Атланты Эрмитажа — загадочные хранители Петербурга
В чём их волшебная сила и при чём здесь инопланетные цивилизацииГде находятся атланты
10 гранитных исполинов с суровыми лицами «держат» балкон Нового Эрмитажа. Музей расположен по адресу: Миллионная улица, 35.
История создания
Новый Эрмитаж — первое здание, которое построили в России как публичный музей. Автором проекта стал приглашённый императором Николаем I немец Лео фон Кленце. Именно ему и принадлежала идея украсить крыльцо Эрмитажа атлантами. Есть версия, что их прототипом стали исполинские статуи, украшавшие храм Зевса на Сицилии. Правда, первоначально архитектор рассматривал и другой вариант — установить под балконом музея кариатид (женские фигуры), но Николай I эту идею отверг.
Эскизы атлантов для Эрмитажа выполнил немец Иоганн фон Гальбиг. А модели из глины создал скульптор А. И. Теребенёв. Причём уже только за глиняную версию атлантов мастер сразу же получил звание академика.
Гранит для будущих статуй привезли в Санкт‑Петербург из окрестностей города Сердоболь (современное название — Сортавала). Вытачивали пятиметровые статуи два (по другим данным — три) года, а работали над ними 150 каменотёсов. Они были разбиты на бригады, каждая выполняла только одну задачу. Например, вытачивала руку или ногу атланта. Лица статуй изготавливал лично скульптор Теребенёв. Установили атлантов в 1848 году — за четыре года до завершения строительства самого здания Нового Эрмитажа.
Любопытно, что атланты вышли совсем не похожими на классические статуи такого типа. Согласно древнегреческой традиции, титан Атлант изображался могучим гигантом зрелых лет, с мощным торсом, суровым взором и окладистой бородой. Атланты в Эрмитаже — безбородые красивые юноши. Наделён их облик и типично русским колоритом: вместо набедренных повязок — шкуры медведей, а на головах — венки из колосьев.
Николай I настолько был впечатлён красотой и величием фигур, что подарил скульптору бриллиантовый перстень. Однако благосклонность императора Теребенёву не помогла в жизни: он не скупился на роскошь, спускал всё заработанное на дорогие развлечения, и в итоге разорился. Умер скульптор в одиночестве и нищете, а похоронили его за счёт мастера‑каменотёса, который когда‑то помогал ему во время работ в Эрмитаже. Не сохранилось даже могилы мастера. Известно только, что захоронение находилось на Волковском кладбище.
Повреждения
В начале XX века в стенах Нового Эрмитажа архитекторы обнаружили мелкие трещины. Появились они из‑за того, что грунт под тяжестью здания просел, и балкон в прямом смысле лёг на плечи каменных гигантов. Так что сегодня исполины, которые всегда несли исключительно декоративную функцию, действительно держат часть Нового Эрмитажа.
В 1990‑х годах атлантов обследовали с помощью дефектоскопа — устройства для обнаружения внутренних повреждений. Анализ выявил в скульптурах множественные микротрещины, которые появились из‑за увеличившейся нагрузки.
Сегодня атланты по‑прежнему нуждаются в реставрации. Специалисты предлагали разные варианты, в том числе и временную установку их бронзовых копий, но пока ни один из проектов не утвердили.
Легенды
Существует «конспирологическая» версия истории атлантов Эрмитажа. Якобы две из десяти фигур одинаковы на 97%, а такой точности в то время вручную добиться было невозможно. Именно это родило теорию о том, что атлантов изготовила (некоторые даже утверждают, что на 3D-принтере) какая‑то другая цивилизация.
Есть и несколько суеверий, связанных с каменными гигантами. Например, петербуржцы считают, что атланты охраняют город. В годы Великой Отечественной войны в торс одного из исполинов попал снаряд. Несмотря на обширную «рану», гигант выстоял. Повредило взрывом и ноготь на ноге гиганта. Среди местных жителей быстро распространилось поверье о том, что если потереть повреждённую конечность, то не страшны будут ни вражеские пули, ни снаряды. Ноготь, кстати, реставрировать не стали и в наши дни.
С пальцами ног исполинов связана и ещё одна необычная традиция. Считается, что, если молодожёны подержатся за правый — у них родится мальчик, а если возьмутся за левый — девочка. Может быть, поэтому у атлантов Нового Эрмитажа так любят фотографироваться новобрачные.
Каменных гигантов в Петербурге настолько любят, что в 1963 году поэт и бард А. М. Городницкий даже посвятил им песню — «Атланты». Сегодня это официальный гимн Эрмитажа.
Заключение
Наличие у каменных исполинов «суперспособностей» — факт весьма спорный. Но это не останавливает путешественников от попыток подержаться за палец одного из них или сделать свадебное фото. И хотя атланты — достопримечательность сами по себе, они лишь «привратники» в мир легенд и удивительных экспонатов Нового Эрмитажа. А проводники в этот мир — опытные гиды, которые расскажут много нового и о каменных стражах Петербурга, и о сокровищах музея.
Автор: Анастасия Рыбина
Ещё на тему путешествий
Еще экскурсии по теме
Оценить парадные залы Зимнего дворца и мировые шедевры
Познакомиться с двумя эпохами Российской империи за один день
Однодневный тур в Карелию: край северной природы, водопадов, фьордов и каньонов
Самые известные и фотогеничные достопримечательности — в одном маршруте!