Казанский вокзал
Как появился, где находится и почему его обязательно нужно увидетьИстория
Она уходит корнями в 1862 год, когда на Каланчёвской площади (с 1933‑го — Комсомольской) появилось здание Рязанского вокзала. Изначально отсюда можно было доехать только до Рязани. Но в 1912‑м железную дорогу продлили до Казани, а вокзалу дали новое название. Первое здание было деревянным, и уже через два года его заменили на одноэтажную каменную постройку с изящной башней над входом.
В начале ХХ столетия протяжённость железных дорог Российской империи достигла 70 тысяч километров, а Казанский вокзал стал одним из самых загруженных в Москве. Именно поэтому в 1911 году был объявлен конкурс на строительство нового здания. По условиям его организаторов архитекторам предстояло создать «ворота на Восток»: эклектичный облик нового вокзала должен был символизировать связь Европы и Азии. Победил проект Алексея Щусева — на тот момент известного архитектора церквей в неорусском стиле (среди них — Покровский храм в Марфо‑Мариинской обители на Большой Ордынке). Строительство нового вокзала началось в 1913‑м.
Работы растянулись на десятилетия: они временно приостанавливались и из‑за Первой мировой войны, и из‑за Октябрьской революции. Последний этап завершился только к 1940 году. В советское время и уже в XXI веке эту московскую достопримечательность не раз реконструировали.
К сожалению, некоторые идеи Щусева так и остались на бумаге. В частности, не был построен трёхсводчатый остеклённый дебаркадер (крышу над платформами установили только в 1990‑х). И всё же знаменитому зодчему удалось создать одно из самых интересных московских зданий, оценить великолепие которого можно и сегодня.
Архитектура
Вокзальный комплекс — архитектурная композиция из нескольких разновеликих объёмов, оформленных в разных стилях.
Роль высотной доминанты Казанского вокзала выполняет 87-метровая башня со шпилем, установленная над главным входом. На создание этой многоярусной конструкции Щусева вдохновила «падающая» башня Сююмбике — один из символов Казани. А в облике расположенной рядом часовой башни — невысокой и с зодиакальным циферблатом — узнаётся один из символов Венеции — Торре‑делл’Оролоджо на площади Святого Марка. Трудно не обратить внимание и на круглую постройку слева от основного объёма здания: она очень напоминает Кутафью башню Московского Кремля.
Впечатляют и вокзальные интерьеры. Просторный вестибюль украшают фрески Евгения Лансере «Победа» и «Мир» (они появились тут в 1946‑м). Ресторанный дворик вокзала расположен в бывшем зале ожидания для пассажиров первого и второго класса. Пространство оформлено в готическом стиле. Потолок здесь — довольно сложная конструкция: инженер Александр Кузнецов создал железобетонные нервюры (рёбра жёсткости свода) и заполнил пространство между ними кирпичом, выложенным ёлочкой. При этом никакой тяжеловесности тут не ощущается: визуально пространство напоминает плетёный шатёр.
И всё же самое нарядное место Казанского вокзала — Зал повышенной комфортности, где когда‑то был ресторан. В этом пространстве, оформленном в стилистике московского барокко (лепнина, позолота, арочные окна), можно не только расслабиться в уютном кресле, но и полюбоваться многочисленными панно. Они посвящены теме труда в разных союзных республиках и также были созданы Евгением Лансере.
Направления следования поездов и электричек
Вокзальный комплекс, имеющий 9 платформ и 17 путей, обслуживает поезда на двух направлениях — восточном (через Муром и Казань) и юго‑восточном (через Рязань). Среди городов восточного направления — Йошкар‑Ола и Тында, Екатеринбург и Новокузнецк, Барнаул и Омск, а юго‑восточного — Саранск и Пенза, Адлер и Ростов‑на‑Дону, Нальчик и Владикавказ. Если минимальное время в пути отправившегося с Казанского вокзала поезда до Воронежа составляет всего 6,5 часа, то до Улан‑Удэ добираться почти четверо суток.
Вокзал также связывает столицу с городами восточного и юго‑восточного Подмосковья — как ближнего (Люберцы), так и дальнего (Коломна). Движение электричек здесь начинается в районе 5 утра и заканчивается почти в час ночи.
Интересные факты
Одно из самых необычных зданий столицы хранит множество историй и связано с именами знаменитых творцов разных эпох. Вот лишь несколько примечательных фактов.
Казанский вокзал — один из самых загруженных в России: ежегодно им пользуются около 18 миллионов пассажиров.
Шпиль многоярусной башни вокзала украшает 200-килограммовый флюгер в виде Зиланта — крылатого змея, считающегося покровителем столицы Татарстана.
В конкурсе на проект здания Казанского вокзала участвовал и другой знаменитый архитектор — Фёдор Шехтель. Именно по его чертежам было реконструировано здание Ярославского вокзала, также расположенного на Комсомольской площади.
В мае 2010‑го в зале бывшего ресторана вокзала прошло дефиле Жан‑Поля Готье. Легендарный французский модельер представил новую коллекцию в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Казанский вокзал «засветился» во многих известных фильмах. Его можно увидеть и в «Путёвке в жизнь» — первой отечественной звуковой ленте, — и в комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», и в советско‑венгерской мелодраме «Отпуск за свой счёт».
Как добраться до Казанского вокзала
Точный адрес вокзала: Комсомольская площадь, 2. Быстрее и проще всего сюда получится добраться на метро: выйдя на станции «Комсомольская» (радиальная), можно прямо из перехода пройти в вокзал. Можно доехать и на наземном транспорте — автобусах и трамваях — до остановки «Метро „Комсомольская“», а также на МЦД‑2 до станции Площадь трёх вокзалов (Каланчёвская).
Заключение
Казанский вокзал в Москве — не только один из самых крупных ж/д терминалов страны, но и один из главных архитектурных символов столицы. Любоваться удивительным творением архитектора Щусева можно и самостоятельно, но, если обратиться к местным гидам, узнаете немало интересного и о строительстве вокзала, и о других достопримечательностях Комсомольской площади.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
На автобусе по must-see местам столицы
Из сердца столицы — по самым знаковым местам в компании знатоков города