Усадьбы Подмосковья
12 самых красивых и интересных мест недалеко от столицы
Абрамцево
Сказочная подмосковная усадьба, судьба которой тесно связана как с русской литературой, так и с живописью.
В середине XVIII века этот дом купил Сергей Аксаков. Вдохновлённый красотой здешней природы, он написал «Сказку ключницы Пелагеи», больше известную как «Аленький цветочек». В гости к нему часто приезжал Тургенев, какое-то время в доме провёл и Гоголь, читая гостям второй том «Мёртвых душ».
Однако следов жизни Аксакова в усадьбе осталось немного — она была перестроена и наполнена предметами искусства, перейдя во владение к следующему прославленному хозяину — Савве Мамонтову. Этот меценат и предприниматель организовал здесь загородный кружок художников. К нему приезжали и надолго оставались Васнецов и Врубель, Репин и Коровин, Нестеров и Серов.



В главном усадебном доме организована экспозиция, посвящённая знаменитым гостям имения. Именно здесь, в гостиной для своих впервые поставили пьесу Островского «Снегурочка», а в столовой Валентин Серов написал «Девочку с персиками». Это, кстати, дочь Саввы Мамонтова — Вера.
В парковой зоне усадьбы стоит действующая церковь Спаса Нерукотворного, построенная по уникальному сказочному проекту Васнецова. Иконостас расписал сам художник, создав также образ Богоматери. Остальные иконы писали другие участники художественного кружка, главную — Спаса Нерукотворного — Илья Репин.
Остафьево
Сюда любят приезжать не столько ради музейной части усадьбы, сколько ради парковой. В любое время года здесь можно увидеть семьи с детьми, которые гуляют вдоль прудов, кормят белок и фотографируются на фоне белоснежного усадебного дома.
Именно с него и стоило бы начать свое знакомство с этим местом. Даже не ради музейной коллекции (она в советские годы сильно обеднела из-за перераспределения по другим галереям и хранилищам), а чтобы прочувствовать атмосферу одного из важных центров литературной деятельности в России.
Богатое семейство Вяземских приобрело усадьбу по случаю рождения наследника — Петра Вяземского, будущего поэта и близкого друга Пушкина. Выросший в Остафьево, он посвятил отчему дому немало стихотворений. Юный поэт организовал здесь литературный кружок «Арзамас», в который входили сами Вяземский и Пушкин, Батюшков и Давыдов. «Наше всё» любил усадьбу особенно: он часто приезжал сюда, и, по легенде, дал название и самому месту, и тенистой липовой аллее, ведущей от дома в парк, назвав её «Русский Парнас». По этой аллее можно прогуляться и сегодня.



В Остафьеве также жил и работал Николай Карамзин — писатель и историк, создатель «Истории государства Российского». Одна из постоянных экспозиций местного музея посвящена его пребыванию в усадьбе.
Марфино
Своим необычным видом эта усадьба, помимо простых посетителей, всегда привлекала и кинодеятелей. На её конном дворе седлали лошадей герои фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. По мосту над прудом гуляла Алла Пугачёва в картине «Женщина, которая поёт». А режиссёр Юрий Кара так и вовсе переместил на усадебный двор сцену Бала Сатаны из экранизации «Мастера и Маргариты».
Марфино и впрямь выглядит скорее как декорация к кинофильму, чем как дом, в котором жили одни из самых именитых семей в дореволюционной России. В разное время усадьбой владели князь Голицын, фельдмаршал Салтыков, граф Орлов. А его дочь, Софья Панина, перестроила усадьбу в стиле русской (николаевской) неоготики, сделав её главный дом одним из самых оригинальных подмосковных особняков тех времён.



Сейчас здесь находится ведомственный санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ. Попасть в само здание без санаторной путёвки невозможно, но прогуляться по парковой зоне усадьбы официально может любой желающий, достаточно только показать паспорт. Впрочем, в 2020 году такую возможность приостановили, и когда она появится снова — информации пока нет.
Мураново
Большую часть времени усадьбой владела семья Фёдора Тютчева. При нём здесь были обустроены экзотические персиковая оранжерея и ананасная теплица, был даже частный кегельбан.
В 1920-х усадьба перешла государству и по инициативе внука поэта здесь открылся государственный музей. То ли благодаря участию члена семьи Тютчевых, то ли по счастливому стечению обстоятельств, но создателям заповедника удалось сохранить главное в Муранове — его уютную домашнюю обстановку. Здесь почти не чувствуется музейная атмосфера. Кажется, будто сейчас в доме зазвенят фарфоровые чашки, в которые кто-то разольёт горячий чай.



Усадьбу лучше осматривать не спеша. Пройтись по её липовой аллее, высаженной в XIX веке. Полюбоваться на запруду тихой речки Талицы, заглянуть в действующую церковь Спаса Нерукотворного. Наконец, просто присесть на одну из скамеек перед главным домом и отметить, как изумительно в Муранове гармонируют дома и постройки с окружающей их природой.
Середниково
В конце XVIII века сенатор и миллионер Всеволод Всеволожский приобрёл в Московской области ничем не примечательную усадьбу. Он построил новый парадный дом с небывалым размахом: основное здание с бельведером, четыре флигеля, колоннады. Вырыл пруд, обустроил причал, возвёл четыре моста над оврагом, разбил ландшафтный парк. На конном дворе Всеволожский выращивал скакунов, которых потом дарил императрице. В теплицах у него росли ананасы, которые он солил бочками.



В 1825 году усадьба Середниково была продана очередному владельцу — Дмитрию Столыпину. Его родной сестрой была Елизавета Арсеньева — бабушка Михаила Лермонтова. Поэтому будущий поэт провёл здесь начало юности, приезжая отдохнуть после учёбы в московской гимназии. Здесь он встретил свою первую любовь, которой посвятил поэтический цикл. Сейчас Середниково считается одним из главных лермонтовских мест в России.
Большие Вязёмы
Этот архитектурный ансамбль хоть и входит в Историко-литературный музей-заповедник имени А. С. Пушкина, однако с поэтом напрямую почти не связан. Достоверно известно, что тот больше времени проводил в соседнем Захарове, где жила его бабушка, а в Вязёмы приезжал всего несколько раз. Тем не менее отправиться на прогулку в усадьбу пушкинских времён, захватив с собой томик «Евгения Онегина», — неплохая идея для выходного дня.
Здесь хорошо сохранился быт богатых домов XVIII-XIX веков: есть своя библиотека, детская комната со старинными игрушками и охотничья зала, в которой собраны трофеи прежних владельцев — князей Голицыных. На территории усадьбы находится действующая Спасо-Преображенская церковь, построенная ещё при Борисе Годунове. Потолок её украшен фресками, сохранившимися с 1600-го года. Во дворе церкви — белая звонница XVI века в псковском стиле, единственная сохранившаяся из подобных в Подмосковье.
В доме-дворце когда-то жили князья Голицыны, останавливались на ночлег Михаил Кутузов и князь Пётр Багратион. Здесь бывали Николай Гоголь, Лев Толстой, Марина Цветаева и Анна Ахматова. Не пугайтесь, если внезапно увидите кого-то из них в отражениях старинных зеркал — с недавних пор в усадьбе работает интерактивная инсталляция, оживляющая образы её великих гостей.



Шахматово
Первое, что замечаешь в этой усадьбе — полукруглое венецианское окно в фасадной части главного дома. Стёкла в нём разноцветные: синие, красные, зелёные. И это странно сочетается с типичным деревянным крыльцом прямо под окном.
Но всё встаёт на свои места, когда узнаёшь, кто был хозяином усадьбы и под чьим руководством она перестраивалась. Александр Блок — русский поэт, так любивший Италию. Документальных свидетельств того, что витраж в старинном особняке — это его идея, не сохранилось, есть только стихотворение, в котором он его упоминает.
Шахматово было почти уничтожено после революции. Любимый дом Блока сгорел, от большого усадебного парка осталось лишь несколько растений. В конце XX века на протяжении почти 20 лет всё здесь тщательно восстанавливалось по фотографиям, рисункам, воспоминаниям гостей усадьбы.



Реставрация была настолько дотошной и аккуратной, что сегодня, приезжая в Шахматово, ощущаешь себя путешественником во времени. Вот на стене негромко тикают старые ходики, вот на спинку стула небрежно наброшен кружевной плед, а вот под зелёной лампой на письменном столе лежит раскрытая книга, как будто ещё пять минут назад её читал сам Блок.
Даже цветы и деревья в саду были высажены в точном соответствии с тем, как это было больше сотни лет назад: пышные ирисы вдоль дорожки к дому, рябина и боярышник вдоль забора. Всё, что так вдохновляло самого поэта, теперь можно увидеть и каждому посетителю Шахматово.
Архангельское
Здесь примечательно всё, начиная с месторасположения — на берегу старицы Москвы-реки и продолжая архитектурой и содержанием. Это единственный в Подмосковье дворцово-парковый комплекс, полностью сохранившийся до сегодняшнего дня.
Одной поездки в Архангельское вряд ли будет достаточно. Не только из-за его огромной территории (более 2500 гектаров), но и из-за невероятной насыщенности — каждый метр здесь наполнен чем-то уникальным и исторически важным.
Взять хотя бы архитектуру. Над созданием главного дома-дворца на рубеже XVII-XVIII веков трудились французский и итальянские архитекторы в течение 40 лет. Помимо него, здесь есть собственный театр Гонзаго, старинный храм Архангела Михаила XVII века, чайный домик, малый дворец Каприз, и храм-усыпальница «Колоннада», в которой погребены члены семьи Юсуповых.



Здесь есть регулярный и пейзажный парки, оранжереи и фонтаны, цветники, аллеи и открытый партер с клумбами и скульптурами, характерный для европейских усадеб того времени.
Захарово
Дом, который бабушка Пушкина купила специально для внуков, где поэт провёл своё раннее детство. Здесь жила и та самая Арина Родионовна — после переезда из Петербурга в Москву бабушка Пушкина поселила верную няню в отдельный бревенчатый домик на территории усадьбы.
Главный дом, как и его обстановка, в Захарове не подлинные. В 1993 году здесь был большой пожар, не оставивший после себя почти ничего. Но по сохранившимся в архивах рисункам и воспоминаниям из писем усадьбу удалось восстановить.

К 220-летию поэта здесь открыли «Пушкинскую тропу», связавшую Захарово с соседними Большими Вязёмами. Обе усадьбы входят в Историко-литературный музей-заповедник имени Пушкина.
Горки
Кто знает, сохранилась ли вся красота этой усадьбы до наших дней, не сделай её Ленин своей загородной резиденцией. Именно это спасло роскошный купеческий дом от большевистской экспроприации, оставив в нём все исторические детали на своих местах.
Бывает здесь и странное смешение двух историй: когда натыкаешься в уборной на сочетание лазурной росписи и аккуратной гравировки «серп и молот». Или когда в богато убранной купеческой столовой со всеми её завитками и резьбой видишь вдруг тумбу с посмертной маской Ильича. Но тем интереснее открывать для себя усадьбу, проходя комнату за комнатой, будто историю нашей страны.



На территории заповедника «Горки Ленинские», помимо основного дома-музея, есть несколько прудов с искусственными гротами, центральная и боковые аллеи и даже протекает небольшая речка Туровка. В отдалённой части усадьбы можно найти Музей деревенского быта, где собраны предметы обихода крестьян конца XIX — начала XX века.
Дубровицы
Редкий случай, когда усадьба прославилась не благодаря своему главному дому, а благодаря Знаменской церкви, ради которой сюда и приезжают. Возведена она была в конце XVII века и тут же снискала славу одной из самых любопытных диковин Подмосковья.
Церковь в барочном стиле была настолько непривычна для тех времён, что, по легенде, её отказывались освящать из-за слишком европейского стиля. Хотя в 1704 году это всё же произошло. На церемонии присутствовал сам Пётр I c царевичем Алексеем.



Главный дом в Дубровицах, наоборот, мало чем отличается от подмосковных усадеб XVII-XVIII веков. Просторный особняк с боковыми верандами и флигелями. Когда-то им владели Григорий Потёмкин и Екатерина II, граф Дмитриев-Мамонов и князь Голицын. Сейчас здесь находится Всероссийский НИИ животноводства. Вход в него, то есть в главный усадебный дом Дубровиц, только по пропускам, однако гулять по парковой зоне не воспрещается.
Мелихово
Усадьба состоит из одноэтажного деревянного дома и небольшого парка с прудом. Здесь нет ничего от роскошных подмосковных владений, всё наполнено скромностью и уютом. Однако на посещение Мелихово всё равно стоит выделить день.
Сейчас здесь работает музей А. П. Чехова, театральная студия и даже школа верховой езды. В музее стараниями родных писателя собрано более 30 тысяч экспонатов, самые интересные из которых — его личные вещи. Старое пальто огромного размера, огрызок карандаша и знаменитое чеховское пенсне.
Театральная студия при усадьбе ставит спектакли и проводит фестивали на плавучей сцене прямо посреди пруда. Поэтому не стоит удивляться, если во время прогулки по парку вы случайно наткнётесь на даму в старинном костюме — возможно, это репетируют местные артисты.



Чехову приписывают авторство забавных прозвищ для своих владений, например, «Юг Франции» для огорода, «Аквариум» для садового пруда, или «Питейный дом «Братья Скворцовы» для деревянного скворечника. И хотя в действительности это довольно обычные огород, пруд и скворечник, такие названия сразу делают их особенными, напоминая о тонком чувстве юмора хозяина усадьбы.
Заключение
Усадьбы Подмосковья, как и их знаменитые хозяева, очень разные. Одна похожа на лесную избушку, другая готова спорить в роскоши с Версалем. Открывать для себя усадьбу за усадьбой можно на наших экскурсиях — для этого мы сделали специальную подборку от лучших гидов Tripster.
Ещё на тему путешествий




