«Мосфильм» — легендарная киностудия-музей

3 марта 2024, обновлено 28 окт 2024
«Мосфильм» — легендарная киностудия-музей
Киностудия «Мосфильм» существует уже целый век. За это время здесь сняли сотни фильмов, ставших неотъемлемой частью российской культуры. «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» неразрывно связана с Новым годом, «Служебный роман» и «Любовь и голуби» разобраны на цитаты. Рассказываем, как была основана киностудия и почему на ней стоит побывать.

История создания «Мосфильма»

Всё началось с двух небольших павильонов на Житной улице и в Брянском переулке, которые принадлежали Александру Ханжонкову и Иосифу Ермольеву. Их киноателье среди десятков других оказались самыми востребованными — совокупно на студиях в начале прошлого века создали около 400 фильмов, в которых снимались известные на тот момент актёры.

1920‑е годы. Режиссер Сергей Эйзенштейн за монтажом • 1929 год. Строительство здания Главных мастерских кинофабрики «Совкино» • 1938 год. Съемки фильма «Александр Невский»

После революции советская власть национализировала все частные предприятия и компании, включая студии Ханжонкова и Ермольева, поэтому предприниматели были вынуждены перевезти свои проекты в Крым. Новое руководство страны быстро осознало перспективность молодого искусства, поэтому уже в 1922 году учредило «Госкино». В киноателье Ханжонкова и Ермольева, где почти не осталось техники, устроили основное производство, локации получили названия Первая и Третья кинофабрики, а позже их объединили в Московскую фабрику «Совкино». На базе новой государственной студии СССР первый фильм сняли в 1924 году, а зрители увидели его 30 января — это была лента «На крыльях ввысь» режиссёра Бориса Михина. Этот день считают датой основания киностудии «Мосфильм».

Довоенное время

С появлением госкомпании в истории отечественного кинематографа началась новая эпоха: 1920-1930‑е были периодом его расцвета. Хотя поначалу в маленьком помещении на Житной улице площадью всего 400 м² снимали буквально на коленке. Здесь размещались все цеха, часто приходилось снимать несколько фильмов одновременно в одном пространстве, а зал для монтажа был разделён занавеской — производственный процесс оставлял желать лучшего. Но даже в этих скромных условиях Лев Кулешов, Абрам Роом, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и другие режиссёры СССР снимали свои шедевры, ставшие впоследствии классикой не только российского, но и мирового кинематографа.

Новые фильмы производили фурор — кино становилось очень популярным. Сам Ленин в беседе с наркомом просвещения Анатолием Луначарским назвал кино важнейшим из искусств и считал, что оно должно служить коммунистическим идеям и отражать советскую действительность. Поэтому, кроме художественных фильмов, киностудия выпускала и неигровые картины, а главным документалистом времени стал Дзига Вертов. Вместе со своим братом Михаилом Кауфманом (оператором) и женой Елизаветой Свиловой (монтажёром) Вертов снял экранный журнал «Киноправда», фильм «Киноглаз» и ряд картин, в которых показывал жизнь обычного человека и воспевал советскую власть.

Плакат к фильму «Киноглаз» • Оператор Михаил Кауфман

Но места главному из искусств нового времени явно не хватало. Поэтому власти приняли решение возвести и предоставить режиссёрам не просто отдельное здание, а целый киногород по аналогии с Голливудом. Его строительство началось в 1927 году на Воробьёвых горах, а первым появился Главный корпус государственной московской кинофабрики. Здание построили в актуальном тогда стиле конструктивизм, в плане оно напоминает самолёт: в «кабине пилотов» разместился административный центр предприятия, в «крыльях» и «фюзеляже» — павильоны, а в «хвостовом отсеке» — актёрские комнаты и монтажный цех.

В новом здании за 10 лет сняли множество полнометражных фильмов, которые стали легендами отечественного кинематографа, например комедии «Волга‑Волга» и «Весёлые ребята» Григория Александрова или историческую ленту «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Студия за это время сменила несколько названий: она была «Союзфильмом», «Союзкино» и «Москинокомбинатом». Имя «Мосфильм» было закреплёно за кинокомпанией в 1936 году.

Киностудия в военное время

Золотое время советского кинематографа и стремительное развитие индустрии прервала война. Около тысячи сотрудников ушли добровольцами на фронт, а «Мосфильм» в октябре 1941 года эвакуировали в Алма‑Ату. Здесь, на базе местной студии, создали Центральную объединённую киностудию художественных фильмов и, несмотря на нехватку производственных мощностей, техники и плёнки, продолжали снимать кино. Организация в это тяжёлое время выпускала фильмы, которые поддерживали дух советских людей, и даже ставила собственные рекорды. У специалистов «Мосфильма» получилось сделать невероятно сложный с технической точки зрения фильм буквально в полевых условиях — «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, вышедший в 1945 году.

Ещё по теме
 
1944 год. Кадр из фильма «Иван Никулин — русский матрос» • 1944 год. Фрагмент стенограммы Художественного совета по приемке картины «Иван Грозный»

В Москве остался работать всего один цех, где сотрудники охраняли оставшееся оборудование и занимались изготовлением деталей для фронтовых нужд. Но уже в начале 1943 года «Мосфильм» вернулся к работе — на государственной студии открыли училище и стали выпускать собственную съёмочную аппаратуру.

Послевоенное время

Уже в 1946 году, несмотря на всеобщий упадок, руководство вернулось к масштабному плану по строительству киногорода и полной модернизации «Мосфильма». Но на деле это время стало самым тяжёлым для студии и её работников: любое проявление свободы творчества пресекалось, а многие режиссёры были вынуждены покинуть страну. Оставшихся сотрудников увольняли и репрессировали, снятые фильмы подвергались жесточайшей цензуре. Так, вторая часть «Ивана Грозного» была запрещена к показу, из‑за чего у Сергея Эйзенштейна случился сердечный приступ, а картина вышла на экраны только в 1958 году. Такая тактика властей практически погубила киностудию — количество выпускаемых фильмов сократилось до трёх в год.

1947 год. Первый вариант марки, созданный В. Мухиной • 1947 год. Эта заставка впервые появилась в фильме «Весна» режиссера Г. Александрова

Период оттепели

Вернуть к жизни «Мосфильм» получилось в 1950‑х, когда директором предприятия стал известный режиссёр Иван Пырьев. В это время началась стройка новых павильонов по проекту «Большой Мосфильм», подготовленному ещё в 1948 году. Но его реализовали частично: сейчас о грандиозной задумке в духе сталинского ампира напоминают только два павильона с декоративными деталями и парадный въезд. От дорогостоящего строительства отказались в пользу простых функциональных зданий и обновления технического арсенала.

1948 год. Проект киностудии «Мосфильм» • 1954–1955 годы. Строительство второго съёмочного блока «Мосфильма» • 1957 год. Режиссер Михаил Калатозов на съемках фильма «Летят журавли»

Это помогло увеличить выпуск фильмов до рекордной отметки — 50 в год. Режиссёры стали показывать на экране личные переживания человека и размышлять о событиях прошлого, а кинематограф обогатился новыми выразительными средствами и жанрами. Время оттепели в кино подарило зрителям «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Судьбу человека» Сергея Бондарчука, «Андрея Рублёва» Андрея Тарковского, «Операцию “Ы” и другие приключения Шурика» Леонида Гайдая и прочие значимые фильмы.

Развитие киностудии не остановилось даже в период застоя и продолжалось до конца 1970‑х. Более того, в эти годы на «Мосфильме» сняли немало культовых картин, которые произвели фурор в кинотеатрах и до сих пор транслируются на многих каналах. Среди них: «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова.

Перестройка

Реформы 1980-1990‑х сказались на студии двойственно. С одной стороны, режиссёры получили свободу творчества и возможность высказываться на острые темы, экспериментировать и по‑новому показывать действительность. С другой — государство почти перестало финансировать «Мосфильм», и в конце XX века студия оказалась на грани разорения. По воспоминаниям Карена Шахназарова, режиссёра и гендиректора компании, в 1998 году «Мосфильм» был настолько запущен, что по коридорам бродили собаки. Но именно этот период стал толчком к преобразованиям, и в 2000‑х годах «Мосфильм» привели в порядок и оснастили современными технологиями мирового уровня.

1983 год. Наталья Андрейченко на съёмках «Мери Поппинс, до свидания!» • 1996–1997 годы. Павильон киноконцерна «Мосфильм», выходящий на Мосфильмовскую улицу

Наше время

Сегодня «Мосфильм» является одной из самых крупных и технологичных киностудий Европы. Он занимает площадь более 30 гектаров, на которых разместились 17 современных павильонов, две площадки под открытым небом, тонстудия, где монтируют и озвучивают картины и записывают музыку (здесь может поместиться целый симфонический оркестр!), здание с костюмами и реквизитом, где хранится более 400 тысяч предметов и материалов, концертный зал, редакция, гостиница и музей. На «Мосфильме» есть даже внутренние улицы, неофициально названные в честь великих мастеров: Сергея Бондарчука, Исаака Дунаевского и Леонида Гайдая.

За целый век на «Мосфильме» сняли 2500 фильмов, и десятки из них получили мировую славу: картины побеждали на Каннском и Венецианском кинофестивалях и награждались премиями Берлинале и «Оскар».

Ещё по теме
 
Мосфильм
Фото: «Мосфильм: групповая экскурсия по московскому Голливуду»

Что смотреть на «Мосфильме»

Сегодня некоторые площадки главной российской киностудии открыты для посещения: здесь можно увидеть реквизит, декорации и костюмы из знаменитых фильмов и павильоны, где снимают кино.

Музей «Мосфильма»

В выставочном пространстве студии получится окунуться в историю отечественного кино и увидеть реквизит, задействованный в съёмках легендарных фильмов. Например, здесь можно найти одежду Труса, Балбеса и Бывалого из «Кавказской пленницы», платье Элен из «Войны и мира», царские облачения из «Бориса Годунова» и монашеское одеяние Андрея Рублёва.

Особая гордость музея — уникальная коллекция ретротранспорта. Причём среди экспонатов есть как те, что участвовали в съёмках («Волга» из «Бриллиантовой руки», «мерседес» Штирлица), так и просто раритетные образцы из прошлого: старинные кареты, военная техника, правительственные автомобили и даже машина, принадлежавшая последнему китайскому императору Пу И.

Фото: «Мосфильм: групповая экскурсия по московскому Голливуду»

Главный корпус

В холле первого здания киностудии тоже есть несколько экспозиций. В Главном корпусе представлен стенд с наградами «Мосфильма», включая «Золотую пальмовую ветвь» и три «Оскара», и интерактивная панель, которая поможет узнать подробнее об успешных картинах.

Мосфильм
Фото: «Мосфильм: групповая экскурсия по московскому Голливуду»

Ещё здесь выставлена операторская техника разных времён, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» (изображение статуи — бессменная эмблема компании), которую художница сделала для «Мосфильма», и «ожившие» декорации к фильму «Вий»: сцены из самого популярного советского хоррора воссозданы с помощью роботизированных механизмов — аниматроники.

Гостиница «Мосфильма»

Отель киностудии тоже является интересной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью и памятным местом. Здесь в разное время останавливались известные режиссёры и актёры. Например, в одном из номеров Леонид Гайдай придумывал сцены для фильма «Иван Васильевич меняет профессию», а в другом жил Владимир Басов во время съёмок «Мимино», «Афони» и «Дней Турбиных». Кстати, само здание гостиницы раньше было обычным многоквартирным домом, где жил и работал Андрей Тарковский.

Фото: Лев Маклаков

Натурные площадки

Павильоны под открытым небом — настоящие порталы в прошлое, которые переносят в старую Москву и Санкт‑Петербург. Декорации столицы построили в 2003 году для съёмок фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» и за двадцать лет создали в них ещё более ста картин. А в 2015 году воссоздали улицы Петербурга для фильма «Анна Каренина». Поэтому здесь можно оказаться в антураже XIX века, увидеть купеческие дома и дворянские усадьбы и пройтись по улицам, вымощенным брусчаткой.

Ещё по теме
 

Крытый павильон

Посетителям также дают доступ в святая святых «Мосфильма» — на одну из съёмочных площадок. Крытые павильоны — это сложные инженерные сооружения, где снимают не только художественные картины, но и телешоу. Масштабные производственные пространства позволяют воплотить любую режиссёрскую задумку, построить эффектные декорации и разместить большое количество оборудования для записи видео.

Мосфильм
Фото: сайт «Мосгосстройнадзор»

Например, в павильоне № 1 Сергей Бондарчук работал над «Войной и миром», а ещё каждый год здесь проходят те самые новогодние «Голубые огоньки». В павильоне № 16 Андрей Кончаловский снимал фильм «Дорогие товарищи!», а Кирилл Серебренников — «Жену Чайковского». Самым большим съёмочным пространством «Мосфильма» стал павильон № 17, который построили в 2022 году: его площадь 3500 м², а высота потолков — 16 метров!

Как попасть на «Мосфильм»

Посетить киностудию получится только в составе экскурсии (групповой или индивидуальной), которые проводят по расписанию. Уточнить актуальную информацию, выбрать число и время визита и узнать стоимость билетов для взрослого и ребёнка можно на официальном сайте. В прогулке по объектам вас будет сопровождать сотрудник «Мосфильма», который подробно расскажет о самых необычных экспонатах, истории киностудии и съёмках.

Мосфильм
Фото: Алекс Ник

Как добраться

Киностудия «Мосфильм» находится на Воробьёвых горах и занимает квартал между улицами Мосфильмовской и Косыгина. На машине сюда можно добраться, вбив точный адрес: Мосфильмовская улица, 1.

Общественным транспортом доехать получится на метро и автобусе. Сначала до станций «Ломоносовский проспект» или «Киевская», а затем пересесть на наземный транспорт и выйти на остановке «Мосфильм» — дорога от метро до студии займёт 20-30 минут.

Мосфильм

Заключение

«Мосфильм» — крупнейшая в стране киностудия, ставшая легендой. Удивительный киногород стоит увидеть, чтобы окунуться в съёмочную атмосферу, узнать больше о любимых фильмах и проследить непростой путь становления компании, которая выпустила сотни картин, навсегда оставшихся в истории отечественного и мирового кинематографа.

Автор: Милита Герберсаген
Заглавное фото: Екатерина Гайнуллина

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Фонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХФонтан «Дружба народов» в Москве на ВДНХ Почему в нём 16 фигур и при чём здесь сервиз

Еще экскурсии по теме