меншиковском дворце располагался госпиталь, а в 1950‑х его арендовал Ленинградский государственный университет. В 1967‑м дворцовую постройку передали Эрмитажу. После многолетних восстановительных работ облик архитектурного памятника был максимально приближен к его изначальному — Петровской эпохи.

Сегодня во дворце находится обширная экспозиция, посвящённая отечественной культуре начала XVIII века. Дворцовые интерьеры воссозданы с помощью экспонатов из эрмитажной коллекции, а в некоторых помещениях можно увидеть сохранившуюся оригинальную отделку.

1908–1911 годы. Первый кадетский корпус • 1901 год. Воспитанники корпуса восстанавливают экспонаты музея • 1960–1966 годы. Дворовый фасад до реставрации

Экспозиция

Один из старейших дворцов Санкт‑Петербурга — яркий образец петровского барокко. Особенно впечатляет восстановленный фасад центрального корпуса — с высокой скатной крышей и ризалитами (выступающими частями), увенчанными, как и 300 лет назад, огромными княжескими коронами. Оказавшись внутри дворца, посетители могут полюбоваться парадными залами, служебными комнатами, личными покоями Меншикова. Расскажем о самых запоминающихся помещениях.

Поварня (первый этаж)

Когда‑то во дворце было три кухни. Одну из них — поварню — можно увидеть и сегодня. По мнению исследователей, еду здесь не готовили, а только разогревали и отправляли на второй этаж — в банкетные залы.

Так, среди экспонатов поварни — 9-метровая плита с вытяжкой, ставшая альтернативой традиционной русской печке, а также чуть ли не первые в России сковородки и противни. Но самый интересный предмет старинной утвари — скобкарь. В этом выдолбленном из ствола липы большом ковше с двумя ручками подавали квас.

Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Токарня (первый этаж)

Мода на мастерские-кабинеты с токарными станками пришла в Россию из Европы. Наличие в доме помещения с устройствами для обработки дерева и кости считалось признаком просвещённости (машины приводили в движение ручным или ножным приводом). В личной коллекции Петра I насчитывалось около 30 станков. Именно он подарил Меншикову машину, которая сейчас красуется во дворцовой токарне. Кроме приглашённых мастеров, за работой которых наблюдали гости Меншикова, за этим станком частенько стоял и сам первый русский император.

Ещё один объект токарни, привлекающий внимание, — изящный сундук в металлическом «панцире». Когда‑то его использовали для перевозки ценных вещей. Всё дело в том, что под крышкой находится сложнейшая система замков.

Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Большая палата (первый этаж)

Главное украшение этой комнаты для парадных приёмов — серия шпалер XVII века. Пять настенных ковров изображают эпизоды из жизни Персея — последнего царя Македонии. Созданные итальянскими мастерами шпалеры стоили огромных денег, но первому губернатору Санкт‑Петербурга эта роскошь была по карману.

А в центре зала стоит покрытый персидским ковром стол. На нём — 14-килограммовая лохань из серебра. Её, наполнив льдом, использовали для охлаждения бутылок с вином.

Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Возле одной из стен — два украшенных причудливой резьбой массивных ореховых шкафа: в них хранили посуду и изделия из текстиля. Но самый необычный элемент декора палаты — «Нога колосса», копия древнегреческой статуи. Она изготовлена из оникса и брекчии (обломочной горной породы).

Большой зал (второй этаж)

Именно в этом просторном помещении, декорированном позолоченной лепниной, Пётр I устраивал ассамблеи и приёмы заморских гостей. В середине XVIII века бывший Ассамблейный зал переоборудовали под церковь Первого кадетского корпуса, а свой нынешний облик помещение приобрело в 1780‑х.

Самый интересный артефакт здесь — английский орган XVIII века со встроенными часами. Это устройство для домашнего музицирования изначально принадлежало князю Потёмкину и долгое время красовалось в Таврическом дворце. В парадном зале дворца Меншикова орган установили в 1987‑м.

Фото: Shutterstock

Кабинет из прихожей (второй этаж)

В нём сохранилась оригинальная отделка начала XVIII века. Кабинет полностью, кроме пола, отделан голландской плиткой. Изразцами облицована и установленная в кабинете печь, правда, отечественными: их изготовили на предприятиях Санкт‑Петербурга. И если на голландских плитках красуются исключительно пейзажи, на русских мастера изобразили растения, птиц, женские фигуры, корабли и даже крылатое сердце, символизирующее преданность государю, это прямая отсылка к гербу Меншикова.

На стенах кабинета висят морские пейзажи. С морем связаны и другие элементы декора помещения. На большом круглом столе, хозяином которого был Пётр I, стоит кубок в форме корабля и глобус — предметы из серебра, изготовленные в XVII веке.

Кабинет из прихожей во дворце Меншикова
Фото: Shutterstock

Ореховая комната (второй этаж)

Любимое помещение Петра I во дворце Меншикова стилизовано под каюту капитана. Стены комнаты отделаны панелями из орехового дерева (отсюда и название), а потолок украшает феерический плафон. На нём изображены перья, пышная растительность и четыре женские головки — по одной из версий, портреты дочерей хозяина дворца.

Фото: Alexey Komarov, CC BY-SA 3.0, Shutterstock

Интересные факты

Как ни парадоксально, несмотря на всю помпезность меншиковской резиденции, до 1720‑го постройка имела мрачный серый цвет.

После переустройства зелёной зоны дворца — уже во времена Елизаветы Петровны — многие деревья и скульптуры переехали с Васильевского острова в Летний сад.

Почётных гостей Меншиков встречал с музыкой: при дворце был не только оркестр, но и хор.

Обитатели и гости резиденции губернатора Санкт‑Петербурга отличались отменным аппетитом. Ежедневно кухня Меншиковского дворца заказывала одну или две телячьих туши, три десятка цыплят, дюжину рябчиков, четыре сотни яиц. При этом Пётр I, что интересно, предпочитал большинству яств кислые щи, перловку, редьку.

Существует предположение, что во дворец был проведён водопровод. Во время реставрационных работ специалисты обнаружили фрагмент водопроводной трубы из металла, защищённой деревянным покрытием.

Меншиковский дворец в Санкт‑Петербурге
Фрагмент экспозиции, посвящённой истории дворца. Фото: блог «Петербург знакомый и незнакомый»

Где находится Меншиковский дворец

Сегодня это филиал Государственного Эрмитажа на Васильевском острове по адресу: Университетская набережная, 15. До до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти можно доехать на метро. Нужная вам станция — «Василеостровская», от неё до дворца‑музея — 15 минут ходьбы. Также можно воспользоваться наземным общественным транспортом — автобусами и троллейбусами. Нужные остановки — «Набережная Университетская — 1‑я Кадетская линия» и «Университет».

Информацию о режиме работы дворца‑музея и стоимости билетов можно узнать на официальном сайте Эрмитажа.

Заключение

Санкт‑Петербург — город, в котором есть десятки великолепных дворцов. На их исследование — самостоятельное или вместе с местными гидами — можно потратить не один отпуск. Но Меншиковский дворец всегда занимал особое место на городской карте. Это одно из первых монументальных зданий: именно с него и началось формирование грандиозного архитектурного облика Северной столицы.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Павловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии ФёдоровныПавловский дворец: любимая резиденция Павла I и Марии Фёдоровны Всё о роскошных залах и экспозициях музейного комплекса

Ещё экскурсии по теме