Белорусский вокзал в Москве: история и современность
Всё самое интересное об архитектурном шедевре начала XX векаБелорусский вокзал на карте Москвы
История и архитектура Белорусского вокзала
В 1860 году промышленники из Москвы и Смоленска решили соединить два города — для развития торговли и грузоперевозок. Был утверждён план строительства Московско-Смоленской ж/д ветки, а ответственным за работы назначили статского советника Михаила Немчинова. Именно в честь него затем назвали одну из подмосковных станций — Немчиновка.
В 1868 году император России Александр II выдал разрешение на строительство, оставалось только определить место для будущего вокзала. Наиболее подходящей оказалась территория Тверской заставы: она находилась недалеко от города, пустовала и не приносила доходов казне. Единственный нюанс — железная дорога должна была «срезать» часть ипподрома, где регулярно проводились скачки. Конезаводчики возмутились и обратились к губернатору Москвы с просьбой перенести пути. И хотя он сам любил скачки и лошадей, в просьбе им отказал.
Одновременно со строительством дороги, в 1869 году, началось и возведение здания вокзала на Тверской заставе. Рельсы прокладывали сразу с двух сторон: из Москвы и из Смоленска. Работы велись ударными темпами, и уже в 1870 году состоялось торжественное открытие дороги и вокзала.
Весной 1896 года вокзальный ансамбль был дополнен роскошным павильоном из дерева. Построил его архитектор Л. Н. Кекушев. Деревянное здание с богатым декором, больше напоминающее сказочный терем, возвели на Белорусском вокзале в честь приезда Николая II в Москву на коронацию. По описаниям историков, обставили помещение мебелью из Франции. А в день прибытия императора и его семьи от вокзальной площади до входа в павильон расстелили бархатный ковёр.
Любопытно, что павильон был построен на Белорусском из‑за ошибки в расчётах. Первоначально прибытие императора планировалось на другой московский вокзал — Николаевский (ныне — Ленинградский). Здесь и возвели Царский павильон. Однако после завершения строительства выяснилось, что станция для приёма знатных гостей не годится: в окрестностях вокзала улицы были слишком узкими для проезда конных экипажей монарха и его свиты. Поэтому в срочном порядке на Белорусском вокзале был построен новый павильон, на котором и встречали Николая II. К сожалению, деревянное здание не уцелело — его разобрали в 1908 году.
С лета 1941 года с Белорусского вокзала начали уходить поезда на фронт. Ежедневно со станции отправлялось до 80 эшелонов с солдатами. Здесь же в первые недели Великой Отечественной войны повесили легендарный плакат художника Ираклия Тоидзе «Родина‑мать зовёт!». А на площади перед зданием вокзала впервые была исполнена песня «Священная война», которая знакома многим по первой строчке: «Вставай, страна огромная…». В память об этом событии в 2005 году на фасаде Белорусского вокзала установили мемориальную доску. На ней изображён главный подъезд здания, перед которым стоит дирижёр с оркестром и хором, а рядом с ним — солдаты, отправляющиеся из Москвы на фронт, и их родные. Скульптурную композицию можно увидеть и сегодня: она расположена чуть левее от центрального входа в Белорусский вокзал.
Как менялось название
Сначала Белорусский вокзал был Смоленским. Его назвали так в честь города, куда вела проложенная из Москвы железнодорожная ветка. Через год дорогу дотянули до Бреста, а вокзал переименовали в Брестский. Но на этом история имени ж/д станции не заканчивается. После масштабной реконструкции здания в 1912 году вокзал снова был переименован — на это раз в честь юбилея победы над Наполеоном в войне 1812 года и императора России Александра I. Теперь он стал Александровским.
После объединения двух железных дорог (Александровской и Московско-Балтийской), в 1922‑м вокзал вновь сменил имя — на Белорусско-Балтийский. А Белорусским стал только в 1936 году.
Иногда встречается и неофициальное название — «Вокзал Победы». Связано оно с тем, что отсюда отправляли эшелоны на фронт, а в 1945 году на станцию прибыл поезд «Москва — Берлин» с солдатами-победителями.
Архитектура
Сначала Белорусский вокзал располагался в двухэтажном здании из красного кирпича с белой отделкой. Но постепенно поток пассажиров увеличивался, и места внутри перестало хватать даже для людей с одного поезда. Поэтому было принято решение построить новый вокзал.
Изящный деревянный павильон, где во время своего приезда в Москву останавливался Николай II, разобрали, и к 1912 году на месте старого вокзала вырос новый — втрое больше. Здание было построено в стиле неоклассицизма с элементами готики и ампира. Обновлённый Белорусский вокзал теперь состоял из двух корпусов, примыкающих друг к другу. Правое крыло было двухэтажным и предназначалось для монархов, за что получило название Царский угол.
На строительство Белорусского вокзала ушло порядка миллиона рублей — огромная по тем временам сумма. Но жители Москвы сходились во мнении, что такие расходы оправданы, ведь здание поражало великолепным убранством и современным оснащением.
На главном фасаде красовались щиты с эмблемой железной дороги, а над входами в пассажирские залы ожидания высились небольшие башни с флагштоками. Новаторским был и сам материал, из которого построили Белорусский вокзал, — бетон и железо. Их использование существенно снижало пожароопасность. Кроме того, именно здесь впервые в Москве были установлены аппараты для печати железнодорожных билетов — до этого их выписывали вручную.
Следующие изменения в облик вокзала внесли в 1930‑е годы. Тогда он был расширен, а в правом крыле открылась станция метро «Белорусская» (радиальная). В 1976 году со стороны Грузинского Вала к зданию пристроили ещё один корпус — Багажное отделение.
Несмотря на многочисленные перестройки, Белорусский вокзал сохранил архитектурные черты, которыми наделили его зодчие начала прошлого века. Стены внутри по‑прежнему украшает изящная лепнина, а под куполом главного входа нанесена большая роспись с изображением Георгия Победоносца. На фасаде Белорусского вокзала красуется символ Министерства путей сообщения царских времён — якорь и молоток. А на стенах — герб Белоруссии и панно с изображениями сцен из жизни советских граждан.
Перед вокзалом со стороны ж/д станции установлен трогательный памятник «Прощание славянки». Композиция изображает солдата в обнимку с девушкой, которая провожает его на фронт. По бокам установлены два фонарных столба, увенчанных щитами с оружием. Несмотря на то, что этот памятник возле Белорусского вокзала посвящён героическим подвигам советской армии, после его установки в 2014 году разразился скандал. Обнаружилось, что винтовки с правой стороны — немецкие Mauser-98k. Их быстро спилили, слегка изменив вид памятника. Кстати, есть поверье, что если перед отъездом потереть косу девушки, дорога будет лёгкой и безопасной.
Вокзал в кино
Он не раз становился «героем» кинолент. В 1970 году режиссёр Андрей Смирнов снял фильм «Белорусский вокзал», где, как ни парадоксально, само здание появляется только в самом конце, на кадрах военной хроники. Вокзал в названии — символ: именно с Белорусского уезжали на фронт советские солдаты.
А вот в фильме «Летят журавли» Белорусский вокзал становится ключевым местом действия — в финальных сценах. Здесь главная героиня Вероника окончательно убеждается в том, что её возлюбленный погиб на фронте.
Основные направления
Белорусский вокзал связывает Москву не только с городами России, но и с Белоруссией. Отсюда отправляются рейсы в западном и юго‑западном направлении.
Поезда
Практически половина рейсов с вокзала отправляется в Белоруссию. Поезда уходят в Минск, Брест, Гродно и другие города страны. Также с Белорусского вокзала отправляются рейсы из Москвы в Смоленск, Архангельск, Углич и Псков, а ещё — фирменный поезд «Янтарь» до Калининграда.
Электрички
Пригородные электропоезда отправляются с Белорусского вокзала в Савеловском и Курском направлениях. На электричке можно добраться до многих подмосковных городов: например, до Можайска или Бородино.
Аэроэкспресс от Белорусского вокзала
Отправляется ежедневно до международного аэропорта Шереметьево. Билеты приобретаются в кассах вокзала и на сайте аэроэкспресса. Кассы находятся недалеко от входа на станцию метро «Белорусская» (радиальная), в здании вокзала. Проход к платформам осуществляется через подземный переход.
Дорога от Белорусского вокзала до аэропорта занимает около часа. Также на аэроэкспрессе можно доехать до станции «Одинцово». Поезда с вокзала до аэропорта Шереметьево ходят с 05:00 до 20:00, а обратно — с 5:40 до 21:20. Актуальное расписание лучше уточнять на сайте аэроэкспресса.
Инфраструктура
Для пассажиров в здании Белорусского вокзала оборудованы комфортабельные залы ожидания. Есть вся необходимая инфраструктура: справочная служба, кафе, медпункт, магазины, зоны Wi-Fi. Также на территории Белорусского вокзала работают автоматические и обычные камеры хранения, где можно оставить вещи на период до 12 часов. Для пассажиров с детьми есть детские уголки и зоны для пеленания. А для тех, кому хочется отдохнуть, при вокзале работает гостиница.
Храм
Построен в память о солдатах, погибших на фронтах во время Великой Отечественной войны. По сути это обычная церквушка с алтарём, иконостасом, колоколом и тремя золотыми куполами. Вот только находится она в необычном месте: прямо внутри Белорусского вокзала, на втором этаже.
Где находится Белорусский вокзал и как до него добраться
Здание расположено недалеко от центра Москвы по адресу: площадь Тверская Застава, 7. Можно доехать до Белорусского вокзала как на наземном транспорте, так и метро.
Метрополитен
На Белорусском вокзале работают две станции метро:
- «Белорусская» Замоскворецкой линии. Выход из метро находится прямо в здании вокзала.
- «Белорусская», которая расположена на Кольцевой линии. У этой станции метро есть два выхода: подземный и наземный. Последний расположен рядом с левом крылом вокзала, на углу Грузинского Вала и площади Тверская Застава.
Станции метро соединены между собой подземным переходом. Главное его украшение — скульптурная группа «Белорусские партизаны».
Наземный транспорт
Кроме станций метро, рядом с Белорусским вокзалом находятся остановки автобусов и трамваев. На ближайшую из них (прямо перед зданием) можно добраться на маршрутах м32, т18, т54.
До остановки, расположенной чуть дальше (перед площадью Тверская Застава), ходят автобусы е30к, т70, 27, 345, 345к, 384, 905, а также трамваи № 7 и № 9.
Заключение
Белорусский вокзал в Москве вот уже более 150 лет остаётся одним из важнейших транспортных узлов столицы. Его история полна событий, интересных и порой удивительных подробностей, которые с удовольствием раскроют местные гиды на своих экскурсиях. Также они подскажут участкам прогулок, что посмотреть рядом с Белорусским вокзалом. А самых увлечённых путешественников гиды пригласят изучить и другие вокзалы Москвы, сохранившие свой роскошный дореволюционный облик.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Увидеть достопримечательности города и узнать его главные истории на насыщенной автобусной экскурсии
Запечатлеть себя в колоритных декорациях города и познакомиться с его историей
На автобусе по must-see местам столицы
Узнать историю «Патриков» и отыскать пересечения в жизнях архитекторов и жильцов старинных особняков