Чем знаменит Дом учёных имени Горького в Санкт‑Петербурге

10 сен 2024
Чем знаменит Дом учёных имени Горького в Санкт‑Петербурге
Одно из самых запоминающихся зданий главной набережной Санкт‑Петербурга — величественная постройка, похожая на ренессансное палаццо. За элегантным фасадом скрываются одни из самых красивых парадных залов Северной столицы. Рассказываем о Доме учёных, также известном как Владимирский дворец, всё самое важное и интересное.
СодержаниеИсторияАрхитектурные особенностиПомещения Дома учёныхПарадная лестницаМалиновая гостинаяМавританский будуарЗимний садКак добратьсяЗаключение

История

Она начинается в первой половине XVIII века, когда на Дворцовой набережной — на месте нынешней постройки — появился особняк сенатора Ивана Мусина‑Пушкина. В дальнейшем здание не раз перестраивали, а его хозяевами в разные годы были граф Григорий Орлов, дипломат Иван Остерман, генерал‑лейтенант Дмитрий Волконский. В первой половине XIX века в этом особняке размещалось французское посольство, позже — рота дворцовых гренадеров. В 1860‑х здание разобрали до фундамента, чтобы на его месте возвести Владимирский дворец — для великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II.

1892 год. Великий князь Владимир Александрович • 1890-1903 годы. Главный подъезд дворца

Зодчий Александр Резанов — автор величественного Пречистенского собора в Вильнюсе — разработал проект парадной постройки в духе флорентийской архитектуры XV века. Возведение грандиозного здания, напоминающего ренессансное палаццо, началось летом 1867‑го и закончилось уже через год. Однако работы по оформлению внутренних помещений растянулись вплоть до 1874‑го. Освящение великокняжеской резиденции состоялось за несколько дней до свадьбы Владимира Александровича и принцессы Мекленбург‑Шверинской — будущей княгини Марии Павловны.

Семейное гнездо венценосных супругов считалось одним из самых роскошных и изысканных зданий Санкт‑Петербурга. Более 300 комнат дворца были оформлены в разных стилях — от мавританского до неоготического.

А. И. Резанов • 1890-1903 годы. Кабинеты Его и Её Высочества

Особняк Владимира Александровича поражал не только эклектичным внутренним убранством, но и технологичностью: здесь имелись лифт, водяное отопление, а с 1884‑го — телефон. А ещё хозяин дворца — президент Академии художеств — мог похвастаться своей арт‑коллекцией: на стенах залов и кабинетов красовались творения Сурикова и Крамского, Айвазовского и Репина.

Особняк был одним из центров светской жизни: в его стенах регулярно проводили вечера с участием деятелей искусств, официальные приёмы, балы. Резиденцию неофициально называли «малым императорским дворцом» (главный императорский — Зимний — находится на этой же набережной в минутах ходьбы).

Ещё по теме
1975-1976 годы. Мероприятия в Доме учёных

После Октябрьской революции здание национализировали. В 1920‑м его заняла комиссия по улучшению быта учёных, возглавляемая Максимом Горьким. В том же году в стенах бывшего Владимирского дворца заработал Дом учёных — общественное пространство для проведения заседаний, диспутов, творческих мероприятий. В 1930‑х здесь появились первые научные секции — по физике, гидротехнике, генетике. Стены Дома учёных помнят таких выдающихся деятелей науки и культуры, как Николай Вавилов, Михаил Зощенко, Дмитрий Шостакович, Дмитрий Лихачёв.

В здании и сегодня работают научные секции, проходят конференции и семинары. А петербуржцы и гости города идут сюда ради выставок, концертов, кинопоказов. Мероприятия проходят в хорошо сохранившихся в советское время парадных залах — оценить их великолепие можно и в наши дни. Кроме этого, полюбоваться внутренним убранством дворца можно на экскурсиях, организованных местными гидами.

Архитектурные особенности

Работая над проектом великокняжеской резиденции, Резанов вдохновлялся флорентийскими шедеврами раннего Ренессанса — палаццо Питти и палаццо Медичи — Риккарди.

Дворцовый комплекс состоит из трёх корпусов. Главный из них — трёхэтажный — выходит окнами на набережную Невы. Цоколь лаконичного фасада отделан гранитом, а остальная поверхность покрыта штукатуркой под рустовку (естественный камень). Над арочными окнами второго этажа красуются гербы разных княжеств, личный герб самого Владимира Александровича, а также вензель Марии Павловны. Над окнами третьего этажа можно увидеть скульптурные изображения львиных морд — символы власти. Главный вход во дворец оформлен в виде изящного арочного портика, облицованного песчаником. Вход украшают гербы и — по углам — бронзовые статуи грифонов.

Фото: Shutterstock

Помещения Дома учёных

Убранство грандиозных залов и кабинетов архитектурного памятника выглядит так же, как и в начале ХХ века. Расскажем лишь о некоторых из них.

Парадная лестница

Мраморная и нарядная, она ведёт из вестибюля на второй этаж. Оформление парадной лестницы — отсылка к эпохе французского Ренессанса. Лестницу украшают скульптурные композиции, изображения грифонов и позолоченные канделябры — подарок Марии Павловны мужу. На потолке над лестницей можно увидеть окаймлённый пышной рамкой аллегорический плафон «Гений искусств на брегах Невы» — творение Василия Верещагина. Привлекают внимание и расписанные флористическими композициями большие арочные зеркала. Их создатель — итальянский мастер Тито Келацци.

Парадная лестница Дома учёных
Фото: Shutterstock

Малиновая гостиная

Самое большое парадное помещение второго этажа оформлено в итальянском стиле. В этих стенах, обитых малиновым шёлком, можно увидеть позолоченную ренессансную мебель, массивную люстру из венецианского стекла, картины. А рядом с подлинным камином XVI века, в нише, роскошную коллекцию русских ваз — творения мастеров Императорского фарфорового завода. Малиновая гостиная была одной из любимых комнат княжеской четы — в ней принимали послов и устраивали музыкальные вечера.

Фото: Анна Живага

Мавританский будуар

Одно из самых запоминающихся помещений второго этажа — комната Марии Павловны, оформленная в стилистике дворцового комплекса Альгамбра в Гранаде. Лепнина со сложными восточными орнаментами, фарфоровые табуреты, низкие диваны с подушками, ковры, деревянная решётка с причудливым узором на окне — убранство будуара переносит вас в сказку из «Книги тысячи и одной ночи». Над камином из белого мрамора с позолотой — портрет княжны Елены Владимировны, единственной дочери хозяев дворца, в восточном одеянии и с обезьяной.

Фото: Анна Живага

Зимний сад

Этот зелёный уголок украсил второй этаж во время реконструкции дворца в начале ХХ века. Мария Павловна пожелала устроить зимний сад на месте гостиной и террасы. Сегодня, как и более ста лет назад, здесь стоят кадки с пальмами и олеандрами.

Возле одной из стен располагается фонтан‑умывальник с фигурой морского чудовища. Хозяйке дворца его привезли из Италии в 1913‑м. Над фонтаном красуется портрет‑горельеф юной Елены Владимировны.

В зимнем саду можно полюбоваться и старинной мебелью — резным барочным гарнитуром, подаренным королём Швеции Густавом V. Оценить зелёный уголок дворца можно во время экскурсии с местными гидами.

Зимний сад Дома учёных
Фото: Анна Живага

Как добраться

Адрес Дома учёных в Санкт‑Петербурге: Дворцовая набережная, 26. От станции метро «Адмиралтейская» до одного из самых красивых зданий города можно дойти за 15–20 минут. Добавим, что некоторые мероприятия в залах бывшего великокняжеского дворца проводятся бесплатно (по регистрации на официальном сайте Дома учёных).

Станция метро «Адмиралтейская». Фото: Shutterstock

Заключение

Оценить великолепие «малого императорского дворца» можно самостоятельно, придя сюда на выставку или на кинопоказ. Но, если обратиться к местным гидам, ваши впечатления от Дома учёных будут гораздо ярче: вы узнаете массу интересного как о самих парадных залах, так и о судьбах людей, которые жили здесь до революции.

Автор: Максим Тувим

Заметили ошибку?

Ещё на тему путешествий

Пятницкая улица: богатая история и главные до­сто­при­ме­ча­тель­но­стиПятницкая улица: богатая история и главные до­сто­при­ме­ча­тель­но­сти Чугунный мост, типография Сытина и дом со львами

Еще экскурсии по теме