Константиновский дворец: место встречи мировых лидеров
Как роскошный замок чуть не исчез и смог возродитьсяИстория Константиновского дворца
История одного из первых императорских дворцов началась почти сразу после того, как Пётр I перенёс столицу из Москвы в Санкт‑Петербург в 1712 году. В это время император думал о создании дворца, который смог бы затмить славу Версаля, и место для возведения выбрал лично. Ему понравился южный берег Финского залива: и к столице близко, и есть место для причала судов с иностранными делегациями.
Начало строительства и первые проекты
Работы на месте строительства будущего дворца стартовали в 1715 году: началось осушение почвы и возведение пристани. При этом фундамент здания заложили только через пять лет. Изначально проект создал Жан‑Батист Леблон. Французский мастер прибыл в Россию по приглашению императора и сперва был главным архитектором Санкт‑Петербурга. Кроме этого, он должен был разработать концепцию дворцового комплекса с парковым ансамблем. Однако Пётр быстро утратил доверие к Леблону — в 1717 году император не утвердил генплан строительства нового города и отстранил мастера от дел.
На смену французскому архитектору пришёл итальянский — Николо Микетти. Помимо строительства здания, ему предстояло решить сложнейшую задачу. Одной из главных особенностей дворцово‑паркового комплекса должны были стать невероятные по красоте фонтаны, с ними у Микетти и возникли сложности. В своём проекте архитектор не просчитал перепады высот. Напора воды не хватало, а значит, о красивых мощных струях, бьющих вверх, не могло быть и речи. Микетти предложил построить плотину, но это потребовало бы слишком больших финансовых затрат. К 1723 году под руководством итальянского специалиста удалось возвести здание до второго этажа. А дальше, по одной из версий, Микетти отстранили от работы, и он уехал на родину. По другой — отправился в Италию по рабочим делам, но обратно уже не вернулся, к тому же прихватил с собой чертежи будущего дворца.
Пётр I постепенно потерял интерес к созданию замка. А после смерти императора строительные работы и вовсе остановились. Окна забили досками, а чтобы хоть как‑то сохранить уже возведённое здание, сколотили деревянную крышу.
К идее строительства дворцово‑паркового комплекса в Стрельне вернулась дочь Петра Елизавета. В 1747 году она назначила архитектором одного из самых известных зодчих того времени, работавших в стиле барокко, Бартоломео Франческо Растрелли. Вначале ему пришлось восстанавливать отстроенное: всё, что успели возвести до него, за годы простоя обветшало. Растрелли успел многое: здание фактически было достроено, накрыто двухъярусной крышей. Начались работы по внешней и внутренней отделке. Из Франции ждали мраморные камины. Однако смерть Елизаветы Петровны в 1762 году снова превратила будущий дворец в грандиозный долгострой.
Новый владелец
Замок мог бы окончательно разрушиться и остаться лишь в исторических хрониках, если бы не император Павел, который подарил Стрельну своему сыну Константину. Новым архитектором назначили Андрея Воронихина. Он и завершил возведение дворца, который, правда, потерял статус императорской резиденции, а стал великокняжеской. В это же время замок получил имя Константиновский — в честь своего владельца. Любопытно, что на протяжении XIX века все хозяева дворца были Константинами — здесь жили сын Николая I Константин Николаевич, а потом и его сын Константин Константинович.
Судьба дворца в XX веке
Революция 1917 года резко изменила судьбу дворцового комплекса. И хотя большевики признали его памятником архитектуры I класса, это не помогло сохранить здание от разрушения: вначале здесь разместилась школа‑колония, потом помещения отдали Балтийскому флоту. Новые владельцы уничтожили исторические интерьеры, из дворца украли драгоценности, картины, предметы быта. Регулярно происходили перепланировки внутренних помещений. Но самым разрушительным периодом в истории Константиновского дворца в Стрельне стала Великая Отечественная война: фашисты, которые занимали эти территории с сентября 1941‑го по январь 1944‑го, оставили после себя руины.
В 1950‑х Константиновский дворец частично отреставрировали. До 1990‑х помещения занимало Ленинградское арктическое училище. Однако потом его расформировали, и замок остался без хозяина. Грандиозная постройка снова разрушалась.
Новый период истории дворца
В 2000 году здесь решили провести масштабную реставрацию. Дворец возродили в новом качестве: теперь это одновременно и резиденция президента, и историко‑культурный комплекс. Владеет территорией администрация главы государства. Официально замок носит название Дворец конгрессов. Здесь много раз проходили важнейшие мировые встречи, например саммиты «Большой восьмёрки», «Группы двадцати», переговоры «Россия — ЕС». При этом осмотреть восстановленный памятник архитектуры могут и гости Стрельны.
Архитектурные особенности
Константиновский дворец за свою историю много раз перестраивался. Во время реставрации начала 2000‑х годов фасаду замка решили вернуть облик, задуманный Николо Микетти. Таким образом, сегодня мы можем оценить, как выглядела бы роскошная резиденция, если бы во времена Петра I успели завершить все работы.
Здание в стиле итальянского барокко состоит из центральной части и флигелей по бокам. Северный фасад дворца смотрит в сторону моря, что, по задумке императора, подчёркивало наличие у державы собственного мощного флота. Центральную часть фасада украшает горельеф: двуглавый орёл держит карты четырёх морей — в петровские времена страна уже имела выходы к Азову, Балтике, Каспию и Белому морю.
Интерьеры Константиновского дворца
Внутри резиденции главы государства обустроено несколько залов для официальных встреч и отдыха. Вот самые роскошные из них.
Мраморный зал
Находится в центральной части здания, поэтому отсюда открывается прекрасный вид на Нижний парк и Финский залив. Это самый торжественный зал. Он должен был стать тронным, то есть местом, где глава государства официально принимал гостей. Однако ни один император во дворце так и не поселился, а великие князья такого высокого статуса не имели.
Зал богато оформлен: хрустальные люстры отражаются в зеркалах по периметру, что добавляет ощущение большей площади. Стены украшены искусственным мрамором. Это сделано специально, поскольку у природного камня нет такого обилия расцветок и оттенков. На потолке восстановлена роспись XIX века авторства итальянского скульптора и живописца Джакомо Феррари. Гости отмечают хорошую акустику, в том числе и поэтому здесь проводятся церемонии награждения государственного масштаба и концерты. В этом зале проходили саммиты глав государств «Большой восьмёрки» и «Большой двадцатки».
Голубой зал
Самый большой зал площадью 350 м². Он занимает второй этаж в восточном крыле, откуда открывается прекрасный вид на парк. Это помещение было спроектировано в изначальном плане дворца 1720 года. Но тогда зал назывался Военным, поскольку здесь планировали проводить построения, смотры, а также принимать присягу новобранцев. Голубым зал назвали только в середине XIX века, когда по поручению княгини Александры Иосифовны цвет стен и штор изменился.
Сегодня интерьер зала богато украшен позолотой. Но в исторической отделке её не было. Больше роскоши решили добавить в период последней реставрации. Обращают на себя внимание установленные в углах мраморные камины в стиле барокко, украшенные зеркалами.
Бельведер
Башенка на крыше центрального корпуса появилась в 1805 году. Архитектор Луиджи Руска придумал павильон, откуда хозяин дворца будет наслаждаться прекрасным видом (с итальянского «бельведер» переводится именно так). Наверх ведёт деревянная лестница. Из бельведера можно рассмотреть территорию и залив. Интерьеры небольшого зала оформлены в стиле кают‑компании. Даже доски пола уложены таким образом, что напоминают палубу корабля, а на одном из столов установлен глобус. Дополняют атмосферу модели парусников в разных частях павильона.
Садово‑парковый ансамбль
Вокруг дворца обустроены парки — Верхний и Нижний. В совокупности их территория превышает 200 гектаров. Нижний парк пронизывают каналы, как и задумывал Пётр I: планировка в своей генеральной линии сохранилась с XVIII века. Через каналы перекинуты мостики, которые выводят гостей на одну из многочисленных аллей. Главная летняя достопримечательность здесь — изящные фонтаны. Вода бьёт из бронзовых ландышей, роз и гладиолусов. На прогулочных дорожках также стоят скульптуры, некоторые из которых являются копиями установленных в Летнем саду.
Верхний парк по своему устройству принципиально отличается от Нижнего. Он разработан в английском стиле — здесь нет аккуратных клумб, строгих аллей или декора — и больше похож на лес, где извилистые дорожки петляют сквозь рощи, а берега прудов поросли высокой травой.
Интересные факты
Строительство и переустройство Константиновского дворца продолжалось на протяжении столетий. Именно поэтому комплекс до сих пор окутан множеством тайн. Вот самые примечательные из фактов.
- Увезённые в 1723 году архитектором Николо Микетти чертежи будущего замка обнаружили только в 1975‑м в Риме.
- Для фонтанного комплекса, который задумал Пётр Великий, трубы изготовили в Туле на заводах известного промышленника Демидова. Однако, когда выяснилось, что реализовать проект невозможно, всё подготовленное оборудование перевезли в Петергоф. Некоторые трубы служат там и сегодня.
- На территории дворцового комплекса может пожить любой желающий. Здесь работает пятизвёздочный отель, остановиться можно как в стандартном номере, так и в роскошных президентских апартаментах. При желании можно даже арендовать коттедж с видом на море или парк.
Режим работы дворцово‑паркового комплекса
Дворец и территория открыты для посещения ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме среды и дней, когда здесь проводят государственные мероприятия. Осмотреть интерьеры здания разрешено только в составе группы. Билеты можно купить онлайн или в экскурсионном бюро (адрес: Стрельна, улица Глинки, 1). Кассы открыты с 10:00 до 16:00.
Экскурсии в Константиновский дворец
Осмотр залов дворца проводят для гостей гиды музея. Экскурсии в Константиновский дворец Стрельны организуют в течение всего дня, но количество мест в них ограничено. Время сеансов можно узнать за сутки по телефонам государственного комплекса «Дворец конгрессов», указанным на сайте.
Во время экскурсий можно посетить официальные апартаменты президента России, увидеть шедевры русского искусства XVIII–XX веков (живопись, фарфор, произведения из малахита) и познакомиться с коллекцией живописи, собранной певицей Галиной Вишневской и её супругом, дирижёром Мстиславом Ростроповичем.
Как добраться
Посёлок Стрельна административно относится к Санкт‑Петербургу. Добраться в Константиновский дворец можно на городском транспорте. Например, на автобусах от станций метро «Автово» (отсюда также ходит трамвай) и «Проспект Ветеранов».
Кроме того, в Стрельну курсирует электричка, которая отправляется с Балтийского вокзала. Идти от станции Стрельна до дворцового комплекса почти 30 минут пешком, так что удобнее будет сесть на автобус, который едет в сторону дворцового комплекса.
В сезон навигации в Санкт‑Петербурге один из самых оригинальных способов прибыть во дворец — по воде, на «Метеоре». Скоростные теплоходы довозят гостей до пункта назначения за полчаса от Дворцовой набережной.
Заключение
Визит в Константиновский дворец — прекрасная возможность увидеть один из редких примеров грамотно восстановленной архитектуры XVIII века. Роскошные интерьеры дворца и строгие аллеи парков приводят гостей в восхищение. А сделать более насыщенным посещение Стрельны и познакомиться с историей места вам помогут гиды, чьи предложения можно найти на сайте Tripster.
Автор: Александр Ефремов
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть знаковые и нетуристические места, сохранить моменты и эмоции на профессиональных снимках
Проехать по самым важным местам города и прикоснуться к их истории на авто-пешеходной экскурсии
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!